2.2 Методы исследования ВНД. 2.5 Методика выработки условных рефлексов. 2.6 Механизмы формирования условных рефлексов.
2. 2 Методы исследования ВНД. 1. Методы изучения поведения (методы этологического изучения, методы условно-рефлекторного изучения, методы когнитивного изучения). 2. Методы изучения мозга: - морфологические; - биохимические; - физиологические. 3. Электроэнцефалография (ЭЭГ): - ритмы мозга; - методика регистрации и способы анализа ЭЭГ; - вызванные потенциалы головного мозга. 4. Топографическое картирование электрической активности мозга (ТКЭАМ). 5. Магнитоэнцефалография. 6. Компьютерная томография.
2. 5 Методика выработки условных рефлексов. 1. Условные рефлексы, их классификация. 2. Основные условия образования условных рефлексов. 3. Классическая методика образования пищевых условных рефлексов по И. П. Павлову. 4. Условные рефлексы высших порядков. 5. Особенности условных двигательных рефлексов.
2. 6 Механизмы формирования условных рефлексов. 1. Компоненты безусловного и условного рефлексов. 2. Структура условного рефлекса. 3. Механизмы замыкания временной связи. 4. Доминанта и условный рефлекс. 5. Гипотезы формирования условного рефлекса (схемы).
2. 7 Торможение условных рефлексов. 1. Значение торможения при условнорефлекторной деятельности. 2. Безусловное торможение (внешнее торможение, запредельное торможение). 3. Условное торможение (угасательное, дифференцировочное, запаздывательное, условный тормоз).
2. 8 Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. 1. Анализ и синтез раздражений-важнейшие функции коры больших полушарий. 2. Условнорефлекторное переключение. 3. Иррадиация и концентрация корковых процессов.
4. Положительная и отрицательная индукция корковых процессов. 5. Динамический стереотип.
2. 9 Типология и генетика ВНД. 1. Общие типы нервной системы человека и животных. 2. Гинетика ВНД. 3. Классификация темпераментов по Гиппократу. 4. Основные типы ВНД по И. П. Павлову.
2. 10 Особенности ВНД человека. Первая и вторая сигнальные системы. 1. Различие свойств деятельности первой и второй сигнальных систем. 2. Роль слова в развитии второй сигнальной системы. Цитоархитектоника центров речи в коре и парность работы полушарий. 3. Основные свойства рефлексов второй сигнальной системы. 4. Связь и взаимодействие двух сигнальных систем. 2. 12 Нейрофизиологические основы памяти и обучения. 1. Виды и формы памяти. 2. Нейрофизиологические механизмы кратко- и долгосрочной памяти. 3. Нейрофизиологические основы механизмов обучения. 4. Генетическая детерминация особенностей обучения. 5. Амнезия, ее физиологическая основа.
2. 13 Потребности и мотивация. Их физиологическая природа. 1. Детерминанты потребностей. 2. Классификация потребностей. 3. Виды мотиваций. 4. Нейрофизиология мотиваций.
2. 14 Нейрофизиология эмоций. 1. Роль эмоций в организации поведения. 2. Эмоции и мотивации. 3. Теория мотиваций. 4. Физиологические механизмы эмоций.
2. 17 Физиология ВНД (итоговый семинар). 1. Понятие о ВНД. Методы исследования. 2. Условия и методика выработки условных рефлексов. 3. Механизмы формирования условных рефлексов. 4. Торможение условных рефлексов. 5. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. 6. Особенности ВНД человека. 7. Нейрофизиология памяти и обучения. 8. Физиология функциональных состояний (сон, стресс, эмоции).
Тематика самостоятельной работы студентов (рефераты). Тема №1. Формирование высшей нервной деятельности ребенка (4 часа).
Тема №2. Индивидуальные различия высшей нервной деятельности человека (2часа). Тема №3. Мозг и сознание (2 часа). Тема №4. Использование закономерностей высшей деятельности в практической работе психолога (3 часа).
Вопросы к экзамену. 1. Учение И. П. Павлова об анализаторах. 2. Общие принципы строения сенсорных систем. 3. Функции и свойства анализаторов. 4. Рецепторы, их классификация. 5. Механизмы адаптации и возбуждения рецепторов. 6. Проводниковый отдел анализаторов. Афферентные проводящие пути. 7. Кора больших полушарий как комплекс корковых центров анализаторов. 8. Роль торможения в переработке сенсорных сигналов. 9. Зрительная сенсорная система. Фоторецепторы, фотохимические реакции, происходящие в них. 10. Нейронная структура проводникового отдела зрительного анализатора. 11. Корковый конец зрительной сенсорной системы. 12. Современные представления о механизмах цветного зрения. Нарушения функции зрения. 13. Слуховой анализатор, его рецепторный отдел. 14. Афферентный путь слухового анализатора. Локализация коркового конца слухового анализатора. 15. Резонансная теория слуха. 16. Вестибулярная сенсорная система, рецепторный отдел. 17. Афферентные пути и центры вестибулярного анализатора. 18. Соматосенсорный анализатор (кожная, тактильная, температурная, болевая рецепция и проприорецепция). 19. Лемнисковый и спиноталамический афферентные пути. 20. Висцеральная сенсорная система. Интерорецепция. 21. Структура проводникового отдела и корковый конец висцерального анализатора. 22. Роль лимбической системы в формировании висцеральных функций. 23. Вкусовой анализатор, его структура, функции. 24. Обонятельный анализатор, его структура, функции. 25. Понятие о высшей нервной деятельности (ВНД). Методы исследования ВНД. 26. Рефлекторная теория И. П. Павлова. 27. Безусловные и условные рефлексы, их отличия. 28. Классификация врожденных форм поведения. 29. Инстинкт, его изменчивость. 30. Импритинг, его нейронные механизмы. 31. Классификация условных рефлексов, их общие признаки. 32. Основные условия образования условных рефлексов. 33. Методика образования условных рефлексов по И. П. Павлову.
34. Структура условного рефлекса. 35. Механизмы замыкания временной связи. 36. Доминанта и условный рефлекс. 37. Торможение условных рефлексов (безусловное и условное). 38. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. 39. Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности (ВНД). 40. Невротические нарушения ВНД. 41. Первая и вторая сигнальные системы, их взаимодействие. 42. Особенности ВНД человека. 43. Основные функции речи. Организация центров речи в коре. 44. Структурная основа поведения. Функциональная система П. К. Анохина. 45. Виды и формы памяти. 46. Нейрофизиологические механизмы краткосрочной и долгосрочной памяти. 47. Механизмы обучения. 48. Потребности и их классификация.. 49. Виды мотиваций. Нейрофизиология мотиваций. 50. Функции эмоций. Нейронный субстрат эмоций. Эмоции как механизм приспособления. 51. Межполушарная асимметрия и эмоции. 52. Механизмы сна. 53. Стадии сна, их физиологическая характеристика. 54. Теория стресса Г. Селье. Стадии стресса. Общий адаптационный синдром. 55. Механизмы стресса. 56. Стрессоры и виды стресса.
Список литературы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|