Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительного образования детей




Голованов.

Современное занятие в учреждении

дополнительного образования детей

Осмысление, изучение и разработка теоретических, методических и практи-

ческих аспектов учебного занятия в учреждении дополнительного образования

является актуальным и необходимым в связи с рядом факторов:

– c трудностями в определении сущности и специфики учебного процесса в

дополнительном образовании;

– отсутствием единого понимания того, что представляет из себя учебное

занятие, в чем целевое назначение данной формы;

– в возникновении сложностей в анализе педагогом учебного занятия и в

оценке результата деятельности детей, а также в выборе приемов, способов орга-

низации учебно-познавательной деятельности детей.

Традиционно занятием в учреждении дополнительного образования назы-

вают все то время, которое педагог проводит с детьми, организуя различную дея-

тельность: учебную, воспитательную, досуговую и т.п.

В словаре С.И. Ожегова «занятие» определяется как труд, дело, время

учения; «заниматься» - значит сосредоточить свой интерес на ком-нибудь или на

чем-нибудь.

Занятия организуются для детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет.

Педагог дополнительного образования, развивая творческий потенциал воспи-

танников, организует целостный образовательный процесс, включающий в себя

обучение, развитие и воспитание в соответствии с природными задатками, склон-

ностями и интересами детей.

Занятие в учреждении дополнительного образования обладает рядом

особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по воз-

растному составу воспитанников, по чередованию форм работы, насыщению

различными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного

на стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения;

имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся.

Как основная организационная форма, занятие целиком подчиняется всем

закономерностям процесса обучения. В нем взаимодействуют все компоненты

этого сложного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства

обучения и др.

Занятие должно отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью

частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и воспитанников.

В конечном счете, это взаимодействие обеспечит усвоение содержания образова-

тельной программы, направит в нужное русло познавательную и творческую де-

ятельность детей.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса в

дополнительном образовании, но сегодня существенно меняется его форма

организации. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение

их в сотрудничество, активный поиск знаний. Превратить учебное занятие в

технологичное педагогу помогает:

 организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их

возможностей и в приемлемом темпе;

 четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или

обучение практической операции;

 установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и

практическую значимость полученных знаний.

 обязательный контроль, который можно осуществить по ходу объяснения

новой темы, после ее изучения и как итоговая проверка;

 реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии

(выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на

основе знания способностей, потребностей и склонностей).

В зависимости от приоритета поставленной цели занятия, выделяют разные

виды занятий.

Виды занятий (по целям):

Собственно обучающие занятия. Они преследуют сугубо обучающие цели:

научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по

преподаваемому предмету.

Учебное занятие – по передаче знаний, по формированию умений, примене-

ния знаний на практике, по закреплению знаний, по отработке умений и навыков

(тренировочное), по обобщению и систематизации знаний.

В целом под учебным занятием понимается форма организации учебного

процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально орга-

низованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по

конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих

знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Однако в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с деть-

ми ставят именно обучающие задачи. Среди других видов занятий можно было бы

назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят

цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка.

Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-

викторину, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто

педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направ-

ленные на формирование положительного психологического климата в детском

коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. К приме-

ру, "огоньки" и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагают образо-

вательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как прави-

ло, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано

с учебным предметом.

Учебное занятие является, хотя и ограниченным по времени, процессом,

представляя собой модель деятельности педагога и детского коллектива. Поэтому

учебное занятие правомерно рассматривать в логике организации деятельности,

выделяя

 цель,

 задачи,

 формы,

 методы,

 содержание,

 результаты деятельности,

 этапы их достижения.

1. Цели и задачи учебных занятий

Умение формулировать цель и задачи входит в сферу профессиональной компе-

тентности педагога и является одним из показателей его профессионального мастер-

ства. Дидактическая цель - это заранее запланированный конечный результат обу-

чения, развития и воспитания учащегося на занятии. Цель должна быть диагностич-

ной, то есть настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было од-

нозначно делать заключение о степени ее реализации. Педагог, приступая к формули-

ровке цели занятия:

- обращает внимание на требования к системе знаний, умений по данной теме

как основе развития познавательной самостоятельности учащихся;

- определяет приемы учебной деятельности, которыми важно овладеть воспитан-

нику;

- выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заин-

тересованность ребенка в результатах обучения.

После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основ-

ного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной

самостоятельной деятельности воспитанников.

Дидактическая цель отражает основное содержание учебного занятия, выделяя его

познавательный, воспитательный, развивающий аспекты. Соответственно на занятии ре-

шаются три вида задач:

Обучающие задачи направлены на освоение воспитанниками системы учебных

знаний и формирования предметных умений и навыков.

Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение

общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.

Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса,

способностей и задатков ребенка.

2. Общие требования к постановке задач занятия:

- задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования;

- задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;

- задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполага-

емой образовательной деятельности;

- задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возмож-

ность проверить их выполнение;

- формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной;

- задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифициро-

вать);

- в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий

основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, ор-

ганизовать и пр.).

3. Различные формы учебных занятий.

В работе коллективов дополнительного образования могут использоваться раз-

нообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образователь-

ный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание

различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном про-

цессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятель-

ного освоения социума и получения более прочных знаний.

Формы учебных занятий можно разделить на две группы:

а) занятия в учебном кабинете:

—тематические

—комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использо-

ванием 2—3 видов творческой деятельности);

—игровые

—итоговые или контрольные

б) выездные занятия:

—учебные экскурсии;

—походы;

—экспедиции;

—практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида дея-

тельности условиях);

Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным бу-

дет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них при-

вносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.

Используя различные формы учебных занятий, не стоит забывать, что существу-

ют определенные условия, которые необходимо соблюдать в любом случае:

 комплексность цели и задач;

 адекватность содержания поставленным цели и задачам, а также их соот-

ветствие особенностям детского коллектива;

 соответствие способов работы поставленной цели и содержанию;

 наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

 четкая организация всех этапов занятия, мотивация детей на учебную де-

ятельность;

 наличие благоприятной психологической атмосферы;

 активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической

деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

 полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми

средствами.

4. Методы обучения.

Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классифи-

каций в педагогике существует много. Постараемся кратко изложить наибо-

лее традиционные из них.

Метод обучения представляет собой способ организации совместной

деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образователь-

ных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям

(основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятель-

ности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим ме-

тоды обучения, традиционно используемые в системе дополнительного об-

разования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обу-

чения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение,

рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа,

дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или

педагогическая игра.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, ра-

бота с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирова-

ние.

На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контроль-

ных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространен-

ные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования де-

тей.

Методика дифференцированного обучения: (педагог излагает новый материал

всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу раз-

ного уровня сложности, в зависимости от возраста, способностей и уровня подго-

товки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): для каждо-

го ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план,

который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: педагог не дает детям готовых знаний и

умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально свя-

занную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как

поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые

теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса

изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе ко-

торой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснова-

ние, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую доку-

ментацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в фор-

ме защиты проекта.

5.Содержание учебной деятельности

Содержание учебной деятельности обязательно должно включать два взаимо-

дополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в опре-

деленном виде творческой деятельности.

Теоретическая подготовка является одной из важнейших составляющих подго-

товки детей в определенном виде творческой деятельности: именно в процессе изу-

чения теории данного учебного предмета учащиеся имеют возможность получить

максимум информации, не только расширяющей их общий и специальный кругозор,

но и позволяющей на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного

уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем - на продуктивный (творче-

ский) уровень.

Методика теоретической подготовки.

Для того чтобы сделать теоретическую подготовку учащихся максимально

результативной и эффективной, необходимо:

1) выделить из достаточно большого объема теоретических знаний, имею-

щегося в каждой области творческой деятельности, только самое необходимое

для обучения детей (постарайтесь не «перегружать» учебный процесс излишней

«теоретизацией»);

2) если теоретического материала по конкретной теме много, то разделить

его на несколько частей для изложения в ходе нескольких учебных занятий;

3) продумать процесс объяснения нового материала - подобрать понятные

детям данного возраста слова, провести аналогии между изучаемыми понятиями

и имеющимися у детей знаниями и жизненным опытом, выстроить определенную

логику в изложении;

4) при объяснении теории использовать больше наглядных материалов

(это помогает активизировать у детей дополнительные чувственные анализа-

торы);

5) прежде чем перейти от теории к практике, предложить детям 1-2 за-

дания на закрепление изученного теоретического материала;

6) практическую работу подобрать таким образом, чтобы дети исполь-

зовали полученные теоретические знания (тогда у них не возникнет пред-

ставление о «независимости» друг от друга теории и практики);

7) изученный теоретический материал «закрепить» (проговорить ос-

новные содержательные аспекты вместе с детьми) в конце учебного занятия,

а на следующих 2-3 занятиях обязательно повторить пройденное, а по окон-

чании изучения каждой темы проверить, что запомнили учащиеся.

Практическая подготовка – основная составляющая учебной деятельности

детского творческого объединения, так как главным принципом дополни-

тельного образования детей является его практико-ориентированная направ-

ленность. Но практическая подготовка учащихся детского творческого объ-

единения не может быть «необъятной» (т.е. спонтанно рождаться в голове

педагога в ходе учебного процесса), а требует четкой определенности в со-

держании и организации.

Методика практической подготовки.

Для того чтобы дети полноценно освоили практическую составляющую

учебной деятельности, необходимо:

1) подобрать общеразвивающие упражнения (физические, интеллекту-

альные и т.д.) с учетом особенностей конкретных детей, что позволит скор-

ректировать их недостатки, препятствующие освоению данного вида дея-

тельности;

2) составить комплекс специальных тренировочных заданий и упражне-

ний, сориентированных на развитие общих, специальных и творческих спо-

собностей каждого учащегося;

3) освоение техники данного вида деятельности начинать с самых лег-

ких приемов с дальнейшим постепенным усложнением (желание педагога

научить детей «всему и сразу», достичь быстрого результата может привести к

обратному эффекту: недостаточно хорошо освоенные практические) умения

будут препятствовать дальнейшему обучению);

4) все полученные в ходе подготовительной работы умения обязательно

использовать в продуктивной практической деятельности или хотя бы при

выполнении тренинговых упражнений и практических заданий;

5) каждую начатую ребенком (детьми) практическую работу обяза-

тельно довести до логического результата - концертного или спортивного вы-

ступления, выставочного показа и т.д.;

6) выбирать тему и форму практической работы, максимально актуаль-

ную в реальной жизни конкретных учащихся;

7) не торопиться с «внешним» показом результатов практической рабо-

ты до тех пор, пока педагог не убедится, что достигнутый уровень выпол-

нения достаточен для этого («сырые» выступления или выставочные рабо-

ты наносят вред педагогическому процессу).

6. Результаты деятельности, анализ учебного занятия.

Результатом деятельности педагога, конечно, становятся успехи детей. Но каждый

педагог волей-неволей постоянно обдумывает свою деятельность, отмечая удачные и

менее удачные методы, интересные формы работы, какие-либо виды заданий, вызвав-

шие у детей наибольший интерес. Одним словом, проводится анализ занятия.

Анализ учебного занятия – это поиск ответов на следующие вопросы:

 Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

 В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его

этапов?

 Насколько полно и качественно реализовано содержание?

 Насколько удачно были выбраны формы и методы?

 Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

 За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

 В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последую-

щих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказать-

ся?

 Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использо-

ваны для решения воспитательных и обучающих задач?

7. Этапы реализации занятия

Выделяют разные этапы занятия, например, подготовительный, теоретиче-

ский, практический и др.

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде

последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подго-

товительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового,

информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельно-

сти, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов мо-

жет служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов дея-

тельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение –

обобщение – систематизация.

1 этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического

настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего

задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практическо-

го), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-

познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация

учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная

задача, проблемное задание детям).

4 этап: основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1) Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания свя-

зей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний

использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную дея-

тельность детей.

2) Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебно-

го материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют

пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответству-

ющих правил или обоснованием

3) Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применя-

ют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно

детьми.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распро-

страненными способами работы являются беседа и практические задания.

5 этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Ис-

пользуются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и за-

дания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-

исследовательского).

6 этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить пер-

спективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как ра-

ботали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овла-

дели? Поощряет ребят за учебную работу.

7 этап: рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспо-

собность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и

полезность учебной работы.

8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходи-

мо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих заня-

тий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них

могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...