Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личные права и обязанности законных представителей несовершеннолетних




КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Правовой аспект ответственности законных представителей несовершеннолетних в российском законодательстве»

 

 


Введение

 

Проблемам детства и вопросам обеспечения прав несовершеннолетних, а также регулированию взаимоотношений законных представителей несовершеннолетних с подопечными в нашей стране уделяется с каждым годом, все больше и больше внимания. Забота о детях и их воспитании - одновременно является правом и обязанностью законных представителей несовершеннолетних (родителей, опекунов и попечителей).

Сейчас, в российском обществе с особой остротой проявились новые проблемы, появление которых стало следствием непродуманных реформ и отсутствия правильной социальной политики в 90-е годы ХХ века. Отсутствие в стране эффективных государственных программ, направленных на защиту детства и материнства привело к резкому росту числа социальных сирот (сирот при живых родителях), деградации семьи, социальной незащищенности семьи, как ячейки общества, в условиях рыночных отношений. В ХХI веке наше государство с каждым годом все и больше уделяет внимания защите прав, как законных представителей несовершеннолетних, так и их подопечных. Хотелось бы отметить, что в последние годы количество выявленных детей - сирот в Краснодарском крае значительно снизилось. Так, по данным департамента семейной политики Краснодарского края в 2006 году было выявлено 3482 ребенка-сироты, в 2007 году-3003 ребенка, в 2008 году-2580 детей. Большая часть из этих детей (около 85%) были устроены в семьи жителей Кубани.

сентября 2009 г. Д.А. Медведев, президент РФ подписал Указ об учреждении должности Уполномоченного при Президенте по правам ребёнка. Генеральной прокуратуре РФ было дано поручение о координации работы по защите семьи с недавно созданным институтом Уполномоченного по правам ребёнка.

Из всего этого можно сделать вывод о возрастающей с каждым годом актуальности избранной темы данной курсовой работы.

Для воспитания достойного гражданина нашей Родины необходимо, прежде всего, создавать благоприятные условия для жизни несовершеннолетнего в семье. Этого невозможно достичь без четкого разграничения прав и обязанностей законных представителей несовершеннолетних.

Среди методов изучения прав, обязанностей и ответственности законных представителей несовершеннолетних можно выделить следующие:

метод формально - юридического анализа (позволяет уяснить содержание исследуемого нормативного материала);

- сравнительно - правовой метод (дает возможность выявить наиболее эффективные модели правового регулирования правоотношении).

- системный метод (дает возможность определить эффективность действия норм и институтов);

- социологический метод.

Целью данной курсовой работы является - изучение прав, обязанностей, а также ответственности законных представителей несовершеннолетних. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить права, обязанности законных представителей несовершеннолетних;

рассмотреть правовые последствия неисполнения законными представителями несовершеннолетних своих прав и обязанностей (лишение родительских прав, ограничение родительских прав, уголовную и административную ответственность).

Хотелось бы отметить, что особой значимостью для решения поставленных задач имеют труды ученых различных научных специальностей, в которых освещались в определенной степени права, обязанности и ответственность законных представителей несовершеннолетних (родителей, опекунов, попечителей): А.П. Солдатова, Л.М. Середа, Е.А. Лукашевой, А.В. Зарева, В.Д. Малкова и др.

В процессе написания данной курсовой работы использовались международные правовые акты: Конвенция ООН «О правах ребенка», Декларация прав ребенка и другие международные документы, а также федеральное законодательство РФ: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, КоАП РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и т.д.

законный представитель несовершеннолетний неисполнение

 


Права и обязанности законных представителей несовершеннолетних

 

Личные права и обязанности законных представителей несовершеннолетних

 

В Семейном кодексе РФ закреплены следующие виды личных прав и обязанностей законных представителей несовершеннолетних (родителей, опекунов, попечителей): право и обязанность воспитывать своих детей; преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка; обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. При этом они не вправе причинять вред психическому или физическому здоровью своих детей, а также их нравственному развитию; обязанность обеспечивать получение детьми основного общего образования; право и обязанность защищать права и интересы своих детей без специальных на то полномочий; имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения любой из законных представителей несовершеннолетнего, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, а законный представитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права; любой из них, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение полной и достоверной информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Родители, опекуны попечители (законные представители несовершеннолетнего) имеют преимущественное право на воспитание своих своих детей. Одновременно с этим, будучи свободными в выборе методов и способов воспитания, они при этом обязаны исходить из интересов ребенка, общества и государства. Государство в свою очередь обязуется принимать все необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей.

Осуществляя воспитание ребенка, законные представители несовершеннолетнего, прежде всего, обязаны заботиться о здоровье несовершеннолетнего, физическом, психическом и нравственном его развитии. Важнейшей предпосылкой полноценного, всестороннего развития личности ребенка является его крепкое здоровье. За каждым человеком признается право на охрану здоровья и качественную медицинскую помощь. Медицинская помощь в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения, в нашей стране, оказывается всем детям бесплатно. Охрана здоровья детей обеспечивается через охрану окружающей среды, создание благоприятных условий быта, отдыха, воспитания и обучения несовершеннолетних, контроль за производством и реализацией продуктов питания, предоставлением детям доступной медико-социальной помощи и т.д. Здоровье ребенка во многом зависит от его качественного питания, занятия физической культурой и спортом (различные спортивные секции), своевременного оказания медицинской помощи в случае его болезни, здорового микроклимата в семье, который способствует нормальному психическому развитию несовершеннолетнего. Духовное и нравственное развитие ребенка, прежде всего, будет зависеть от личных качеств его законных представителей, их духовных ценностей.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по воспитанию детей, а также не проявления должной заботы о детях законные представители несовершеннолетних могут быть привлечены к семейно - правовой ответственности (ограничение прав или лишение прав), гражданско правовой ответственности (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за вред причиненный несовершеннолетними детьми), к административной (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей), и даже к уголовной ответственности (ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Законные представители несовершеннолетнего (родители, опекуны, попечители) обеспечивают получение детьми основного общего образования (п. 4 ст. 43). При этом государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (п. 2 ст. 43 Конституции РФ).

Выполняя обязанность по получению детьми основного общего образования, законные представители несовершеннолетних могут выбрать образовательное учреждение и форму обучения детей с учетом их мнения. Следовательно, можно сделать вывод о том, что прежде всего от выбора родителей, опекунов, попечителей будет зависеть, где и в какой форме их дети получат образование: очно, заочно, в форме экстерната, самообразования, семейного образования и др. Однако необходимо учитывать то, что избранная форма образования должна соответствовать единому государственному образовательному стандарту (ст. 10).

Учет мнения ребенка при выборе учебного заведения и формы обучения обязателен независимо от возраста ребенка. Однако, если пожелания ребенка противоречат его интересам или не могут быть выполнены в силу объективных причин (уровень материальной обеспеченности семьи не позволяет обучать ребенка в платной школе), родители имеют право поступить по своему усмотрению.

Права и обязанности родителей, опекунов, попечителей по защите прав и интересов детей (ст. 64) соотносятся с правом ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Родители защищают не только права детей, предусмотренные семейным законодательством, но и права, закрепленные в других отраслях права РФ, а также интересы, которые вообще не входят в сферу правового регулирования.

К предмету правового регулирования иных отраслей относятся: жилищные права ребенка; наследственные права; право на охрану жизни и здоровья несовершеннолетнего; право на социальное обеспечение; право на защиту чести и достоинства и и многие другие другие.

Родители или иные законные представители несовершеннолетнего являясь представителями своих детей и могут выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми, как физическими, так и юридическими лицами, в том числе в административных или судебных органах, без каких-либо специальных полномочий, им достаточно будет предъявить документы, подтверждающие их правомочия (паспорт, документ подтверждающий факт установления опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего или свидетельство о рождении ребенка).

Способы защиты законных прав и интересов детей могут быть самыми разнообразными: законные представители несовершеннолетних могут принимать меры по предупреждению нарушений прав ребенка, требовать восстановления нарушенного права ребенка, могут выступать от имени несовершеннолетних в суде и т.п.

Исключением из данного правила могут являться случаи, когда между интересами детей и их законных представителей будут выявлены явные противоречия. В таких ситуациях родители, опекуны, попечители будут не вправе представлять интересы ребенка (п. 2 ст. 64). При наличии разногласий между законными представителями несовершеннолетних и детьми орган опеки и попечительства должен, в обязательном порядке, назначить представителя для защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Право законного представителя несовершеннолетнего требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании судебного решения или закона (ст. 68 п. 1), тесно взаимосвязано с его преимущественным правом на воспитание своих детей. Основаниями предъявления требования о возврате ребенка являются: факт удержания ребенка иными лицами, включая других родственников несовершеннолетнего, а также факт такого удержания иными лицами не основанный на законе (нахождение ребенка у опекуна в связи с установлением опеки, нахождение в лечебном, воспитательном учреждении) или судебном решении (решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка.

Требования законных представителей о возврате им ребенка рассматриваются судом РФ в порядке искового производства. При рассмотрении дела суд имеет право с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска, если в ходе разбирательства по делу придет к выводу, что передача ребенка родителям не будет отвечать интересам ребенка. Суд должен учитывать мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда мнение ребенка противоречит его интересам (ст. 57).

При рассмотрении таких дел суд должен учитывать реальную возможность одного из законных представителей несовершеннолетнего обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений его с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие обстоятельства, которые влияют на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителем, а также лицами, у которых фактически проживает или воспитывается несовершеннолетний.

Родитель, усыновитель (удочеритель), проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, принятие участия в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, а другой законный представитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать его общению с ребенком, если оно не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Порядок и способы осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, могут быть определены в письменном соглашении между родителями. В данном соглашении можно определить место общения, продолжительность встреч, предусмотреть вид образовательного учреждения, а также форму обучения ребенка.

Если родители не могут прийти к соглашению, возникший спор разрешается судом по требованию родителей или одного из них с участием органа опеки и попечительства.

Исходя из права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним, а также из необходимости защиты прав и интересов несовершеннолетнего при общении с этим родителем, суду с учетом обстоятельств каждого конкретного дела необходимо определить порядок такого общения (время, место, продолжительность общения и т.п.), при этом изложив его в резолютивной части решения.

При определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание следующее: возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие.

В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред ребенку, суд вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения.

Аналогично должно разрешаться и требование об устранении препятствий законным представителям, не лишенным родительских прав, в воспитании детей, находящихся у других лиц на основании закона или решения.

При невыполнении решения суда к виновному законному представителю несовершеннолетнего применяются меры, предусмотренные гражданско-процессуальным законодательством. А при злостном невыполнении решения суда, суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка, исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения.

Отдельно проживающий от ребенка родитель имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной зашиты населения и других аналогичных учреждений.

Названная норма является новой для российского семейного законодательства и она еще раз подчеркивает принцип равенства прав и обязанностей родителей в отношении своих детей. Согласно п. 4 ст. 9 Конвенции ООН о правах ребенка право на получение информации о своих детях имеют оба родителя, если они по каким-либо причинам разлучены со своими детьми.

В Семейном кодексе РФ не названа информация, которую вправе получать о ребенке родитель, но исходя из примерного перечня учреждений, которые должны предоставлять информацию о ребенке, можно сделать вывод, что она должна касаться состояния здоровья ребенка, его поведения, отношения ребенка к учебе, занятиям спортом, уровня его материальной обеспеченности, нуждаемости в одежде и других необходимых материально бытовых предметах. Родителю следует сообщать о необходимости приобретения для ребенка лекарств, путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха и др. В представлении информации о ребенке может быть отказано только при наличии угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. При этом отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Таковы основные личные права и обязанности родителей, опекунов, попечителей (законных представителей несовершеннолетних) в отношении своих детей, которые предусмотрены в главе 12 СК РФ, помимо этого к личным правам родителей относятся: право выбора имени и фамилии своему ребенку, право давать согласие на усыновление ребенка, право на восстановление в родительских правах и иные, которые рассматриваются в других разделах данной работы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...