Подготовка к практическому занятию
При подготовке необходимо использовать основные источники, лекционный материал, а также дополнительную литературу по теме занятия. Перечень вопросов для самоподготовки: 1. Объяснить понятия «неклеточные формы жизни», «клеточные формы жизни», «прокариоты», «эукариоты». 2. Сформулировать основные положения клеточной теории строения организмов. 3. Сравнить строение прокариотических и эукариотических клеток. 4. Определения понятий «клетка», «органоиды», «общие и специальные органоиды», «включения». 5. Морфо-функциональная характеристика органоидов эукариотической клетки (световая и электронная микроскопия). 6. Классификация включений. Примеры. 7. Сравнить характеристику растительной и животной клеток. 8. Химическая организация клетки. 9. Процессы метаболизма в клетках растительного и животного происхождения. Перечень практических умений Умение: - дифференцировать два уровня клеточной организации: прокариотический и эукариотический; - охарактеризовать клетку как элементарную, целостную систему; - объяснить общий план строения эукариотической клетки; - дифференцировать компоненты цитоплазмы: органоиды и включения в растительных и животных клетках; - обосновать общность и структурно-функциональное отличие клетки растительной и животной. Рекомендации по выполнению УИРс (требования к оформлению см. «Занятие №1») Предлагаемые темы рефератов: - Лизосомы и связанные с ними «болезни накопления» - Клеточная теория – история, современность, перспективы - Митохондриальные болезни – новое направление современной медицины. Самоконтроль по тестовым заданиям: С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:
1. Органоид, участвующий в формировании клеточной стенки клеток растений: а) комплекс Гольджи б) гладкая ЭПС в) шероховатая ЭПС г) микротрубочки Эталон: а 2. Меланин относится к включениям: а) трофическим б) секреторным в) экскреторным г) специальным Эталон: г 3. В животной клетке лизосомы обнаружены: а) 1958г Портером б) 1904г Мевесом в) 1955г Де Дювом г) 1882г Флеммингом Эталон: в 4. Клеточные мембраны представляют комплекс: а) липопротеидный б) нуклеопротеидный в) гликолипиднй г) гликопротеидный Эталон: а Первичная структура белка формируется с помощью химических связей а) водородных б) гидрофобных в) пептидных г) гликозидных Эталон: в 6.Органелла клетки – клеточный центр является: а) немембранной б) одномембранной в) двумембранной г) специальной Эталон:а 7. Токсичная для клетки перекись водорода нейтрализуется: а) на мембранах ЭПС б) в пероксисомах в) в аппарате Гольджи г) в пищеварительных вакуолях Эталон:б 8. Специфический микроэлемент, входящий в состав инсулина – это: а) магний б) йод в) хлор г) цинк Эталон:г 9. В аппарате Гольджи формируются: а) ядрышки б) первичные лизосомы в) микротрубочки г) нейрофибриллы Эталон:а 10. Митохондрии имеются: а) только в животной эукариотической клетке б) только в растительной эукариотической клетке в) в эукариотических клетках животных и грибов г) во всех эукариотических клетках Эталон: г Работа с таблицами При подготовке к занятию необходимо в альбоме заполнить таблицу № 1 и дозаполнить таблицы №2, №3 и №4. Таблица №1 «Цитологические признаки, характерные для про - и эукариот»
Таблица 2 Органоиды специального назначения
Таблица 3 Сравнительная характеристика общих органоидов эукариотических клеток
Таблица 4 Классификация включений
Самоконтроль по ситуационным задачам: Задача 1. Известно, что у позвоночных животных кровь красная, а у некоторых беспозвоночных (головоногих моллюсков) голубая. Объясните с присутствием, каких микроэлементов связан определенный цвет крови у этих животных?
Ответ: Кровь этих животных голубая т.к. в ее состав входит гемоцианин, содержащий медь (Си). Задача 2. Зерна пшеницы и семена подсолнечника богаты органическими веществами. Объясните, почему качество муки связано с содержанием клейковины в ней, какие органические вещества находятся в клейковине пшеничной муки. Какие органические вещества находятся в семенах подсолнечника? Ответ: Клейковина – это та часть муки, в которой содержится белковый компонент, благодаря которому качество муки ценится выше. В семенах подсолнечника наряду с белками и углеводами в значительном количестве находятся растительные жиры. Задача 3. Восковидные липофусцинозы нейронов могут проявляться в разном возрасте (детском, юношеском и зрелом), относятся к истинным болезням накопления, связанным с нарушением функций органоидов мембранного строения, содержащих большое количество гидролитических ферментов. Симптоматика включает признаки поражения центральной нервной системы с атрофией головного мозга, присоединяются судорожные припадки. Диагноз ставится при электронной микроскопии - в этих органоидах клеток очень многих тканей обнаруживаются патологические включения. Объясните, в каком органоиде в клетках нарушена функция? Ответ: у людей с данной патологией нарушена функция лизосом, возможно, какие-то ферменты отсутствуют или не включаются, поэтому в лизосомах обнаруживаются недорасщепленные структуры. Задача 4. У больного выявлена редкая болезни накопления гликопротеинов, связанная с недостаточностью гидролаз, расщепляющих полисахаридные связи эти аномалии характеризуются неврологическими нарушениями и разнообразными соматическими проявлениями. Фукозидоз и маннозидоз чаще всего приводят к смерти в детском возрасте, тогда как аспартилглюкозаминурия проявляется как болезнь накопления с поздним началом, выраженной психической отсталостью и более продолжительным течением. Объясните, в каком органоиде в клетках нарушена функция? Ответ: у людей с данной патологией нарушена функция лизосом, отсутствуют ферменты, расщепляющие гликопротеины, поэтому в лизосомах обнаруживаются недорасщепленные структуры. Задача 5. Выявлено наследственное заболевание, связанное с дефектами в функционирования органоида клетки приводящее к нарушениям энергетических функций в клетках - нарушению тканевого дыхания, синтеза специфических белков. Данное заболевание передается только по материнской линии к детям обеих полов. Объясните, в каком органоиде произошли изменения. Ответ обоснуйте. Ответ: произошел дефект митохондриальной ДНК, идет неправильное считывание информации, нарушается синтез специфических белков, проявляются дефекты в различных звеньях цикла Кребса, в дыхательной цепи, что привело к развитию редкого митохондриального заболевания.
Занятие № 3 «Ядро, его структурные компоненты. Размножение клеток»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|