Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»




ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал

 

Полеткина И. И.

 (фамилия, инициалы автора (ов)

 

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем

 (наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

030301             ПСИХОЛОГИЯ

                                                (код специальности)     (наименование специальности ).

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры   Протокол № 1 от « 02 » сентября 2011 г.     Зав. кафедрой ……………/ Зиновьева Д. М. /    

 

 

Волгоград

 

                    

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины

1. 1. Требования образовательного стандарта

по учебной дисциплине “Физиология высшей нервной

деятельности и сенсорных систем”

Основные понятия физиологии высшей нервной деятельности; механизмы ассоциативного обучения, памяти и индивидуальных различий, потребностей, мотиваций и эмоций; нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

1. 2. Целью учебной дисциплины “Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем” является формирование у студентов представлений о современных механизмах функционирования сенсорных систем, механизмах и закономерностях высшей нервной деятельности.

Основными задачами данного курса являются:

- овладение основными понятиями физиологии высшей нервной деятельности;

- изучение механизмов ассоциативного обучения и памяти;

- изучение нейрофизиологических механизмов потребностей, мотиваций и эмоций;

- иметь представление о функциональной системе поведенческого акта;

- изучить нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

1. 3.    Данный учебный курс опирается на знания студентов, полученные ими при изучении таких дисциплин, как “Антропогенез”, “Анатомия центральной нервной системы”, “Физиология центральной нервной системы” и является их логическим продолжением. Учебный материал разделен на два раздела: физиология сенсорных систем и физиология ВНД. Первый из них посвящен изучению механизмов переработки в сенсорных системах информации, поступающей из внешней и внутренней среды организма. Во втором разделе рассматриваются врожденные и приобретенные формы поведения, закономерности условнорефлекторной деятельности, интегративная деятельность мозга. Изучаются механизмы ассоциативного обучения, памяти, потребностей, мотиваций, эмоций. Раскрывается физиологическая природа стресса. Акцентируется внимание студентов на особенностях ВНД человека.

       В лекционном курсе студенты получают теоретические знания, на практических занятиях знакомятся с методами исследования работы головного мозга, выработки условных рефлексов, определения типа ВНД и темперамента, решают задачи, рисуют схемы и таблицы. Значительное место уделяется самостоятельной работе студентов, в ходе которой они, работая с литературой, закрепляют и углубляют полученные на лекциях, практических и семинарских занятиях знания.

       Построение данного курса включает единство методических принципов обучения, последовательность и преемственность в изучении материала, наглядность и практическую направленность. Полученные студентами знания о механизмах и закономерностях ВНД человека будут необходимы им в их практической деятельности.  

Развитие способности и готовности к:

- психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

- прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

- реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

 

 

                          1. 4. Тематический план

курса “Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем”

на 2011-2012 уч. год.

 

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Лекции Семинары
1. Физиология сенсорных систем    
1. 1 Общие принципы строения сенсорных систем. Функции и свойства анализаторов   -
1. 2 Зрительная сенсорная система
1. 3 Слуховая сенсорная система
1. 4 Вестибулярная сенсорная система
1. 5 Саматосенсорный анализатор. Ноцицептивная чувствительность.
1. 6 Вкусовая и обонятельная сенсорные системы -
1. 7 Висцеральная сенсорная система. -
1. 8 Основы сенсорной физиологии (итоговый семинар) -
  ИТОГО:
2. Физиология высшей нервной деятельности (ВНД)    
2. 1 Введение в физиологию ВНД -
2. 2 Методы исследования ВНД -
2. 3 Врожденные формы поведения -
2. 4 Закономерности условнорефлекторной деятельности -
2. 5 Методика выработки условных рефлексов -
2. 6 Механизмы формирования условных рефлексов
2. 7 Торможение условных рефлексов
2. 8 Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий -
2. 9 Типология и генетика ВНД
2. 10 Особенности ВНД человека. Первая и вторая сигнальные системы
2. 11 Функциональная система поведенческого акта -
2. 12 Нейрофизиологические основы памяти и обучения
2. 13 Потребности и мотивации. Их физиологическая природа
2. 14 Нейрофизиология эмоций
2. 15 Сон на необходимое физиологическое состояние живых организмов -
2. 16 Физиология стресса -
2. 17 Физиология ВНД (итоговый семинар) -
  ВСЕГО:

 

 

1. 5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...