Организация работы группы на занятии
8. Подготовка педагога к учебному занятию Конечно же, для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Что обес- печивает успех занятия? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учеб- ному предмету? Эти и многие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия? По су- ществу, здесь необходимо говорить о целой методике подготовки учебного заня- тия. Алгоритм подготовки педагога к учебному занятию может быть следую- щим: 1 этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы. – Достигло ли учебное занятие поставленной цели? – В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? – Насколько полно и качественно реализовано содержание? – Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога? – За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)? – В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться? – Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использова- ны для решения воспитательных и обучающих задач. 2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия стро- ится модель будущего учебного занятия: – определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике про- цесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий), – обозначение задач учебного занятия, – определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательно- го: – определение вида занятия, если в этом есть необходимость,
– продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия; – подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми мате- риала занятия. 3 этап. Обеспечение учебного занятия. а) Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного ма- териала (содержания занятия). б) Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление ди- дактического, наглядного, раздаточного материала: подготовка заданий. в) Хозяйственное обеспечение; подготовка кабинета, инвентаря, оборудова- ния и т.д. Конечно, необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предло- женный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна са- ма логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей ра- боты, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как от- дельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построе- ние системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных ре- зультатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета. Построение современного занятия может быть определено теорией, на осно- ве которой оно проектируется. Технология проведения учебного занятия, построенного в соответствии с теорией общего развития (Л.В. Занков) включает: ознакомление детей с планом занятия и объяснение нового материала; выделение основных терминов и правил, оформление конспекта занятия; выполнение практических и творческих заданий с помощью алгоритмов и образцов; выполнение творческих заданий для развития интереса к определенному виду деятельности. Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного
обучения (И.Унт) предполагает несколько этапов: Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается в детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно. Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие. Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам. Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии. Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблем- ного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер): ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы; дробление проблемы на отдельные задачи; выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материа- ла; анализ полученных результатов, формулировка выводов. Групповая технология складывается из следующих элементов: постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы; планирование работы в группах; индивидуальное выполнение задания; обсуждение результатов; сообщение о результатах; подведение итогов, общий вывод о достижениях. Технология построения учебного занятия в соответствии с теорией педагоги- ки сотрудничества: ознакомление обучающихся с будущими результатами занятия и объясне- ние практического значения учебного материала; составление крупных блоков основного содержания учебного материала; дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающими- ся заданий (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения
в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности; повторение приемов и алгоритмов выполнения творческих заданий; выполнение практических и творческих заданий с применением игровых и групповых форм работы, с использованием активных методов обучения; самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на заня- тии; выполнение заданий по культуре поведения, по воспитанию нравственно- сти и т.п. Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И.П. Волков, И.П. Иванов): Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес). Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение за- дач, вступительное слово, приветствие и др.). Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штур- ма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые об- суждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участ- вует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта). Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана. Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана. Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить? Результаты коллективного дела. Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов: Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой пробле- мы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консуль- тации). Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дис- куссии, отстаивание результатов, экспертиза). Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, само-
оценка, выводы, обобщения, рекомендации). При подготовке занятия для педагога важны еще два момента. Первый: подумать, как показать детям, ради чего этот материал «проходит- ся», зачем он нужен. Второй: как распланировать занятия, чтобы тема (раздел) не распадалась на несвязанные кусочки. Множество удачных примеров решения данной проблемы существует в отечественной дидактике. Учитель математики В.Ф.Шаталов, например, тему укладывает в один урок (с помощью опорных сигналов – специ- альных схем). Учитель истории С.Д.Шевченко законченный раздел (несколько уроков) изучает таким образом: после уроков, на которых дети получают новые знания, следует этап (2-3 урока) систематизации, обобщения и зачет. Обобщаю- щий урок-семинар включает в себя синтетический (по всей теме) конспект (схе- му), самый обычный, без остроумных, но подчас головоломных выдумок, в кото- ром четко обозначены связи между частями темы. Естественно, у каждого пред- мета, каждой темы могут быть свои особенности, и представить тему (раздел) так, чтобы она выступила как нечто цельное, единое, можно с обычным устным объ- яснением. В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко (Мозг. Обучение. Здоровье. - М.,1989) справедливо замечают, что поучение в лоб – не лучший вариант, и предлагают не- сколько «обходных» способов. 1. Занимательная история о том, что происходит с людьми, у которых нет нужных знаний, в ситуации, когда они необходимы. Курс орфографии, например, начать с пересказа глав книги Н. Панова «А все-таки она хорошая!», где рассказывается о сказочном городе, жители которого живут «без правил» и пишут как слышат (это не окуджавовское «каждый пишет, как он слышит»–здесь смысл переносный). В городе выше преступность, сплош- ные несчастные случаи. 2. Эффект незнания, причем комический. Вот неправильно поставленная запятая: «Я подошел к калитке с громким ла- ем, навстречу мне выбежал Барбос». 3. Постоянно включать в занятия старый материал, чтобы дети убеждались, что он нужен. 4. Викторины, олимпиады, инсценировки, различные игры, специальные «предметные» игры, и игровые паузы- «разрядки». Все эти способы уступают главному – увлеченности, вовлеченности в пред- мет, когда ведет даже не утилитарный интерес, а интерес «вообще» (если научнее - внутренняя мотивация). Внутренний мотив – такой, при котором сама деятель- ность приносит удовлетворение. Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании, но сегодня существенно меняется его форма организации. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение
их в сотрудничество, активный поиск знаний. Превратить учебное занятие в технологичное педагогу помогает: организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе; четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практической операции; установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний. обязательный контроль, который можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговая проверка; реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей). Советы педагогов, применяющих в своей работе элементы теории решения изобретательских задач. 1. Старайтесь планировать тему так, чтобы материал не распался, сохраняя цельность и внутреннее единство. Планируйте всю тему сразу. Предлагается сле- дующая «технология». Положите перед собой столько листов бумаги, сколько за- нятий в теме. Распределите сначала главное: что на каком занятии будет изучать- ся; где труднее, что – легче; в зависимости от этого найдите формы работы, их со- четание. Тему, которая придется на пик вашей усталости лучше заранее сплани- ровать на каникулах. 2. При планировании занятий старайтесь учитывать разный уровень учащих- ся. Основа будет везде одна (обязательные знания), но формы могут быть различ- ные, разными будут задачи, упражнения. 3. Подумайте, кто из ребят, где, когда, с каким докладом может выступить. 4. Определяя цели занятия, разграничьте для себя обучающую и педагогиче- скую цели. Естественно, разграничение условно. Обучающая цель – то, чему пе- дагог хочет научить детей, что они должны на уроке узнать, понять. Педагогиче- ская цель – то, чего педагог хочет добиться на данном занятии в плане воспитания и развития, учитывая особенности группы и отдельных учащихся. 5. «Проранжируйте» новый материал (что учащимся нужно к следующему занятию, что – несколько позже, может быть, в следующем году, а что – на всю жизнь). Такое ранжирование изменит акценты в подаче информации. 6. Особо продумайте, в какие моменты учащиеся должны активно включать- ся, что они должны делать (здесь я задаю вопрос – диалог (дискуссия), здесь они должны посмотреть иллюстрацию и т. п.) 7. Определите необходимый реквизит (плакаты, картины, приборы, проектор и т. д.). 8. Подготовьте резервный материал на тот случай, если Вы «придете к фи- нишу за 5 минут до звонка». Опыт показывает, что такой досрочный финиш – бе- да многих молодых педагогов. В качестве резерва могут выступать (в зависимо- сти от предмета) и задачи, и упражнения, и игры, и любопытная, интересная ин- формация «в русле» темы. 9. Наметьте исследовательскую цель на предстоящее занятие. Удалось ли опробование нового приема, новой формы? Какова реакция детей? Органичен ли прием для Вас? Вписался ли в занятие? И т. п. Целесообразность эксперимента- торства тем выше, чем сильнее группа; и наоборот, в слабой группе необходима консервативная и четкая структура занятия. Эмоционально-психологическая подготовка педагога к занятию 1. Вспомните группу, где предстоит давать занятие. Вспомните опыт обще- ния с ней: развивайте положительные ощущения, блокируйте отрицательные. 2. Планируя занятие (различные его моменты), представьте психологиче- скую атмосферу реализации. Такое психологическое предвидение (проектирова- ние), основанное на знании группы, поможет выбрать и средства обучения (до элементарного: в этой группе я эту иллюстрацию не покажу – я вижу их реак- цию), и сделает планирование «прицельным» (я знаю их реакцию в этом месте – я изберу один тон, я слышу их возражения в этот момент – я изберу другой тон, сделаю паузу, пошучу и т. п.). 3. Вспомните взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стерео- типных установок к отдельным ребятам. Вот наиболее распространенные стереотипы в отношении педагога к «пло- хому» ученику (по А. Леонтьеву): – дает плохому ученику меньше времени на ответ, чем хорошему; – услышав неправильный ответ, не повторяет вопроса, а сразу же вызывает другого ученика или отвечает сам; – бывает, либеральничает: ставит хорошую отметку за плохой ответ; – чаще ругает «плохого» за неправильный ответ; – реже хвалит за верный ответ; – не замечает поднятой руки «плохого», вызывает другого; – реже улыбается, не смотрит в глаза «плохому». Кроме того, общение с «хорошим» со стороны педагога более эмоционально-личностно окрашено («Пра- вильно, молодец, садись. Вероника!»), чем с «плохими» («Правильно, садись»). 7. Открытое занятие: - для родителей, - для коллег, - конкурсное, - для аттестации, - для определения уровня компетентности, - для знакомства с опытом работы педагога, - для выявления причин низкой результативности. По сути своей открытое занятие отличается от обычного учебного только тем, что на нем присутствуют зрители. Поэтому, все основные моменты внутренней логики по- строения занятия остаются такие же, как и в учебном. Конечно, больше отличий в заня- тиях, которые являются конкурсными. Сложность заключается в том, что педагогу нужно показать максимум своих возможностей за короткий временной период. В опыте работы методистов ДДЮТ существует хороший пример составления «методических советов», помогающих педагогу, участвующему в конкурсах педагоги- ческого мастерства, обратить внимание на самые главные моменты подготовки к ним. Методические советы по проведению открытого занятия представлены в приложении 1. Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984. 2. Буйлова Л.Н. педагогические технологии в дополнительном образова- нии детей. – М., 2002. – 45 с. 3. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997. 4. Электронные адреса: 5. Цели учебного занятия // http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ ced1- 17-2.htm 6. Методы создания благоприятного психологического климата на учеб- ном занятии // http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-17-1.htm 7. Методическое обеспечение учебного занятия // http://gcon.pstu.ac.ru/ pedsovet/programm/ced1-17-3.htm 8. Особенности проведения занятия «Введение в образовательную про- грамму» // http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-17-4.htm
4. Организация образовательного процесса 4.1. Работа БДО осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных дирек- тором школы или его заместителем по дополнительному образованию. 4.2. Учебный год в БДО начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая теку- щего года. Во время летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено образовательными программами) в форме походов, сборов, экспе- диций, лагерей разной направленности и т. п. Состав обучающихся в этот период может быть переменным. При проведении многодневных походов разрешается увеличение нагрузки педагога. 4.3. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обяза- тельной учебной работе детей и подростков в ОУ. В этой связи при зачислении в объединение каждый ребенок должен пред- ставить справку от врача о состоянии здоровья и заключение о возможности за- ниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю. Расписание составляется в начале учебного года администрацией по пред- ставлению педагогических работников с учетом установления наиболее благо- приятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается дирек- тором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации БДО и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию. 4.4. Списочный состав детских объединений БДО составляет: на первом году обучения – 12–15 чел.; на втором году обучения – 10–12 чел.; на третьем и последующих годах обучения – 8–10 чел. Списочный состав объединения детей, занимающихся учебно- исследовательской деятельностью, составляет (количество учащихся в таких группах может быть значительно меньше, чем в обычных учебных группах и со- ставляет, как правило, 4–8 чел.; занятия могут проводиться по звеньям в 2–4 чел.). В рамках БДО предусмотрена индивидуальная работа с детьми, участвую- щими в городских, российских и международных конкурсах (от 2 до 6 ч в неде- лю). В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы могут быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства используются на открытие новых детских объединений. 4.5. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в ОУДОД. При проведении занятий с использованием компьютерной техники должны соблюдаться Санитарноэпидемиологические пра- вила и нормативы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 от 30.06.2003). 4.6. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др. Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и по звеньям (3–5 чел.) или инди- видуально. 4.7. Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся. В БДО используются следующие формы аттестации (указать используемые формы: это могут быть тесты, опросы, зачеты, собеседова- ния, доклады, рефераты, олимпиады, смотры, конкурсы, выставки, конференции, концерты, публикации и др.). 4.8. Зачисление обучающихся в БДО осуществляется на срок, предусмотрен- ный для освоения программы. Отчисление обучающихся производится в ситуаци- ях нарушения ими устава школы, Правил внутреннего распорядка. За учащимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни, прохождения сана- торно-курортного лечения. 4.9. Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ан- самбль, театр и др.). В работе объединения могут принимать участие родители, без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом. 4.10. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения. 4.11. В БДО ведется методическая работа, направленная на совершенствова- ние содержания образовательного процесса, форм и методов обучения, повыше- ние педагогического мастерства работников. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагога дополнительного образования 1. Общие положения Педагог дополнительного образования: 1.1. Является организатором образовательного процесса в детских объедине- ниях БДО школы (кружках, студиях, секциях и т. д.) и подчиняется непосред- ственно заместителю директора школы по дополнительному образованию. 1.2. Назначается на должность и увольняется с должности приказом дирек- тора школы согласно Трудовому кодексу РФ. 1.3. В своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учрежде- нии; Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного об- разования детей, основными документами и материалами в области общего и до- полнительного образования детей; уставом школы, правилами внутреннего тру- дового распорядка школы, приказами и распоряжениями директора школы, По- ложением о БДО школы и настоящей должностной инструкцией. 1.4. Является материально ответственным лицом. 1.5. На должность педагога дополнительного образования назначается лицо с высшим или средним специальным образованием. 2. Функции 2.1. Основными функциями педагога дополнительного образования являют- ся: 2.1.1. Создание в детском объединении условий для реализации образова- тельных и культурнодосуговых программ дополнительного образования детей различного уровня и направленности; 2.1.2. Планирование, организация и анализ своей деятельности по всему кру- гу вопросов, касающихся дополнительного образования детей в своем направле- нии, его интеграции с основным (общим) образованием. 2.2. Педагог дополнительного образования реализует функции анализа, пла- нирования, организации, контроля, регулирования деятельности детского объеди- нения, стимулирования, мотивации детей. 3. Должностные обязанности Педагог дополнительного образования: 3.1. Осуществляет руководство кружком, клубом, секцией, студией и други- ми видами детских творческих объединений: 3.1.1. Комплектует состав учебных групп, принимает меры по его сохране- нию в течение срока их работы; 3.1.2. Составляет планы и программы с учетом дифференцированного под- хода к обучающимся или осуществляет подбор примерных (типовых) программ; 3.1.3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и ме- тодов обучения исходя из психофизиологической, социальноэкономической целе- сообразности; 3.1.4. Обеспечивает соблюдение санитарногигиенических норм в ходе учеб- ного процесса; 3.1.5. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию; 3.1.6. Участвует в деятельности методических объединений учреждения. 3.2. Пропагандирует детское творчество: 3.2.1.Выявляет творческие способности обучающихся, способствует их раз- витию; 3.2.2. Поддерживает одаренных и талантливых воспитанников; 3.2.3. Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, творче- ских отчетах, выставках, конкурсах, соревнованиях и др.; 3.2.4. Оказывает консультативную помощь родителям, а также педагогиче- ским работникам в пределах своей компетенции; 3.2.5. Осуществляет связь с другими коллективами по своему профилю дея- тельности. 3.3. Ежемесячно отчитывается о работе детского объединения перед заме- стителем директора. 3.4. Выполняет правила внутреннего трудового распорядка. 3.5. Участвует в общей работе педагогического коллектива школы, посещает педагогические советы и производственные совещания. 4. Права 4.1. Педагог дополнительного образования имеет права, предусмотренные законом "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учре- ждении, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, а также права, предусмотренные в уставе школы. 4.2. Педагог дополнительного образования имеет право: 4.2.1. Предлагать администрации изменения в программе своего объедине- ния; 4.2.2. Вносить предложения по улучшению педагогической деятельности; 4.2.3. Пользоваться в установленном порядке имуществом школы; 4.2.4. Участвовать в экспериментальной деятельности; 4.2.5. Составлять удобное для детей расписание; 4.2.6. Издавать свои педагогические разработки; 4.2.7. Привлекать родителей для работы с детьми; 4.2.8. Участвовать во внебюджетной деятельности школы; 4.2.9. Получать установленные надбавки и доплаты. 5. Ответственность Педагог дополнительного образования несет ответственность: 5.1. За качество работы с детьми, соблюдение прав и свобод обучающихся, правил охраны труда и санитарно-гигиенических норм в период проведения заня- тий. 5.2. За выполнение своих трудовых обязанностей в соответствии с Трудовым кодексом РФ. 6. Взаимоотношения, связи по должности Педагог дополнительного образования осуществляет взаимодействие со сле- дующими должностными лицами, учреждениями и организациями (дается их пе- речень в соответствии с производственной необходимостью). Литература: 1. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнитель- ном образовании детей. – М., 2002. – 24с. 2. Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития // Школьные технологии. - 1998. - № 1, № 4; 1997. – № 4. 3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. 4. Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Спутник +», 2005. - 109 с. 5. Бойков А. А. Коллективно-творческое дело как личностно ориентиро- ванная воспитательная технология, 2005 (http://www.yandex.ru/) 6. Брусницына Г. Г. Система организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в г. Екатеринбурге. – Екатеринбург: Муниципальное об- разовательное учреждение дополнительного образования детей Центр «Одарен- ность и технологии» (Центр «Одаренность и технологии») (http://ito.edu.ru/2005/Moscow/I/2/I-2-5085.html) 7. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнитель- ного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с. 8. Гузеев В.В. От методики к образовательной технологии // Народное об- разование. - 1998. – № 7. – С. 87. 9. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий //Психологическая наука и образование. - 1997. – № 2. 10. Дополнительное образование как система современных технологий со- хранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Сократова. – Оренбург: Изд-во ОЦДЮТ, 2001. – 177с. 11. Дмитренко Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы / Педагогика. - 2004. – №2. – С.54-59 12. Декларации прав ребенка (25 сентября 1917 г.). - Свободное воспитание и свободная школа. - 1918. №1-3. С. 71-75. 13. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. высш. учебных заведений / Под ред. О.Е.Лебедева. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с. 14. Дополнительное и неформальное образование в Европе./ Под ред. Рене Кларийса. – Прага, 2005. – 137 с. 15. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образо- вание детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с. 16. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образова- ния детей: Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образова- ния. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с. 17. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере до- полнительного образования. – Самара, 1998. – 36с. 18. Кожухова М.Ю. Формирование исследовательских умений старшеклас- сников в научном обществе учащихся. – Оренбург, 2004 – 39с. (10 –26) 19. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997. 20. Монахов В.М. Методология проектирования педагогической техноло- гии (аксиоматический аспект) //Школьные технологии, 2000. – № 3. – С. 57. 21. Новые педагогические и информационные технологии в системе обра- зования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2001. 22. Сборник методических рекомендаций по программному обеспечению учебно-воспитательного процесса в УДОД (в помощь специалистам дополни- тельного образования детей). ГЦРДО ГДТЮ «Аничков дворец», ДДЮТ Фрунзен- ский р-н. – СПб., 2003 23. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. - М.: НИИ школь- ных технологий, 2005. – 176 с. (С.122-137). 24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Нар. образование, 1998. – 256с. 25. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с. 26. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с. 27. Тавстуха О.Г. Новый подход к технологизации процесса дополнитель- ного экологического образования детей // Внешкольник. Оренбург: ОГПУ, 2001. – № 5. – С. 8-14. 28. Токтар М.Р. Квест-проект. – Воронеж: Школа профессионального обра- зования, 2003. 29. Тамберг Ю.Г. Концепция ТРИЗ-технологии. – В.Новгород, 2006 (tamberg@novgorod.net) 30. Чупрасова В. И. Современные технологии в образовании: учебное посо- бие. – Владивосток: Дальневосточный государственный университет, Тихоокеан- ский институт дистанционного образования и технологий, 2000. – 52 с. 31. Электронные адреса: 32. Цели учебного занятия // http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ ced1- 17-2.htm 33. Методы создания благоприятного психологического климата на учеб- ном занятии // http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-17-1.htm 34. Методическое обеспечение учебного занятия // http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-17-3.htm 35. Особенности проведения занятия «Введение в образовательную про- грамму» // http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-17-4.htm 36. http://www.prescool.km.ru/ 37. Электронные адреса опыта 38. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции // http://www.eidos.ru/journal/2003/0424.htm 39. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащих- ся // http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-24.htm 40. Расширение гуманитарных технологий на основе компетентностного подхода // http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-3.htm 41. Использование проектного метода для формирования межкультурной компетенции // http://www.eidos.ru/journal/2005/0523.htm 42. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm Приложения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|