1. Обеспечение национальной безопасности государства.
1. Обеспечение национальной безопасности государства. Укрепление национальной безопасности – одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы 2. Обеспечение роста экономического и политического потенциала государства. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических международных союзах, блоках. 3. Защита прав граждан страны, оказавшихся по разным причинам за пределами своей страны (работа, вступление в брак с иностранными гражданами, отдых, туризм и т. д. ). Институтами, способствующими реализации данной цели, являются посольства, консульства, представительства данного государства за границей. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка страны.
Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор средств и оценка их результативности. Выбор средств внешней политики обычно свидетельствует о ее рациональности и эффективности.
Средства внешней политики: Политические средства внешней политики используются в дипломатических отношениях. Дипломатия осуществляется в форме переговоров, переписки, повседневного представительства государства за границей, участия в международных организациях.
Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств. Государство, обладающее сильной экономикой, имеет и прочные международные позиции. Важными средствами внешней политики являются также сырьевая база государства, внешняя торговля, лицензионная политика. В международной практике широко используются такие средства внешней политики, как эмбарго, экономические санкции или режим наибольшего благоприятствования в торговле. Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, т. е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами такого давления могут быть учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия. Крайним средством в рамках данных способов внешней политики является война. Информационно-пропагандистские средства (или идеологические), когда используются средства массовой информации, произведения искусства для реализации контактов с другими странами.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Внешняя политика Республики Беларусь определяется в значительной степени ее геополитическим положением: · Республика Беларусь занимает срединную часть Евразийского континента, находится в центре Европы; · Беларусь не имеет прямого выхода к морю; · Протяженность границ Беларуси – 2969 км. Граница страны проходит по территориям с таким природным рельефом местности, который позволяет осуществлять ее эффективный контроль и охрану;
· Окружение республики составляют страны со значительным ресурсным, экономическим и военным потенциалом и стабильными политическими режимами; · Население – 9, 5 млн. чел. (1, 5% населения Европы, 0, 15 % - мира); · Территория – 207, 6 тыс. кв. км. (2, 1% территории Европы); · Климат страны характеризуется отсутствием разрушительных природных катаклизмов (землетрясений, тайфунов, извержений вулканов и т. д. ); · Наличие природных ресурсов: лес, калийные соли (15% мировых запасов), водные ресурсы, бурые угли, горючие сланцы, гранит, железная руда. · Беларусь находится на стратегическом перекрестке – на пересечении транспортных путей «север – юг; запад – восток». Беларусь является важным транспортным мостом между Европой и Россией.
Республика Беларусь во внешней политике руководствуется следующими принципами: Неприменение силы в международных отношениях, внешняя политика Беларуси носит исключительно миролюбивый характер, приверженность принципам нейтралитета. Уважение суверенитета других государств, соблюдение территориальной целостности стран, с которыми Республика Беларусь налаживает различные связи. Выполнение обязательств по международным договорам, заключенным с другими странами, в том числе и в области разоружения. РБ первой в истории современного мира отказалась от ядерного оружия: в ноябре 1996 г. был осуществлен досрочный вывод стратегических ядерных вооружений с территории республики.
Внешняя политика Республики Беларусь носит многовекторный характер, т. е. сотрудничество реализуется со странами, находящимися в различных частях света. Основные направления (векторы) следующие: Республика Беларусь осуществляет сотрудничество с международными организациями, прежде всего, в рамках ООН. Она является полноправным членом более 50 специализированных учреждений ООН. В стране действует национальная комиссия Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО. Беларусь активно участвует в работе таких функциональных органов ООН, как Европейская экономическая комиссия, Детский фонд ООН, Конференция объединенных наций по торговле и развитию и др. В 1992 г. Беларусь вступила в Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международную финансовую корпорацию, Международное агентство по гарантиях инвестиций. В Минске были открыты представительства влиятельных международных организаций: ООН, Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития, Управления Верховного комиссара ООН по беженцам и др.
Важнейшее направление во внешней политике Республики Беларусь - сотрудничество и интеграция с Россией, которое осуществляется на основе договора о создании союзного государства с Россией. Главная задача – обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Успешный характер носит сотрудничество со странами СНГ, и прежде всего с Украиной, Кыргыстаном, Туркменистаном, Молдовой, Арменией, Азербайджаном. В августе 2010 года был заключен таможенный союз между Республикой Беларусь, Россией, Казахстаном, который дал новый импульс экономическим связям данных стран. Важное значение имеет экономическое и культурное сотрудничество со странами Европейского союза (ЕС 28). Около 40% общего объема белорусского экспорта осуществляется в страны ЕС. Половина предприятий с иностранным капиталом создано в республике с участием стран Европейского союза. Отдельное направление во внешней политике Республики Беларусь – сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки. На этом направлении определились стратегические партнеры во внешней политике нашей страны: Венесуэла, Китай. Так, например, объем торговли между Республикой Беларусь и Китаем достиг более 1, 5 млрд. дол. в год. Беларусь осуществляет в Китай экспорт калийных удобрений, капролактам, карьерные самосвалы. В нашей республике осуществляется реализация ряда инвестиционных проектов с участием китайского капитала: модернизация ряда ТЭЦ, строительство новых и реконструкция действующих предприятий цементной отрасли, создание крупнейшего в Европе белорусско-китайского индустриального парка в Смолевичах и др.
Важное направление во внешней политике Республики Беларусь - реализация инвестиционных программ с участием иностранного капитала. В настоящее время в странеимеется более 4 тыс. предприятий с иностранным капиталом. Всемирный банк в 2011 году присвоил Беларуси 4-ое место в списке стран-реформаторов бизнес-климата. Позитивный инвестиционный имидж нашей страны определяют: • низкий уровень внешнего долга страны (50% от ВВП) и своевременное выполнение долговых обязательств; • высокий уровень образования населения; • географическое положение страны (транзитное положение) и открытые таможенные границы с Россией и Казахстаном; • либерализация законодательства в области инвестирования; • низкий уровень криминала, стабильность ситуации в стране;
Об интенсивности внешнеторговых связей Республики Беларусь свидетельствует то, что белорусские товары продаются на рынках 152 стран. Белорусский экспорт растет за счет продажи на внешних рынках нефтепродуктов, тракторов и седельных тягачей, калийных удобрений, грузовых автомобилей, автобусов, молока и молочных продуктов, мясных продуктов и др. Население Беларуси составляет 0, 15 % населения мира. При этом Республика Беларусь обеспечивает в мировой торговле: • 16% поставок калийных удобрений; • 7% мировой торговли сыра; • 10% - мировой торговли сливочного масла; • 10% поставок тракторов в мире; • 30% мировой торговли карьерных самосвалов. Таким образом, Республика Беларусь в настоящее время является полноправным и самостоятельным субектом международных отношений.
Модуль - 5
1. Идеология: сущность, структура, функции. Классификация идеологий. 2. Государственная идеология как социально-политический феномен.
3. Основные идеологии современности в контексте идеологии белорусского государства: 3. 1. идеология либерализма и неолиберализма. 3. 2. идеология консерватизма и неоконсерватизма. 3. 3. социал-демократическая идеология (социал-реформизм).
1. ИДЕОЛОГИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ИДЕОЛОГИЙ.
Понятие " идеология" в переводе (греч. idea – идея + logos – учение) означает учение об идеях. Оно, введенное в научный оборот французским философом Дестют де Траси в начале ХIХ века, в последующие времена толковалось различным образом. В широком смысле слова идеология означает совокупность идей, основных принципов, идеалов, лежащих в основе любой социальной деятельности (например, идеология менеджмента, идеология избирательных кампаний и т. д. ). В данном случае речь будет идти о политической идеологии как концепции, лежащей в основе деятельности по решению социальных проблем с помощью механизма государственной власти. Чтобы подойти к относительно полному определению идеологии, необходимо уметь отличать ее как определенную информационную систему от иных систем знаний, существующих в обществе и тесно связанных с ней. Идеология как элемент духовной культуры есть определенная система знаний об обществе. Но известно, что общество изучает масса наук: социология, политология, экономическая теория, психология, история и др., которые дают весьма полезные знания, используемые в социальной практике. Идеология не является наукой, она имеет принципиальное отличие от нее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|