Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.1. Восточно-славянские княжества на территории Беларуси




(IХ – ХIII вв. )

 

На территории, образующих нынешнюю Беларусь, в IХ – ХIII вв. существовали ряд княжеств, которые упоминаются в летописях: Полоцкое, Витебское, Минское, Туровское, Мстиславльское, Новогрудское, Логойское, Несвижское и др. Постепенно наибольшую силу приобрело Полоцкое княжество, которое имело все признаки, присущие государственным образованиям. Систему органов власти и управления составляли князь, совет князя, вече, а также должностные лица: посадник (намесник князя), тысяцкий (командующий ополчением), подвойский (командующий дружиной), ключник, тиун, высшие представители церкви – епископы и игумены.

Условия вступления князя на должность оформлялись в договоре-раде, который заключался с верхушкой господствующего класса. Полномочия князя в основном осуществлялись в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Правом издания новых законов он не владел, заниматься правосудием мог только совместно с членами своего совета и другими должностными лицами. Следовательно, и судебная деятельность князя была также ограничена.

В политической жизни Полоцкого княжества, как и в жизни других славянских земель, важное место занимало вече. Его полноправными участниками признавались только свободные люди. На вечевых сходах решались наиболее важные вопросы: выборы и изгнание князя, раскладка повинностей, назначение и снятие высших должностных лиц, вопросы войны и мира. В компетенции вече находилась законодательная функция власти.

 В княжестве имелись постоянные вооруженные силы – дружина. Ее представители являлись советниками князя в осуществлении суда, сбора дани; участвовали в военных походах в качестве военной элиты. В рамках дружины выделялись две основные группы: бояре (старшие дружинники) и дворяне (младшие дружинники).

Структура и компетенции государственных учреждений, права и обязанности представителей различных сословий и социальных групп, земельные, судебно-процессуальные вопросы регулировались нормами обычного права, которые постепенно дополнялись нормами писаного права.

Ряд историков считает, что белорусские государства-княжества нельзя называть абсолютными монархиями, так как власть князя не была абсолютной. Их необходимо считать раннефеодальными ограниченными монархиями.

 

2. 2. Великое княжество Литовское (ХIII – ХVI вв. )

 

Белорусско-литовский период отечественной государственности начался в середине ХIII в. Общественный строй ВКЛ был феодальным. Социальная структура общества в основном была представлена феодалами-землевладельцами и феодально-зависимыми крестьянами. Кроме них в городах и селах проживало значительное количество людей, которые считались лично свободными.

Столицей ВКЛ с 1254 по 1323 г. был Новогрудок, а затем Вильня.

Великое княжество Литовское по форме правления являлось ограниченной монархией во главе с великим князем. Власть великих князей имела наследственный характер, но с конца XV в. формируется принцип выборности великих князей Панами Радой и соймом из представителей династии Ягелонов.

Монарх, владея широкими полномочиями, осуществлял законодательную, судебную и административно-хозяйственную власть. В частности, великий князь командовал вооруженными силами, издавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял высший суд в государстве, владел правом законодательной инициативы и т. д.

 Однако власть князя не была абсолютной, так как была ограничена таким органом власти как Паны Рада, в состав которой входили верхи феодалов. В ее компетенцию входили вопросы избрания великого князя, обороны государства, обсуждение и принятие законодательных актов, рассмотрение наиболее важных судебных дел и др. Паны Рада соединяла в себе функции исполнительно-распорядительного, законодательного и судебного органа. Одна из ее главных задач заключалась в том, чтобы охранять права магнатов (наиболее крупных феодалов) от покушения на них со стороны монарха.

Значительную роль в политическом устройстве ВКЛ играл также Сойм, в котором заседали представители мелкой и средней шляхты. Однако решения, как правило, принимались великим князем и Панами Радой. Поэтому Сойм скорее был вначале совещательным, а не законодательным органом власти. Во второй половине XVI в. законодательные функции Сойма были расширены: он рассматривал вопрос избрания великого князя, о войне и мире, принимал наиболее важные законодательные акты, назначал новые подати, рассматривал уголовные дела, в которых затрагивались интересы государства. Сойм из всесословного перерос в представительный орган, на заседания которого являлась не вся шляхта, а только ее представители – по два депутата от каждого повета. В работе Сойма также принимали участие католические и православные епископы, игумены монастырей и костелов.

В системе органов государственного управления значительная роль принадлежала высшим должностным лицам:

маршалку земскому – председателю на заседаниях Панов Рады и Сойма, руководителю великокняжеской администрации;

    гетману – руководителю вооруженными силами государства;

     канцлеру – руководителю канцелярии ВКЛ;

подскрабию – хранителю государственной казны и др.

     Государственный строй ВКЛ характеризовался наличием широкой автономии отдельных земель-княжеств: Витебская, Полоцкая, Смоленская и другие земли до конца ХV в. сохраняли свою государственно-правовую обособленность. В XV-XIV вв. княжества были преобразованы в воеводства и поветы, на территории которых местные орган управления имели достаточно широкие полномочия. На территории воеводства административные, хозяйственные, военные и в значительной степени судебные органы возглавлял воевода, который назначался великим князем и Радой пожизненно из числа крупных феодалов ВКЛ. Руководителем администрации в повете был староста, который также назначался великим князем и Панами Радой из числа крупных феодалов. Полномочия его в масштабе повета были близки к полномочиям воеводы, в том числе и в области правосудия.

      По организации управления и по характеру зависимости от высших органов власти города в ВКЛ делились на те, которые имели грамоты на Магдебургское право, и те, которые не имели их. Города, получившие Магдебургское право, исключались из юрисдикции администрации воевод и старост, в них создавались органы городского управления (войт, магистрат, сойм, вече, капа) в сочетании с некоторыми элементами самоуправления.

      Таким образом, важнейшим направлением развития ВКЛ было постепенное утверждение конституционализма, децентрализации. Великое княжество Литовское на протяжении XIV-XVI вв. эволюционирует от феодальной патриархально-вотчинной монархии, в которой подданные не имеют обозначенных политических прав, к сословно-представительной монархии, которая опирается на принцип совместного управления государством монарха и представителей высших сословий. Государственное подданство в ВКЛ строилось на основе вассалитета, который предполагает взаимные обязательства договаривающихся сторон. При вхождении отдельных земель в состав ВКЛ удельные княжества и отдельные города заключали с великим князем договоры о его высшей власти и сохранении элементов местного самоуправления земель.

     До начала XVI ст. в разных частях ВКЛ действовали свои особые нормы обычного и писаного права. В 1529 г. был издан первый Статут ВКЛ – сборник норм права, которое распространялось на всю территорию государства. В нем было проведено разграничение права по отдельным отраслям. Дальнейшее развитие нормы общегосударственного права получили во втором Статуте в 1566 г.

 

2. 3. Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569 – 1795 гг. )

   

   В результате подписания 1 июля 1569 года Люблинской унии ВКЛ и Польша объединялись в единое государство – Речь Посполитую, которое просуществовало до 1795 г.

   Формой государственного правления Речи Посполитой была элективная монархия, при которой глава государства (монарх) получал власть в результате выборов из нескольких кандидатов. Как правило, короли избирались из представителей зарубежных королевских династий. Король выполнял функции руководства административным аппаратом государства, вооруженными силами, осуществления высшего суда, утверждения законодательных актов, назначения чиновников на высшие государственные посты и др.

  Власть короля была ограничена Соймом, который состоял из двух палат: Сената и Посольской избы. Сойм осуществлял избрание короля, принимал законы, осуществлял суд по уголовным делам высших чиновников, определял размеры податей и порядок их сбора и др. Значительную роль в системе государственной власти имели соймики, которые представляли собой собрания шляхты определенного повета.        

    Фактически и юридически ВКЛ сохранило свою государственность, что было закреплено принятием Третьего Литовского Статута (1588 г. ), который действовал на территории Беларуси до 1840 г. Статут обязал великого князя сохранять неприкосновенность территории ВКЛ, юридически закрепил государственный статус старобелорусского языка, запретил занимать государственные и духовные должности в княжестве «чужеземцам». Решения сойма Речи Посполитой относительно Великого княжества Литовского оформлялись в особом порядке. Делопроизводство велось в княжестве на старобелорусском языке до конца XVII в. Как символ державы ВКЛ имело свой герб, печатку, систему почетных званий и должностей.

     Ряд историков на основании этого считает, что новое государство было конфедерацией ВКЛ и королевства Польши. На территории ВКЛ продолжала функционировать система органов власти, сложившаяся в предшествующий исторический период.

 

 

2. 4. Белорусские земли в составе Российской империи
(конец ХVIII в. – 1917 г. )

   В результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг. ) прекратило существование одно из самых крупных государств Европы. Около 3 млн. человек, проживавших на территории Беларуси, оказались в составе Российской империи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...