Рекомендации по выполнению УИРс
Стр 1 из 23Следующая ⇒ Кафедра биологии с экологией и курсом фармакогнозии
Биология с экологией Учебное пособие к внеаудиторной работе для студентов 1 курса, обучающихся по специальностям 060101 – «Лечебное дело» и 060103 – «Педиатрия»
Красноярск
УДК 57+577.4 (078.5 ББК 28.0 Б 63
Биология с экологией: Учебное пособие к внеаудиторной работе для студентов 1 курса обучающихся по специальностям 060101 – «Лечебное дело» и 060103 «Педиатрия»: Т. Я. Орлянская, В.С. Крупкина, С.В.Чижова и др. - Красноярск: типография КрасГМУ, 2009.- 148с.
Составители: Т.Я.Орлянская, В.С. Крупкина, С.В.Чижова, М.Н.Максимова, В.А.Чиненков, Л.С.Смирнова, Г.П. Гаевская, Н.Н. Дегерменджи, Т.С. Подгрушная, Т.И.Устинова.
Учебное пособие к внеаудиторной работе для студентов первого курса содержит сведения об объеме материала, необходимом для усвоения конкретной темы занятия. Самоподготовка в процессе освоения темы по учебно-тематическим вопросам, заполнение таблиц дает возможность систематизировать изучаемый материал, а также самостоятельно оценить степень усвоения материала при знакомстве с эталонами ответов по вопросам тестов и ситуационных задач.
Протокол ЦКМС _____________________________
КрасГМУ Оглавление
Занятие № 1 «Микроскоп, его устройство и правила работы с ним.
Уровни организации живого. Про- и эукариотические клетки» Подготовка к практическому занятию. Студенты приходят на первое занятие по дисциплине «Биология с экологией» имеют определенный багаж знаний. На занятии в ходе фронтальной беседы выявляется уровень подготовки группы по предмету. Перечень вопросов для самоподготовки: При домашней подготовке необходимы знания по следующим вопросам: 1. Объяснить сущность науки «Биология» и ее значение в медицине. 2. Обосновать, почему Человека как объекта медицины мы изучаем, прежде всего, как представителя животного мира. 3. Система классификации живых организмов. 4. Представление о неклеточных и клеточных формах жизни. 5. Понятия о про- и эукариотах. 6. Разнообразие клеточных форм жизни. 7. Представление об увеличительных приборах, истории их открытия и совершенствования. 8. Значение увеличительных приборов в развитии биологии и медицины. Перечень практических умений Умение: - объяснить роль увеличительных приборов для изучения биологических объектов; - объяснить принцип работы со световым микроскопом и препаровальной лупой при изучении биологических объектов разных размеров; - показать особенности организации клеточных форм жизни на разном уровне их организации.
Рекомендации по выполнению УИРс Сообщения обязательно должны содержать конкретный материал с учетом современных данных. Изложение материала (в течение 7 мин) должно быть доступно, докладчик обязан свободно владеть материалом. Возможно использование презентаций. Доклад в оформленном виде предоставляется преподавателю. Предлагаемые темы рефератов: - История открытий оптических приборов, используемых в биологии - А. Левенгук и его микроскопы - Электронный микроскоп, история его открытия и перспективы использования в современной биологии - Современные возможности световой микроскопии - Визуальное (прижизненное) изучение клеток - Изучение фиксированных клеток Самоконтроль по тестовым заданиям: С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже: 1. Признаки класса Млекопитающие у человека: а) первичная полость тела и волосяной покров б) млечные железы и левая дуга аорты в) правая дуга аорты и тазовые почки г) вторичная полость тела и губчатые легкие Эталон: б 2. У анаэробов процесс расщепления субстрата и образование АТФ происходит в: а) гиалоплазме б) митохондриях в) нуклеоиде г) рибосомах Эталон: а 3. Компонент клетки регулирующий в ней все обменные процессы: а) ядро б) плазмалемма в) гиалоплазма г) надмембранный аппарат Эталон: а 4. Преобладающий признак, который проявляется у гибридного потомства, называют: а) промежуточным б) мутацией в) доминантным г) рецессивным Эталон: в 5. Гаметы – высокодифференцированные клетки, содержащие наследственную информацию для развития организма в объеме: а) n с б) 2n 2с в) n 2с г) 2п 4с Эталон: а 6. Заражение описторхозом происходит при употреблении в пищу недостаточно термически обработанной: а) речной рыбы б) свинины в) говядины г) морской рыбы Эталон: а 7. Учение о биосфере разработал: а) К. Линней б) И.В. Вернадский в) Ч. Дарвин г) Э. Зюсс Эталон: г 8. Вши вызывают заболевание: а) волынскую лихорадку б) вшивый сыпной тиф в) вшивый возвратный тиф
г) педикулез Эталон: г 9. Комары являются переносчиками возбудителей: а) чумы б) малярии в) тифа г) дизентерии Эталон: б 10. Чесотку вызывают представители из класса: а) сосальщики б) паукообразные в) насекомые г) ресничные Эталон: б Самоконтроль по ситуационным задачам: Задача 1. Для изучения предложены два микропрепарата: 1) кожица лука и 2) крыло комара. Объясните, при работе, с каким из этих препаратов будет использована лупа, а с каким – микроскоп? Ответ: Для изучения крыла бабочки достаточно использование лупы, а для изучения покровной ткани растения – микроскоп. Задача 2. Для выполнения практической работы предложены временный и постоянный препараты. Объясните, как Вы их отличите? Ответ: Постоянный препарат обычно готовится перед изучением объекта. Сам объект помещается на предметное стекло в каплю воды и накрывается стеклом покровным. Постоянные препараты хранятся долго и сами объекты помещены в бальзам. Задача 3. В поле зрения при изучении препарата «Перекрест волос» (волосы содержат большое количество пигмента – темно-коричневого цвета) видны при малом увеличении следующие образования: толстые полоски темно-коричневого цвета, расположенные крест-накрест, пузырьки разного диаметра темного цвета, длинные нитевидные образования с четкими краями, но бесцветные. Объясните, где в поле зрения представлены артефакты, а где объект исследования. Ответ: Непосредственный объект исследования – это толстые полоски темно-коричневого цвета, расположенные крест-накрест, а пузырьки разного диаметра темного цвета – пузырьки воздуха и длинные нитевидные образования – волокна ваты – это артефакты. Задача 4. Рассматриваются три вида клеток: клетки кожицы лука, клетка бактерии и клетка эпителия кожи лягушки. Объясните, какие из перечисленных клеток можно уже четко рассмотреть при увеличении микроскопа (7х8), а какие можно увидеть только при увеличении (7х40) и при иммерсии. Ответ: Клетки эукариот по сравнению с прокариотами довольно крупные, поэтому их можно уже увидеть четко при малом увеличении, хорошо рассмотреть бактериальную клетку можно только при иммерсии. Задача 5. Исходя из предложенного стихотворения: «С лука сняли кожицу- Тонкую, бесцветную, Положили кожицу На стекло предметное, Микроскоп поставили, Препарат – на столик…» Сделайте вывод: о приготовлении какого препарата идет речь (временного или постоянного)? Какие важные моменты в приготовлении препарата здесь не отмечены? Ответ: Речь идет о временном препарате. Не отражены моменты помещения на предметное стекло капли воды и покрытие объекта предметным стеклом.
Занятие № 2 «Биология эукариотической клетки. Структурные компоненты цитоплазмы»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|