Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отставка Э. Шеварнадзе и изменения в политике Грузии





 

После распада социалистического лагеря понятие евроатлантической безопасности расширилось как в географическом, так и в смысловом отношении. От обороны и геостратегии акценты перешли к проблемам демократизации Восточной и Центральной Европы, к новым региональным и глобальным опасностям, таким, как распространение оружия массового поражения, организованная преступность, терроризм, наркоторговля. В 90-ых годах одной из главных тем безопасности на европейском континенте стали этноконфликты, которые расчленяли общества, связанные когда-то тоталитарной системой, но одновременно и подталкивали Восток и Запад – в первую очередь, Россию, с одной стороны, и США и Евросоюз, с другой – к дальнейшему взаимопониманию и сотрудничеству. Взаимная заинтересованность бывших противников в борьбе с этническими неурядицами и в сотрудничестве в деле демократизации посткоммунистического мира исходила из того, что и Россия, и все остальные постсоветские страны (этноконфликты прямо угрожали целостности и существованию многих из них) нуждались в финансовой помощи Запада, а Запад, в свою очередь, полностью осознавал, что хаос на восточной периферии не менее опасен, чем существовавшая там во время холодной войны тоталитарная и враждебная стабильность. Но парадокс в том, что страхи и соображения времен холодной войны до сих пор еще не до конца покинули общественно-политическую мысль евроатлантического пространства или тяготеющих к нему восточноевропейских и евразийских регионов. С одной стороны, представления о конкурентных национальных интересах, стереотипы малых и больших игроков, среди которых особое место занимало и занимает неизжитое недоверие между Россией и США, видоизменились, но не исчезли. Политики, и особенно военные РФ до сих пор с явной неприязнью относятся к расширению НАТО на Восток. Если Россия и перестала в последнее время реагировать на это болезненно, то это еще не значит, что интеграция с Западом должна идти на условиях Запада, а тем более Соединенных Штатов, или что НАТО окончательно стало близким России альянсом. Скорее всего, в силу ряда причин российская элита умерила свою неприязнь, надеясь на будущий реванш и/или на противоречия среди самих участников альянса. Тем более, что российско-американское взаимопонимание, наступившее после террористического акта 11 сентября 2001 г. и на фоне последующей операции США в Афганистане, стало охладевать. Явно обрадовавшись расколу среди НАТОвских союзников по вопросу операции в Ираке, Россия тоже осудила насильственное свержение режима Хусейна. В вопросе восстановления российской военной базы в Кыргызстане тоже наблюдается новый виток конкуренции с США, растущая неприязнь к американскому присутствию в Центральной Азии[96].



Уже далеко не новость, что постсоветские элиты, в которых весомую роль играют старая коммунистическая номенклатура, бывшие красные директора, бывшие и нынешние сотрудники спецслужб и люди, приближенные к профессиональным криминалам, часто лишь стараются изобразить демократию, а на деле используют приватизацию в целях личного обогащения, присваивают западную помощь и превращаются в олигархов. Что касается постсоветских этноконфликтов, которые не дают покоя как Западу, так и непосредственно евразийским элитам, то они разжигаются и подогреваются не только отдельными экстремистами или агентами "третьих сил" – конкурирующие общества и элитные группы постсоветских стран пронизывают этноцентризм, непримиримость, неумение идти на компромисс и культ силы. Грузинское, чеченское, российское, абхазское, осетинское, армянское, азербайджанское и другие посткоммунистические этнические общества в целом отличает стремление одержать победу над соперником в играх с нулевой суммой. В этой борьбе, которая идет как между республиками, так и внутри них, стороны стараются заручиться помощью извне.

Но есть еще одна проблема в отношениях евроатлантического мира и постсоветских стран, стремящихся к нему разными темпами. Как уже было сказано, с одной стороны Россия, сама заявлявшая о евроатлантическом приоритете своей политики, ревниво относится к подобным шагам партнеров по СНГ, которых она по инерции считает младшими. С другой стороны, Запад не совсем един как в плане выработки реакции на российскую ревность, так и в деле определения приоритетов в отношениях с постсоветскими странами, определения географических рамок зоны своих интересов. Разногласия многих стран ЕС и США по поводу ближневосточной политики добавили сложности в этом деле и дали пищу предположениям о развале НАТО.

Таков общий фон, который определяет взаимоотношения Грузии с евроатлантической архитектурой безопасности. Более того, на данном этапе Грузия оказалась в эпицентре сложного процесса Запад-Восток. Эта постсоветская страна становится на данном этапе одной из основных лабораторий, в которых должно выясниться, сможет ли постсоветский мир в ближайшем будущем найти силы и эффективно использовать внутренние и внешние возможности чтобы: а) нейтрализовать остаточное имперское мышление Москвы по отношению к бывшим союзным республикам; б) справиться с социальными, внутриполитическими пороками и выйти на путь демократических преобразований не на словах, а на деле; в) разрешить этнические конфликты – хотя бы перевести их в цивилизованное русло взаимных уступок. По разным причинам, Россия особенно болезненно относится к потере своего исключительного влияния именно в Грузии, а США выказывают особую заинтересованность грузинским сектором безопасности и обороны. ЕС более внимателен к Украине и Молдове, как к странам, территориально более близким к Европе. Но именно от процессов на Южном Кавказе, а особенно в Грузии, которая первая из южнокавказских стран стала членом Совета Европы, зависит: будет ли Европа расширяться к востоку от Черного моря или надолго застрянет у его западных берегов. Как раз сейчас Евросоюз, выполняя решение Европарламента от февраля 2002 г., разрабатывает стратегию ЕС на Кавказе.

С одной стороны, есть обнадеживающие факторы, указывающие, что решение "грузинского вопроса" в смысле полной интеграции страны в евроатлантическую архитектуру безопасности – не безнадежное дело. Грузия не раз заявляла о своем евроатлантическом выборе. Как уже было указано, в 1999 г. Грузия настояла на закрытии двух российских военных баз на ее территории и о дальнейших переговорах по двум остальным и выходит из договора о коллективной безопасности стран СНГ, возглавляемого Россией. В 2002 г. тогдашний президент Грузии заявил на Пражском саммите НАТО, что страна будет стремиться к присоединению к альянсу.

Однако интеграция Грузии и Западных стран находится под большим вопросом в связи с последними событиями в Грузии. А именно – отставкой президента Э. Шеварнадзе. Остановимся на этом подробнее.

22 ноября 2003 года в 16:15 по московскому времени сторонники оппозиции ворвались на первое заседание нового парламента Грузии, открытое Эдуардом Шеварнадзе и потребовали его отставки. Эдуард Шеварднадзе в сопровождении телохранителей срочно покинул заседание. Он вышел на улицу, где, в кольце личной охраны, обратился к собравшимся. Президент Грузии сказал, что уйдет в отставку только конституционным путем. После заявления Шеварнадзе покинул место событий.

Сторонники Саакашвили установили контроль над залом заседаний парламента. За пределами парламента не менее десяти тысяч сторонников радикальной оппозиции митингуют по соседству с участниками проправительственного митинга, организованного сторонниками лидера Аджарии Аслана Абашидзе. Противников разделяют подразделения спецназа. К зданию парламента подъехали грузовые машины, чтобы перекрыть проходы к нему. Как сообщает "Эхо Москвы" со ссылкой на представителей силовых структур Грузии, спецназ окажется не в силах сдержать массовые столкновения, в случае их начала.

"Группировка российских войск в Закавказье не вмешивается в события, происходящие в Тбилиси, и считает их внутренним делом республики Грузия", - заявил представитель пресс-службы Минобороны РФ.

В этой ситуации Правительство Республики Южная Осетия обеспокоеное создавшейся обстановкой в Грузии, призвало население республики сохранять спокойствие, а во избежание эксцессов, временно воздержаться от поездок в Грузию. Об этом говорится в распространенном, 24 ноября, обращении правительства Южной Осетии к народу.

Правительство Южной Осетии, выразило серьезную обеспокоенность и считает, что дестабилизационные процессы в Грузии могут отразиться на обстановке на всем Кавказском регионе. Руководство Южной Осетии приняло меры по сохранению стабильности и безопасности на территории республики. «Соответствующие структуры правительства и российских миротворческих сил не допустят осложнения обстановки в Южной Осетии», - говорится в обращении. В Южной Осетии выражают надежду на то, что «прогрессивные силы Грузии и международного сообщества примут необходимые меры для нормализации ситуации».

По поводу политической подоплеки произошедших событий высказываются различные версии, так, например, сам Эдуард Шеварднадзе считает американского финансиста Джорджа Сороса одним из главных виновников событий, в результате которых к власти в Грузии пришли другие политические силы. Эту точку зрения разделяет и канадская газета Globe & Mail, которая полагает, что отправить Эдуарда Шеварнадзе в отставку грузинской оппозиции помог именно американский миллиардер.

Как пишет газета, еще в феврале на деньги его института "Открытое общество" один из активистов оппозиции был отправлен в Сербию – для встречи с членами движения "Отпор" и изучения их опыта организации уличных демонстраций. Летом несколько человек из "Отпора", на деньги всё того же "Открытого общества", прилетели в Грузию и провели трехдневный семинар для студентов. Тема занятий – как совершить "бархатную революцию"[97]. Всё это вполне согласуется с заявлениями самого Шеварнадзе. Он заявил западным журналистам, что некие зарубежные организации пытались применить к Грузии югославский сценарий свержения Слободана Милошевича.

Со стороны России 8 января 2004начата акция выдачи паспортов жителям Абхазии. На получение российского гражданства подали заявления более 85% жителей Абхазии. Они и получат российские паспорта нового образца. Российская сторона организовала процесс таким образом, что за паспортами граждан России жителям Абхазии не нужно ехать в Сочи. Они могут получить документы по месту жительства в Абхазии

В ответ на обвинения грузинской стороны в попытке присоединения Абхазии к России, о чем шли разговоры и ранее, президент России В. Путин заявил: "Никакой массовой паспортизации в Абхазии нет, есть массовая подача заявлений о получении российского гражданства" -, уточнив, что в 1993-1994 годах в Россию въехало 1 млн. грузин, из которых 650 тысяч получили гражданство РФ. "Почему в таком случае мы должны отказывать жителям Абхазии?" - отметил Владимир Путин[98]. Наряду с принятием нового Закона о гражданстве, которым устанавливается достаточно жесткий порядок получения российского гражданства иностранными гражданами, к которым относятся и жители Абхазии, это выглядит несколько странно.

Все эти факторы позволяют говорить об изменении обстановки в регионе, однако, пока не будет четко выявлена позиция нового грузинского руководства во главе с президентом М. Саакашвили, говорить об окончательной переориентации Грузии на отношения С Россией пока рано.

 


Заключение

 

Проанализировав роль международного сообщества в урегулировании грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, можно сделать некоторые выводы. Деятельность международных организаций, хотя и неоднократно подвергалась критике с обеих сторон, все же носит конструктивный характер. Абхазия и Южная Осетия обвиняют ООН и СБСЕ в попустительстве силовым акциям со стороны Грузии и пытаются апеллировать к праву наций на самоопределение. В Грузии же напротив, часто критикуют международные организации за поддержку сепаратизма и отсутствие конкретных действий. При этом грузинская сторона ссылается на нормы международного права, которые направлены на сохранение территориальной целостности государств в их зафиксированных официально границах. Надо сказать, что до сих пор международное сообщество, руководствуясь именно этими нормами не признает ни Абхазию, ни Южную Осетию в качестве самостоятельных государств.

Международные организации стараются играть роль некоего «третейского судьи», сохранять объективную позицию и не склоняться слишком явно ни на одну из сторон. Надо сказать, что такая роль для России, которая длительное время единственная осуществляла военное присутствие в регионе, вряд ли возможна, так как Россия имеет в Грузии слишком явно выраженные геополитические интересы.

Несколько более спорной является роль США и НАТО. На сегодняшний момент ни Америка, ни Североатлантический Альянс не увязывают напрямую свое присутствие в Грузии с этнополитическими конфликтами. Можно предположить, что в этом случае интересы этих сил действительно идут гораздо дальше, чем просто урегулирование конфликтов и стабилизация обстановки в регионе. Здесь присутствуют как экономические факторы (строительство нефтепроводов через территорию Грузии), так и политические, которые раскрыты в третьей главе.

В целом обстановка в зоне конфликтов на территории Грузии остается сложной, а порой, напряженной. Эта напряженность еще более усилилась с началом осуществления США программы оснащения и обучения грузинской армии. Значительно активизировалась помощь Грузии и со стороны других стран НАТО, что может свидетельствовать о начале процесса включения этого Закавказского государства в Североатлантический блок. Почувствовав открытую военную поддержку со стороны США и НАТО, власти Грузии заявляли о возможности силового решения грузино-абхазского конфликта. Параллельно с этим власти Грузии вплоть до последних событий осуществляли поэтапное вытеснение КСПМ СНГ. По их требованию была закрыта российская военная база в Гудауте (октябрь 1999 г.), которая использовалась для снабжения, подготовки и реабилитации миротворцев. Парламент Грузии принял Постановление, рекомендующее Президенту в кротчайшие сроки принять решение о выводе КСПМ СНГ и их дальнейшей замене другими международными силами.

В целом стабильность в зоне грузино-абхазского и югоосетинского конфликтов во многом зависит от России, от ее готовности использовать, имеющиеся международные, экономические и иные инструменты, для сохранения своего доминирующего присутствия в Абхазии и Южной Осетии - регионах, имеющих большое стратегическое значение, от положения в которых зависит стабильность на Кавказе.

Необходимо в заключение коснуться последних событий в Грузии, в частности отставку Э. Шеварнадзе и избрание президентом Михаила Саакашвили. Естественно, делать какие либо прогнозы на будущее, связанные с возможным курсом нового грузинского лидера пока рано. Не ясно и то, продолжится ли жесткая политика, направленная на недопущение обретения самостоятельности самопровозглашенными государствами. Не стоит забывать и о том, что последние президентские выборы, как и предстоящие парламентские финансировались со стороны международного сообщества. К тому же их исход вполне можно поставить под сомнение, не в смысле допущенных нарушений, а из-за обилия регионов, не принявших участия. Кроме Абхазии, таким регионом стала и Аджария, где местные власти фактически добились бойкота выборов.

Как будет развиваться ситуация в дальнейшем – пока сказать трудно.


Источники

 

1. Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта, М., 1994.

2. Меморандум о мерах по безопасности и доверию между сторонами в конфликте, М., 1996

3. Резолюции СБ ООН 849 (8 июля 1993), 858 (24 августа 1993) и 876 (19 октября 1993). //http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8581993

4. Резолюции СБ ООН 876 (19 октября 1993), параграф 2, и 884 (12 ноября 1993), параграф 1//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8761993

5. Резолюция СБ ООН 776 (14 сентября 1992) //http://www.obs.un.org/Russian/s/res/7761992

6. Резолюция СБ ООН 777 (19 сентября 1992), параграф 1. //http://www.obs.un.org/Russian/s/res/7771992

7. Резолюция Совета Безопасности ООН №849 (1993) от 9 июля 1993 года//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8491993

8. Резолюция Совета Безопасности ООН №858 (1993) от 24 августа 1993 года//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8581993

9. Резолюция Совета Безопасности ООН №858 (1993) от 24 августа 1993 года//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8581993

10. Резолюция Совета Безопасности ООН №876 (1993) от 19 октября 1993 года//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8761993

11. Резолюция Совета Безопасности ООН №881 (1993) от 4 ноября 1993 года//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8811993

12. Резолюция Совета Безопасности ООН №892 (1993) от 22 декабря 1993 года//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8921993

13. Резолюция Совета Безопасности ООН №993 (1995) от 12 мая 1993 года//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/9931995

14. Соглашение о беженцах и порядке их возвращения, М., 1994.

15. Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, М., 1992

 


Литература

 

1. . Абхазия: документы свидетельствуют, 1937 - 1953 (сборник материалов). Сухум, 1992, 376 с.

2. Аграбар Р. О., Студеникина А. Л., Макагаев Р. П., Габачиев Дж. И.. Десятилетие переговорного тупика и концептуальные альтернативы для Абхазии, Южной Осетии и Грузии. – Сухум, 2002, 174с.

3. Алаев Э.Б. Региональные этнические конфликты // Федерализм, 1996. №1 с. 16-20

4. Александров Г. С Россией навсегда, с Грузией никогда//Мир и мы, №2, 2003, с. 23-28

5. Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ./Под ред. А.Г.Здравомыслова, С.Я.Матвеева, А.Ю.Чепуренко. М.: РНИСиНП, 1994, 271с.

6. Безопасность России XXI век/Под ред. А.В. Загорского, М., 2000, 600с.

7. Боден П. Зона кризиса – Кавказ//Международная политика, 2002, №10, с. 15-17

8. Борисов И. Грузино-осетинский конфликт Процесс урегулирования и его перспективы//Азия и Африка сегодня, 2001 N4.- С.2-6.

9. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. "Международные отношения", М., 2001. 285 с.

10. Готлиб Г. Нация против государства - Нью-Йорк, 1993, 362 с.

11. Грузино-абхазский конфликт: прошлое, настоящее, будущее. Москве следует пересмотреть свои стратегические приоритеты//Независимая газ. 1998, 21 янв.-С.12-13.

12. Грузины и абхазы. Путь к примирению/Под ред. Коппитерс Б., Нодиа Г., Анчабадзе Ю., М., 1998, 248с.

13. Диксон Р. Суть угрозы, исходящей из Панкисского ущелья//Los Angeles Times, 19 марта 2002// http://www.inoCMI.ru/text/stories/02/02/23/140343.html

14. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве, М., 1999, 286с.

15. Никитин А.И. Миротворческие операции в СНГ. М., 1998. 165 с.

16. Нодия Г. Политическая смута и этнотерриториальные конфликты в Грузии/Спорные границы на Кавказе. М., 1996, с. 98-167

17. Папаскир А. О научном «мастерстве» тбилисских абхазоведов – Сухум, 2003, 277с.

18. Практика федерализма. Поиск альтернатив для Грузии и Абхазии/Под ред. Коппитерс Б, М., 1999, 446с.

19. Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России/Под ред. Л.Б. Вардожский, С.В. Голунов, М.-Волгоград, 2002, 573с.

20. Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве, М., 2002, 344с.

21. Рыхтик М.И. Региональные конфликты и проблемы региональной и международной безопасности. Н. Новгород: ИСИ ННГУ, 1999, 462с.

22. Тренин Д. Интересы безопасности и политика России в Кавказском регионе//Спорные границы на Кавказе. М., 1996, с. 167-281.

23. Фуллер Г. Еще о Косово//Washington Post, 1999, 4 Мая// http://www.inoCMI.ru/text/stories/01/01/16/130245.html

24. Хоштария-Броссе Э.В. Абхазия и Грузия: мифы и реальность – Тбилиси, 1998, 361с.

25. Чирикба В. Грузино-абхазский конфликт – Сухум, 1999, 298 с.

26. Шакарянц Г. Различные конфликты с одинаковой основой


[1] Хоштария-Броссе Э.В. Абхазия и Грузия: мифы и реальность – Тбилиси, 1998, 361с.

[2] Папаскир А. О научном «мастерстве» тбилисских абхазоведов – Сухум, 2003,277с.

[3] Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта, М., 1994

[4] Соглашение о беженцах и порядке их возвращения, М., 1994.

[5] Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, М., 1992.

[6] Меморандум о мерах по безопасности и доверию между сторонами в конфликте, М., 1996

[7] Шакарянц Г. Различные конфликты с одинаковой основой //http://www.strana.ru/mens/12827.html

[8] Рыхтик М.И. Региональные конфликты и проблемы региональной и международной безопасности. Н.Новгород: ИСИ ННГУ, 1999

[9] Практика федерализма. Поиск альтернатив для Грузии и Абхазии/Под ред. Коппитерс Б, М., 1999, 446с.

[10] Папаскир А. О научном «мастерстве» тбилисских абхазоведов – Сухум, 2003, с.165

[11] Папаскир А. О научном «мастерстве» тбилисских абхазоведов – Сухум, 2003, с.74

[12] Там же с. 82

[13] Абхазия: документы свидетельствуют, 1937 - 1953 (сборник материалов). Сухум, 1992

[14] Отаров П. Степин Н. Абхазия и Грузия. Вместе или рядом? //http://www.abxazia2000.narod.ru/publik/1001/15.html

[15] Отаров П. Степин Н. Абхазия и Грузия. Вместе или рядом? //http://www.abxazia2000.narod.ru/publik/1001/15.html

[16] Алексидзе Л. Абхазский вопрос //http://www.osr.ru/conferenses/020702.html

[17] Хоштария-Броссе Э.В. Абхазия и Грузия: мифы и реальность – Тбилиси, 1998, с.118

[18] Грузино-абхазский конфликт: прошлое, настоящее, будущее. Москве следует пересмотреть свои стратегические приоритеты//Независимая газ. 1998 21 янв с.12

[19] Александров Г. С Россией навсегда, с Грузией никогда//Мир и мы, №2, 2003 с.24

[20] Александров Г. С Россией навсегда, с Грузией никогда//Мир и мы, №2, 2003, с.25

[21] Александров Г. С Россией навсегда, с Грузией никогда//Мир и мы, №2, 2003, с.25

[22] Нодия Г. Политическая смута и этнотерриториальные конфликты в Грузии/Спорные границы на Кавказе. М., 1996, с.109

[23] Аграбар Р. О., Студеникина А. Л., Макагаев Р. П., Габачиев Дж. И.. Десятилетие переговорного тупика и концептуальные альтернативы для Абхазии, Южной Осетии и Грузии. – Сухум, 2002, с.54

[24] Никитин А.И. Миротворческие операции в СНГ. М., 1998. с. 107

[25] Нодия Г. Политическая смута и этнотерриториальные конфликты в Грузии/Спорные границы на Кавказе. М., 1996, с.133

[26] Борисов И. Грузино-осетинский конфликт Процесс урегулирования и его перспективы//Азия и Африка сегодня 2001 N4.- С.2

[27] Борисов И. Грузино-осетинский конфликт Процесс урегулирования и его перспективы//Азия и Африка сегодня 2001 N4.- С.2

[28] Рыхтик М.И. Региональные конфликты и проблемы региональной и международной безопасности. Н.Новгород: ИСИ ННГУ, 1999, с.173

[29] Тренин Д. Интересы безопасности и политика России в Кавказском регионе//Спорные границы на Кавказе. М., 1996, с.206

[30] Нодия Г. Политическая смута и этнотерриториальные конфликты в Грузии/Спорные границы на Кавказе. М., 1996, с. 121

[31] Борисов И. Грузино-осетинский конфликт Процесс урегулирования и его перспективы//Азия и Африка сегодня 2001 N4.- С.2

[32] Нугаев Р. Национальный суицид или вниз по нисходящей //http://www.lan.optima.ru/select.html

[33] Там же

[34] Нугаев Р. Национальный суицид или вниз по нисходящей //http://www.lan.optima.ru/select.html

[35] Там же

[36] Резолюция Совета Безопасности ООН №849 (1993) от 9 июля 1993 года//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8491993

[37] Резолюция Совета Безопасности ООН №858 (1993) от 24 августа 1993 года//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8581993

[38] Резолюция Совета Безопасности ООН №858 (1993) от 24 августа 1993 года//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8581993

[39] Резолюция Совета Безопасности ООН №876 (1993) от 19 октября 1993 года//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8761993

[40] Резолюция Совета Безопасности ООН №881 (1993) от 4 ноября 1993 года//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8811993

[41] Резолюция Совета Безопасности ООН №892 (1993) от 22 декабря 1993 года//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8921993

[42] Документы ООН, посвященные грузино-абхазскому конфликту//http://www.abhazia2000.narod.ru/public/1002/14

[43] Отаров П. Степин Н. Абхазия и Грузия. Вместе или рядом? //http://www.abxazia2000.narod.ru/publik/1001/15.html

[44] Цит по Алаев Э.Б. Региональные этнические конфликты // Федерализм, 1996. №1 с. 17

[45] Резолюция Совета Безопасности ООН №993 (1995) от 12 мая 1993 года//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/9931995

[46] Документ Бодена//http://www.abkhazeti.ru/pub/documents/20_11_2002_234234234/

[47] Цит. по Документ Бодена//http://www.abkhazeti.ru/pub/documents/20_11_2002_234234234/

[48] Алексидзе Л. Абхазский вопрос //http://www.osr.ru/conferenses/020702.html

[49] Документы ООН S/24542 (10 сентября 1992), S/24637 (8 октября 1992), S/25198 (29 января 1993) и S/26032 (2 июля 1993) //http://www.obs.un.org/Russian/s/doc/24542_1992

[50] Резолюции СБ ООН 849 (8 июля 1993), 858 (24 августа 1993) и 876 (19 октября 1993). //http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8581993

[51] Резолюции СБ ООН 876 (19 октября 1993), параграф 2, и 884 (12 ноября 1993), параграф 1//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8761993

[52] Резолюция СБ ООН 896 (31 января 1994), параграф 12. //http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8961994

[53] Там же, параграф 11

[54] Резолюция СБ ООН 876 (19 октября 1993), параграф 2. //http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8761993

[55] Там же, параграф 4.

[56] Резолюции СБ ООН 822 (29 апреля 1993), параграф 2; //http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8221993

[57] Устав ООН, ст. 2, параграф 4.

[58] Резолюции СБ ООН 876 (19 октября 1993), параграф 7, //http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8761993

[59] Там же параграф 8

[60] Резолюции СБ ООН 849 (8 июля 1993), параграф 4; 876 (19 октября 1993), параграф 9; 881 (3 ноября 1993), параграф 2//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/

[61] Резолюция СБ ООН 858 (24 августа 1993), параграф 6. //http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8581993

[62] Резолюции СБ ООН 892 (22 декабря 1993), параграф 5; //http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8921993

[63] United Nations Inter-Agency Consolidated Appeal for Emergency Humanitarian Assistance for the Most Vulnerable Among the Conflict — Affected Population in Georgia. // Department of Humanitarian Affairs. February 1993. UN Document DHA/93/37.

[64] Резолюция СБ ООН 776 (14 сентября 1992) //http://www.obs.un.org/Russian/s/res/7761992

[65] Резолюция СБ ООН 777 (19 сентября 1992), параграф 1. //http://www.obs.un.org/Russian/s/res/7771992

[66] Рекомендация резолюции СБ ООН 763 (6 июля 1992). //http://www.obs.un.org/Russian/s/res/7631992

[67] Резолюция СБ ООН 876 (19 октября 1993), параграф 8//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8761993

[68] Документ ООН S/26023 (1 июля 1993), параграфы 8 — 11//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/260231993

[69] Там же

[70] Резолюция СБ ООН 881 (3 ноября 1993), 4-я преамбула и параграф 4//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8811993

[71] См. документы ООН S/1994/253 (3 марта 1994) и S/1994/312 (18 марта 1994).

[72] Резолюция СБ ООН 896 (31 января 1994), 5-я преамбула//http://www.obs.un.org/Russian/s/res/8961994

[73] Документ ООН S/1994/80 (25 января 1994), параграф 22

[74] Документ ООН S/1994/583, приложение I

[75] Цит. по Борисов И. Грузино-осетинский конфликт Процесс урегулирования и его перспективы//Азия и Африка сегодня 2001 N4.- С.2

[76] Thirteenth Meeting of the CSO. Journal N 5. Annex 1. Helsinki. 3 July 1992

[77] Helsinki Additional Meeting of the CSCE Council. Summary of Conclusions, Helsinki. 24 March 1992. Para. 2.

[78] Александров Г. С Россией навсегда, с Грузией никогда //http://www.ossetia-info.narod.ru/archiv/4040203.html

[79] Thirty-First Meeting of the Vienna Group of the CSO. Text on the Situation in Georgia. Journal. Annex 2. Vienna. 7 October 1993

[80] Twenty-Sixth Plenary Meeting of the Vienna Group of the CSO. Journal. Vienna. 26 August 1993. P. 1 — 2

[81] Fourth Meeting of the CSCE Council. Decisions. Rome. 30 November — 1 December 1993. chapter I, point 3.4.

[82] Безопасность России XXI век/Под ред. А.В. Загорского, М., 2000, с. 472

[83] Брегвадзе Д. Возможно ли смысловое решение Кавказских конфликтов?//http://abhazia.com/history.php

[84] Брегвадзе Д. Возможно ли смловое решение Кавказских конфликтов?//http://abhazia.com/history.php

[85] Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. "Международные отношения", М., 2001, с.233

[86] Практика федерализма. Поиск альтернатив для Грузии и Абхазии/Под ред. Коппитерс Б, М., 1999, с.385

[87] Рыхтик М.И. Региональные конфликты и проблемы региональной и международной безопасности. Н.Новгород: ИСИ ННГУ, 1999, с.318

[88] Практика федерализма. Поиск альтернатив для Грузии и Абхазии/Под ред. Коппитерс Б, М., 1999, с. 324

[89] Гаранян Н. Политика Грузии на Абхазском направлении//http://www.ntvru.com

[90] Практика федерализма. Поиск альтернатив для Грузии и Абхазии/Под ред. Коппитерс Б, М., 1999, с.210

[91] Фуллер Г. Еще о Косово//Washington Post.1999.4 Мая http://www.inoCMI.ru/text/stories/01/01/16/130245.html

[92] Чирикба В. Грузино-абхазский конфликт – Сухум, 1999.С.71

[93] Готлиб Г. Нация против государства - Нью-Йорк, 1993, с.288

[94] Практика федерализма. Поиск альтернатив для Грузии и Абхазии/Под ред. Коппитерс Б, М., 1999, с.228

[95] Коппитерс Б. Политика Запада в области безопасности и грузино-абхазский конфликт//Практика федерализма. Поиск альтернатив для Грузии и Абхазии – М., 1999, с.355

[96] Алаев Э.Б. Региональные этнические конфликты // Федерализм, 1996. №1, с.19

[97] Globe & Mail//http:/www.globeandmail.com/news/kav/100104.htm

[98] Новости ОРТ//http//www.ORT.ru/news/georgia/las.html





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.