Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по выполнению УИРс




Кафедра биологии с экологией и курсом фармакогнозии

 

 

Биология с экологией

Учебное пособие к внеаудиторной работе

для студентов 1 курса, обучающихся по специальностям

060101 – «Лечебное дело» и 060103 – «Педиатрия»

 

 

Красноярск


 

УДК 57+577.4 (078.5

ББК 28.0

Б 63

 

Биология с экологией: Учебное пособие к внеаудиторной работе для студентов 1 курса обучающихся по специальностям 060101 – «Лечебное дело» и 060103 «Педиатрия»: Т. Я. Орлянская, В.С. Крупкина, С.В.Чижова и др. - Красноярск: типография КрасГМУ, 2009.- 148с.

 

 

Составители: Т.Я.Орлянская, В.С. Крупкина, С.В.Чижова, М.Н.Максимова, В.А.Чиненков, Л.С.Смирнова, Г.П. Гаевская, Н.Н. Дегерменджи, Т.С. Подгрушная, Т.И.Устинова.

 

 

Учебное пособие к внеаудиторной работе для студентов первого курса содержит сведения об объеме материала, необходимом для усвоения конкретной темы занятия. Самоподготовка в процессе освоения темы по учебно-тематическим вопросам, заполнение таблиц дает возможность систематизировать изучаемый материал, а также самостоятельно оценить степень усвоения материала при знакомстве с эталонами ответов по вопросам тестов и ситуационных задач.

 

Рецензенты: Зав. кафедрой биологииРГМУ, академик РАМН, профессор Ярыгин В.Н.   Зав. кафедрой медицинской биологии НГМУ, профессор Ясакова Н.Т.  

 

Протокол ЦКМС _____________________________

 

КрасГМУ


Оглавление

Занятие №1. Микроскоп, его устройство и правила работы с ним. Уровни организации живого. Про- и эукариотические клетки Занятие №2. Биология эукариотической клетки. Структурные компоненты цитоплазмы Занятие №3. Ядро, его структурные компоненты. Размножение клеток Занятие №4. Молекулярные основы наследственности и изменчивости Занятие №5. Регуляция экспрессии генов у про- и эукариот Занятие №6. Биология клетки. Организация наследственного материала и его реализация Занятие №7. Размножение организмов Занятие №8. Наследственность – фундаментальное свойство живого Занятие №9.Генотип как целостная система. Взаимодействие генов Занятие №10. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Наследование пола. Занятие №11. Изменчивость и ее формы. Фенотипическая изменчивость Занятие №12.Наследственная изменчивость Занятие №13. Медицинская генетика. Методы изучения наследственности человека Занятие №14.Медицинская генетика. Методы изучения наследственности человека Занятие №15. Биология развития организмов. Оплодотворение. Эмбриогенез Занятие №16. Онтогенез как процесс реализации генетической информации. Генная регуляция онтогенеза Занятие №17. Регенерация Занятие №18. Коллоквиум:«Роль генетических и средовых факторов в ходе реализации наследственной информации в фенотип Занятие №19.Основы эволюционной теории. Микроэволюция, макроэволюция Занятие №20. Филогенез покровов тела и скелета позвоночных животных Занятие №21. Филогенез пищеварительной и дыхательной систем позвоночных животных Занятие №22.Филогенез кровеносной мочевыделительной и половой систем позвоночных животных Занятие №23. Филогенез нервной и эндокринной систем позвоночных животных Занятие №24. Антропогенез Занятие №25. Коллоквиум «Эволюция живой природы. Механизмы и закономерности» Занятие №26. Медицинское значение простейших из классов Саркодовые и Жгутиковые Занятие №27. Медицинское значение простейших из классов Споровики и Инфузории Занятие №28. Паразитизм в типе Плоские черви. Класс Сосальщики. Печеночный, кошачий и ланцетовидный сосальщики Занятие №29. Паразитизм в типе Плоские черви. Класс Сосальщики. Легочный, китайский сосальщики. Шистосомы Занятие №30. Паразитизм в типе Плоские черви. Класс Ленточные черви. Бычий и свиной цепни. Широкий лентец Занятие №31. Паразитизм в типе Плоские черви. Класс Ленточные черви. Карликовый цепень. Альвеококк. Эхинококк Занятие №32. Тип Круглые черви - паразиты человека. Аскарида. Острица. Власоглав. Трихинелла Занятие №33.Паразитизм в типе Круглые черви. Ришта. Филярии. Анкилостома. Некатор Занятие №34. Медицинское значение членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные Занятие №35.Медицинское значение членистоногих. Класс Насекомые Занятие №36. Коллоквиум «Основы медицинской экологии» Занятие №37. Биологические аспекты здоровья человека Занятие №37. Практические навыки микроскопирования. Экзаменационное тестирование Литература

Занятие № 1 «Микроскоп, его устройство и правила работы с ним.

Уровни организации живого. Про- и эукариотические клетки»

Подготовка к практическому занятию.

Студенты приходят на первое занятие по дисциплине «Биология с экологией» имеют определенный багаж знаний. На занятии в ходе фронтальной беседы выявляется уровень подготовки группы по предмету.

Перечень вопросов для самоподготовки:

При домашней подготовке необходимы знания по следующим вопросам:

1. Объяснить сущность науки «Биология» и ее значение в медицине.

2. Обосновать, почему Человека как объекта медицины мы изучаем, прежде всего, как представителя животного мира.

3. Система классификации живых организмов.

4. Представление о неклеточных и клеточных формах жизни.

5. Понятия о про- и эукариотах.

6. Разнообразие клеточных форм жизни.

7. Представление об увеличительных приборах, истории их открытия и совершенствования.

8. Значение увеличительных приборов в развитии биологии и медицины.

Перечень практических умений

Умение:

- объяснить роль увеличительных приборов для изучения биологических объектов;

- объяснить принцип работы со световым микроскопом и препаровальной лупой при изучении биологических объектов разных размеров;

- показать особенности организации клеточных форм жизни на разном уровне их организации.

Рекомендации по выполнению УИРс

Сообщения обязательно должны содержать конкретный материал с учетом современных данных.

Изложение материала (в течение 7 мин) должно быть доступно, докладчик обязан свободно владеть материалом.

Возможно использование презентаций.

Доклад в оформленном виде предоставляется преподавателю.

Предлагаемые темы рефератов:

- История открытий оптических приборов, используемых в биологии

- А. Левенгук и его микроскопы

- Электронный микроскоп, история его открытия и перспективы использования в современной биологии

- Современные возможности световой микроскопии

- Визуальное (прижизненное) изучение клеток

- Изучение фиксированных клеток

Самоконтроль по тестовым заданиям:

С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:

1. Признаки класса Млекопитающие у человека:

а) первичная полость тела и волосяной покров

б) млечные железы и левая дуга аорты

в) правая дуга аорты и тазовые почки

г) вторичная полость тела и губчатые легкие

Эталон: б

2. У анаэробов процесс расщепления субстрата и образование АТФ происходит в:

а) гиалоплазме

б) митохондриях

в) нуклеоиде

г) рибосомах

Эталон: а

3. Компонент клетки регулирующий в ней все обменные процессы:

а) ядро

б) плазмалемма

в) гиалоплазма

г) надмембранный аппарат

Эталон: а

4. Преобладающий признак, который проявляется у гибридного потомства, называют:

а) промежуточным

б) мутацией

в) доминантным

г) рецессивным

Эталон: в

5. Гаметы – высокодифференцированные клетки, содержащие наследственную информацию для развития организма в объеме:

а) n с

б) 2n 2с

в) n 2с

г) 2п 4с

Эталон: а

6. Заражение описторхозом происходит при употреблении в пищу недостаточно термически обработанной:

а) речной рыбы

б) свинины

в) говядины

г) морской рыбы

Эталон: а

7. Учение о биосфере разработал:

а) К. Линней

б) И.В. Вернадский

в) Ч. Дарвин

г) Э. Зюсс

Эталон: г

8. Вши вызывают заболевание:

а) волынскую лихорадку

б) вшивый сыпной тиф

в) вшивый возвратный тиф

г) педикулез

Эталон: г

9. Комары являются переносчиками возбудителей:

а) чумы

б) малярии

в) тифа

г) дизентерии

Эталон: б

10. Чесотку вызывают представители из класса:

а) сосальщики

б) паукообразные

в) насекомые

г) ресничные

Эталон: б

Самоконтроль по ситуационным задачам:

Задача 1. Для изучения предложены два микропрепарата: 1) кожица лука и 2) крыло комара. Объясните, при работе, с каким из этих препаратов будет использована лупа, а с каким – микроскоп?

Ответ: Для изучения крыла бабочки достаточно использование лупы, а для изучения покровной ткани растения – микроскоп.

Задача 2. Для выполнения практической работы предложены временный и постоянный препараты. Объясните, как Вы их отличите?

Ответ: Постоянный препарат обычно готовится перед изучением объекта. Сам объект помещается на предметное стекло в каплю воды и накрывается стеклом покровным. Постоянные препараты хранятся долго и сами объекты помещены в бальзам.

Задача 3. В поле зрения при изучении препарата «Перекрест волос» (волосы содержат большое количество пигмента – темно-коричневого цвета) видны при малом увеличении следующие образования: толстые полоски темно-коричневого цвета, расположенные крест-накрест, пузырьки разного диаметра темного цвета, длинные нитевидные образования с четкими краями, но бесцветные. Объясните, где в поле зрения представлены артефакты, а где объект исследования.

Ответ: Непосредственный объект исследования – это толстые полоски темно-коричневого цвета, расположенные крест-накрест, а пузырьки разного диаметра темного цвета – пузырьки воздуха и длинные нитевидные образования – волокна ваты – это артефакты.

Задача 4. Рассматриваются три вида клеток: клетки кожицы лука, клетка бактерии и клетка эпителия кожи лягушки. Объясните, какие из перечисленных клеток можно уже четко рассмотреть при увеличении микроскопа (7х8), а какие можно увидеть только при увеличении (7х40) и при иммерсии.

Ответ: Клетки эукариот по сравнению с прокариотами довольно крупные, поэтому их можно уже увидеть четко при малом увеличении, хорошо рассмотреть бактериальную клетку можно только при иммерсии.

Задача 5. Исходя из предложенного стихотворения:

«С лука сняли кожицу-

Тонкую, бесцветную,

Положили кожицу

На стекло предметное,

Микроскоп поставили,

Препарат – на столик…»

Сделайте вывод: о приготовлении какого препарата идет речь (временного или постоянного)? Какие важные моменты в приготовлении препарата здесь не отмечены?

Ответ: Речь идет о временном препарате. Не отражены моменты помещения на предметное стекло капли воды и покрытие объекта предметным стеклом.

Занятие № 2 «Биология эукариотической клетки. Структурные компоненты цитоплазмы»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...