Дополнительного образования детей
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Голованов. Современное занятие в учреждении дополнительного образования детей Осмысление, изучение и разработка теоретических, методических и практи- ческих аспектов учебного занятия в учреждении дополнительного образования является актуальным и необходимым в связи с рядом факторов: – c трудностями в определении сущности и специфики учебного процесса в дополнительном образовании; – отсутствием единого понимания того, что представляет из себя учебное занятие, в чем целевое назначение данной формы; – в возникновении сложностей в анализе педагогом учебного занятия и в оценке результата деятельности детей, а также в выборе приемов, способов орга- низации учебно-познавательной деятельности детей. Традиционно занятием в учреждении дополнительного образования назы- вают все то время, которое педагог проводит с детьми, организуя различную дея- тельность: учебную, воспитательную, досуговую и т.п. В словаре С.И. Ожегова «занятие» определяется как труд, дело, время учения; «заниматься» - значит сосредоточить свой интерес на ком-нибудь или на чем-нибудь. Занятия организуются для детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. Педагог дополнительного образования, развивая творческий потенциал воспи- танников, организует целостный образовательный процесс, включающий в себя обучение, развитие и воспитание в соответствии с природными задатками, склон- ностями и интересами детей. Занятие в учреждении дополнительного образования обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по воз- растному составу воспитанников, по чередованию форм работы, насыщению
различными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Как основная организационная форма, занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения. В нем взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства обучения и др. Занятие должно отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и воспитанников. В конечном счете, это взаимодействие обеспечит усвоение содержания образова- тельной программы, направит в нужное русло познавательную и творческую де- ятельность детей. Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании, но сегодня существенно меняется его форма организации. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний. Превратить учебное занятие в технологичное педагогу помогает: организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе; четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практической операции; установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний. обязательный контроль, который можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговая проверка; реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей). В зависимости от приоритета поставленной цели занятия, выделяют разные
виды занятий. Виды занятий (по целям): Собственно обучающие занятия. Они преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Учебное занятие – по передаче знаний, по формированию умений, примене- ния знаний на практике, по закреплению знаний, по отработке умений и навыков (тренировочное), по обобщению и систематизации знаний. В целом под учебным занятием понимается форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально орга- низованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков. Однако в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с деть- ми ставят именно обучающие задачи. Среди других видов занятий можно было бы назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие- викторину, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направ- ленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. К приме- ру, "огоньки" и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагают образо- вательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как прави- ло, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Учебное занятие является, хотя и ограниченным по времени, процессом, представляя собой модель деятельности педагога и детского коллектива. Поэтому учебное занятие правомерно рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, задачи, формы, методы, содержание, результаты деятельности, этапы их достижения. 1. Цели и задачи учебных занятий Умение формулировать цель и задачи входит в сферу профессиональной компе-
тентности педагога и является одним из показателей его профессионального мастер- ства. Дидактическая цель - это заранее запланированный конечный результат обу- чения, развития и воспитания учащегося на занятии. Цель должна быть диагностич- ной, то есть настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было од- нозначно делать заключение о степени ее реализации. Педагог, приступая к формули- ровке цели занятия: - обращает внимание на требования к системе знаний, умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся; - определяет приемы учебной деятельности, которыми важно овладеть воспитан- нику; - выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заин- тересованность ребенка в результатах обучения. После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основ- ного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности воспитанников. Дидактическая цель отражает основное содержание учебного занятия, выделяя его познавательный, воспитательный, развивающий аспекты. Соответственно на занятии ре- шаются три вида задач: Обучающие задачи направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков. Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности. Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка. 2. Общие требования к постановке задач занятия: - задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования; - задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного; - задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполага- емой образовательной деятельности; - задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возмож- ность проверить их выполнение;
- формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной; - задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифициро- вать); - в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, ор- ганизовать и пр.). 3. Различные формы учебных занятий. В работе коллективов дополнительного образования могут использоваться раз- нообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образователь- ный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном про- цессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятель- ного освоения социума и получения более прочных знаний. Формы учебных занятий можно разделить на две группы: а) занятия в учебном кабинете: —тематические —комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использо- ванием 2—3 видов творческой деятельности); —игровые —итоговые или контрольные б) выездные занятия: —учебные экскурсии; —походы; —экспедиции; —практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида дея- тельности условиях); Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным бу- дет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них при- вносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей. Используя различные формы учебных занятий, не стоит забывать, что существу- ют определенные условия, которые необходимо соблюдать в любом случае: комплексность цели и задач; адекватность содержания поставленным цели и задачам, а также их соот- ветствие особенностям детского коллектива; соответствие способов работы поставленной цели и содержанию; наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов; четкая организация всех этапов занятия, мотивация детей на учебную де- ятельность; наличие благоприятной психологической атмосферы; активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность); полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами. 4. Методы обучения. Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классифи- каций в педагогике существует много. Постараемся кратко изложить наибо- лее традиционные из них. Метод обучения представляет собой способ организации совместной
деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образователь- ных задач. Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятель- ности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим ме- тоды обучения, традиционно используемые в системе дополнительного об- разования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обу- чения. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра. На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, ра- бота с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирова- ние. На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контроль- ных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт. Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространен- ные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования де- тей. Методика дифференцированного обучения: (педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу раз- ного уровня сложности, в зависимости от возраста, способностей и уровня подго- товки каждого). Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): для каждо- го ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе. Методика проблемного обучения: педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально свя- занную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки. Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе ко- торой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснова- ние, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую доку- ментацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в фор- ме защиты проекта. 5.Содержание учебной деятельности Содержание учебной деятельности обязательно должно включать два взаимо- дополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в опре- деленном виде творческой деятельности. Теоретическая подготовка является одной из важнейших составляющих подго- товки детей в определенном виде творческой деятельности: именно в процессе изу- чения теории данного учебного предмета учащиеся имеют возможность получить максимум информации, не только расширяющей их общий и специальный кругозор, но и позволяющей на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем - на продуктивный (творче- ский) уровень. Методика теоретической подготовки. Для того чтобы сделать теоретическую подготовку учащихся максимально результативной и эффективной, необходимо: 1) выделить из достаточно большого объема теоретических знаний, имею- щегося в каждой области творческой деятельности, только самое необходимое для обучения детей (постарайтесь не «перегружать» учебный процесс излишней «теоретизацией»); 2) если теоретического материала по конкретной теме много, то разделить его на несколько частей для изложения в ходе нескольких учебных занятий; 3) продумать процесс объяснения нового материала - подобрать понятные детям данного возраста слова, провести аналогии между изучаемыми понятиями и имеющимися у детей знаниями и жизненным опытом, выстроить определенную логику в изложении; 4) при объяснении теории использовать больше наглядных материалов (это помогает активизировать у детей дополнительные чувственные анализа- торы); 5) прежде чем перейти от теории к практике, предложить детям 1-2 за- дания на закрепление изученного теоретического материала; 6) практическую работу подобрать таким образом, чтобы дети исполь- зовали полученные теоретические знания (тогда у них не возникнет пред- ставление о «независимости» друг от друга теории и практики); 7) изученный теоретический материал «закрепить» (проговорить ос- новные содержательные аспекты вместе с детьми) в конце учебного занятия, а на следующих 2-3 занятиях обязательно повторить пройденное, а по окон- чании изучения каждой темы проверить, что запомнили учащиеся. Практическая подготовка – основная составляющая учебной деятельности детского творческого объединения, так как главным принципом дополни- тельного образования детей является его практико-ориентированная направ- ленность. Но практическая подготовка учащихся детского творческого объ- единения не может быть «необъятной» (т.е. спонтанно рождаться в голове педагога в ходе учебного процесса), а требует четкой определенности в со- держании и организации. Методика практической подготовки. Для того чтобы дети полноценно освоили практическую составляющую учебной деятельности, необходимо: 1) подобрать общеразвивающие упражнения (физические, интеллекту- альные и т.д.) с учетом особенностей конкретных детей, что позволит скор- ректировать их недостатки, препятствующие освоению данного вида дея- тельности; 2) составить комплекс специальных тренировочных заданий и упражне- ний, сориентированных на развитие общих, специальных и творческих спо- собностей каждого учащегося; 3) освоение техники данного вида деятельности начинать с самых лег- ких приемов с дальнейшим постепенным усложнением (желание педагога научить детей «всему и сразу», достичь быстрого результата может привести к обратному эффекту: недостаточно хорошо освоенные практические) умения будут препятствовать дальнейшему обучению); 4) все полученные в ходе подготовительной работы умения обязательно использовать в продуктивной практической деятельности или хотя бы при выполнении тренинговых упражнений и практических заданий; 5) каждую начатую ребенком (детьми) практическую работу обяза- тельно довести до логического результата - концертного или спортивного вы- ступления, выставочного показа и т.д.; 6) выбирать тему и форму практической работы, максимально актуаль- ную в реальной жизни конкретных учащихся; 7) не торопиться с «внешним» показом результатов практической рабо- ты до тех пор, пока педагог не убедится, что достигнутый уровень выпол- нения достаточен для этого («сырые» выступления или выставочные рабо- ты наносят вред педагогическому процессу). 6. Результаты деятельности, анализ учебного занятия. Результатом деятельности педагога, конечно, становятся успехи детей. Но каждый педагог волей-неволей постоянно обдумывает свою деятельность, отмечая удачные и менее удачные методы, интересные формы работы, какие-либо виды заданий, вызвав- шие у детей наибольший интерес. Одним словом, проводится анализ занятия. Анализ учебного занятия – это поиск ответов на следующие вопросы: Достигло ли учебное занятие поставленной цели? В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? Насколько полно и качественно реализовано содержание? Насколько удачно были выбраны формы и методы? Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога? За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)? В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последую- щих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказать- ся? Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использо- ваны для решения воспитательных и обучающих задач? 7. Этапы реализации занятия Выделяют разные этапы занятия, например, подготовительный, теоретиче- ский, практический и др. В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подго- товительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельно- сти, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов мо- жет служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов дея- тельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация. 1 этап: организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. 2 этап: проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практическо- го), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию). Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно- познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). 4 этап: основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1) Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания свя- зей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную дея- тельность детей. 2) Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебно- го материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответству- ющих правил или обоснованием 3) Закрепление знаний и способов действий. Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применя- ют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми. 4) Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распро- страненными способами работы являются беседа и практические задания. 5 этап: контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Ис- пользуются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и за- дания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково- исследовательского). 6 этап: итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить пер- спективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как ра- ботали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овла- дели? Поощряет ребят за учебную работу. 7 этап: рефлексивный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспо- собность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы. 8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходи- мо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих заня- тий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|