Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Введение в общую психологию




Психология как наука и как практическая деятельность

Психология как наука и как практическая деятельност ь. Общее представление об объекте и предмете психологической науки. Различные подходы к пониманию предмета психологии в современной науке. Сравнительные особенности житейской и научной психологии, их взаимосвязь. Место психологии в системе наук. Связь психологии с естественными, философскими и социальными науками. Роль психологии как интегратора знаний о человеке. Соотношение психологической науки и психологической практики.

Психология как сложная система наук. Фундаментальные и прикладные области психологии. Роль общей психологии в развитии психологического знания, задачи и структура общей психологии. Отрасли психологической науки и практики, критерии их выделения.

Методы психологии

Понятия «методология», «метод», «методика». Психологическое исследование. Требования к проведению психологического исследования.

Этапы психологического исследования: организация, планирование, сбор данных, обработка и интерпретация результатов. Различия понятий метода и методики в психологии. Классификации методов психологии (по Б.Г. Ананьеву). Общенаучные методы: организации исследования (сравнительный, комплексный, лонгитюдный), обработки данных, методы интерпретации. Специфика выбора и применения различных методов.

Эмпирическое исследование в психологии. Собственно, психологические методы: методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). Метод тестов и границы его применения в педагогической практике. Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях. Методы психологического воздействия и психологической коррекции.

История развития психологических знаний

Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. История научной психологии. Развитие психологии в рамках философии. Концепция души в античной культуре. Представления о душе в эпоху Средневековья. Естественнонаучные идеи о психическом в XVII веке. Сознание как предмет психологии. Развитие эмпирического направления в психологии. Естественнонаучные и философские предпосылки возникновения научной психологии. Становление психологии как самостоятельной отрасли знания.

Основные направления и научные школы зарубежной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая, когнитивная и трансперсональная психология.

Основные направления и научные школы отечественной психологии. Становление отечественной психологии. Школы Л.С. Выготского, С.Л. Рубин-штейна. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Проблема человекознания в работах Б.Г. Ананьева. Теория отношений В.Н. Мясищева. Проблемы индивидуальных различий в работах Б.М. Теплова, В.Н. Небылицина. Теория установки Д.Н. Узнадзе. Современное состояние и проблемы развития психологии в России.

Развитие психики и происхождение сознания

Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Развитие мозга как органа психического отражения действительности. Психика как продукт и фактор эволюционного процесса. Общее понятие о филогенетическом и онтогенетическом развитии. Развитие психики в филогенезе. Раздражимость. Чувствительность. Концепция Леонтьева – Фабри. Стадии развития психики. Элементарная сенсорная психика, ее особенности. Инстинкты и инстинктивное поведение. Врожденные и приобретенные формы поведения. Характеристика перцептивной психики. Интеллектуальное поведение и его виды.

Антропогенез. Качественные преобразования психической деятельности в антропогенезе. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Развитие сознания.

Понятие «сознание». Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания Рефлексия и мотивационно-цен-ностный характер сознания. Роль труда в формировании и развитии сознания человека. «Я-концепция». Сознание и самосознание.

Неосознаваемые механизмы и действия. Классификация неосознаваемых

процессов. Проявления бессознательного начала в психических процессах,

свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Измененные состояния сознания.

 

Раздел 2. Основы общей психологии

Личность, ее структура и проявления

 

Проблема человека в психологии. Человек как предмет исследования в различных областях научного знания. Человек как индивид. Индивид как биосоциальная целостность. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.

Понятие «личность». Личность в философии, педагогике, юриспруденции, социологии и психологии. Естественная природа и социальная сущность человека как личности. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность». Личность как субъект активности. Индивидуальность, как своеобразие психики и личности индивида.

Психология личности. Общее представление о личности в психологии. Многозначность понятия личность в современной психологии.

Основные психологические теории личности. Зарубежные подходы к изучению личности: социогенетический, биогенетический, психогенетический. Основные направления теоретического изучения личности в отечественной психологии. Проблема личности в отечественной психологии (С.Л. Рубин-штейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.).

Системно-структурное представление о личности. Противоречия в структуре личности как движущие силы ее развития. Проблемы структуры личности в отечественной психологии (В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев и др.). Основные подходы к личности как объекту психологического анализа.

Формирование и развитие личности в онтогенезе. Особенности развития личности. Периодизация развития личности (по Э. Эриксону). Ведущая деятельность, социальная ситуация развития, психические новообразования.

Методы экспериментального исследования личности. Использование педагогом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

Направленность личности

Активность как одна из проблем современной психологии. Потребности как источник активности. Виды потребностей и их классификация. Социальность человеческих потребностей. Основные этапы формирования и развития потребностей. Классификация уровней потребностей по А. Маслоу. Мотивация как проявление потребностей личности. Мотивационная сфера личности ее иерархическое строение. Виды мотивов. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления, развития и мотивации личности.

Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатель уровня развития личности. Роль профессиональных интересов в деятельности.

Понятие «направленность». Направленность как иерархическая система потребностей и целей личности. Основные формы направленности личности: мировоззрение, убеждение, идеалы, интересы, склонности, желания, влечения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...