Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Какие цели в жизни вы ставите перед собой?

- успешная работа 14,9%
-успех в бизнесе 5,8
- достичь уважения на работе 4,7
- хорошая высокооплачиваемая работа 20,9
- карьерный рост 7
- чтобы работа доставляла радость 4,7
- заниматься любимым делом 4,7
- начать свой бизнес 2,3
стать независимым 3,5
 - создание семьи 10,5
- семейное благополучие 4,7
- красивая жена, добрая 2,3
- завести ребенка 5,8
- дать ребенку образование и хорошо его воспитать 10,5
- обучение 5,8
- выйти удачно замуж- 4,5
- вырастить внуков- 3,5
- купить машину 7
- Финансовая обеспеченность 3,5
- достичь успеха 2,3
- приобрести жилье (дом, квартира)- 16,3

Основные жизненные цели также сосредоточенны вокруг основных этапов жизненного пути: хорошая работа - 20%; создание семьи – 10%; приобрести жильё – 16%. Хотя в целом спектр целей намного шире, что говорит о необходимости их детализации в ходе консультации.

Вопрос 5. Достижению этих целей переобучение поможет на 50 %. – 14% респондентов, 11% считают, что переобучение поможет на 70 процентов, на 80% - 9%, на 100% - 17%. Таким образом, 51% респондентов больше, чем на 50% связывают свои жизненных цели в переобучением. (таблица 8).

Вопрос 6. Большинство ответивших на этот вопрос рассчитывают иметь квартиру в 25 лет – 10%; в 30 лет – 11%; всего с 25 до 30 лет – 32%, что довольно оптимистично для нашего времени, но, учитывая, что 34% респондентов живут с родителями, эти планы становятся понятными. (Табл. 9).

Вопрос 7. Большинство ответивших считают, что переобучение повлияет на это на 50 % - 19%, от 50% до 100% - всего 36%, то есть немалая часть опрошенных связывает решение квартирного вопроса с переобучением.(Табл.10).

Вопрос 8. Свою машину надеются иметь только 36%, большинство из которых – с 18-25 лет – 19%. Таким образом, несмотря на определенные надежды, связанные с переобучением, большинство респондентов не планируют столь дорогое и престижное приобретение как машина. (Табл.11).

Вопрос 9. По мнению 14% переобучение повлияет это событие на 50%, по мнению 12% на 100;% - всего 34% связывают это событие с переобучением больше, чем на 50%.

Вопрос 10. Вступить в брак из 57% ответивших на этот вопрос 15% отметили 25 лет. (Табл. 13).

Вопрос 11. Из 30% ответивших на этот вопрос 8% указали, что на 10%, а ещё 8% – 50%. Таким образом, брак меньше связывается в переобучением, чем такие экономические события, как квартира или машина, но связь всё же отмечается.

Вопрос 12. Большинство респондентов собираются завести ребенка после 25 лет, в 25 лет – 10%, 26 – 3%, 27 – 6%, 28 – 6%, 29 – 1%, 30 – 9%. Всего с 25 до 30 лет – 35% респондентов, ответивших на этот вопрос, планируют завести ребенка. (Табл. 15)

Вопрос 13. На это событие переобучение повлияет на 10% - мнению 6%, на 20% - 3%, на 40% - 3%, на 50% - 5%, на 80% - 3%, на 100% - 5%. Таким образом, связь переобучения и появлением 1-го ребенка слабая, но 37% респондентов всё же отмечают её той или иной степени. (Табл. 16).

Вопрос 14. Намерены иметь 2-го ребенка в том или ином возрасте 35%. Больше всего к 30 годам – 15%. Всего 29% намерены иметь 2-го ребенка после 30 лет. (Табл. 17).

Вопрос 15 19, 4 % считают, что появление второго ребенка никак не связано с переобучением, незначительно на 10% - 6%, на 50% - 6%, на 90% - 2%. Очень незначительная связь второго ребенка и переобучения. (Табл. 18).

Вопрос 16. Стать профессионалом в 20 лет намерены 3%, в 22 года – 4%, к 25 годам – 11%, к 30 годам – 8%, к 35 – 4%. Только 43 % имеют планы профессионального роста, с 25 до 30 лет 22% намерены стать профессионалами, а 53% не смогли ответить на это вопрос. (Табл. 19).

Вопрос 17. 41% считают, что переобучение той или иной степени связано с профессиональным ростом, на 100% - 9%. Таким образом, респонденты отмечают существенную связь переобучения и профессионализма. (Табл. 20).

Вопрос 18. Только 38% намерены сделать карьеру том или ином возрасте. К 25 годам – 6%, 30 лет – 9%.Наблюдаем 2 пика – 25 и 30 лет, всего с 30 до 45 лет – 21% намерены сделать карьеру. Это большая часть. (Табл. 21).

Вопрос 19. Из 42% считающих, что карьера в той или иной степени связана с переобучением 8% думают, что на 50%, 7% - на 70%, 5% - на 80%, 10% - 100%. Таким образом, отмечена сильная связь переобучения и карьеры, но 58% не смогли ответить на этот вопрос. (Табл. 22).

Вопрос 20. Материально обеспеченным рассчитывают стать 36%, из них 6% в 23 года, 9% к 25 годам, 5% в 30 лет, 8% - 40 лет. Таким образом, это событие ожидается с 25 до 40 лет, причем отмечены 2 стратегии – ранняя к 25 годам, и более поздняя – к 40 годам. (Табл. 23).

Вопрос 21. Переобучение повлияет на материальную обеспеченность той или иной степени – так считают 42% респондента. На 50% - 9%, на 80% - 6%, на 100% - 15%. Таким образом, 36% считают, что переобучение повлияет на обеспеченность человека на 50% и больше. Связь этих событий достаточно выражена. (Табл. 24).

Вопрос 22. Приемлемым уровнем зарплаты считают для себя 10 тыс. руб. – 12%, 15 тыс. руб. – 12%, 20 тыс.руб. – 21%, 25 тыс.руб. – 10%. Таким образом, 43% претендуют на зарплату больше средней по области (12 тыс.руб.) Это мало реалистично. (Табл. 25).

Вопрос 23. Желательным для себя уровнем зарплаты считают 10 тыс. руб. – 13%, 20 тыс. руб. – 13%, 35 тыс. руб. – 13%, 40 тыс. руб. – 9%. (Табл. 26). Таким образом, ожидания и по реалистическому, и по желательному уровню зарплаты у половины респондентов завышены, по они склонны планировать свою жизнь, связывать переобучение (средство) в различными целям и событиями своей жизни. Это наиболее мотивированная и рациональная часть опрошенных. Другая часть респондентов - не хотят или не могут планировать свою жизнь, имеют низкий уровень притязаний и не связывают переобучение с достижением целей и успеха.

Вопрос 24. Пол – 45% мужчины, 53% - женщины. (См. Табл. 27-33).

Вопрос 25. Возраст – 75% респондентов до 30 лет.

Вопрос 26. Образование – 52% среднее и средне-техническое; 44% - высшее и незаконченное высшее.

Вопрос 27. 44% имеют опыт работы.

Вопрос 28. С родителями живут – 34%, своё жильё имеют – 18%; коммунальная квартира – 1%; съёмное жильё – 2%; общежитие – 4%. Из-за низкой обеспеченности жильём для 25% остро стоит квартирный вопрос.

Вопрос 29. На помощь родственников рассчитывают – 70%.

Вопрос 30. У всех здоровье порядке: отличное – 38%, хорошее – 22%, нормальное – 14%, удовлетворительное – 16%.

Вторичная корелляция показала:

- проблема безработицы заботит больше женщин, чем мужчин (20 жен/3 муж)

- остальные проблемы волнуют мужчин и женщин в равной степени

- финансовые проблемы более остро стоят перед молодыми людьми в возрасте 17-21 года.

- квартирный вопрос беспокоит молодых людей в возрасте 25-и лет

- в поиске работы находятся молодые люди в возрасте 30 лет, остальные в этом нуждаются менее

- меньше всего проблем или они отсутствуют у молодежи в 17=19 лет

- финансовых проблем больше у людей с средним специальным и общим образованием, но квартирный вопрос и поиск работы стоит перед людьми с высшим образованием стоят более остро.

- финансовые проблемы и квартирный вопрос стоят более остро перед людьми, которые живут вместе с родителями

-финансовых проблем меньше у тех, кто может рассчитывать на помощь родственников

- в поиске работы респонденты предпочитают не полагаться на помощь родственников

- респонденты с высшим образованием планируют решить проблемы в более короткий срок (1-2года), со средним (4-5лет)

-для молодых людей в возрасте 17-19 лет показателями успеха являются достижения работе и карьерный рост (равно для мужчин и женщин). Для более старшего возраста характерно ориентирование на семью, стабильность и семейное благополучие.

- жизненно важные события (создание семьи, приобретение отдельного жилья, получение высокооплачиваемой работы) молодежь планирует к 25 годам, при чем мужчины планируют эти события к 28 годам, женщины к 24-25 не ранее.

- важность переобучения респонденты отмечают только в отношении получении хорошей работы и повышении профессионализма. В остальных случаях влияние других жизненных событий на переобучение минимально и не превышает 10-20%.

Таким образом, для активной части респондентов (от 40 до 50%) характерно осознанное планирование жизни с привязкой к возрасту и процессу переобучения. Переобучение для них – значимое событие, которое они интегрируют в свой жизненный сценарий. Главные проблемы и события жизни связаны с основными фазами и задачами жизненного цикла – учеба, работа, семья, дети, финансы и жильё. Активная часть респондентов отмечает в той или иной степени связь переобучения в важными целями и событиями жизни. Вот как выглядит жизненное расписание респондентов: машина в 18-25 лет (связь с переобучением сильная); брак в 25 лет (связь слабая); квартира в 25-30 лет (связь сильная);

1-й ребенок в 25-30 (связь слабая); стать профессионалом в 25-30 лет (связь сильная); 2-й ребенок после 30 лет (связь слабая); стать материально обеспеченным в 25-40 лет (связь сильная); сделать карьеру в 30-45 лет (связь сильная).

Таким образом, респонденты при переобучении имеют широкий контекст жизненных целей и проблем, который обычно не рассматривается при профконсультации, но который определяет жизненные планы и мотивацию к переобучению. Это требует расширения рамок работы с клиентом в сторону социальной работы, а не только предоставление услуг по информированию о рабочих вакансия и переобучении. Такой центрированный на жизненном сценарии подход может повысить эффективность трудоустройства и переобучения.

 


  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Молодежь – это возрастная группа, находящаяся на определенном этапе жизненного цикла, отличающего ее от других групп населения. Молодые люди прибывают в состоянии, когда формируется система принципов, установок и ценностных ориентаций. В данной работе нами были рассмотрены основные проблемы современной молодежи, ее ценностные ориентации, имеющие огромное значение в контексте жизненного пути.

Одной из проблем и в то же время важной жизненной перспективой является выбор профессионального пути, поскольку профессиональная деятельность на сегодняшний день продолжает оставаться одной из главных жизненных ценностей для молодежи. Как мы выяснили, при выборе профессии современная молодежь старается ориентироваться на такие виды деятельности, которые «престижны» в обществе на данный момент времени и, что самое важное, которые могут удовлетворить ее материальные потребности в должной степени.

Как показало проведенное нами исследование, основные требования молодежи к будущему месту работы сводятся к высокой оплате труда, способствующей обеспечению самостоятельности и независимости. Мы также выяснили, что вакансии, предлагаемые центром занятости не всегда способны удовлетворить всем требованиям безработной молодежи. Существует тенденция рассогласованности между действующей системой профессионального образования и потребностями рынка труда в молодых специалистах, которая объясняется тем, что требования работодателей к своим потенциальным работникам постоянно повышаются.

В сфере занятости молодежи помимо приведенных выше проблем существует проблема ее низкой конкурентоспособности, которая связана с рядом факторов: 1) недостаток профессиональных знаний, опыта работы и навыков; 2) необходимость предоставления молодым людям некоторых льгот, предусмотренных КЗОТом (например, учебный отпуск), что может создать предприятию дополнительные трудности; 3) возможная трудовая нестабильность молодежи, обусловленная призывом в вооруженные силы молодых людей и беременностью девушек.

Как правило, примерно с 18-22 лет молодежь уже имеет среднее образование и профессию. В этом возрасте она вступает в начало трудовой деятельности. Однако, в условиях современного рынка труда, многие профессии, даже не смотря на их «престижность», оказываются невостребованными, и центрами занятости начинается процесс по переобучению. Современная служба занятости уже в школах начинает проводить профориентационную работу, направленную на то, чтобы выпускники выбрали не только профессию, которая им по душе и отвечает их личным особенностям и склонностям, но и руководствовались потребностями рынка труда в рабочей силе, о которых их специально информируют.

Неправильно выбранная профессия может привести как к общей неудовлетворенности жизнью, нереализованности жизненных планов, так и к безработице, которая вызывает тяжелые последствия для общества в целом и для конкретного человека. В качестве эмоциональных проблем, вызываемых безработицей, можно выделить депрессию, пониженную самооценку. В свою очередь, последствия эмоционального характера влекут за собой ряд медицинских проблем – нарушение здоровья, вызванное стрессами. Кроме того, не следует забывать о том, что безработица воздействует на маргинализацию в обществе.

Государственная служба занятости населения осуществляет активную политику занятости населения на рынке труда. Одним из важнейших направлений этой политики является профориентационная работа с молодежью. Система профориентационных мероприятий включает в себя превентивную деятельность среди молодежи и учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. Кроме того, важное место в перечне услуг, оказываемых центром занятости, занимает профессиональное обучение, позволяющее клиентам приобрести знания и навыки по различным профессиям (специальностям) для успешной конкуренции на рынке труда.

Обращаясь к результатам исследования, проведенного с бывшими клиентами ЦЗН Ленинского района, мы можем отметить, что мероприятия, осуществляемые центром занятости по содействию трудоустройству молодежи: профессиональное обучение, профориентация и переобучение вносят положительные изменения в жизнь клиентов, что является важным с точки зрения социальной работы. Однако, результаты интервью со специалистами ЦЗ и их клиентами показали, что большинство предлагаемых вакансий молодым людям не подходят, так как не позволяют им решить основные проблемы. Работодатели неохотно берут к себе на работу молодых специалистов без опыта, а если центром занятости они все-таки устраиваются на работу, то, как правило, на маленькую зарплату. В итоге процесс профессионального самоопределения, выбора молодым человеком своего профессионального пути приобретает несколько иной характер. Молодежь все чаще старается сразу после окончания учебы получить другую специальность в надежде с помощью этого найти работу, отвечающую ее собственным представлениям о подходящей. Сейчас службой занятости реализуются различные программы, направленные на помощь молодежи в трудоустройстве. На наш взгляд, не все из этих программ достаточно эффективны, так как оплата труда молодых специалистов преимущественно остается на низком уровне. Решить эту проблему поможет государство, с помощью совершенствования социальной политики в сфере молодежной занятости.

Следует отметить, что служба занятости в немалой степени реализует главную задачу социальной работы – помощь клиенту в реализации жизненного сценария. Но эта деятельность осуществляется как услуга в соответствии с регламентом по времени и перечню операций. В результате общение с клиентом сводится к информированию о вакансиях и обсуждению его пожеланий в контексте требований работодателя. Кстати сказать, и сами клиенты не готовы обсуждать свою жизнь в более широком ключе.

Это ведёт к снижению эффективности службы занятости, хотя на первый взгляд плановые показатели выполняются, регламенты соблюдаются, а финансовые средства осваиваются. Наш анализ показал, что консультирование клиента с позиций жизненного пути, используя конструкты «жизненные проблемы», «жизненные цели», «жизненный успех», может быть полезно в работе в молодежью.

Резюмируя все вышесказанное и подводя общий итог дипломной работы, мы можем отметить, что поставленные нами задачи по анализу проблем молодежи на рынке труда, раскрытию механизмов работы центра занятости с молодежью и эффективности этой работы, определению понятия профессионального самоопределения в контексте жизненного пути решены. Гипотеза нашего исследования подтвердилась: в центре занятости не решаются должным образом задачи социальной работы, заключающиеся в помощи по реализации жизненного сценария клиентов. И в заключении мы можем отметить, что, несмотря на материальные трудности, с которыми сталкивается молодежь в процессе выбора профессиональной деятельности, услуги, оказываемые центром занятости своим клиентам, имеют положительное влияние на жизненный путь клиента.

В качестве рекомендации службе занятости можно выдвинуть предложение более широкого использования ресурсов социальной работы, которая предусматривает помощь в реализации жизненного сценария клиента, подход центрированный на его проблемах, совместное обсуждение и планирование жизни, а не только работы или переобучения. Именно проблемы клиента должны быть ведущими, а не требования рынка труда или необходимость снижения уровня безработицы. Такой подход мотивирует клиента, что является залогом успешного трудоустройства и переобучения. В противном случае экономия на работе с клиентом оборачивается фиктивной занятостью и переобучением, растратой финансовых ресурсов, ущербом для клиента, рынка труда, общества и государства.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беленький В.Я., Северчук С.В., Шевченко С.М. Молодежь: кем быть – рабочим или валютным менялой? // Профсоюзы и экономика. №5, 1993. С. 75-79.

2. Вишневский Ю.Р., Банникова Л.Н., Дидковская Я.Б. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области // Университетское управление, №2(13), 2000. С. 74-77.

3. Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993.

4. Голенкова З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социологические исследования, №10, 1998. С. 15-18.

5. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988.

6. Ежов О.Н. Онтология социального времени. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2000.

7. Жидкова Е.М. Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда // Социологические исследования, №3, 2005. С. 52-62.

8. Золотова И.К., Зуев А.Э. Молодёжь на рынке труда // Демография и социология. Социально-экономические проблемы рынка труда в России. М.: ИСЭПН РАН, 2002. С. 23-27.

9. Зубок Ю. А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социологические исследования, №8, 1998. С. 9-15.

10. Калинина О. В. Положение молодежи на рынке труда по материалам контент-анализа опубликованных материалов социологических исследований // Организация работы с молодежью в транзитивном обществе: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (24-25 сентября 2004 г.). Воронеж: ОАО Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 2004.

11. Козырева П.М. Некоторые тенденции адаптационных процессов в сфере труда // Социологические исследования, №9, 2005. С. 37-48.

12. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

13. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

14. Максименко А.А. Как российская молодежь намерена «делать» деньги? // Социологические исследования, №9, 2005. С. 49-57.

15. Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов // Социологические исследования, №2, 2005. С. 134-138.

16. Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // Социологические исследования, №2, 2005. С. 104-113.

17. Назаренко В.В. Личностное самоопределение старшеклассников в контексте социальных изменений в российском обществе / Сборник: Психолого-педагогические исследования. Барнаул, 1997.

18. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Бим-Бада В.М. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002.

19. Профессиональная ориентация учащейся молодежи / Под ред. А.Д.Сазонова. М.: Просвещение, 1988.

20. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Издательство НПО «Модэк», 2002.

21. Руткевич М.Н. Воспроизводство населения и социально-демографическая ситуация в России // Социологические исследования, №7, 2005. С. 22-30.

22. Социология молодежи: Учебное пособие для Вузов / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П.Савченко и др. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 48-49.

23. Социология молодёжи в контексте социальной работы. Саратов, СГТУ,

2004. С. 98-120.

24. Социальная работа: Методология, теория, технологии: Учебное пособие: в 2ч. Ч.2. / И.Н.Иванова, В.Т.Кривошеев, Д.В.Петров и др. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион. учеб. центра, 1998. С. 87.

25. Темницкий А.Л. Справедливость в оплате труда как ценностная ориентация и фактор трудовой мотивации // Социологические исследования, №5, 2005. С. 81-88.

26. Технологии оказания услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке гражданам, ищущим работу. Методические рекомендации. Саратов: Департамент ФГСЗН по Саратовской области, 2004.

27. http://www.narkotiki.ru/expert 1329, 1.01.06.

28. http://www.advocat.irk.ru/aun/lastjournal/default.aspx, 1.01.06.

29. http://www.rantal.ru/?rantal_id, 25.03.06.

30. http://www.pmuc.ru/jornal/number 9/fedot, 18.03.06.

31. http://www.bspu.ab.ru/Journal/pedagog_6/index, 2.02.06.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Первичная корелляция

Таблица № 1

Таблица № 2

Таблица № 3


Таблица № 4

Таблица № 5

Таблица № 6


Таблица № 7

Таблица № 8


Таблица № 9

Таблица № 10


Таблица № 11

Таблица № 12


Таблица № 13

Таблица № 14


Таблица № 15

Таблица № 16


Таблица № 17

Таблица № 18


Таблица № 19

Таблица № 20


Таблица № 21

Таблица № 22


Таблица № 23

Таблица № 24


Таблица № 25

Таблица № 26


Таблицы №27-33




[1] Социология молодежи: Учебное пособие для Вузов / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П.Савченко и др. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 48-49.

[2] Там же. С.49.

[3] Беленький В.Я., Северчук С.В., Шевченко С.М. Молодежь: кем быть – рабочим или валютным менялой? // Профсоюзы и экономика. №5, 1993. С. 75.

[4] Калинина О. В. Положение молодежи на рынке труда по материалам контент-анализа опубликованных материалов социологических исследований // Организация работы с молодежью в транзитивном обществе: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (24-25 сентября 2004 г.). Воронеж: ОАО Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 2004. С. 17-18.

[5] Там же. С. 17-18.

[6] Золотова И.К., Зуев А.Э. Молодёжь на рынке труда // Демография и социология. Социально-экономические проблемы рынка труда в России. М.: ИСЭПН РАН, 2002. С. 23-25. 

[7] Голенкова З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социологические исследования, №10, 1998. С. 15.

[8] Медков В.М. Бомба депопуляции: демографическое будущее России // Социология и общество. С. 150.

[9] http://www.narkotiki.ru/expert 1329, 1.01.06.

[10] Зубок Ю. А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социологические исследования, №8, 1998. С. 9.

[11] http://www.advocat.irk.ru/aun/lastjournal/default.aspx, 1.01.07.

[12] Там же.

[13] Ежов О.Н. Онтология социального времени. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2000. С. 419.

[14] Там же.

[15] Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993. С. 5.

[16] Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 40.

[17] http://www.rantal.ru/?rantal_id, 25.03.06.

[18] Вишневский Ю.Р., Банникова Л.Н., Дидковская Я.Б. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области // Университетское управление, №2(13), 2000. С. 74

[19] Вишневский Ю.Р., Банникова Л.Н., Дидковская Я.Б. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области // Университетское управление, №2(13), 2000. С. 74.

[20] Там же. С. 75.

[21] Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. С. 107.

[22] http://www.bspu.ab.ru/Journal/pedagog_6/index, 2.02.07.

[23] http://www.bspu.ab.ru/Journal/pedagog_6/index, 2.02.07.

[24] http://www.pmuc.ru/jornal/number 9/fedot, 18.03.07.

[25] Там же.

[26] http://www.bspu.ab.ru/Journal/pedagog_6/index, 2.02.07.

[27] Социальная работа: Методология, теория, технологии: Учебное пособие: в 2ч. Ч.2. / И.Н.Иванова, В.Т.Кривошеев, Д.В.Петров и др. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион. учеб. центра, 1998. С. 87.

[28] Социальная работа: Методология, теория, технологии: Учебное пособие: в 2ч. Ч.2. / И.Н.Иванова, В.Т.Кривошеев, Д.В.Петров и др. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион. учеб. центра, 1998. С. 87.

[29] Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Издательство НПО «Модэк», 2002. С. 309.

[30] Кириллова Н.А. // Вопросы психологии. №4, 2000. С.15.

[31] Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение. 1989. С.215.

4 Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Издательство НПО «Модэк», 2002. С.20-22.

[32] Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение. 1989. С.25.

[33] Назаренко В.В. Личностное самоопределение старшеклассников в контексте социальных изменений в российском обществе / Сборник: Психолого-педегогические исследования. Барнаул, 1997. С. 147.

[34] Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. С. 124.

[35] Профессиональная ориентация учащейся молодежи / Под ред. А.Д.Сазонова. М.: Просвещение, 1988.С.84.

[36] Там же. С. 85.

[37] Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Бим-Бада В.М. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. С. 223.

[38] Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Издательство НПО «Модэк», 2002. С. 12.

[39] Технологии оказания услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке гражданам, ищущим работу. Методические рекомендации. Саратов: Департамент ФГСЗН по Саратовской области, 2004. С. 19. 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...