Правовой механизм ограничения доступа к государственной тайне
Правительством РФ детально регламентирован порядок допуска должностных и иных лиц к государственной тайне в инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне. В этом же законе содержится информация о том, что возможно проведение специальных проверочных мероприятий в отношении этих лиц. Без проведения таких мероприятий к государственной тайне допускаются члены Совета Федерации РФ и депутаты Государственной Думы, судьи, адвокаты по делам, связанным с государственной тайной. [10, С.15] Процедура засекречивания представляет собой установление для информации одной из трех уже названных грифов секретности. Как замечено в статье Соколовой Ольги Сергеевны, государственная тайна как информация существует исключительно в документированном виде: она фиксируется на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. К реквизитам относятся: степень секретности; данные о субъекте, осуществившем засекречивание; регистрационный номер; дата или условие рассекречивания информации. Закон также устанавливает порядок оборота государственной тайны. Ее передача осуществляется после проведения соответствующей экспертизы и оформляется специальным соглашением. Новый хранитель сведений, составляющих государственную тайну, обязан соблюдать режим ограниченного доступа и защиты. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, также детально регламентирована Правительством РФ [7]. К государственной тайне может быть отнесена информация, являющаяся объектом собственности граждан и юридических лиц. В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона об информации государство имеет право ее выкупа. Получивший соответствующую компенсацию бывший собственник информации обязуется не разглашать ее и после отчуждения. Статьей же 10 Закона о государственной тайне предусмотрен не выкуп, а засекречивание такой информации и компенсация ее собственнику материального ущерба, причиненного засекречиванием, то есть происходит не прекращение, а ограничение права собственности. Право собственности на информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, не может быть ограничено у иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена ими без нарушения российского законодательства. [10, С. 15]
Закон о государственной тайне определяет основания рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну (ст. 13): когда дальнейшая их защита становится нецелесообразной или когда Российская Федерация берет на себя международное обязательство по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну. [7] Механизм административно-правового регулирования допуска физических и юридических лиц к работе со сведениями, составляющими государственную тайну представляет собой применительно к физическим лицам систему социальной селекции по определенным признакам, а применительно к юридическим лицам - разновидность лицензирования деятельности в определенной сфере. [17] Данный отбор проводится на основании фактора, которому А.А. Фатьянов дал название "фактор благонадежности", то есть уровень преданности гражданина конкретному государству, а также по чисто объективным критериям - отсутствие медицинских противопоказаний. [17] Верютиным также отмечается, что важнейшее из условий, при которых лицо может получить возможность работы со сведениями, составляющими государственную тайну, - это добровольность. Также необходимо помнить, что допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, является не разовым ознакомлением с информацией, а приобретением гражданином новым (для него) административно-правовым статусом. Более того, даже после получения допуска может и не возникнуть факта ознакомления с соответствующими сведениями. [17]
Защита государственной тайны
Под концепцией правовой защиты сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать доктрину, отражающую с учетом имеющихся ресурсов и возможностей совокупность официально закрепленных целей, задач, принципов, основных направлений и государственной стратегии в области обеспечения правовой защиты такого рода сведений от внешних и внутренних угроз политического, экономического, военного характера. [2, С.19] Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации. [6] О том, что информация, составляющая государственную тайну, должна быть защищена, говорится не только в самом законе «О Государственной тайне», но и в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. государственный тайна санкция Органы защиты
В качестве еще одного недостатка ныне действующей концепции правовой защиты государственной тайны следует отметить отсутствие в российском законодательстве четко и строго установленного числа и круга лиц, которые вправе относить сведения к государственной тайне. Наличие излишнего числа таких органов может привести к постоянному конъюнктурному расширению объема секретных сведений в стране. [2, С.17] Распоряжениями Президента РФ Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически изменяется и утверждается. На данный момент к органам защиты государственной тайны относятся: · межведомственная комиссия по защите государственной тайны; · органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), Служба (Внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах;
· органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, который координирует деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне. [6, ст. 20] Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. [6, ст. 20] (см. текст в предыдущей редакции). Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. [6, ст. 20] В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ. [6, ст. 20]
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. [6] Существенным недостатком ныне действующей концепции правового регулирования защиты государственной тайны является отсутствие в России специального органа, занимающегося правовым регулированием обеспечения\ защиты различных видов тайны и поиском соотношения между ними. Такой орган сегодня крайне необходим, ибо до сих пор не найден четкий ответ на вопрос, кто должен заниматься толкованием и применением положений Закона РФ «О государственной тайне» в части: - отнесения к государственной тайне той или иной информации; - определения отдельных пунктов, составляющих государственную тайну; - определения степени секретности конкретных сведений или их групп, а также структуры самого перечня сведений.[2, С. 18]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|