Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Жизненные факторы профессионального самоопределения

Социальная работа с молодёжью в службе занятости

 

 

 

 

Работа выполнена

студентом

гр. СЦР-6 Мироновой Еленой

Михайловной

Руководитель работы

к.ф.н., доцент кафедры САР Ежов Олег Николаевич

 

 

Допущен к защите

Протокол № _______ от _____________2008 г.

 

Зав. кафедрой Ловцова Н.И._______________

 

 

Саратов – 2008


С ОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Жизненные факторы профессионального самоопределения

1.1 Основные проблемы современной молодежи в России

1.2 Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути

1.3 Особенности профессионального самоопределения молодежи

Глава 2. Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи

2.1 Роль профориентационной работы в выборе профессии: формы и методы профориентационной работы со школьниками

2.2 Социальная работа с молодежью в центре занятости: оценка эффективности

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Молодежь – это одна из наиболее уязвимых возрастных категорий населения. Она относится к социально-демографической группе, переживающей один из важнейших жизненных периодов – вхождение в мир взрослых и адаптация к нему. Нельзя забывать о том, что именно на молодежный возраст выпадают одни из самых главных демографических и общественно значимых событий на жизненном пути человека – это окончание школы (получение общего образования), выбор образовательного учреждения для получения профессиональной подготовки и, следовательно, выбор будущей профессии, начало карьеры – трудовой деятельности, создание семьи, рождение детей. Это основные фазы жизненного цикла, которые необходимо учитывать в теории и практике социальной работы.

Молодежь – это возрастная группа, имеющая широкие возрастные рамки. Однако, поскольку в данной работе мы будем рассматривать молодежь через призму занятости и трудоустройства, мы определяем ее возрастные границы периодом от 16 до 30 лет, так как преимущественно в это время основная ее часть приобретает профессионально-трудовой статус значимый в обществе.

Тема нашей работы посвящена не только общим вопросам социальной работы с молодёжью в службе занятости, но, специального, профессиональному самоопределению в контексте жизненного пути. Данная тема на сегодняшний день довольно актуальна, так как изучение молодежи как группы и ее проблем во многом помогает определить проблемы общества в целом, а также перспективы его развития. Выбор профессионального пути в значительной степени определяет судьбу человека, его жизненный путь. Под выбором профессионального пути мы будем понимать не только выбор самой профессии, специальности по которой получают образование, но и поиск места работы, трудовой деятельности, которое может отличаться от полученного вначале образования.

Представления молодежи о профессиях и о состоянии рынка труда, в большинстве своем, оторваны от действительности, процесс принятия решения о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные» и «выгодные». Все это в определенной мере свидетельствует об отсутствии у молодежи сформированного профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение – это, в какой-то мере, проверка зрелости человека в деле выбора профессии и поиска работы. На сегодняшний день проведено достаточно много исследований по разработке данного направления. Например, А. Маслоу была предложена концепция профессионального развития, где он выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться. В работах Д.Л. Константиновского, В.Н. Шубкина, Е.И. Головахи есть обращение к категории «профессиональное самоопределение». Эти авторы изучали проблемы, связанные с социальной обусловленностью выбора профессий, изменением их престижа в обществе, а так же изучением профессиональных намерений и интересов. Что же касается проблемы жизненного пути, то она не является новой для психологии и социологии, но в социальной работе как концепция она отсутствует. В последнее время появляются работы, которые затрагивают проблему жизненного пути как непосредственно, так и опосредованно, и которые могут внести вклад в развитие теории и практики социальной работы.

В данной работе сделана попытка рассмотреть роль социальной работы в сфере занятости молодежи с позиции реализации жизненного сценария личности на этапе, когда осуществляется выбор профессионально-трудового и жизненного пути.

Цель дипломной работы – выявить основные факторы жизненного самоопределения, учитывающиеся при работе с молодежью в центре занятости, отследить эффективность работы центра на примере трудоустройства молодежи.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1. проанализировать причины возникновения проблем молодежи на рынке труда;

2. раскрыть механизмы работы центра занятости с молодежью и эффективность этой работы;

3. рассмотреть понятие профессионального самоопределения в контексте жизненного пути;

4. выяснить, учитывают ли на практике специалисты центра занятости факторы, способствующие жизненному самоопределению клиентов.

Объектом исследования является процесс выбора современной молодежью своего профессионального пути.

Предметом исследования выступают установки молодых клиентов цента занятости по поводу профессионального самоопределения.

Гипотеза исследования: в центре занятости не достаточно учитываются задачи социальной работы, заключающиеся в помощи по реализации жизненного сценария клиентов.

В качестве основного метода исследования будет использоваться метод полуформализованного интервью и анкетный опрос.


ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...