Особенности интересов детей – воспитанников детского дома в сфере проведения досуга в каникулярное время
Исследование проводилось на базе Моу «Детский дом №2 г. Петрозаводска в октябре – ноябре 2009 г. В нём приняли участие 15 человек детей младшего школьного возраста – воспитанников детского дома; 4 педагога, работающих в детском доме. На первом этапе опытно – экспериментальной работы также приняли участие 15 детей младшего школьного возраста – учащихся МОУ «Средняя школа № 2», не являющихся воспитанниками детского дома. Для выявления особенностей интересов детей младшего школьного возраста - воспитанников детского дома в сфере проведения досуга в каникулярное время были разработаны анкеты, предложенные детям, воспитавающимся в детском доме, детям, воспитывающимся в условиях семьи, а также педагогам детского дома (Приложение 1 – 3) В анкетировании приняли участие дети младшего школьного возраста, воспитывающиеся в детском доме. Все они имеют задержку в психическом развитии. В результате анкетирования мы выяснили, что 94 % воспитанников детского дома знают, когда будут осенние каникулы; 6% - не знают. На каникулах в детском доме дети, по их словам: - играют – 47%; - гуляют – 40%; - читают- 20%; - занимаются интересными делами вместе с воспитателем – 13%; - ходят на экскурсии – 13%; - просто отдыхают – 13%; - ходят в кино – 7%. Дети хотели бы провести каникулы: - дома - 53%; - у бабушки – 27 %; - на юге – 7%; - в Санкт – Петербурге – 7%; - в походе, путешествии – 13 %. Дети хотели бы провести каникулы: - весело –27%; - сходить на каникулах в бассейн – 27%; - играть в различные увлекательные игры, собирать что-нибудь из конструктора «Лего» - 13%; - гулять в парке - 7%; - устроить праздник – 7%; - ходить по магазинам – 7%; - гулять с мамой – 7 %; - нет никаких желаний – 7%.
20% детей на вопрос «Как ты хочешь провести каникулы?» ответили так же, как и на вопрос «Где ты хочешь провести каникулы?» – дома, то есть эти дети не разграничивают эти вопросы. Осуществить свои пожелания, связанные с организацией досуга на каникулы, по мнению детей, можно (Приложение 4): - не знают – 53 %; - с помощью воспитателей – 13 %; - с помощью водителя автобуса, который отвозит детей на различные мероприятия вне детского дома – 13 %; - с помощью директора – 7%; - с помощью мамы – 7 %; - с помощью друзей – 7%. Любимые занятия детей: - играть – 47%; - рисовать – 33%; - заниматься спортом – 20%; - мастерить различные поделки, шить 13 %; - танцевать – 13%; - гулять – 7 %. Таким образом, подавляющее большинство воспитанников детского дома знает, когда у них будут осенние каникулы. Большинство детей считают, что на каникулах они играют и гуляют; некоторые – просто отдыхают, читают, занимаются интересными делами с воспитателем, ходят на экскурсии, в кино. Большинство детей хотело бы провести каникулы дома, остальные – у бабушки, на юге, на даче, в Санкт – Петербурге, в походе, в лагере, то есть все дети хотели бы провести каникулы за пределами детского дома. Не все дети различают вопросы «Как бы ты хотел провести каникулы?» и «Где ты хочешь провести каникулы?». На оба эти вопроса некоторые дети ответили – дома. Это говорит о том, что понятие «дом» значит для них очень много. Это для них и место, где они хотели провести каникулы, и вид досуга, и состояние души. Некотпрым детям очень хочется провести каникулы с мамой (7%). Для некоторых детей (27 %) важно не то, чем они будут заниматься в каникулы, а то, чобы им было весело, то есть у них на первый план выходят эмоции, хорошее настроение. Остальные хотели бы сходить на каникулах в бассейн, играть в различные увлекательные игры, собирать что-нибудь из конструктора «Лего», гулять в парке, устроить праздник, ходить по магазинам.
Есть и такие (хотя их и немного), которые ничего не хотят, что является очень тревожным сигналом. Любимые занятия детей: играть (у большинства), рисовать, заниматься спортом, мастерить различные поделки, шить, танцевать, гулять. Интересны данные анкетирования, полученные в МОУ «Средняя школа №2». По своим характермстикам эти дети имеют много общего с воспитанниками детского дома. Они учащиеся младшего школьного возраста, имеют ЗПР. Принципиальное отличие между этими детьми состоит в том, что одни из них живут в семье а другие – в условиях детского дома. 94 % детей, воспитывающихся в семье, знают, когда будут осенние каникулы; 7% - не знают. На каникулах дети: - смотрят телевизор и играют в компьютерные игры – 80%; - просто играют 73%; - играют с друзьями, братьями или сёстрами – 27%; - гуляют – 60%; - просто отдыхают – 13%; - ходят в гости – 13%; - помогают по хозяйству – 7 %. Дети хотели бы провести каникулы: - в Египте, Сочи, на Чёрном море, в круизе, в Санкт - Петербурге – 47%; – дома – 27%; – в гостях у родственников – 7 %. Во время каникул дети хотели бы заниматься: - играть в компьютерные игры, смотреть телевизор – 73%; - кататься на велосипеде – 37%; - плавать, купаться – 27%; - ходить в кино – 13%; - гулять с друзьями 13 %; - путешествовать – 7%. Любимые занятия детей: - компьютерные игры – 73%; - спортивные занятия – 27%; - чтение – 13%; - домашние дела – 7%. Таким образом, большинство детей также знают, когда у них будут осенние каникулы. На каникулах дети чаще всего смотрят телевизор и играют в компьютерные игры, просто играют, гуляют. Иногда они играют с друзьями, братьями или сёстрами, просто отдыхают, ходят в гости, помогают по хозяйству. Большинство детей хотели бы провести каникулы в Египте, Сочи, на Чёрном море, в круизе, в Санкт – Петербурге, то есть вне дома, хотели бы сменить обстановку. Часть детей хотела бы провести каникулы дома или в гостях у родственников. Большинство детей во время каникул хотели бы играть в компьютерные игры, смотреть телевизор. Остальные - кататься на велосипеде, плавать, купаться, ходить в кино, гулять с друзьями, путешествовать. Любимое занятие большинства детей - компьютерные игры. Остальные любят спортивные занятия, чтение, заниматься домашними делами.
Анкетирование детей – вослитанников детского дома и детей, воспитывающихся в семье, показало, что интересы детей – воспитанников детского дома в сфере досуга отличаются от интересов детей, воспитывающихся в семье. Дети из детского дома предпочли бы провести каникулы дома, в семье, с родителями, какими бы они ни были (у большинства родители лишены родительских прав). Домашние дети в большинстве своём хотели бы куда-нибудь поехать (в Египет, Сочи и т. д.). Дети из детского дома имеют традиционные интересы: хотят играть, гулять, рисовать, мастерить поделки, танцевать, хотят праздника, хотят выезжать за территормю детского дома. Домашние дети в большинстве своём всем занятиям предпочитают играть в компьютерные игры и смотреть телевизор (Приложение 5). Педагоги детского дома планируют провести осенние каникулы: - учитывая желания детей - 50%; - организовать походы в лес, в кино – 50%; - организовать поход в театр, спортивные мероприятия – 25%. На вопрос о том, как проходили каникулы раньше, педагоги ответили: - проводились различные мероприятия – 50%; - по плану – 25%; - дети бродили по корилорам детского дома и просили с ними чем – нибудь позаниматься – 25%. Педагоги встречают следующие трудности в организации досуга в каникулярное время: - недостаточное финансирование – 50%; - слишком разные интересы у детей – 25%; - вопрос оставили без ответа – 25%. Возникающие трудности педагоги разрешают: - заключая договоры со спонсорами - 25%; - никак не разрешают – 75%. Таким образом, педагоги хотели бы учитывать интересы детей, организуя досуг в каникупярное время. Однако, судя по некоторым ответам, это не всегда удаётся: бывает, что дети ходят по коридорам и просят с ними чем – нибудь заняться, бывает, досуг организуется строго по плану без учёта интересов детей Педагоги встречают следующие трудности в организации досуга в каникулярное время: недостаточное финансирование, слишком разные интересы у детей; многие не захотели ответить на этот вопрос. Недостатки финансирования часто удаётся преодолеть с помощью спонсоров, другие трудности зачастую никак не решаются. Таким образом, интересы детей – воспитанников детского дома в сфере досуга имеют свои отличительные особенности, которые необходимо учитывать организаторам досуга в детском доме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|