Библейско–богословский институт
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Попечители:
митрополит Сурожский Антоний, архиепископ Михаил Мудьюгин, епископ Сергиевский Василий, епископ Диоклийский Каллист, епископ Оксфордский Ричард Харрис, академик Н.И.Толстой, профессор Л.Л. Оболенский, профессор Брюс Мецгер, каноник Майкл Бурдо, священник Ион Селле
Библейско–Богословский Институт (ББИ) продолжает традицию открытого христианского образования, заложенную Общедоступным Православным Университетом, основанным протоиереем Александром Менем. ББИ сочетает в себе особенности конфессионального и светского учебного заведения. Он ориентирован на мирян, открыт межконфессиональному диалогу и свободным дискуссиям. ББИ готовитспециалистов с высшим образованием в области богословия и религиоведения. Акцент делается на изучении современной библеистики. Предусмотрены также специализации по кафедрам философии и богословия, истории Церкви и христианской культуры. У истоков Общедоступного Православного Университета стоял протоиерей Александр Мень, замечательный пастырь и проповедник, занимавшийся активной христианско–просветительской деятельностью. Его публичные лекции по библеистике, истории религиозного пути человечества и Церкви, религиозной философии и богословию заложили основу Университета. Первый учебный год начался 8 сентября 1990 года лекцией "Христианство" прочитанной отцом Александром. Наследующий день, в воскресенье, он был убит по дороге к своему храму Продолжать начатое дело пришлось его ученикам. В 1993 году работу Университета благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1995 году на основе разработанных в Университете программ был зарегистрирован Библейско–Богословский Институт.
Сейчас в ББИ на пяти курсах обучается около 150 студентов. Преподавание ведут 37 высококвалифицированных специалистов. Среди них сотрудники Российского Библейского Общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Российской Академии наук, преподаватели Санкт–Петербургской и Московской Духовных Академий и зарубежные специалисты. Первый курс представляет собой общедоступный лекторий, открытый для всех людей, независимо от возраста, образования и вероисповедания. Приемные экзамены не проводятся. После цикла "Введений" (в Библии, православное богослужение, историю Церкви, церковные искусство и литературу и т.д.) слушатели, желающие систематизировать свои знания и продолжить образование на старших курсах, сдают экзамены и зачеты. На втором курсе наряду с общими предметами преподаются основы христианской педагогики и другие дисциплины, необходимые будущему катехизатору Выпускники курсов катехизаторов сейчас успешно трудятся в школах, колледжах и институтах, проводят катехизацию в храмах. Зачисление на 3 курс проводится по результатам экзаменов за первые два курса и собеседования. Одной из важнейших задач Института является подготовка и издание современных учебных пособий, новых переводов книг Священного Писания нарусский язык, и другой литературы. Уже в 1995 г вышли в свет: новый перевод Послания ап. Павла к Римлянам (с приложениями), учебники побогословиюиконы и основному богословию, книга Дж. Пауэлла" Полнота человеческой жизни", сборни к современных христианских песен и сборник учебных программ. Готовятся к изданию другие переводы из Библии, оригинальные курсы лекций преподавателей Института, труды Александра Меня и работы ведущихзападныхученых. На 1996 г. намечен выход первого номеражурнала "Христианство, культура, образование", издаваемого ББИ.
Библиотека насчитывает свыше 3000 наименований книг и журналов — это преимущественно издания по библеистике, истории Церкви, богословию, философии и христианской культуре. Большую помощь в пополнении книжного фонда оказывают западные христианские организации, включая ведущие издательства Eerdmans и Zondervan (США), SPCK (Великобритания). Тем не менее книг, особенно учебников, катастрофически не хватает. Институт будет благодарен за любую помощь в приобретении необходимой литературы. В рамках ББИ работаетнаучно–методический семинар "Христианство, культура и образование". А семинар по христианской антропологии вызывает серьезный интерес не только у богословов, но и у многих педагогов. Организация научных конференций, семинаров и встреч является одной из форм участия Института в жизни Вселенской Церкви. Связи с российскими и зарубежными христианскими и светскими организациями позволяют лучшим студентам и преподавателям продолжать свое образование в университетах Великобритании, США, Франции и Германии. Мы надеемся, что осуществление хотя бы части упомянутых программ и проектов внесет вклад в развитие внутриправославного и межконфессионального диалогов и поможет навести мост через пропасть, разделяющую Церковь и общество в России.
* * *
Основным препятствием для дальнейшего развития Институтаявляется отсутствие собственного здания с помещениями не только для учебных занятий, но и для библиотеки, офиса и издательства. Многие образовательные и издательские программы находятся под угрозой срыва из–за отсутствия средств. Мы обращаемся к христианским и светским организациям, благотворительным фондам и всем людям, которые внимательно и сочувственно следят за развитием ситуации в России, с просьбой о поддержке. Беспечность и равнодушие, проявленные сегодня, могут дорого обойтись завтра.
Наш расчетный счет:
АБ "Инкомбанк”, филиал "Чистые пруды" агентство'Тверское", для Москвы: р/с 100701622, МФО 998736, уч. 5С; для иногородних: р/с 100701622, МФО201791, уч. 83, к/с 502161000 РКЦ ГУ ЦБ РФ.
Адреса для писем:
Россия, 113534, Москва, ул. АкадемикаЯнгеля, 14–10–461, Библейско–Богословский Институт Факс:(7 095)230 2902 e–mail: bodrov@bibles.msk.su
ИЗДАНИЯ ИНСТИТУТА
(вышли в свет и готовятся к печати в 1995–96 годах)
1* Дж. Пауэлл. Полнота человеческой жизни. 2* Послание апостола Павла к Римлянам (перевод В. Н. Кузнецовой). Апостол Павел в русской библеистике. 3. Библейско–Богословский Институт. *Сборник учебных программ, 1993–94. Сборник учебных программ, 1995–96. 4* Александр Менъ. Урод (Сказка о происхождении человека). 5* Маранафа (Сборник современных христианских песен). 6* И.К. Языкова. Богословие иконы. 7* Архиепископ Михаил (Мудъюгин). Введение в основное богословие. 8. Архиепископ Михаил (Мудъюгин). Русская православная церковность второй половины XX в. 9. Б. Мецгер. Текстология Нового завета. 10. Архимандрит Августин (Никитин). История западных исповеданий. 11. Д.В. Поспеловский. Православная Церковь в истории России. 12. А.Э. Левитин–Краснов. Очерки по истории русской церковной смуты. 13. Э.Л. Лаевская. Искусство Европы первого тысячелетия до н.э. Система художественных культур. 14. Э.Л. Лаевская. Мир мегалитов и мир керамики. Две художественные традиции в искусстве доантичной Европы. 15. КаЪгрин Спинк. Малая сестра Магдалена Иисуса. * Вышли в свет.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru Оставить отзыв о книге Все книги автора [1]«Пространный Христианский Катехизис Православный Кафолическия Восточныя Церкви». М., 1913.
[2]Как редчайшее исключение можно рассматривать издание в конце 40–х — начале 50–х гг. четырехтомника слов и речей митрополита Николая (Ярушевича) и трехтомника слов и речей патриарха Алексия (Симанского); этот шаг являлся своего рода подачкой властей, используемой в качестве аргумента теми, кто пытался убеждать весь мир в существовании в СССР свободы совести и церковной деятельности.
[3]Из них пять в начале 60–х гг. снова закрыли; это было одним из проявлений гонения, которому подвергалась Церковь во время правления Н.С. Хрущева.
[4]Известен случай, когда абитуриент, признанный «параноиком, подверженным впадениям в идиотизм», сумел через пару лет все же преодолеть барьер, заграждавший поступление в Ленинградскую семинарию, проявил себя потом круглым отличником, обладавшим к тому же блестящим музыкальным дарованием.
[5]Здесь и далее, говоря о Церкви, я имею в виду в основном Русскую Православную Церковь (РПЦ), к которой принадлежит подавляющее большинство христиан бывшего Советского Союза (особенно России); положение и условия деятельности других христианских церквей и конфессий у нас мало чем отличались от РПЦ.
[6] Евхаристия (иначе «благодарение») — учрежденное и заповеданное Иисусом Христом таинство вкушения Его Тела и Крови под видом хлеба и вина.
[7]См. главу «Почитание святых».
[8]«Катехизис Святыя, Православныя, кафолическия, греко–восточныя Церкви». М., 1892.
[9]Мы здесь не всегда пользуемся полным наименованием праздничного вечернего богослужения — «всенощное бдение», ибо оно практически никогда ночью не совершается, заканчиваясь еще в вечерние часы. Это название представляет собой противоречащий действительности архаизм (в монастырях древности служба нередко продолжалась почти всю ночь).
[10]Кроме православных храмов, мне привелось слышать еще больший шум в армяно–григорианском соборе, где чтение Священного Писания и все богослужение совершается не на полупонятном языке, как церковнославянский у нас. а уже на совершенно недоступном никому, кроме священнослужителей, древнеармянском.
[11]Во время гонений в период сравнительно кратковременного тюремного заключения (Ленинград, 1930 г.) автору удалось раздобыть ходившее по рукам заключенных Евангелие, которое он стал читать, разлегшись на своей койке. К нему подошел сокамерник, католический прелат о. Станислав Пшерембель, и сказал вполголоса: «Эту книгу надо читать не лежа, а на коленях». Вот пример настоящего, глубинного отношения к Священному Писанию!
[12]Этот несомненно трогательный и любимый церковным народом обряд имеет и отрицательную сторону: возникает шум от неизбежного перемещения по храму, образуется очередь при подходе к Евангелию (или к иконе, помещаемой в центре храма в канун различных праздников): естественно, подобные помехи не способствуют молитвенному состоянию и восприятию читаемого в это время канона, содержание которого доходит до сознания чаше всего только (в лучшем случае) самого чтеца (такова же участь и некоторых других разделов богослужения–кафизм, шестипсалмия, часов).
[13]Никейский Символ веры.
[14]В начале 80–х гг. некий кандидат на принятие духовного сана провел несколько месяцев в Псково–Печерском монастыре, куда был временно направлен своим епархиальным руководством для предварительного ознакомления с монашеской жизнью, составлявшей предмет его мечтаний. Зная, правда, довольно поверхностно, Новый Завет, он любил при случае на него ссылаться, не забывая указывать книгу, главу, стих приводимого текста, за что получил от братии кличку «баптист», ибо интерес к Слову Божьему со стороны православного человека представляется монахам чем–то противоестественным, а баптисты, как известно, слывут знатоками Библии.
[15]Сами обязанности иподьяконов, сводящиеся к обслуживанию каждого шага и жеста архиерея, почти исключают для них возможность сколько–нибудь сосредоточенной молитвы и, таким образом, иподьяконство оказывается школой духовного развращения; для иподьякона, привыкшего заботиться о расстегивании и застегивании пуговиц омофора, даже в самые святые минуты евхаристического канона почти невозможна сердечная благоговейная молитва, хотя бы он и был к ней способен.
[16]В храмах Восточных Православных Церквей, также Греции, Болгарии и Румынии в течение значительной части богослужений молящиеся сидят В РПЦ невозможно использовать для отдыха даже краткие периоды, отводимые для этой цели богослужебным уставом (кафизмы, паремии), из–за отсутствия скамей.
[17]Как показано в трудах известных богословов нашей Церкви А.Дмитриевского, Н.Успенского и других, значительная часть молитвословий этих литургий была составлена и введена в них позднее, однако в течение уже многих столетий они находятся в богослужебном применении всего православия, а участие в их составлении св. Отцов, имена которых они носят, не вызывает у богословов сколько–нибудь серьезных сомнений.
[18]Частое совершение других богослужений суточного круга–полунощницы и повечерия сохраняется только в монастырях, в приходской практике полунощница не совершается, а повечерие — лишь ограниченное число раз в церковном году, в основном — во время Великого поста. Часы вошли уже с давних времен в состав других чинопоследований.
[19]Пожертвования, сопровождающие подачу заздравных и заупокойных «записок», обычно занимают существенное место в приходском бюджете, чем отчасти и объясняется особая озабоченность как приходского совета, так и руководства прихода исправностью всего механизма поминовения, начиная с подачи записок и кончая произнесением содержащихся в ней имен.
[20] Евхаристический канон — центральная часть литургии верных, начинающаяся благословением: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа… и заканчивающаяся словами: «и да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа… Во время евхаристического канона перенесенные на престол хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы.
[21]Это предание является апокрифом, положенным Римско–католической Церковью в основание утвержденного ею в 1950 г. в качестве богооткровенной истины догмата о принятии Богоматери душой и телом в небесную славу, минуя кончину земной жизни. Православная Церковь от принятия этого догмата воздержалась, но, вопреки логике, прославляет его содержание, в частности в упомянутых выше погребальных молитвословиях.
[22]Имеется в виду эпоха, предшествовавшая II Ватиканскому Собору (1962–1965 гг.).
[23]Триодь постная. Тропарь утрени Страстной и Великой субботы.
[24]Литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста
[25]Автору памятен случай, имевший место в 1958 г когда священник Вологодского кафедрального собора едва не подвергся насилию со стороны прихожан за то, что в канун дня памяти целителя Пантелеймона (9 августа) в строгом соответствии с уставом совершил вечернее богослужение как в будний день, — прихожане привыкли, что другие священники, вопреки уставу, совершали полиелей, что, как известно, придает богослужению праздничную торжественность.
[26]Достаточно заглянуть в церковный настольный календарь любого года, чтобы убедиться в наличии там множества имен, принадлежащих мало почитаемым святым — таким, как мученики Анемподист, Агафопод, Сергий, Павсикакий, Арий, преподобные Пафнутий, Сисой, Серапион и т.п., даже жития многих из них до нас не дошли, и упоминание их имен ограничивается календарем. Вероятно, призывания типа «Вси святии, молите Бога о нас» явились результатом инстинктивного осознания некоторой несправедливости по отношению к святым, в частных молитвах полностью игнорируемым, а в богослужении упоминаемым лишь формально, поскольку их имена стоят в календаре.
[27] Типикон — богослужебный устав Православной Церкви; Минея месячная — собрание молитвословий, относящихся к числу постоянных элементов богослужений, совершаемых в дни «непереходящих», т.е. фиксированных праздников, дней памяти многих святых.
[28]Критическое отношение к повествованиям о такого рода «чудесах» основывается отнюдь не на неверии в саму возможность сверхъестественного явления. О чудесах, описанных в Священном Писании, можно с уверенностью сказать, что в них нет ничего случайного: в большинстве своем они — проявления промысла Божьего о людях, нуждающихся духовно или физически в благодатной помощи Божьей. Упомянутые же «чудеса» житийной литературы по своей бесцельности и бессмысленности могут быть поставлены в один ряд с фантастикой апокрифов, Церковью в свое время отвергнутых, что не помешало им, к великому вреду для Церкви, проникнуть в акафисты и другие позднейшие молитвенные тексты.
[29]Зачастую почитанием и любовью пользуется не сама Матерь Божья, а именно ее икона, которую ошибочно именуют, скажем, не «Казанской иконой», а «Казанской Божьей Матерью»!
[30]Очень близким, можно сказать, параллельным явлением следует считать «специализацию» некоторых икон Божьей Матери; так, перед иконой «Неопалимая купина» молятся при опасности пожара, перед «Державной» — при политических неурядицах и т.п.
[31]Кроме праздника Воздвижения Креста, торжественный вынос креста на середину храма совершается еще два раза в году, в начале Успенского и в середине Великого постов.
[32]В данной главе цитаты приведены по статье «Слово о святом и животворящем Кресте». — «Православный вестник», 1991, № 9.
[33]Впервые эта глава опубликована в сб. «Пути православия». М, 1994, № 2.
[34]В определениях VII Вселенского Собора (787 г.) по проблеме иконопочитания подразумевалось прежде всего почитание изображений (икон) Спасителя, однако распространение как этих определений, так и практики почитания на иконы Богоматери и святых совершилось очень быстро. Подобный процесс следует признать вполне естественным. Если допустимо и спасительно изображать и чествовать образ Христа, Сына Божьего, основываясь при этом на Его воплощении (Ин 1.18), то не могло быть и возражений против изображения и соответствующего чествования образов почитаемых святых.
[35]Главная трудность для языческого сознания состояла в почитании распятого преступника, что совершенно не вязалось с мифологическими представлениями о могуществе и красоте богов, исключавшими даже мысль о возможности их уничтожения, физического страдания, смерти.
[36]Наиболее ярким и широко известным образцом такого рода литературы может служить «Декамерон» Боккаччо.
[37]Этот тип изображения ближе других восходит к византийской традиции и потому нередко называется «Пантократор» (Вседержитель).
[38]Однако и такое изображение Духа Святого канонично только на иконах, изображающих Крещение Господне, ибо известны явления Духа Святого и в иных образах (в виде огненных языков и др.)
[39]«Пространный Христианский Катехизис Православный Кафолическия Восточныя Церкви». М., 1913.
[40]Согласно определению Арльского собора 314 г., утвержденному I Вселенским Собором 325 г., крещение действительно, если совершено крещеным человеком во имя Отца и Сына и Святого Духа, даже если совершающий таинство принадлежит к еретическому сообществу.
[41]Словосочетание «соборная Церковь» и сравнительно недавно (в середине прошлого века) появившийся и прочно вошедший в русский язык термин «соборность» страдают неопределенностью и несоответствием греческому оригиналу.
[42]Греческое слово «кафолики» (в более древнем произношении «католики») означает «вселенская, всемирная, всеобщая». Раньше в литературе Православная Церковь именовалась «кафолической», что очевидно наиболее близко к оригиналу, однако теперь такое именование можно услышать крайне редко, что объясняется близостью звучания к слову «католическая», т.е. к именованию Церкви, как известно, весьма во многом близкой к православию, но не тождественной ему.
[43]В аспекте вероучительном сам термин «непогрешимость» следует признать крайне неудачным и вводящим в заблуждение. Корень его исходит от слова «грех», имеющего во всеобщем понимании сугубо нравственный характер, между тем в рассматриваемом аспекте непогрешимости Церкви говорится о неспособности заблуждаться в вероучении, что имеет характер отнюдь не нравственный. Заблуждение в истинах веры может пониматься как ошибка, как болезнь, как несчастие, но не как грех, т.е. произвольное нарушение воли Божьей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|