Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование земельных отношений в России




Введение

 

Актуальность темы исследования. Современное положение дел в агропромышленном комплексе России характеризуется тем, что рынок земель сельскохозяйственного назначения активно развивается. Это относится как к первичному земельному рынку - приобретение земли в собственность у государства или муниципальных образований, так и к вторичному земельному рынку - купля-продажа между частными лицами. Об этом свидетельствуют данные государственных (национальных) докладов о состоянии и использовании земель Российской Федерации.

В силу прямой законодательной оговорки исключением из сферы правового регулирования Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» являются отношения, связанные с оборотом земельных участков, предоставленных гражданам из земель сельскохозяйственного назначения для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г.

Выведение из сферы действия Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» названных земельных участков, хотя формально и включенных ЗК РФ в состав земель сельскохозяйственного назначения, сделано исключительно из практических соображений. Осуществление сельскохозяйственной деятельности для личных целей отдельными гражданами или их объединениями, а равно возведение в указанных целях на принадлежащих им земельных участках, строений, зданий или иных сооружений фактически ограничивают их использование для нужд общества и государства. Кроме того, рассматривая данное исключение относительно общего числа участников правоотношений, можно отметить, что законодатель основной акцент делает на индивидуальном использовании земельных участков из числа земель сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, вышеизложенные аспекты обусловили выбор темы исследования и свидетельствуют о ее теоретической и практической значимости.

Целью данной работы является исследование особенностей правового регулирования земель, выведенных из сельскохозяйственного оборота.

Указанная цель предопределила постановку следующих задач:

− раскрыть общие положения об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации;

−  исследовать особенности правового режима использования и мониторинг земель, выведенных из сельскохозяйственного оборота.

Гипотеза исследования: совершенствование действующего законодательства могло бы способствовать решению многочисленных проблем правового регулирования использования земель, выведенных из сельскохозяйственного оборота.

Объект исследования - совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере правового регулирования земель, выведенных из сельскохозяйственного оборота.

Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие порядок использования земель, выведенных из сельскохозяйственного оборота.

Методологическая основа. Для реализации цели и решения задач в работе использовались общие и частные методы познания правовой действительности: анализ, логический, диалектический, сравнительно-правовой, технико-юридический и другие.

Теоретической основой работы являются научные труды таких специалистов-правоведов, как: А.М. Белякова, С.А. Боголюбов, М.М. Бринчук, Е.А. Галиновская, В.В. Круглов, Г.А. Романенко, С.А. Степанов.

Нормативно-правовую основу работы составили: Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и другие нормативные правовые акты.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и двух приложений.

 


Глава 1. Общие положения об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации

 

Государственное регулирование земельных отношений в России

 

Государственное регулирование земельных отношений в Российской Федерации составляет особый предмет исследования и дискуссий. При этом с правовой точки зрения важное значение приобретают следующие вопросы: принципы, системность и последовательность государственного воздействия, пределы вмешательства публичной власти в хозяйственную деятельность, выбор основного субъекта воздействия и предмета регулирования.

Особенностью регулирования отношений в сельском хозяйстве является то, что аграрная реформа в России оказалась незавершенной, хотя процесс реформирования длится уже второе десятилетие. За этот период не только изменилась экономическая, правовая и социальная ситуация в стране, но и поменялось содержание аграрной политики государства.

Одним из последних шагов в данном направлении можно считать принятие Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Как известно, реализация мер государственного воздействия на аграрный сектор зависит от нескольких составляющих, среди которых стратегические идеи аграрной политики России, представление о состоянии и возможных перспективах развития аграрной экономики, совокупность организационных и правовых методов и механизмов, через которые воплощаются экономические и политические идеи.

Оказывая направленное воздействие на общественную деятельность, государство обращается преимущественно к правовым средствам, которые неверно сводить только к разработке и принятию нормативных правовых актов. Право - сложное социальное явление, в основе которого находится ряд специфических (правовых) средств воздействия на общественные отношения. В связи с этим обосновано обращение к категории механизма правового воздействия, или правового механизма.

Следует отметить, что под механизмом правового воздействия принято понимать совокупность правовых средств, направленных на достижение поставленной государством социально значимой цели. Чаще всего выделяют такие составляющие механизма: механизм правового регулирования; правосознание; правовая культура; принципы права; правотворческий и правоприменительный процесс.

Механизм правового регулирования, в свою очередь, состоит из норм права, правоотношения, актов реализации, актов применения права. Правовое регулирование аграрных отношений осуществляется именно такой совокупностью правовых механизмов, составляющих основу аграрного законодательства.

Если же иметь в виду те цели и средства государственной аграрной политики, которые закреплены в ст. 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», то можно сказать, что правовые механизмы реализации этой политики должны быть направлены на:

1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;

2) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

)   обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

)   формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;

)   создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;

)   наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

При этом правовые механизмы как таковые должны найти выражение, по мнению законодателя, в ряде мер реализации государственной аграрной политики, среди которых можно назвать следующие: предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с российским законодательством; применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей; осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд; регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи; антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики; проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций; другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Важность разработки и реализации аграрной политики на федеральном уровне не вызывает сомнений, так же как и необходимость установления таких правовых механизмов, которые позволили бы адекватно воплотить такую политику в жизнь.

Прошедшее с момента первых шагов аграрной реформы время дает возможность проанализировать результаты воплощения первоначальных задач и оценить идеи, на основании которых сегодня развивается законодательное регулирование.

Напомним, что начало реорганизации сельскохозяйственного производства и связанные с этим изменения правового режима земель были положены Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и принятыми на его основании постановлениями Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 6 марта 1992 г. № 138 «О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации».

Данными актами, которые в настоящее время утратили силу, было положено начало двум процессам: реорганизации совхозов и колхозов и изменению правового режима земли и имущества, предоставленных этим предприятиям.

Пунктом 3 Указа Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» было установлено, что колхозы и совхозы обязаны в 1992 г. провести реорганизацию. В результате реорганизации их место заняли в большинстве случаев акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.

Что касается приватизации земель сельскохозяйственных организаций, то в ее основу легли следующие основные принципы:

− земля и имущество колхозов и совхозов (за вычетом земель и имущества, переданных в ведение органов местного самоуправления) переходили в общую долевую собственность членов колхоза и работников совхоза, в том числе и ушедших на пенсию;

−  часть объектов недвижимости колхозов и совхозов и земельных участков, на которых эти объекты расположены, могли перейти в ведение органов местного самоуправления. Это касалось объектов социальной сферы, жилого фонда, внутрихозяйственных дорог, систем энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и других объектов;

−  органам местного самоуправления передавались акции и другие свидетельства собственности на стоимость невостребованных при распределении паев. В дальнейшем правовой режим невостребованных земельных паев уточнялся;

−  собрание трудового коллектива могло принять решение о сохранении прежней формы хозяйствования. В этом случае должна была осуществляться перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством. При этом должно быть обеспечено безоговорочное право выхода со своим земельным и имущественным паем любого участника организации для создания крестьянского (фермерского) хозяйства без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия.

Следовательно, реформирование сельскохозяйственного сектора в это время было, по сути, сведено к ряду организационных преобразований, изменяющих правовой статус сельскохозяйственного товаропроизводителя и правовой режим принадлежащего ему имущества и земли.

Самой известной идеей, неоднократно воспроизводимой в средствах массовой информации, была идея «разгосударствления» сельскохозяйственного производства и обеспечения условий для создания частных крестьянских хозяйств.

Кроме того, предполагалось, что раздел земель крупных сельскохозяйственных организаций на земельные доли позволит не только выделить земельные участки для создания фермерских и личных подсобных хозяйств.

В этот период не были популярны идеи государственной поддержки сельского хозяйства, часто высказывалось мнение о том, что протекционизм со стороны государства не способствует развитию инициативы сельхозтоваропроизводителя.

Можно сказать, что правовые механизмы аграрной и земельной реформы этого времени вполне соответствовали указанным идеям. Сами же механизмы реформы сводились к тому, что регулирование процессов реорганизации и приватизации в сельском хозяйстве осуществлялось на основании особого перечня нормативных правовых актов.

Таким образом, приватизация в этом секторе экономики пошла иначе, чем в иных ее областях. Для правового режима земель сельскохозяйственного назначения это означало, в том числе и то, что они надолго «выпали» из общего правового регулирования использования земель в Российской Федерации. Кроме того, инициатива реализации идей реформы по разделу и приобретению прав на имущество и землю возлагалась, по сути, на самих собственников земельных долей и имущественных паев.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...