Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История правового обеспечения универсиад в мире




БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

Правовые проблемы организации Всемирной универсиады

 

 


Введение

 

Начало XXI века ознаменовалось обострением проблемы студенческого и молодежного спорта в нашей стране и во многих ведущих странах Запада. Возникла необходимость осмыслить исторический путь развития спорта и физической культуры в молодежной среде через анализ развития основных направлений, выявления наиболее перспективных проблем формирования новой формы физического воспитания молодежи - спортивного наследия студенческих Универсиад.

Спортивное наследие Универсиад и студенческого спортивного движения неразрывно связано с развитием студенческого спорта и массовой физической культуры на современном этапе посредством раскрытия содержания, методов и средств реализации студенческого и молодежного физкультурного движения. Всемирные Универсиады - спортивный студенческий форум планеты. Название «Универсиада» происходит от слов «университет» и «олимпиада» и упоминается как «Всемирные студенческие игры» и «Всемирные университетские игры».

Основные цели и задачи проведения Всемирных Универсиад:

·   устойчивое развитие и пропаганда физического воспитания и спорта среди студентов всего мира;

·   интеграция студентов всего мира в международное студенческое спортивное сообщество.

Студенческий спорт является важным звеном системы образования, этапом подготовки резерва национальных сборных команд, эффективным способом всестороннего развития личности.

В подтверждение изложенной точки зрения следует привести обоснованные доводы Президента Российской Федерации В.В. Путина, справедливо отмечающего в послании Федеральному собранию, что одним из сложных для нашего общества вопросов остается вопрос борьбы с алкоголизмом и наркоманией. Решить эту проблему невозможно методом запретов. Результатом работы общества и государства в целом «должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом». Можно с уверенностью констатировать, что в настоящее время в России достаточно быстрыми темпами формируется и совершенствуется законодательство, регулирующее отношения в сфере физической культуры и спорта и в частности правового обеспечения Универсиад. Актуальность и практическая значимость темы данного исследования связана также с особенностями общественных отношений в сфере студенческого спорта. В связи с этим в настоящее время остается неразрешенным на законодательном уровне практически значимый вопрос о соотношении гражданско-правового и трудоправового регулирования спортивных отношений с участием спортсменов-профессионалов по поводу их участия в студенческой спортивной деятельности.

Наряду с этим, необходимость развития и совершенствования правового регулирования сферы студенческого спорта обусловлена рядом факторов и причин, которые, в свою очередь, вызвали к жизни несколько иные подходы к ряду устоявшихся в правовой науке и практике представлений.

Во - первых,это организационные и финансовые факторы. Они связаны с возникновением и быстрым развитием неизвестных ранее отечественной юридической науке и практике общественных отношений в области профессионального спорта, децентрализацией системы физической культуры и спорта в целом, многообразием субъектов профессиональной спортивной деятельности, переходом на многоканальную систему финансирования профессиональной спортивной деятельности.

Во-вторых, до настоящего времени отсутствуют единые принципы и комплексный подход к регулированию отношений в области студенческого спорта. Хотя общеизвестно, что именно в принципах отражается единство и дифференциация правового регулирования деятельности в любой области, в том числе и в исследуемой.

Помимо этого специфическая проблема регулирования спортивных отношений как нового правового явления заключается в том, что они практически не урегулированы законодательством, в т.ч. и с учетом существующих взаимосвязей данного регулирования с иными правовыми образованиями.

В-третьих, особенности отношений в сфере студенческого спорта, их субъектный состав выявили ряд проблем правового регулирования, которые порождены внутренней сложностью данных отношений, в частности, тесным переплетением в них частноправовых и публично-правовых элементов. В настоящее время правовое регулирование профессиональных спортивных отношений осуществляется нормами, в основном, двух правовых отраслей - гражданского и трудового права, между которыми нередко возникают коллизии. Между тем законодатель не дает четкого ответа на вопрос о соотношении норм данных отраслей права при регулировании профессиональных спортивных отношений.

В - четвертых, разработка проблемы гражданско-правового регулирования отношений в области студенческого спорта дополняет учение об объектах и субъектах гражданского права, способствует закреплению единой концепции гражданской правосубъектности и обусловливает целесообразность комплексного исследования вопроса гражданско-правового регулирования спортивных отношений студенческих Универсиад

Степень научной разработанности темы. Отношениям в сфере физической культуры и спорта в целом уделялось внимание в диссертационных трудах В.Н. Уварова, С.Н. Братановского, С.В. Алексеева, М.Ю. Челышева. В указанных исследованиях затрагиваются вопросы административно-правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта, а также правовое обеспечение студенческого спорта, в частности правовое обеспечение проведения Универсиад. Вопросам нормативно-правового регулирования отношений в сфере физической культуры и студенческого спорта посвящены работы и Н.В. Уловистовой.

Анализ современных отечественных изданий юридической направленности свидетельствует о том, что недостаточно как научных трудов и монографических исследований данной области, так и научных статей в периодической печати. Только в последнее время в центральной периодической печати стали появляться научные статьи по проблематике правового регулирования профессиональных спортивных отношений.

Особенностям правового регулирования труда профессиональных спортсменов уделяется внимание в диссертационном исследовании О.А. Шевченко. Отдельным вопросам правового регулирования отношений в области профессионального спорта посвящены работы С.В. Алексеева, А.А. Бикеева (в соавторстве), А.Б. Канунникова, Е.Н. Лукьянчук и А.А. Пастухова (в соавторстве), М.А. Маргулиса, Г.С. Скачковой, А.Г. Пасмурова, М.Ю. Челышева, В.П. Васькевича и некоторых других авторов.

Цель и задачи дипломного исследования. Цель дипломной работы - анализ развития гражданско-правового регулирования отношений в области студенческого спорта, в частности организации Универсиад.

Научно-теоретическая и эмпирическая основы исследования. Научную основу исследования составили труды ученых, которые внесли значительный вклад в развитие правовой науки. В ходе работы над дипломной работой изучены и проанализированы труды, современных ученых-юристов как в области теории государства и права, так и отраслевых наук по проблематике, исследуемой в дипломной работе и смежным проблемам.

Эмпирическую основу исследования составляет система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области студенческого спорта, а также практика их применения. В работе использованы международные акты, отечественное законодательство. Структура работы определена целями дипломного исследования, а также степенью научной разработанности затрагиваемой в ней проблематики. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных нормативных актов и литературы.


История правового обеспечения универсиад в мире

универсиада правовой законодательный

Всемирные Универсиады - это главный спортивный молодежный форум планеты. На сегодняшний день удостоиться права проведения Всемирной Универсиады становится очень почетным, она давно перестала быть просто спортивным событием. Универсиада - это колоссальный стимул для развития той страны, в которой она проходит, принося долгосрочные позитивные социальные и экономические изменения, устанавливая новые стандарты жизни, популяризируя физическую культуру и спорт в молодежной среде.

Первопричины начала международного сотрудничества студентов в области спортивной деятельности связаны с развитием международных контактов высших учебных заведений. Первый опыт сотрудничества получен вузами при совместном проведении национальных состязаний. Документальные данные свидетельствуют, что первые соревнования среди студентов в начале XIX века начали проводиться в Англии, а затем в Швейцарии. О первых соревнованиях по игре в крикет между Оксфордом и Кембриджем упоминается уже в 1827 году. В 1829 году состоялись ставшие впоследствии традиционными между двумя этими университетами соревнования по гребле. А с 1900 года соревнования между студентами этих университетов стали проводиться уже по 16 видам спорта.

В Швейцарии первый студенческий спортивный клуб был основан в университете г. Берна в 1816 году.

С целью организации национальных студенческих соревнований в 1870 году гимнастические общества в высших школах Берлина, Лейпцига и других городов Германии объединились в союз, который уже к 1910 году включал 26 вузов и назывался Германским студенческим спортивным союзом. Однако первой страной, организовавшей ассоциацию студенческого спорта в 1905 году, стали Соединенные Штаты Америки - Intercollegiate Athletic Association. В этом же году ассоциация была переименована в NCAA (National Collegiate Athletic Association). В 1906 году подобные ассоциации появились в Австралии; в 1908 году в Польше; в 1910 году - в Чехословакии; в 1913 году - в Норвегии и Швеции; в 1925 году - на Мальте; в 1938 году - в Люксембурге; в 1946 году - в Италии и др. Основной задачей создаваемых организаций было развитие спорта среди студентов, обучающихся в университетах. Создание в странах мира первых студенческих спортивных организаций предопределило возможность состязаний между учащимися высших учебных заведений. Однако организационно спортивное движение среди студенчества оформилось в 1919 году в результате создания Международной конфедерации студентов (C.I.E).

Провозглашение первой международной организации университетского спорта произошло во французском городе Страсбурге и связано с деятельностью Жана Птижана. Француз Ж. Птижан, по профессии инженер-химик, стал её президентом. Сегодня этого человека считают основателем международного студенческого движения. Универсиада - международные спортивные соревнования, проводимые международной студенческой спортивной федерацией (FISU) среди студентов всего мира.

Являясь ведущей организацией международных студенческих спортивных соревнований и второй организацией по проведению соревнований по многим видам спорта в мире, FISU обладает гибкой и эффективной структурой. 163 ассоциации образуют Генеральную Ассамблею. Генеральная Ассамблея собирается каждые два года, обычно во время проведения летней универсиады. Именно в течение этого периода определяется политика FISU и утверждается ее финансовое управление. Каждые четыре года Генеральная Ассамблея выбирает членов Исполнительного комитета, который состоит из 23 представителей плюс 5 представителей членов Континентальных ассоциаций. Этот комитет представляет Совет директоров FISU. Для ежедневного администрирования Федерации Исполнительный комитет полагается на Генерального секретаря, которого назначает штат и различные комиссии.

Две важные составляющие: Организационные комитеты и Международные спортивные федерации должны быть обязательно включены в организационную структуру. Секретариат FISU, комиссии FISU, Организационные комитеты и Международные Спортивные Федерации работают в тесном сотрудничестве в рамках подготовки спортивных мероприятий, Универсиад и Чемпионатов Мира среди студентов. Комиссии FISU, Исполнительный комитет назначают членов во время их встречи, сразу после собрания Генеральной Ассамблеи. FISU тесно контактирует с основными международными спортивными организациями, такими как МОК, GAISF, WADA и, конечно, со средствами массовой информации. FISU играет важную роль в отношениях с политическими властями стран, в которых проводятся мероприятия Федерации.

Само название «Универсиада» происходит от слов «университет» и «олимпиада». Таким образом, Универсиада - это Всемирные студенческие игры или Всемирные университетские игры (употребляются обе формулировки). Организатором универсиадных игр является Международная федерация студенческого спорта, в которую в данный момент входит 141 государство. Россию в этой организации представляет Российский студенческий спортивный союз.

Первые Всемирные студенческие игры прошли в Париже (Франция) в мае 1923 года под эгидой Международной конфедерации студентов. Год спустя, в 1924 г. в Варшаве вновь собрался Международный конгресс, где был утвержден Устав Международной конфедерации студентов и прошёл первый чемпионат мира среди студентов, а с 1925 г. регулярно стали проводиться университетские игры: в 1925 г. - в Праге, в 1927 г. - в Риме, в 1928 г. - в Париже, в 1930 г. - в Дармштадте, в 1933 г. - в Будапеште, в 1937 г. - в Париже, в 1939 г. - в Монте-Карло. В 1928 году впервые были проведены зимние игры. Именно на зимней универсиаде 1928 года появился первый талисман игр. В настоящее время каждые студенческие игры обязательно имеют собственные талисманы.

Уже второй чемпионат мира среди студентов оправдал своё название: на соревнования приехали студенты из США и Гаити. Кроме того, увеличилось число видов спорта - к соревнованиям по легкой атлетике добавились футбол, теннис, плавание и фехтование. На специальной конференции, проходившей во время этого турнира, было решено проводить такие чемпионаты регулярно, расширять состав участников и увеличивать количество видов спорта. Данное предложение не осталось незамеченным, поставленные цели выполнялись, и уже в 1935 году Международный олимпийский комитет принял решение контролировать проведение этих соревнований.

Но Вторая мировая война разрушила благостные начинания спортивных функционеров. В студенческом спорте произошёл раскол, связанный с расколом в европейском сообществе. Во время активных боевых действий его влияние было не очень заметно, поскольку спорту уделялось далеко не первое место. Хотя даже во время войны на территориях Германии и её союзников проводились спортивные соревнования.

Послевоенный раскол стран на Западный и Восточный блоки повлиял и на развитие студенческого спорта. В 1947 году был создан Международный союз студентов. В соревнованиях, проводимых этой организацией, почти не участвовали представители стран запада. Последние игры под эгидой МСС, состоялись в Хельсинки в 1962 году.

Параллельно с этим правопреемницей Международной концедерации студентов стала Международная федерация студенческого спорта (FISU). Первыми играми, организованными FISU и её президентом доктором Полом Шлеймером, стали «Недели университетского спорта» 1947 года в Париже.

Создание FISU ещё почти на десяток лет продлило распри между социалистическим и капиталистическим лагерями, ведь СССР и его союзники отказывались признавать новую организацию и проводили свои собственные студенческие соревнования, приуроченные к фестивалям молодёжи и студентов. Ситуация с таким разделением безмерно вредила мировому спорту. И вот в 1957 году на Международный спортивный университетский чемпионат были приглашены страны и капиталистического, и социалистического блока.

Никто бойкотировать мероприятие не стал, и примирение состоялось. Чемпионат прошёл успешно, и было решено повторить его спустя два года. В Турине в 1959 году прошла первая летняя Универсиада, завершив формирование международного университетского спорта. В соревнованиях приняли участие 965 спортсменов из 45 стран мира. Тогда же в честь победителей стали исполнять «Гаудеамус» - студенческий гимн, символизирующий единение молодых спортсменов по всему миру. В таком виде соревнования стали проводиться раз в два года.

Уже через год в Шамони (Франция) состоялись первые Зимние студенческие игры. III летняя универсиада 1963 года проходила в Порту-Алегре и вошла в историю как первые студенческие соревнования, проводимые за пределами Европы. А VII летняя Универсиада (1973 г.) прошла в Москве. Соревнования проводились по 10 видам спорта, в которых приняли участие 4000 спортсменов - на тот момент рекордное число участников!

Так постепенно расширялся состав участников, увеличивалось количество видов спорта, в которых разыгрывались медали, росло международное значение Универсиад. Рекорд по количеству участников на летних универсиадах - почти 8 тыс. человек - был установлен на XXIII летней универсиаде в августе 2005 года в Измире (Турция), а рекорд по количеству представленных стран - 174 страны - в 2003 году в Дэгу (Южная Корея). Рекорд по представительству на зимних универсиадах был установлен на последней Всемирной универсиаде в Инсбруке (Австрия) - 2223 участника из 50 стран.

Зимняя и летняя Универсиады проводятся каждые 2 года, в них принимают участие студенты и аспиранты в возрасте от 17 до 28 лет. Правое обеспечение Универсиад опирается на систему регламентов, уставов и положений. Анализируя регламенты и другие нормативные акты, определяющие порядок организации и проведения Универсиад, следует отметить документальную структуру, свойственную всем международным спортивным соревнованиям. Как правило, организация, проводящая соревнования, в данном случае Универсиаду, выполняет всё соответственно международным регламентам:

·   Формирует организационный комитет и подбирает квалифицированный персонал, а также организует волонтерское движение.

·   Разрабатывает положение об Универсиаде.

·   Определяет место проведения.

·   Утверждает регламент проведения Универсиады.

·   Утверждает судейскую коллегию и обеспечивает ее всем необходимым для проведения соревнований.

·   Предлагает сценарий открытия и закрытия.

·   Обеспечивает финансовые затраты.

·   Проводит рекламную компанию.

·   Разрабатывает систему нормативно-правовой базы, обеспечивающей правовые отношения Универсиады.

К системе документов относятся:

·   Устав Универсиады;

·   Положение об Универсиаде;

·   Правила внутреннего распорядка деревни Универсиады;

·   Регламент проведения соревнований;

·   Регламент судейской коллегии;

·   Положение о соревнованиях Универсиады;

·   Требования к участникам и условия их допуска к соревнованиям;

·   Подтверждение антидопингового закона.

 

К международно-правовым источникам в этой сфере относятся, например, Спортивная хартия Европы (принята 15 мая 1992 г.), Европейская конвенция против применения допинга и насилия (1989 г.), Европейская конвенция о насилии и недостойном поведении зрителей на спортивных мероприятиях, и особенно во время футбольных матчей (принята 19 августа 1985 г.) и др. К ним в первую очередь следует отнести такие акты, как:

·   Олимпийская хартия Международного олимпийского комитета;

·   Найробский договор об охране Олимпийского символа;

·   Медицинский кодекс МОК;

·   Кодекс спортивного арбитража;

·   Арбитражные регламенты для проведения конкретных Олимпийских игр;

·   Международная конвенция против апартеида в спорте;

·   Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте и др

Международные спортивные организации, например FISU при организации каждого международного спортивного мероприятия сталкиваются с теми или иными особенностями национального законодательства, поэтому в таких организациях уже давно разработаны универсальные требования, в соответствие с которыми должно быть приведено законодательство принимающей страны (если это необходимо) для безупречной подготовки спортивных международных мероприятий.

Выводы. Зарождение и формирование международного студенческого спортивного движения происходило при сложных социальных, политических условиях и в условиях многоструктурности. Самые важные этапы развития международного студенческого спорта связаны с деятельностью Международной студенческой конфедерации (создан в 1919 г.), Международного студенческого союза (1945 г.) и Международной федерации университетского спорта (1959 г.). Основными формами проведения международных студенческих спортивных соревнований на протяжении ХХ века были: студенческие чемпионаты мира, спортивные соревнования в рамках Всемирных фестивалей молодежи и студентов, «Недели спорта», Всемирные студенческие игры - Универсиады.

Подчеркнем, что сегодня Всемирные Универсиады являются выдающимся явлением в спортивном движении, которое имеет большое социальное значение для молодежи, высокий международный авторитет и политическую значимость.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...