Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные проблемы современной молодежи в России

 

На наш взгляд приступить к рассмотрению проблем молодежи следует с периода 90-х годов. Главной проблемой молодежи в начале 90-ых годов стала неподготовленность к изменяющимся условиям жизни. Раньше такими ее проблемами как социализацией, образованием, профессиональным самоопределением занималось государство, различные молодежные организации. Позже, с изменением государственной системы, переходом к рынку, многие молодежные организации были упразднены, привычная идеология исчезла, а молодое поколение осталось один на один со своими проблемами.

Проблемы молодежи на рынке труда, существовавшие в начале 90-х годов, коснулись также и современных молодых людей. Было проведено много исследований, которые сравнивали положение молодежи конца 20 века и начала 21 в области трудовых отношений. Например, это исследования, проведенные Центром социологии молодежи ИСПИ РАН под руководством В.И. Чупрова. Мы можем привести комментарии, данные выше названным исследованиям: «51,5% работающих молодых людей трудятся не в соответствии с их первоначальной специальностью (в 1990 их было 38%), а каждый третий вообще не имеет профессии. Все это сказывается на профессиональной социализации молодежи. Подавляющее большинство (более 80%) молодых людей достигают профессиональной зрелости и экономической состоятельности лишь к 30-ти годам, т.е. за пределами молодежного возраста. В конце 1994г. удельный все тех, кто отличался высоким профессиональным статусом, сократился более чем в 1,5 раза по сравнению с 1990г. Не имели возможности повысить квалификацию 31,2%, увеличить реальную, а не индексированную заработную плату – 45,4%, продвинутся по службе – 48,2% респондентов»[1]. По мнению исследователей, в государственном секторе (хотя он и остается главным каналом трудовой социализации молодежи) наблюдается устойчивая тенденция, ведущая к сокращению молодежной занятости. «Если в 1990 году в частном секторе работали менее 5% молодых людей, то теперь в нем занят каждый пятый, подрабатывает каждый десятый. Однако почти 40% молодых людей одобрительно относятся к стремлению своих сверстников «делать деньги» любой ценой, даже в обход закона»[2]. По сравнению с 1990 годом, уже в 1993 году количество тех, кто не работает и не учиться, возросло более чем в два раза и приблизилось к 2,5 млн. человек[3]. За последующие годы все более ощутимым препятствием для интеграции молодежи в сферу труда становится безработица.

По данным Департамента ФГСЗН по Саратовской области, доля молодежи среди граждан, обращающихся в службу занятости по вопросу трудоустройства, в 2006 году составила 27,2%. В 3 квартале 2006 года в городских и районных центрах занятости населения области состояли на учете нарастающим итогом 33144 безработных (количество безработных на начало 3 квартала 2006 года + количество признанных безработными в течение 3 квартала 2006 года), из них 9032 человек (27,2 %) - молодежь в возрасте до 29 лет. В их числе 20,9 % (1884 чел.) составили выпускники профессиональных учебных заведений.

Рассматривая динамику обращения в службу занятости выпускников профессиональных учебных заведений в течение 3 квартала 2006 года, можно отметить, что в среднем по области их доля в общем числе обращений граждан по вопросам содействия трудоустройству по отношению к соответствующему периоду прошлого года снизилась на 1.4 п.п., а общее число обращений - на 17 %. Из общего числа безработных выпускников, состоявших на учете в службе занятости в 3 квартале 2006 года, 513 человек (27,2 %) являлись выпускниками учебных заведений высшего профессионального образования, 817 (43,3 %) - среднего профессионального образования и 554 (29,4 %) - начального профессионального образования. Наименее востребованными на рынке труда были безработные выпускники учреждений высшего профессионального образования, уровень их трудоустройства по-прежнему был самым низким - 17,9%, по специальности - 11,1 %. У выпускников учреждений среднего профессионального образования уровень трудоустройства составил 25,7 %, по специальности - 16,8 %, у выпускников начального профессионального образования 27,4 % и 16,8 %, соответственно.

Анализ состава безработных выпускников 3 кв. 2006 года //Мониторинг ФГСЗН. Саратов 2006

Основная часть выпускников вузов, состоявших на учете в службе занятости в 3 квартале 2006 года, обучалась:

• Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского (94 чел.),

• Саратовском государственном аграрном университете им. Н.И. Вавилова (91 чел.),

•Саратовском государственном техническом университете (54 чел.),

• институте техники, технологии и управления в филиале г. Балаково (42 чел.),

• Саратовской государственной академии права (37 чел.),

• Саратовском государственном университете в филиале г. Балашова (35 чел.)

Наиболее высокие показатели трудоустройства по полученной специальности в отчетном периоде наблюдались у безработных выпускников филиала академии права г. Балаково (33,3 %), филиала

Поволжской академии государственной службы г. Балаково (27,3 %),

Поволжского кооперативного института Центросоюза РФ г. Энгельса (19,2%). Низкие показатели по трудоустройству - у выпускников аграрного университета им. Н.И. Вавилова (8,8 %), филиала Саратовского государственного университета (г. Балашова 8,6%), социально – экономического университета (6,2 %).

Основная часть безработных выпускников учебных заведений среднего профессионального образования, состоявших на учете в службе занятости в 3 квартале 2006 года, обучалась:

• политехническом техникуме г. Балаково (55 чел.),

• гидромелиоративном техникуме в г. Пугачева (51 чел),

• Поволжском межрегиональном строительном техникуме в г. Энгельса (41 чел.),

• колледж строительства мостов и гидросооружений г. Вольска (39 чел.),

• промышленно-экономическом техникуме в г. Энгельса (34 чел.),

• кооперативном техникуме в г. Балашова (33 чел.),

• техникум отраслевых технологий и финансов г. Саратова (31 чел.) и др.

Наиболее высокие показатели трудоустройства по специальности наблюдались у безработных выпускников медицинского училища г. Балаково (100,0%), медицинского колледжа г. Саратова (61,9 %), медицинского колледжа г. Энгельса (50,0 %), сельскохозяйственного техникума г. Новоузенска (35,0%), сельскохозяйственного техникума г. Саратова (31,6%), техникума отраслевых технологий и финансов г. Саратова (25,8 %) и др.

Анализ позволяет заключить, что трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство.

Важная ступень социальной адаптации в условиях безработицы -осознание факта, что надеяться надо больше на себя. Легче всего это дается молодежи. Хотя считается, что ей пока нет места на рынке труда, шансов адаптироваться у нее больше, в том числе и потому, что она в меньшей степени испытывает на себе давление патерналистских ценностей. Именно в этой возрастной группе в первую очередь начинают формироваться индивидуалистические ориентации относительно трудоустройства.3

Выпускники профессиональных учебных заведений на рынке труда демонстрируют низкий уровень информированности о рынке труда профессий, образовательных услуг, отсутствие опыта работы, специального образования, правовую безграмотность, психологическую неготовность к самостоятельным действиям, низкий уровень инициативности, мотивации собственного трудоустройства. Расширение возможностей выбора жизненного пути, повышение собственной ответственности за принятие решения создают объективные предпосылки повышения значимости квалифицированной помощи в процессе профессионального становления. В последнее время тенденция такова, что все чаще молодые люди осознают необходимость получения квалифицированной профориентационной помощи.

Одним из факторов снижения остроты проблемы молодежной занятости является реализация задач опережающей программы профориентации: обеспечение единства профессиональной и социальной мобильности; смены профессиональных ролей в течение жизни как

Система образования в настоящее время оказалась, на наш взгляд, оторванной от работодателя в отличие от старой системы, когда государство оплачивало учебу и давало образование, после чего человек работал по специальности на благо государству. Теперь оно ушло от заботы и опеки каждого: учебное заведение (как государственное, так и негосударственное) выпускает большое количество молодых специалистов, которые, как показывает практика, не всегда востребованы. Поэтому получается, что молодые специалисты не находят применения своим знаниям и со временем теряют профессиональные навыки.

Учебные заведения скорее ориентируются на обучение молодежи престижным специальностям, чем, на требования местного рынка труда. Отсюда вытекает противоречие между производством и системой образования, что выражается в изменении социальных приоритетов молодежи.5

Данное противоречие можно решить совместными усилиями трех сторон: работодателя, учебного заведения и службы занятости при учете их интересов, а также четкого выполнения взаимных обязательств.

Для того чтобы заинтересовать и привлечь молодежь в реальный сектор экономики, необходимо расширить информационное поле.6 Публикации о предприятиях, преодолевших кризис, о профессиях, востребованных на них, и учебных заведениях, где можно получить нужную специальность, можно размещать в местных еженедельных газетах.

Поскольку молодежь является одной из самых уязвимых и восприимчивых к различным социальным изменениям возрастных групп, ее проблемы на рынке труда следует классифицировать отдельно. Выделяют следующие группы проблем молодежи на рынке труда.

· Проблемы, касающиеся причин молодежной безработицы, объясняющие незащищенность молодых людей как следствие нестабильной экономики и проблем системы высшего и профессионального образования.

· Проблемы, связанные с перспективами молодежи на рынке труда – описывают прогнозы, касающиеся будущего молодых людей, причём акцент смещён на более негативные перспективы.

· Проблемы кадрового воспроизводства молодежи, описывающие комплекс основных мер и способов снижения и регуляции молодёжной безработицы[4].

В качестве одной из основных причин молодежной безработицы, «по данным факторного анализа, можно выделить недостаточный уровень мирового экономического роста, который неспособен сравняться с уровнем роста рабочей силы»[5]. Однако, эта причина, безусловно, не является единственной и причины безработицы могут быть связаны с множеством факторов. Некоторые авторы, к примеру, считают, что невозможно использование прежних способов включения молодежи в рыночно-трудовую систему[6]. Можно также предположить, что в настоящее время молодежь находится без работы, так как в ее умах преобладает стремление к высокооплачиваемой работе, а такой работы недостает.

Одним из главных индикаторов настроений, источником удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью является материальное положение молодых людей. В эпоху рыночных отношений этот показатель выходит на одно из лидирующих мест. На тему выяснения материального положения молодежи и удовлетворенности им, было проведено большое количество исследований в различных регионах нашей страны. Например, по данным опроса студентов 3 курсов 8 ВУЗов Екатеринбурга и Нижнего Тагила (N-994, выборка квотная, многоступенчатая), проведенного совместно кафедрами социологии УГТУ (Екатеринбург) и НГПИ (Нижний Тагил), и опубликованного в журнале «Социологические исследования» (№12, 2000), материальное положение студентов далеко от приемлемого: 1% - благосостояние очень хорошее, 11%-хорошее, 62% - среднее, плохое - 23%, очень плохое - 3%. Согласно полученным результатам, можно отметить, что очень бедных студентов в 3 раза больше, чем очень богатых, а просто бедных студентов более чем в 2 раза больше, чем просто богатых. На лицо факт расслоения молодежи по материальному признаку.

В условиях сложившегося социально-экономического кризиса в современной России многие юноши и девушки оказались в сложной ситуации. Как известно, процесс ускоренного социального расслоения охватывает российское общество неравномерно. Верхние слои (до 8% населения) все резче отдаляются от массовых слоев, концентрируя в своих руках экономическую и политическую власть[7]. Примерно по такому же принципу происходит усиление жизненных позиций молодежи, наследующей определенный социальный статус. Социальное положение, статус родителей, круг друзей и знакомых диктует определенное поведение, порождая различные мнения молодых людей разного социального положения на одни и те же вопросы. В результате возникают различия в ценностях, приоритетах и идеалах внутри молодежной группы.

К немаловажным особенностям современной молодежи можно также отнести и состояние здоровья молодых. Согласно нейтральному прогнозу ООН к 2050 году население России составит всего 121,3 млн. чел, по пессимистическому прогнозу - 102,5 млн. чел.[8]. Очевидно, что прогнозы неутешительные, однако, по и состоянию здоровья молодых людей можно говорить о том, что значительного увеличения численности населения ожидать не следует. Огромную роль в этом прогнозе играет распространение таких заболеваний, как наркомания, алкоголизм, СПИД, которые в свою очередь порабощают все больше и больше людей, относящихся к подростковой и молодежной возрастным группам. По данным сайта narkotiki. ru «ВИЧ-инфецирование и СПИД зарегистрированы в 86 субъектах РФ. Максимальная болезненность ВИЧ-инфекцией на территории РФ среди больных наркоманией (данные на 31.12.2000 г. на 100 тысяч населения) выявлена в Калининградской области (317), Иркутской (302), Московской (209), Тюменской (179), Ульяновской (177). Средняя пораженность населения РФ ВИЧ-инфицированием и СПИДом - 57 человек на 100 тыс. населения. В 2000 г. по сравнению с 1999 г. число ВИЧ-инфицированных лиц увеличилось в 4 раза»[9]. Алкоголизм и наркомания также присущи молодёжной среде. Вследствие прогрессирующей деградации личности люди, подверженные данным болезням выпадают из нормальной жизни в обществе. Они не могут функционировать должным образом в семейной, трудовой и общественно-политической сферах жизнедеятельности. Кстати, более 80 % среди этой статистики занимает доля молодежи[10].

Еще одну группу проблем молодежи можно отнести к нравственно-этическому аспекту жизни. У современной молодежи, по сравнению с более старшим поколением, изменилось отношение к добрачным и внебрачным половым контактам. Существуют совершенно разнообразные мнения по этому вопросу, однако неоспоримым остается факт снижения рубежа начала интимной жизни и как следствие – увеличение числа ранних браков, ранних родов. Эта проблема довольно актуальна для социальной работы, поскольку ранние браки могут привести к тяжелым последствиям и проблемам, которые требуют профессиональной помощи.

Непосредственно социальной работы касаются также существующие проблемы молодежной преступности. Так, среди лиц в возрасте от 25 до 29 лет преступность за последние годы увеличилась на 13%, от 18 до 24 лет - на 65%, а от 16 до 18 лет - почти на 80%. Иными словами, в младших возрастных группах преступность растет опережающими темпами и, следовательно, речь идет о все более очевидном процессе активного омоложения преступности[11]. Об активном процессе омоложения преступности в определенной мере могут свидетельствовать и данные о структуре преступности, хотя показатели здесь носят статичный характер. Так, доля виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений среди возрастной группы 18-24 года составляет 31,3%, а среди возрастной группы 25-29 лет - 14,2%; виновных, например, в изнасиловании - соответственно 37,6 и 19,5%; в грабежах и разбоях - 40,3 и 16,9%; в хулиганстве - 31,4 и 17,6%; виновных в преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ, соответственно 44,1 и 22,4%[12]. Как видно из приведенных цифр, в совершении различных видов преступлений преобладает доля более молодой возрастной группы. На наш взгляд, данная проблема во многом связана с выше перечисленными. Безусловно, молодежная преступность не всегда вытекает из других проблем молодежи, но все же порождение одного – другим не исключено.

Таким образом, мы рассмотрели основные проблемы, касающиеся современной российской молодежи. Конечно, это далеко не полный перечень существующих проблем, поскольку весь их спектр слишком широк. Сюда относятся проблемы алкоголизма и наркомании, трудоустройства, материально-бытовые проблемы, не достаточная организованность досуга, трудности с получением образования, проблемы здоровья, проблемы с родителями и непонимание в семье, преступность и криминал, нравственные и духовные проблемы молодого поколения, неуверенность молодежи в завтрашнем дне, трудности самореализации и многие другие. Все эти проблемы находятся в поле деятельности социальной работы. Подводя итог данного раздела можно выделить следующие группы проблем: проблемы на рынке труда, вытекающие из них материально-экономические трудности, проблемы здоровья и здорового образа жизни, нравственно-этические проблемы, преступность и криминал в молодежной среде.

На основании анализа статистических данных, различных исследований и мнений различных авторов мы пришли к выводу о том, что в настоящий момент молодежь в России испытывает ряд трудностей в разнообразных сферах жизнедеятельности. У этой сложившейся ситуации есть множество причин, часть из которых сводятся к невниманию к проблемам молодежи со стороны государства и общества. Однако следует отметить, что, несмотря на неутешительные данные, нельзя говорить о том, что нынешнее молодое поколение потеряно для общества и что оно не сможет приносить ему должную пользу. Эта ситуация поправима, а проблемы решаемы и заинтересованность в их решении в первую очередь должна проявляться со стороны государства, а реализация поставленных государством задач должна производиться через социальную работу с молодежью. Поскольку данная работа посвящена социальной работе с молодежью в сфере занятости, то для более полного раскрытия темы в последующих разделах будут рассмотрены основные принципы жизни и ценности молодежи, проблемы выбора профессии, трудоустройства, способы их решения, а также роль социальной работы с молодыми в органах содействия занятости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...