Результаты опытно – экспериментальной работы
С целью выявления отношения воспитанников и педагогов детского дома к тем формам организации досуга, которые были использованы нами во время осенних каникул, проведено анкетирование (Приложение 8– 9). Мы установили, что 67 % воспитанников понравились осенние каникулы; 27 % считают, что каникулы прошли как всегда, ничего нового не было; 6% детей было скучно на каникулах. Все 100% опрошенных детей принимали участие в каникулярных мероприятиях. Из них 73% воспитанников ответили, что им интересно было участвовать в мероприятиях; 27% затруднились ответить. Детям больше всего понравились мероприятия: - экскурсия в пожарную часть – 100 % опрошенных; - репетиция к празднику «День Матери» - 80%; - «День вежливости» - 60% опрошенных; - занятия по домоводству – 47 %; - праздник «Золотая осень» – 47 %; - игра «Умники и умницы» - 27% (Приложение 10). Мы обратили внимание, что мероприятия литературно – музыкальной направленности меньше всего понравились детям. Вероятно, это связано с особенностями детей, воспитывающихсч в детском доме, с нарушениями развития эмоциональной сферы, с задержкой в психическом развитии. В мероприятиях детям больше вего понравились: - игры – 93 %; - конкурсы – 93%; - песни - 40%; - сценки – 27 %. Настроение до мероприятия обычно у детей было: - спокойное – у 46%; - грустное – у20 %; - трудно определить – у 20 %; - восторженное - у 7 %; - тревожное – у 7%. Настроение после мероприятия обычно у детей было: - спокойное – у 53%; - восторженное - у 40%; - грустное – 0%; - тревожное – 0%; - трудно ответить - 7% (Приложение 11). Таким образом, большинству детей каникулы понравились. Все дети принимали участие в каникулярных мероприятиях. Большинству детей интересно было участвовать в мероприятиях. Всем детям понравилась экскурсия в пожарную часть, и это неудивительно, так как дети редко выезжают за пределы дктского дома и мечтают провести каникулы где-нибудь за его пределами. Есть и другие причины: дети испытывают дефицит общения с людьми, не имеющими отношения к детскому дому, живут в условиях психичесеой депривации. Большинству детей понравились также репетиция к празднику «День Матери» и «День вежливости». Важно, что не было ни одного мероприятия, которое хоть один ребёнок не назвал для себя наиболее понравившимся. В мероприятиях подавляющкму большинству детей больше всего понравились игры и конкурсы. Это можно объяснить тем, что детям хочется обратить на себя внимание, отличиться, заслужить похвалу. Но были и такие, кому больше понравились сценки и песни.
До мероприятия у большинства детей настроение было спокойное, у многих – грустное, или дети затруднялись определить своё настроение. У некоторых оно было тревожное, а у некоторых – восторженное. После мероприятия обычно у детей было спокойное или восторженное настроение, то есть оно заметно улучшалось. Также с целью выявления отношения к тем формам организации досуга, которые были использованы нами во время осенних каникул, проведено анкетирование педагогов: По мнению педагогов, осенние каникулы в детском доме прошли; – очень хорошо – 25%; – хорошо – 25%; – - по плану – 50%. Все 100% педагогов отметили изменения настроения детей в лучшую сторону во время этих осенних каникул по сравнению с предыдущими. Все 100% педагогов считают, что в эти каникулы были учтены интересы детей при организации их досуга. Все 100% педагогов считают, что целесообразно было выявлять интересы детей при организации их досуга Все 100% педагогов отметили позитивное эмоциональное состояние у детей во время каникул. Таким образом, педагоги отметили изменения настроения детей в лучшую сторону во время этих осенних каникул по сравнению с предыдущими, отметили позитивное эмоциональное состояние у детей во время каникул. Они считают целесообразным выявлять интересы детей при организации их досуга и видят, что в эти каникулы интересы детей были учтены.
В опытно – экспериментальной работе мы также использовали методику «Исследование эмоционального потенциала коллектива (по А. Н. Лутошкину)» (18, с. 39 – 42). Данное исследование включает в себя цветотестирование. Оперативная цветоматрица ежедневно заполняется каждым членом коллектива с помощью цветных фломастеров или карточек. Дети отмечают настроение в начале и в конце дня. Цветовая матрица представляет собой экран, где по вертикали расположены имена членов коллектива, а по горизонтали – даты. Оценка теста проводится по представительности и соотношению цветов. Выделяются общие синдромы, дающие картину настроений во всем коллективе (какие состояния преобладали в течение исследуемого периода); групповые или зональные (психологическая атмосфера в отдельных группировках людей, существующих внутри коллектива). По своему содержанию синдромы оцениваются как: а) позитивно-стимулирующие (представлены цвета верхней части спектра: красный, оранжевый, желтый); б) умеренные, стабилизирующие (преобладают цвета средней части спектра: зеленый, синий); в) негативные, астентичные (цвета нижней части спектра: фиолетовый, черный); г) напряженности (представлены противоположные по значению цвета: красный - фиолетовый; оражевый-черный); д) «ковровые» - пестрота цвета, означающая отсутствие общего настроения у членов коллектива, и др. Мы проводили замеры настроения детей до и после мероприятия. Результаты исследования эмоционального потенциала коллектива (по А. Н. Лутошкину). Приложение 12. День вежливости». До мероприятия в коллективе преобладала пестрота цвета, означающая отсутствие общего настроения у членов коллектива: зелёный и синий – умеренные, стабилизирующие цвета выбрали 34% детей; фиолетовый и серый – негативные - 33 %; жёлтый – позитивно – стимулирующий – 33 %. После мероприятия 100% детей выбрали позитивно – стимулирующие цвета: красный, оранжевый, жёлтый.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|