Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеология неолиберализма. Идеология неоконсерватизма. Главные идеи ("брэнды") основных идеологий современности




Идеология неолиберализма

В 30-е годы ХХ века сформировался неолиберализм, в рамках которого подверглась критике идея саморегулируемой экономики как самого эффективного варианта ее развития и были пересмотрены функции государства. Причины этого заключались в том, что стихийно развивающаяся экономика Запада на протяжении нескольких столетий периодически порождала экономические кризисы, результатом которых являлся спад производства, стремительный рост безработных. К тому же стало ясно, что стихийно происходящие процессы распределения доходов порождают огромное количество бедных, которые составляют основу нестабильности общества в целом, в том числе усиливают вероятность революционных потрясений.

Основная идея неолиберализма, отличающая его от классического либерализма, заключается в признании позитивной роли государства в организации социально-экономической жизни и необходимости расширения его функций. Государство, по мнению теоретиков неолиберализма, кроме обеспечения внутренней и внешней безопасности общества, должно также осуществлять:

– защиту предприятий, рынка от возрастающей угрозы монополизма посредством антимонопольного или антитрестовского законодательства;

– разработку общей стратегии экономического развития;

– социальную защиту уязвимых, слабых слоев общества (идея социального государства).

 

3. 2. ИДЕОЛОГИЯ КОНСЕРВАТИЗМА И НЕОКОНСЕРВАТИЗМА

(Консерватизм – от лат. conservare – сохранять)

 

Консерватизм формируется в XVIII веке в Западной Европе.

Представители консерватизма: Жозеф де Мёстр, Эдмунд Бёрк, Луи де Бональд.

Основополагающие идеи классического консерватизма относительно устройства основных сфер общества.

Экономические идеи:

– экономика должна строиться на основе частной собственности и свободного рынка;

– государство не должно вмешиваться в экономические процессы.

Политические идеи:

– понятие свободы чуждо человеку;

– революции в обществе не имеют позитивного значения, нет необходимости осуществлять радикальные изменения;

– демократия – наименее совершенная форма политической жизни;

– обществом должна управлять аристократическая элита – наиболее одаренная часть, имеющая соответствующее образование и призвание;

– государство должно иметь приоритет над обществом.

Социогуманитарные идеи:

– важнейший фактор общественного порядка – социальное неравенство. Общество невозможно без иерархии (антиэгалитаризм);

– социальная структура общества признается неизменной, социальные перемещения (особенно вертикальные, направленные на повышение социального статуса) нежелательны;

– равенство может быть только в области морали и добродетелей;

– индивид должен рассчитывать исключительно на собственные силы, не ожидая помощи со стороны государства.

 

Идеология неоконсерватизма

    Во второй половине ХХ века консерватизм трансформировался в неоконсерватизм и выступал в значительной степени как реакция на распространение неолиберализма.

      Неоконсерваторы, признавая в целом необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику (этот процесс уже реализовывался на практике в западном мире), вместе с тем высказывались за ограничение этого вмешательства, так как оно сдерживает, по их мнению, процессы экономического роста.

Признавая также необходимость осуществления государством социальной политики, неоконсерваторы считали, что она должна строиться на таком оказании помощи слабым слоям общества, когда она повышает их экономическую активность. Если же индивиды не реагируют на эту помощь, не стремятся повысить свою квалификацию, получить новую профессию, найти работу, то эта помощь должна быть прекращена.

Сохранение политической и социальной стабильности общества имеет приоритет по отношению к свободе личности. Демократия возможна в обществе, но она должна быть элитарной – доступной лишь тем, кто имеет соответствующие способности, специальное образование и призвание.

 

3. 3. СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ
(СОЦИАЛ-РЕФОРМИЗМ)

 

     В конце XIX века в силу ряда причин социально-экономического и политического характера идеология социализма, которая формировалась в Европе с начала ХVI века, распадается на два направления: радикально-революционный социализм (коммунизм, марксизм-ленинизм) и социал-демократизм (социал-реформизм), последний из которых постепенно становится одним из влиятельнейших политический течений в мире.

Представители социал-реформизма на этапе его становления: Карл Каутский, Эдуард Бернштейн.

Основополагающие идеи социал-реформизма относительно устройства основных сфер общества следующие:

Экономические идеи:

– экономика должна быть смешанной, то есть основанной на частной и общественной собственности, конкретное соотношение между которыми в каждой стране должно основываться на принципе экономической целесообразности;

– способ регулирования экономики – сочетание рыночного и государственного воздействия на процессы производства материальных ценностей;

– экономика должна иметь социальную направленность, т. е. удовлетворять материальные запросы всех слоев общества.

Политические идеи:

– справедливое государственное устройство основано на верховенстве закона, независимости судебной власти;

– основной способ формирования органов власти – свободные выборы;

– в обществе должны быть гарантии прав личности и меньшинства;

– возможная смена власти должна осуществляться мирным путем (законным) – через выборы (отказ от революции);

– в организации политической жизни должен действовать принцип политического плюрализма, определяющий возможность появления и существования в обществе различных политических организаций.

Социогуманитарные идеи:

§ признается необходимость высокого качества жизни для всех членов общества и участие государства в создании соответствующих условий, которое должно:

– регулировать процесс распределения доходов в обществе, не допуская сильных имущественных контрастов;

– создавать условия для всеобщей занятости населения;

– реализовывать социальные программы по развитию образования, медицины, делая их доступными широким слоям общества;

– поддерживать малоимущие слои населения;

§ духовная жизнь общества должна развиваться на основе идеологического (мировоззренческого плюрализма).

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ (" БРЭНДЫ" ) ОСНОВНЫХ ИДЕОЛОГИЙ СОВРЕМЕННОСТИ

Либерализм Консерватизм Социал-демократизм
свобода личности сохранение традиций социальное равенство

 

 

Модуль-6

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ (ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ) СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

1. Формирование белорусов как самобытной этнической общности.

2. Основные этапы становления белорусской национальной государственности.

 

1. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЛОРУСОВ КАК САМОБЫТНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ.

 

 Совокупность знаний и представлений о происхождении и формировании этноса, образующего основу любого государства, являются компонентом культурно-исторической составляющей идеологии данного государства.

Процесс формирования этнических общностей как объединений людей с одинаковым самосознанием, общей территорией, экономической, политической и культурной жизнью имеет сложный, многоэтапный и многолинейный характер. Первыми и наиболее простыми формами этнических общностей были организации кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) – роды. Врамках рода существовала – экзогамность (запрет браков внутри рода), поэтому родыобъединялись сначала в племена, затем в племенные союзы и другие этнические общности. В развитом первобытном обществе племени свойственны определенные органы власти, не носящей политического характера, общность диалекта, единство религиозных представлений, обрядов и наличие собственного имени.

Территория Беларуси в эпоху первобытного общества была заселена финскими и балтскими племенами, которые в Средневековье были ассимилированы славянами, но передали часть своей культуры новым этническим образованиям. Этнокультурные поцессы, которые совершались на территории Беларуси в средние века, включали в себя славянские (кривичи, дреговичи, радимичи, волыняне) и балтские (литва, ятвяги) племенные этнические общности.

Стимулирующим фактором этнической консолидации было создание Великого княжества Литовского. Подчинение в течение второй половины XIII и XIV вв. свыше двух десятков княжеств единой центральной власти способствовало созданию общей этнической территории, активизировало культурные связи между разными ее территориальными частями. В рамках ВКЛ в XIV-XVIII вв. происходило постепенное сближение политических, экономических и культурных особенностей отдельных регионов, началось формирование этнических и языковых черт, характерных для белорусской народности. В отличие от родоплеменной организации, построенной на кровнородственных связях, в народности приобретают значение связи территориальные, складывается общий язык, формируются хозяйственные связи, элементы общей культуры, общее собирательное имя.

На процесс формирования белорусской народности значительное влияние оказывало становление старобелорусского языка, который формировался на основе церковнославянского языка и местных говоров и с XIV в. начинает вытеснять официальный церковнославянсий язык.

Происходят существенные изменения в фонетике, лексике и синтаксисе языка восточнославянского населения. Формируется фонетическая система белорусского языка, составляющая его наиболее яркое отличие от русского: дзекание, акание, глухое г, твердое р, использование приставных гласных и согласных звуков в начале слова и др.

В XIV-XVI вв. среди шляхты и образованного населения старобелорусский язык закрепляется в качестве основного. Этот язык к тому же становится общегосударственным, на нем издаются государственные документы, осуществляется делопроизводство канцелярии ВКЛ и всех региональных органов власти. Это способствовало обогащению белорусского языка новой лексикой, которая отражала разные стороны социально-политической жизни. Создавалась терминология, связанная с системой феодальных отношений: становились общими названия повинностей и податей, служебных лиц и органов государственной власти. В язык проникали также заимствования из литовского и польского языка.

В XIV-XVI вв. происходит процесс становления литературы белорусской народности. Важнейшими памятниками светской литературы являются летописи, которые к сер. XV в. уже значительно отличаются по языку и форме от древнерусских летописей. К ним относятся “Летописец великих князей литовских”, “Хроника Великого княжества Литовского” “Хроника Быховца” и др. С XV в. на белорусский язык начли переводить произведения других народов церковного и светского характера. Особенно популярными были повести “Александрия”, “Повесть о Трое”, “Тристан и Изольда” и др. Выдающимся деятелем белорусской культуры XVI в. был Франциск Скорина, восточнославянский и белорусский первопечатник, ученый и писатель эпохи Возрождения. Великим деятелем культуры эпохи Возрождения яляется также поэт Николай Гусовский, который в 1522 г. написал книгу о своей родине – “Песню про зубра”, которая явилась своеобразным гимном белорусской земле, ее народу.

Но со второй половины XVI в. среди шляхты и образованного населения начинает преобладать польский язык. Важную роль в общественной жизни также играли латинский язык (язык римско-католической церкви, язык международных отношений) и церковнославянский язык (язык православной церкви).

Одной из важнейших черт народности является этническое самосознание. Находясь в составе Великого княжества Литовского, население бывших западнорусских земель продолжало называть себя русскими. Так, русским называл себя в своих книгах великий белорусский просветитель XVI в. Франциск Скорина, называя и язык своих книг также русским. К тому же на протяжении долгого времени этническая принадлежность нередко подменялась религиозной. Понятие “православный” отождествлялось с понятием “русский”. Простой народ, в основной своей массе неграмотный, не знал, что постепенно утрачивается восточнославянское этническое единство.

Зато в отношении к литовцу, немцу, поляку житель белоруских земель ясно осознавал свое отличие прежде всего в языке и религии. Наступление католицизма и распространение польского языка среди господствующего класса феодалов, которое началось после заключения унии с Польшей, усиливало и классовое противостояние.

О незавершенности этногенетических процессов на территории Беларуси в это время свидетельствует отсутствие самоназвания на уровне этноса. Термин “Белая Русь” окончательно совпал с этнической территорией белорусов лишь во второй половине XIX в.

Таким образом в XIV-XVI вв. осуществлялся процесс формирования белорусской народности, которому, с одной стороны, способствовала политическая консолидация этноса в рамках единого государства – ВКЛ, а, с другой, поликонфессиональный характер населения и усиливающаяся классовая дифференциация общества тормозили этот процесс.

Социально-экономические и политические процессы в ВКЛ в XVII-XVIII вв. замедлили образование белорусской народности, в частности, войны, в результате которых значительно сократилось население государства. К тому же в XVII-XVIII вв. завершился процесс растворения белорусского шляхетского сословия в польской культуре, что проявилось в отказе от использования им старобелорусского языка в пользу польского языка. Это привело к дезинтеграции белорусской народности, которая усугублялась также и религиозным расколом на православных и католиков.

Постепенно старобелорусский язык заменяется польским в государственном делопроизводстве. В соответствии с постановлением сойма в 1696 г. старобелорусский язык перестает быть государственным в ВКЛ. За белорусским языком и его носителями закрепляется статус «простого» и «мужицкого». Таким образом, белорусская этничность сосредотачивается, прежде всего, в рамках крестьянства и малообеспеченных слоев города, что значительно сокращает возможности для ее дальнейшего развития ввиду низкого уровня грамотности и материальной обеспеченности ее носителей. Этнические различия закрепляются на социально-классовом уровне.

   В эпоху промышленной революции и капиталистической модернизации в истории Европы, которая охватывает конец XVIII-XIX вв, происходит формирование наций. Для наций, как известно, характерными чертами явяются общая территория проживания данного народа, общий литературный язык, устойчивые экономические и культурные связи, развитое национальное самосознание (отождествление отдельных индивидов с определенной национальной общностью).

   Объективными предпосылками формирования белорусской нации явились следующие предпосылки, сложившиеся к этому времени:

· наличие специфических этнических (языковых, культурных) признаков у большинства населения, проживавших на территории Виленской, Гродненской, Минской, Могилевской, Витебской, части Смоленской и Черниuовской губерний Российской империи;

· развитие рыночых капиталистических отношений в сельской местности и промышленности, создание областных рынков, что способствовало расширению межрегиональных экономических и культурных связей;

Однако становление нации на территории Беларуси замедлялось тем, что процессы капиталистической модернизации в данный период здесь только начинались. Сельское хозяйство имело преимущественно натуральный характер, экономические и культурные связи межу регионами были слабыми. Большая часть населения Беларуси являлась неграмотной, что препятствовало формированию развитого национального самосознания.

Кроме того у белорусов отсутствовала самостоятельная государственность, так как земли Беларуси были включены в состав Российской империи, власти которой проводили русификаторскую политику.

Конфессиональный раздел общества на православных и католиков использовался российской властью и носителями польской национальной идеи в стремлении навязать соответственно всем православным российское самосознание, а католикам – польское.

 Неблагоприятным фактором для развития белорусской нации было также положение в городах, где несмотря на постепенное увеличение удельного веса белорусов в составе населения, количественно преобладало еврейское насление, а в общественной и политической жизни города господствовал русский язык и культура.

Кроме всего прочего происходило включение экономической, политической и интеллектуальной элиты общества (дворянства, купечества, духовенства, интеллигенции) в процессы формирования российской и польской наций, которые исторически начались раньше. На территории Беларуси отсутствовали высшие учебные заведения, которые могли бы стать центрами формирования новой интеллектуальной элиты.

Вместе с тем в первой половине XIX в. складываются определенные предпосылки для формирования белорусского национального движения. В этот период начинается научное историческое, этнографическое и археологическое изучение Беларуси. И хотя оно осуществлялось преимущественно представителями местной польскоязычной, и в меньшей степени русскоязычной интеллигенции (Ян и Константин Тышкевичи, Теодор Нарбут, Адам Киркор, Павел Шпилевский и др. ), определенные выводы данных исследований заложили теоретические предпосылки формирования белорусского национального движения. В первой половине XIX в. начинает формироваться литература на белорусском языке (Ян Чачот, Ян Барщевский, Винцент Дунин-Марцинкевич и др. ). С середины XIX в. белорусский язык начинает использоватьсяв революционной публицистике (агитационная литература в период восстания 1863-1864 гг., некоторые публицистические издания российских и польских народников). Однако вопрос о самостоятельности белорусской нации при этом не ставился.

С конца XIX в. начинает формироваться собственно белорусское национально-культурное движение. Об этом свидетельствует становление белорусской литературы, в рамках которой уже последовательно отстаивается идея о существовании самостоятельной белорусской нации (Франтишек Богушевич, Янка Лучина, Адам Гуринович, Карусь Каганец и др. ), возникновение в Москве и Петербурге среди белорусских студентов национально ориентированных кружков, издание ими публицистических произведений, в которых обосновывалась национальная самобытность белорусов. Данное национально-культурное движение, как правило, было настроено оппозиционно по отношению к царскому режиму и поэтому в его рамках формируются первые элементы политического национального движения с требованиями создания белорусской государственности (группа “Гомон”). В начале XX в. политическое национальное движение привело к возникновению первой белорусской политической партии – Белорусской Социалистической Громады.

Таким образом, в XIX в. складываются предпосылки формирования белорусской нации, о чем свидетельствуют некоторые успехи в направлении капиталистической модернизации общества, зарождение белорусского национального движения. Вместе с тем специфические социально-политические и этноконфессиональные условия жизнедеятельности общества на территории Беларуси обусловили то, что процесс формирования нации в конце XIX в. находился только в начальной стадии.

  Накануне и в период революции 1905-1907 гг. главным центром белорусского национального движения становится Белорусская Социалистическая Громада, в программе которой содержалось требование государственной автономии для Беларуси. После поражения революции БСГ сосредоточила свою деятельность на национально-культурном движении. Его центром становится новое печатное издание – газета «Наша нива», которая начала выходить с 10 ноября 1906 г. и просуществовала до 1915 г. В данной газете получил теоретическое обоснование факт существования самостоятельного белорусского этноса, проводилась критика русификаторской политики царизма и полонизаторской политики польско-католического движения, содержалось требование введения белорусского языка в системе образования, общественных и религиозных учреждениях.

  Значительные успехи наблюдались в становлении белорусской литературы. В этот период было издано 77 книг на белорусском языке. Среди авторов – знаменитые поэты и писатели: Янка Купала, Якуб Колас, Карусь Каганец, Максим Богданович, Алесь Гарун и др. В 1910 г. был создан первый белорусский национальный профессиональный театр во главе с Игнатом Буйницким, издана в Вильне «Краткая история Беларуси» Вацлава Ластовского, в которой впервые была отражена национальная концепция истории Беларуси.

   Таким образом, в начале XX в. происходил определенный рост белорусского национального движения в политической и культурной форме, зарождалась белорусская национальная интеллигенция. Но влияние этого движения на широкие народные массы по ряду причин (сосредоточенность белорусов в основном в сельской местности, их массовая неграмотность и др. ) было незначительным.

  Значительные изменения в белорусском этносе произошли в период советской истории (1917-1991 гг. ). После окончания гражданской войны (1918-1920 гг. ) Беларусь представляла собой край с относительно низким уровнем экономического развития и разделенным на две части: Советскую Белоруссию в составе Союза ССР и Западную Белоруссию в составе Польши. Советская власть взяла на себя задачу формирования белорусов как нации, которая стала частью национальной политики Коммунистической партии и Советского правительства. Подобную политику советская власть проводила и в отношении других народов нового государства. Конкретным проявлением данной деятельности была политика белоруссизации, основными направлениями которой стали перевод обучения в школах преимущественно на белорусский язык, издание на белорусском языке газет, журналов, учебников, книг (с этой целью было образовано издательство «Савецкая Беларусь»), переход государственных учреждений и организаций на белорусский язык и др.

    Существенное значение имело территориальное самоопределение белорусского народа. Произошло укрупнение БССР за счет восточнобелорусских земель. В марте 1924 года к БССР было присоединено 15 поветов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний. В декабре 1926 года к БССР отошли Гомельский и Речицкий поветы. В результате в состав ее населения влилось более 3 млн. человек, проживавших на территории Российской республики, население республики увеличилось более чем в два раза.

  В советское время в белорусском этносе действовали две противоположные тенденции. С одной стороны, белорусский народ совершил качественный скачок в своем развитии благодаря изменениям в развитии экономики (создание современных отраслей промышленного производства, модернизация сельского хозяйства и т. д. ). Была создана система образования, включающая школьное, среднее специальное, высшее обучение. Получила развитие система научных исследований по разным направлениям, организованная в рамках созданной Академии наук БССР и в научных центрах высших учебных заведений. Успехи культурного строительства нашли свое проявление в создании и развитии сети профессиональных театров, образовании Киностудии художественных фильмов, открытии Белорусской государственной консерватории, Белорусского театра оперы и балета, развитии белорусской литературы, изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры), исследований в области белорусского языка и белорусского литературоведения и др. Благодаря этим факторам произошли качественные изменения в социальной структуре белорусского этноса, он из бывшей когда-то «сельской нации» превратился в этническую общность, включающую слои научной, художественной, инженерно-технической, педагогической, медицинской интеллигенции, высококвалифицированные слои рабочего класса, крестьянства. Это способствовало развитию национального самосознания белорусского народа.

   С другой стороны, в этот период происходила определенная утрата национальной идентичности белорусского этноса, которая была обусловлена не только субъективными устремлениями советской власти «поскорее превратить все нации в новую историческую общность – советский народ», но и действиями объективных факторов. Экономические, торговые, научно-технические, культурные связи и контакты между предприятиями, регионами, коллективами СССР неизбежно вели к определенному стиранию национальных различий народов, участвующих в этих процессах. Данные процессы аналогичны происходящей в настоящее время глобализации, которая также ведет к появлению сходных черт у народов и неизбежной утрате их национального своеобразия.

    Главным фактором этнокультурных процессов на территории Беларуси в период независимого существования с 1991 г. стал политический фактор – целенаправленная политика белорусского государства по модернизации и развитию экономики, возрождению отдельных частей национальной культуры, ее дальнейшему развитию. С этой целью реализуются программа по выявлению, возвращению национальных и культурных ценностей, которые остались за пределами Беларуси, государственная программа по охране и восстановлению историко-культурного наследия, составной частью которой являются такие госпрограммы как «Замки Беларуси», «Слуцкие пояса» и др.

   Важнейшим результатом развития белорусской нации в период государственной независимости, существенно изменившим ее социальную структуру, явилось формирование полноценной национальной элиты: политической, экономической, научной, культурной, военной. Это является важнейшим условием, обеспечивающим возможность самостоятельного существования любого этноса. Причем почти все кадры высокой квалификации, необходимые для республики – дипломатические, военные, управленческие, специалисты для отраслей экономики, основанных на информационных технологиях, которые ранее проходили обучение в вузах России и других стран – в настоящее время готовятся в национальных образовательных учреждениях.

   Впервые в истории белорусский этнос приобрел свое собственное государство, которое за годы независимого существования получило полноценное оформление всех его структурных компонентов (органы законодательной, исполнительной, судебной власти, армия, таможенная, пограничная служба, система правоохранительных органов, законодательная система и др. ) и выступает в настоящее время главным консолидирующим фактором, способствующим формированию национального самосознания белорусов.

      

 

2. ОСНОВНЫЕ ЭАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ БЕЛОРУССКОЙ                НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

 

Система знаний и представлений относительно истоков и этапов становления своей государственности является составной частью государственной идеологии любой страны. Только с созданием государства любая этническая общность из объекта социально-политических отношений превращается в их субъект. В преамбуле Конституции Республики Беларусь указывается на многовековую историю белорусской государственности.

При осмыслении принципиальных моментов этой истории необходимо сосредоточить внимание на следующих этапах становления белорусской государственности:

1. Восточнославянские княжества на территории нынешней Беларуси (IХ – ХIII вв. ).

2. Великое княжество Литовское (ХIII – ХVI вв. ).

3. Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569 – 1795 гг. ).

4. Белорусские земли в составе Российской империи (конец ХVIII в. – 1917 г. ).

5. Советский период белорусской государственности (октябрь 1917 г. – август 1991 г. ).

6. Белорусская государственность на современном этапе (август 1991 г. – н. время).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...