Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Понятие государственной границы в международном праве и национальном законодательстве Исламской Республики Иран





Введение

 

Актуальность темы исследования определена историческими и геополитическими факторами. История международных отношений свидетельствует, что в большинстве случаев основной причиной различных войн являются территориальные споры и пограничные конфликты между государствами. Исламская Республика Иран находится в окружении стран, характеризующихся этнической, демографической и региональной нестабильностью. Процесс формирования правового режима государственной границы Исламской Республики Иран можно рассматривать с точки зрения обеспечения безопасности страны на государственной границе и в прилегающих к ней приграничных территориях; и суверенитет Ирана, нормальное функционирование всех его институтов прямо или косвенно зависят от уровня защищенности государственной границы.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере защиты и охраны государственной границы Исламской Республики Иран. Предметом исследования является современное состояние правового режима государственной границы Исламской Республики Иран и механизма ее защиты.

Целью работы является научный анализ состояния правового режима государственной границы Исламской Республики Иран.

Данная цель определила постановку следующих задач:

.   определение факторов, оказавших влияние на формирование режима государственной границы Исламской Республики Иран;

.   раскрытие основных положений международно-правовых и внутригосударственных актов, регулирующих правовой режим государственной границы Исламской Республики Иран;

.   разработка конкретных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию правового режима государственной границы Исламской Республики Иран и механизма ее защиты (в особенности морской границы).

Понятие государственной границы в международном праве и национальном законодательстве Исламской Республики Иран

 

Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.



Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.

В свое время исторически сложилось деление границ на естественные и искусственные, причем под первыми понимали природные рубежи (горы, реки и т.д.), отделявшие одно государство от другого, а под вторым - границы, проводимые искусственным путем.

В настоящее время такое деление устарело, потому что сейчас искусственные линии границ (установка пограничных знаков и т.д.) проводятся и при наличии естественного рубежа.

Различают границы орографические и геометрические. Под орографической границей понимают линию, проведенную с учётом рельефа местности (речное русло, горный водораздел и т.д.).

Под геометрической границей понимают прямую линию, которая устанавливается от одной до другой точки без учета рельефа местности.

В практике чаще встречаются комбинированные границы, т.е. такие, которые на некоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими.

В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница. Астрономической границей называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке путём делимитации и демаркации границ.

Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.

Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.

Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.

Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Режим государственной границы включает правила:

) содержания государственной границы;

) пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;

) перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;

) пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

) ведения на государственной границе либо вблизи хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

) разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Рассмотрим в соответствии с обозначенным правовой режим государственных границ на примере Ирана.

Исламская Республика Иран (перс. - Джомхури-йе Эслами-йе Иран, также используются названия Иран, или неофициально Персия) - государство на юго-западе Азии. Столица - город Тегеран.

На западе граничит с Ираком, на северо-западе - с Азербайджаном, Арменией и Турцией, на севере - с Туркменистаном, на востоке - с Афганистаном и Пакистаном. С севера омывается Каспийским морем, с юга - Персидским заливом.

Иран имеет дипломатические представительства в большинстве стран мира. В то же время, как и многие другие исламские государства, Иран не признаёт Израиль. В официальных заявлениях иранского МИДа Израиль именуется «Сионистским режимом». Нет дипломатических отношений и с США. Иран - член ООН (с 1945 года), ОИК, ОПЕК, SAARC, а также является наблюдателем при ШОС.

Существуют территориальные споры между Ираном и Объединёнными Арабскими Эмиратами в отношении трёх островов в Ормузском проливе, контролирующих вход в Персидский залив. В конце 1940-х островами попеременно владели правители Абу-Даби и Дубая, находившихся под британским протекторатом. В 1971 году, после ухода Великобритании из региона, острова должны были достаться ОАЭ, в состав которых вошли оба этих эмирата, но их захватил Иран. На островах по сей день содержится значительный военный контингент.

В основе организации силовых структур Ирана лежат военно-политические цели религиозного руководства Ирана, а также экономические возможности, национальные и религиозные особенности страны. Согласно Конституции Исламской Республики Иран «Основой и принципом деятельности оборонительных вооруженных сил страны являются вера и исламское учение. Армия ИРИ и Корпус Стражей Исламской Революции (КСИР) создаются в соответствии с упомянутыми целями. Поэтому не только охрана границ, но и исламская миссия, то есть джихад во имя Бога, а также борьба во имя торжества Закона Божьего в мире лежит на их плечах». Таким образом, охрана границ Исламской Республики Иран является в соответствии с исламским законодательством священным богоугодным делом.

Рассмотрим регулирование пограничного режима на границах Ирана с различными сопредельными государствами.

Одной из проблем является граница Ирана с Ираком - река Шатт-эль-Араб (Авандруд) и прилегающая к ней территория имеют большое военное и экономическое значение для обеих стран, особенно для Ирака. Важнейший его порт Басра находится в 90 км от впадения реки в Персидский залив. Главный нефтеналивной порт Фао расположен в ее устье. Основные нефтепроводы проходят параллельно реке на небольшом удалении. Протяженность иракской береговой черты в Персидском заливе составляет около 80 км. Причем местность на побережье заболочена и малопригодна для строительства портов, Здесь находится единственный порт страны Умм-Каср, но подход к нему возможен по узким фарватерам, контролируемым Кувейтом. С иранской стороны на р. Шатт-эль-Араб расположен Хорремшехр - крупнейший торговый порт и железнодорожный узел на юге страны. Здесь же находятся центр нефтепереработки Абадан и военно-морская база Хосровабад. Транспортировка грузов через Персидский залив с их перегрузкой на железную дорогу в порту Хорремшехр считается экономически более выгодной, чем при использовании других портов на юге страны. Поэтому установление договором границы по восточному берегу р. Шатт-эль-Араб в большей степени отвечало жизненно важным интересам Ирака и в известной мере ущемляло интересы Ирана, который при любом удобном случае пытался добиться пересмотра договора и установления границы по линии тальвега (согласно международным правилам о пограничных реках, граница по реке, если иное не установлено соглашением между заинтересованными сторонами, проходит по тальвегу, если река судоходна, и по середине реки - в противном случае).

Предметом разногласий между Ираном и Ираком являются также небольшие участки вдоль их сухопутной границы. Всего насчитывается шесть таких участков общей площадью 370 км в районах севернее Хорремшехр, Фука, Мехран (два участка), Нефтшах и Касре-Ширин. В течение длительного времени остаются неурегулированными вопросы использования вод пограничных рек и выпаса скота в приграничной зоне. Дополнительный колорит проблеме приграничных территорий по Шатт-эль-Араб придавали обширные нефтяные поля по берегам реки.

Решив, что Ирак ослаблен внутренними проблемами (перевороты, война с курдами, экономический упадок), Тегеран 19 апреля 1969 года в одностороннем порядке денонсировал договор 1937 г., согласно которому граница с Ираком в районе реки Шатт-эль-Араб проходила по иранскому берегу. Теперь граница проходила строго по середине реки.

В 1971 году Иран захватил несколько островов: Абу-Муса, Большой и Малый Томб, находящиеся в Ормузском проливе. На них притязал и Ирак.

Израильский кризис октября 1973 года способствовал восстановлению дипломатических отношений. Это событие не привело к разрядке в отношениях между двумя странами - Иран по-прежнему поддерживал мятежных курдов. В марте 1974 года Иран открыл границы для курдских повстанцев, отступающих из Ирака под натиском правительственных войск. В Иране были созданы военные лагеря для обучения курдских бойцов. В качестве контрмеры в 1975-1978 годах вдоль границы с Ираном был создан так называемый «арабский пояс» шириной 25 км, куда переселялись иракцы арабского происхождения.

Но ОПЕК не было заинтересованно в обострении отношений между двумя крупными нефтяными державами и при посредничестве этой организации начались переговоры. В итоге, 6 марта 1975 года в Алжире (в дни работы конференции ОПЕК на высшем уровне) было подписано президентом Ирака генералом Аль-Бакром и шахом Ирана при посредничестве президента Алжира Хуари Бумедьена новое соглашение о границе в районе реки Шатт-эль-Араб. Было аннулировано соглашение от 1937 г. и восстановлена граница по тальвегу (середине фарватера) реки. В ответ Иран обязался прекратить поддержку мятежных иракских курдов. Оно было подкреплено 13 июня 1975 года договором о границах и добрососедских отношениях между Ираком и Ираном.

Иран должен был отвести свои войска из некоторых спорных районов. Ирак уступал Ирану 518 квадратных километров территории. Стороны договорились продолжить переговоры с целью урегулирования всего комплекса разногласий, включая пограничный режим и проблему депортированных Ираком лиц

Ситуацию изменила Исламская революция в Иране 1979 года. Нахождение у власти в Ираке и Иране двух антагонистичных друг другу режимов сделало накалившуюся ситуацию критической. В 1979 году Клерикальное правительство Ирана, возглавляемое Хомейни, потребовало от Ирака передать шиитские святыни, находящиеся в Кербеле и Неджефе, в иранский город Кум. В ответ на это 17 сентября 1979 года Ирак объявил об односторонней денонсации алжирского соглашения 1975 г. об установлении границы с Ираном в районе реки Шатт-эль-Араб по тальвегу. Эти территориальные претензии привели к пограничной войне 1980-1988 гг. В настоящее время формальный мирный договор не заключён, действует соглашение о перемирии (с 20 августа 1988 года), территориальных изменений не произошло.

Граница с государствами СНГ в настоящее время существует в соответствии с соглашением от 11 апреля 1957 года (по иранскому календарю - 22 фарвардина 1336 года) в г. Тегеране Смешанной Союза ССР и Ирана Комиссией по демаркации и редемаркации советско-иранской границы, а также в документах на стык границ СССР, Ирана и Турции и СССР, Ирана и Афганистана и договором о режиме советско-иранской границы и о порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов (Москва, 14 мая 1957 г. или 24 ордибехешта 1336 года).

В отношении с государствами - бывшими союзными республиками в составе СССР Ираном признаны действующими в настоящее время обязательства по соглашениям в отношении пограничных рек и вод между Ираном и СССР. Эти обязательства закреплены в:

·   Соглашении между Союзом ССР и Персией (старое название ИРИ) о взаимном пользовании пограничными реками и водами на протяжении границы от реки Гери-Руд (Теджен) до Каспийского моря от 20 февраля 1926 года;

·   Протоколе к Соглашению между СССР и Ираном об урегулировании пограничных и финансовых вопросов от 2 декабря 1954 г.;

·   Договоре между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Шахиншахским Правительством Ирана о режиме советско-иранской границы и о порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов, заключённом в г. Москве 14 мая 1957 года;

·   Советско-Иранском Соглашении по пограничным рекам Аракс и Атрек заключенном в г. Тегеране 11 августа 1957 года;

·   Соглашении между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Шахиншахским Правительством Ирана о составлении предварительных проектов по равноправному использованию пограничных участков рек Аракс и Атрек в целях орошения и производства электроэнергии заключенном в г. Тегеране 5 марта 1958 года.

Например, для ирано-туркменистанской границы в соглашении от 20.02.1926 г. записано: «Вся вода реки Гери-Руд (Теджен), начиная от моста Пуль-и-Хатун, вниз по течению на всём протяжении по границе между договаривающимися сторонами делится на десять равных частей, из которых три части поступают в пользование Персии и семь частей в пользование СССР».

В приложениях к указанным Договорам и Соглашениям детально рассматривались вопросы обеспечения устойчивости русел, определялись меры по недопущению русловых деформаций на участках, где осевая или береговая линия русел определяет границу. Также юридически закреплялись процедуры и ответственные должностные и официальные лица, несущие персональную ответственность за соблюдение условий Соглашения.

В соответствии с этими соглашениями, например, в 2009 году проведена делимитация границы Ирана и Азербайджана (при этом восстановлены почти все пограничные знаки).

Особого внимания заслуживает граница Ирана с Исламской Республикой Афганистан. Сразу же после свержения талибовского режима и прихода к власти в Афганистане переходного правительства Х. Карзая, Иран при участии Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC) стал оказывать новым афганским властям помощь в строительстве пограничных застав и обучении антинаркотической полиции, оснащении и перестройке полицейских центров. На всем протяжении ирано-афганской границы к 2005 году было построено 25 новых пограничных застав.

Ирано-афганское взаимодействие в этой области стало обретать более конкретные формы и содержание после того, как в 2006 году ИРИ посетила представительная афганская делегация министерства по борьбе с наркотиками и МВД, а в 2007 году в ходе ответного визита иранских силовиков в Кабул было подписано соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым стороны договорились открыть дополнительные совместные посты и контрольно-пропускные пункты в провинциях Герат, Фарах и Нимруз. Было принято также решение о создании ирано-афганской рабочей группы по линии МВД двух стран для совместных усилий по противодействию контрабанде наркотиков. К тому же, иранской стороне было разрешено открыть в Кандагаре представительство Штаба по борьбе с наркотиками дополнительно к уже функционирующим аналогичным представительствам в Кабуле и Герате. Афганское руководство позитивно отнеслось к предложению Ирана оказывать финансовую поддержку семьям афганских пограничников, погибших в столкновениях с наркоконтрабандистами в районе афгано-иранской границы.

На сегодняшний день с учетом сохраняющейся остроты проблемы наркобизнеса в Афганистане, Тегеран и Кабул при поддержке UNODC продолжают осуществлять тесное сотрудничество в противодействии наркотрафику через ирано-афганскую границу. На состоявшемся в начале мая 2009 года в Кабуле очередном совместном заседании представителей соответствующих ведомств Ирана, Афганистана и ООН была достигнута договоренность о дополнительном усилении пограничной полиции Афганистана, а также направлении афганских офицеров связи в Тегеран. Будет также продолжена практика подготовки (при поддержке Великобритании) афганских полицейских в Иране, где уже прошли обучение около 400 человек.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.