Эмоционально-волевая сфера
Эмоции. Понятие «эмоции». Основные психологические теории эмоций. Психофизиологические исследования эмоций. Основные функции эмоций: сигнальная, приспособительная, побудительная, переключательная, подкрепляющая, коммуникативная. Виды эмоций: эмоциональный тон, настроение, страсть, стресс, страх, аффект, фрустрация. Понятие стресса в физиологии и психологии. Роль эмоций в жизнедеятельности человека. Чувства. Понятие о чувствах. Историческая обусловленность человеческих чувств. Высшие чувства как результат общественного развития личности и как мотивы поведения. Роль чувств в формировании самосознания человека. Нравственные чувства – необходимое условие нравственного поведения. Интеллектуальные чувства – важнейший показатель интеллектуального развития субъекта. Эстетические чувства. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога. Развитие эмоциональной сферы личности. Особенности эмоционального развития в различные возрастные периоды. Эмоциональная зрелость и эмоциональная культура. Воля. Понятие «воля». Воля как сознательная регуляция деятельности. Особенности волевой деятельности. Функции воли. Волевой акт и его структура. Волевые качества личности. Принятие решения и его психологическая характеристика. Мотивация и волевое действие. Волевое усилие. Основные направления развития воли. Воля и формирование сознания. Воля и нравственная регуляция поведения. Воспитание и самовоспитание воли.
2.8. Индивидуально-психологические особенности: Темперамент, характер, способности Темперамент. Понятие «темперамент». Различные представления о природе темперамента в истории психологии. Современные представления о типах ВНД человека и их значение для понимания динамических особенностей личности.
Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Проявление свойств темперамента в познавательных процессах, деятельности и общении людей. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Место темперамента в структуре личности человека. Темперамент и характер. Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности. Характер. Понятие «характер». Обусловленность характера общественными и межличностными отношениями. Черты характера и его целостность. Структура характера и симптомокомплексы его свойств. Становление характера в процессе социализации индивида. Характер человека и влияние его на взаимоотношения с людьми. Трансформация характера в течение жизни человека. Проблема перевоспитания характера. Место характера в общей структуре личности. Характер и деятельность. Акцентуации характера. Типология акцентуированных личностей К. Леонгарда. Типология акцентуаций характеров подростков А.Е. Личко. Факторы, способствующие проявлению акцентуаций характера. Способы взаимодействия с представителями различных типов акцентуаций характера. Способности. Понятие «способности». Подходы к определению понятия «способности». Классификация способностей. Природные (или естественные) способности. Специфические человеческие способности: общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие, способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми и предметно-деятельностные способности. Взаимосвязь и компенсация различных способностей. Связь способностей с индивидуально-типологическими особенностями человека. Уровни развития способностей: одаренность, мастерство, талант, гениальность.
Биологическое и социальное в природе способностей. Представления о задатках. Задатки как природно сформированные предпосылки для развития способностей. Неоднозначность связей между задатками и способностями. Формирование и развитие способностей. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Учет способностей и задатков в профориентации и выборе профессии. Педагогические способности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В преподавании «Общей психологии» используются следующие формы учебных занятий: § Лекции, на которых рассматриваются теоретические подходы. § Семинары, где обсуждаются наиболее проблемные вопросы лекций, заслушиваются доклады и сообщения, подготовленные студентами, доклады-ваются результаты выполнения домашних заданий, законспектированных научных статей, реферированной литературы. § Дидактические игры, имеющие характер тренинга общения. § Практические занятия, связанные с изучением психологических феноменов, знакомство с диагностическими методиками. § Практические занятия, связанные с проведением психологического обследования студентов и самообследования. § Самостоятельная работа, направленная на усвоение теоретического материала дисциплины, подготовка к семинарским занятиям, выполнение творческих заданий, разработка электронных презентаций, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему контролю знаний промежуточной аттестации, экзамену. § Тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины. § Консультирование студентов по вопросам учебного материала, проведения психологических исследований, самостоятельной работы, подготовки тезисов докладов. В процессе реализации форм учебной работы используются такие технологии как: проблемная, ситуационная, исследовательская, аналитическая, программированная, игровая, тестовая.
Виды самостоятельной работы студентов 1. Систематизация и осмысление материалов лекционных и практических занятий. 2. Подготовка доклада и выступление на учебном занятии или научном семинаре. 3. Подготовка теоретического вопроса и представление его в форме мультимедийной презентации в программе Power Point.
4. Написание реферата. 5. Конспектирование первоисточников 6. Проведение эмпирического психологического исследования. 7. Изготовление учебных ТСО (макетов, плакатов и др.). 8. Подготовка к текущему контролю знаний к промежуточным аттестациям и экзамену.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 6.1. Контрольные вопросы и задания Для подготовки к практическим занятиям Темы практических занятий 1. Психология как наука и практика. Предмет, задачи и структура современной психологии. К теме 1.1. Вопросы: 1. Предмет и задачи общей психологии. 2. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии. 3. Место психологии в системе наук. Значение психологии для педагогики, юриспруденции, медицины, других областей человеческой деятельности. 4. Отрасли психологии. Специфика задач и методов различных отраслей психологии в зависимости от предмета изучения. Задание. 1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: психология, психика, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип детерминизма, сознание, деятельность. 1. Вспомните и запишите несколько пословиц (не менее 10), несущих психологическое содержание. 2. Вспомните (представьте) и запишите жизненные и профессиональные ситуации (не менее 10), в которых возникает необходимость в психологических знаниях.
2. История развития психологических знаний. К теме 1.3. Вопросы: 1. Этапы развития психологии. 2. Основные направления зарубежной психологии. 3. Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки. Задание. 1. Составить таблицу этапов становления психологии как науки. Указать особенности подхода к определению предмета психологии на каждом этапе.
Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. К теме 2.1. Вопросы: 1. Понимание личности в психологии.
2. Особенности подхода к личности в других науках 3. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность». 4. Факторы формирования и развития личности. 5. Соотношение понятия «социализация», «развитие» и «формирование» личности. 6. Вклад различных теорий личности в современное понимание личности. 7. Структура личности и ее компоненты в различных отечественных и зарубежных психологических теориях. 8. «Я-концепция» и проблема самоопределения, самоотношения и самооценки личности. Задание. 1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: индивид, индивидуальность, субъект, субъект деятельности, личность, самооценка, уровень притязаний, направленность, потребность, мотив, мотивация. 2. Найти фразеологизмы (пословицы, поговорки), характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность. 3. Попробуйте схематически изобразить структуру личности, предлагаемую в разных психологических теориях. Сравните и проанализируйте эти схемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|