История правового обеспечения универсиад в России
Молодежный аналог Олимпиады, Всемирные студенческие спортивные игры, или просто - Универсиада, вот уже более 50 лет является вторым по значимости и представительству комплексным международным мероприятием на мировой спортивной арене. Универсиада - международные спортивные соревнования среди студентов, проводимые Международной федерацией университетского спорта (FISU). В отличие от олимпийского цикла, исчисляющегося четырехлетиями, молодежные состязания проводятся каждые два года. К участию в соревнованиях допускаются студенты, аспиранты и выпускники двух предшествовавших универсиаде выпусков в возрасте от 17 до 28 лет. В России зарождение студенческого спорта происходило в начале XX века. Именно тогда первые студенческие спортивные клубы появились в политехническом и электротехническом московских институтах. В университете Санкт-Петербурга спортивный клуб был образован в 1908 году. К 1904 году в России функционировало 40 студенческих спортивных клубов. Большинство их действовало в столице - 13, в Москве - 5, в Киеве - 4, на долю других городов приходились оставшиеся клубы. В 1911 году 13 петербургскими студенческими обществами была образована студенческая лига, которая проводила соревнования среди студентов. После революции 1917 года студенческий спорт стал развиваться в другом русле. В 1918 году 29 мая было основано крупнейшее в стране высшее учебное заведение в области физической культуры и спорта Государственный центральный ордена Ленина Институт физической культуры (ныне - Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма). Впервые физическое воспитание как учебный предмет было введено в учебные планы Петроградского высшего педагогического института в январе 1921 года. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР в июле 1929 года физическое воспитание вводится в вузах страны как обязательный предмет. В том же году в университетах и институтах создаются кафедры физического воспитания. В феврале 1928 года Центральное бюро Пролетстуда провело первые студенческие соревнования. В программу входили хоккей, лыжные гонки, конькобежный спорт, бокс и пинг-понг.
Спортивное студенческое движение в стране прошло в своем развитии несколько этапов. Первый этап, начавшейся в конце 20-х годов прошлого века, закончился организационным оформлением студенческого спорта, созданием коллективов физической культуры в учебных заведениях страны, организацией и проведением первых всесоюзных студенческих соревнований. В середине 30-х годов начинается новый этап развития студенческого спортивного движения. В 1936-37 годах в стране образуются добровольные спортивные общества (ДСО), при создании которых физкультурные коллективы вузов были отнесены к разным ДСО в зависимости от профессиональной принадлежности. Медицинские вузы, например, входили в ДСО «Медик», педагогические - в ДСО «Учитель», вузы связи - в ДСО «Молния» и т.п. Спортсмены-студенты соревновались, как правило, между собой внутри спортивных обществ. Содержание учебных программ по физическому воспитанию и характер деятельности спортивных коллективов вузов в конце 40-х - начале 50-х годов были скорректированы с учетом развития массового физкультурного движения, повышения спортивного мастерства и завоевания советскими спортсменами, многие из которых были студентами, мирового первенства по важнейшим видам спорта. Такие задачи в то время были поставлены партией и правительством в известном постановлении от 1948 г. года. Создание в 1957 году всесоюзного студенческого спортивного общества «Буревестник» не только объединило всех студентов, но и положило начало третьему этапу развития студенческого спортивного движения. На протяжении многих лет в стране проводились студенческие соревнования на разных уровнях под общим руководством Центрального Совета «Буревестник».
С 70-х годов направленность процесса физического воспитания учащейся молодежи на обучение навыкам основным видов спорта стала смещаться в сторону оздоровительного направления. Это нашло отражение в большом количестве научных исследований, содержании учебных программ по физическому воспитанию. Эта тенденция не могла не отразиться и в содержании учебных планов и программ институтов физической культуры, готовящих кадры для кафедр физического воспитания вузов. В 1987 году ЦС «Буревестник» был преобразован в Центральный спортивный клуб «Буревестник» ВДФСО профсоюзов. В те годы общая кризисная ситуация в стране не могла не наложить отпечаток на развитие спорта среди студентов. Четвертый этап развития студенческого спорта в стране связан с периодом реформирования общественных устоев и переходом экономики страны к рыночным отношениям. Эти перемены затронули основы студенческого спорта. Перед специалистами физического воспитания высшей школы появились новые задачи, направленные не только на развитие физических способностей студентов, но и на углубление их интересов к занятиям физической культурой и спортом, формирование важности здорового образа жизни, в котором двигательная активность является необходимым условием. В октябре 1993 года по инициативе Минобразования России, Госкомспорта России и Олимпийского комитета России была возрождена единая студенческая спортивная организация и образован Российский студенческий спортивный союз как правопреемник студенческого добровольного спортивного общества «Буревестник». Президентом Союза был избран Алексей Иванович Киселев, заслуженный мастер спорта СССР по боксу, серебряный призер двух Олимпиад, неоднократный чемпион Европы и СССР, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания Московского государственного технического университета имени Н. Баумана. С этого времени работа РССС пошла по совершенно новому пути. Основной акцент был сделан на объединении усилий кафедр физического воспитания высших учебных заведений страны.
Такой подход оправдал себя. Стали постепенно возобновляться традиции проведения чемпионатов России по многим видам спорта, и в международном плане усилия нового руководства Союза стали приносить свои плоды. Если в 1993 году студенческая команда России на Универсиаде заняла только 27-е место, и многие стали поговаривать о закате студенческого спорта в России, то уже с 1995 года отечественные спортсмены достойно представляли страну на международных соревнованиях, неизменно оказываясь в призерах в общекомандном зачете. Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности соответствующую нормативную правовую базу. Сейчас в правовой системе Российской Федерации постепенно складывается значительный массив правовых предписаний - норм законодательного, подзаконного и локального уровней об урегулировании общественных отношений в области физической культуры, массового спорта, спорта высших достижений, профессионального спорта, других областях физкультурно-спортивного движения, а также в смежных с ними сферах общественной деятельности. Со дня вступления в силу (30 марта 2008 г.) Федерального закона от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) прошло более 4 лет, что позволяет подвести некоторые итоги реализации положений Федерального закона. Со времени его введения накоплен определенный опыт применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Федерального закона. Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации. В связи с принятием Федерального закона в ряде субъектов Российской Федерации были приняты новые законы о физической культуре и спорте. За время действия Федерального закона в него внесен ряд изменений, а именно:
· ФЗ от 23 июля 2008 г. №160-ФЗ предусматривает, что ряд нормативных правовых актов в области физической культуры и спорта будет утверждаться не Правительством Российской Федерации, а уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти; · ФЗ от 25 декабря 2008 г. №281-ФЗ уточняет полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта; · ФЗ от 7 мая 2009 г. №82-ФЗ дополняет перечень прав спортсменов правом на включение в составы спортивных сборных команд Российской Федерации при условии соответствия критериям отбора спортсменов и соблюдения порядка формирования спортивных сборных команд Российской Федерации; · ФЗ от 18 июля 2009 г. №175-ФЗ предусматривает, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта, а порядок финансирования проведения физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в соответствующий Единый календарный план, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; · ФЗ от 25 ноября 2009 г. №276-ФЗ устанавливает, что организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, в т.ч. условия и порядок предоставления компенсационных выплат спортивным судьям, связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых ими для участия в спортивных соревнованиях; · ФЗ от 27 июля 2010 г. №196-ФЗ уточняет основания принадлежности спортсмена к физкультурно-спортивной организации - на основании трудового договора, заключенного между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией, и (или) на основании членства спортсмена в физкультурно-спортивной организации в организационно-правовой форме общественной организации или общественно-государственной организации; · ФЗ от 7 мая 2010 г. №82-ФЗ вносит дополнения в части усиления мер по противодействию использованию допинговых средств и (или) методов в спорте; · ФЗ от 29 ноября 2010 г. №321-ФЗ вводит ст. 37.1 о Всероссийском реестре объектов спорта, который формируется в целях систематизации данных о количестве, назначении и состоянии объектов спорта, находящихся на территории Российской Федерации и используемых для проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в частности Универсиад.
Президентом Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани 26 марта 2010 г. было поручено Правительству Российской Федерации разработать комплекс мер по совершенствованию системы управления спортом высших достижений и обеспечить их реализацию. В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 8 апреля 2010 г. №Пр-996 по итогам указанного заседания Совета при Президенте Российской Федерации Минспорттуризм России совместно с Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России разработал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», направленный на совершенствование системы управления спортом высших достижений. Законом предлагается внести изменения в ФЗ от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ в части совершенствования деятельности общероссийских спортивных федераций, конкретизации их прав и обязанностей, а также ответственности за развитие соответствующих видов спорта и подготовку спортивных сборных команд России, достижение ими высоких спортивных результатов на международных официальных спортивных мероприятиях. Кроме того, законом предусматривается разграничение сфер ведения Минспорттуризма России и органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, совершенствование вопросов кадровой политики в области физической культуры и спорта. Законопроект направлен также на уточнение понятийного аппарата Федерального закона, устранение имеющихся пробелов в законодательстве РФ в области физической культуры и спорта, централизацию управления сферой физической культуры и спорта. Систему источников правового регулирования отношений в области студенческого спорта, правового регулирования отношений в области профессионального спорта можно определить как способ выражения и закрепления общеобязательных предписаний, создаваемых в целях регулирования студенческих спортивных отношений. Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам. Конституция Российской Федерации(с изм. от 14.10.2005, принята всенародным голосованием 12.12.1993) является основным источником правового регулирования всех отношений, складывающихся в нашем обществе, в т.ч. и в области физической культуры и спорта в целом, и профессиональных спортивных отношений, в частности. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории России. Она выступает юридической основой всего действующего законодательства. Законы и иные правовые акты не должны и не могут противоречить Конституции РФ. Так, в подп. «е» п. 1. статьи 72 Конституции РФ закреплено, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В свою очередь, в п. 2 ст. 76 Конституции РФ закреплено положение о том, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Следовательно, указанные положения Конституции РФ в полной мере относятся к физической культуре и спорту в целом, и к студенческому спорту, в частности. В России имеется целый корпус кодифицированных федеральных законов. Он включает:Гражданский кодекс Российской Федерации - часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (ред. от 05.05.2014)', часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (ред. от 28.12.2013), часть третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ (ред. от 23.12.2013); Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (ред. от 05.05.2014 №116 ФЗ); Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. №167-ФЗ (ред. от 28.12.2013); Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ (ред. от 28.12.2013); Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. №22-ФЗ (ред. от 12.03.2014.); Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (ред. от 05.04.2013), часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (ред. от 05.04.2013); Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (ред. от 01.01.2013); Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (ред. от. 28.12.2013); Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (ред. от. 08.04.2014); Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. №24-ФЗ (ред. от 03.02.2014); Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №К данной группе источников необходимо отнести и законы о физической культуре и спорте субъектов РФ. Следующую группу источников гражданско-правового регулирования студенческих спортивных отношений составляют подзаконные нормативные акты различной юридической силы. Федеральные подзаконные нормативные акты, регулирующие гражданско-правовые отношения в сфере профессионального спорта, это - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, положения, приказы, инструкции и т.д. различных министерств, госкомитетов и ведомств (ведомственные и межведомственные акты). Ведомственные подзаконные нормативные акты- это постановления, положения, приказы, инструкции и т.д. Они принимаются министерствами, государственными комитетами, комитетами и иными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции для регулирования отношений внутри соответствующего ведомства. В данном случае - это сфера физической культуры и спорта в целом, и студенческого спорта в частности. Указанные нормативные акты распространяют свое действие на все подведомственные органы и учреждения Локальные (корпоративны) подзаконные нормативные акты - это уставы различных физкультурно-спортивных организаций, приказы, распоряжения их органов управления и т.п. Данный вид источников гражданско-правового регулирования отношений в области профессионального спорта принимается, как правило, органами управления организаций в пределах их компетенции. Принимаются они для регулирования внутренней деятельности физкультурно-спортивных организаций и распространяют свое действие на членов соответствующих организаций. Наряду с указанными источниками, регулирующими профессиональные спортивные отношения, в исследуемой области широко применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Также, в связи с принятием Россией обязательств по международным договорам, международным нормативным источникам в сфере организации и проведения таких значимых международных спортивных соревнований, как, Универсиады, а также объектами национально-правовой имплементации (т.е. фактического осуществления международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты) в данной области отношений выступают, прежде всего, специальные международные нормативные акты, различающиеся по своей правовой природе, но которые непосредственно или опосредованно регламентируют деятельность по организации и проведению Универсиад и иных международных спортивных соревнований. В качестве примера организации Универсиады следует привести организацию Универсиады в Казани. Указ Президента Российской Федерации от 23.12.2008 №1810 «О подготовке к проведению XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. в г. Казани» и последующие распоряжения Правительства России и Республики Татарстан позволили систематизировать весь подготовительный процесс и общую стратегию организации и проведения Всемирных студенческих игр в Казани. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.01.2009 №18-р создан Организационный комитет по подготовке и проведению Универсиады 2013 года под руководством первого заместителя Председателя Правительства России И.И. Шувалова. Оргкомитет осуществляет контроль и координацию хода подготовки Универсиады. На Оргкомитет возложены следующие задачи: реализация приоритетных направлений государственной политики по проведению XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани; разработка мер, направленных на подготовку и проведение XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани; анализ состояния студенческого спорта в России и разработка предложений по его дальнейшему развитию; рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой российских спортсменов для участия в XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 года в г. Казани; выработка мер, направленных на обеспечение необходимого уровня подготовки сборных студенческих команд. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.06.2009 №870-р учреждена Автономная некоммерческая организация «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани». Учредителями выступили Министерство спорта Российской Федерации, Российский студенческий спортивный союз, Правительство Республики Татарстан и мэрия г. Казани. Высшим органом управления АНО «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани» являлся Наблюдательный совет, который осуществлял межведомственную координацию, определял стратегические направления работы дирекции, способствовал ее взаимодействию с международными спортивными организациями и оргкомитетами других Всемирных студенческих игр. Председатель Наблюдательного совета - Министр спорта Российской Федерации Мутко Виталий Леонтьевич. За весь период подготовки к Универсиаде проведено 6 заседаний Организационного комитета по подготовке Универсиады 2013 года, 13 заседаний Наблюдательного совета АНО «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани». На заседаниях Оргкомитета утверждены документы, связанные с подготовкой Универсиады 2013 года: План основных мероприятий, перечень спортивных и иных объектов для проведения Универсиады, Программа тестовых мероприятий, Программа наследия Универсиады и другие решения, необходимые для подготовки Универсиады. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 г. №564 на Министерство спорта РФ возложена обязанность по осуществлению координации и контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также обеспечению взаимодействия указанных органов и иных организаций в связи с подготовкой и проведением XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани. Приказом Минспорттуризма России от 02.10.2009 №855 создана межведомственная рабочая группа по осуществлению координации и контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также по обеспечению взаимодействия указанных органов и иных организаций в связи с подготовкой и проведением XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани. В состав рабочей группы вошли представители федеральных органов исполнительной власти: Минспорта России, Минрегионразвития России, Минтруда России, Минздрава России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Минэкономразвития России, Минприроды России, Минкомсвязи России, МИД России, МВД России, а также другие заинтересованные организации. В целях координации работы исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления и заинтересованных учреждений, ведомств по вопросам подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани Правительством Республики Татарстан были приняты необходимые меры и ряд нормативно-правовых документов в рамках подготовки к Универсиаде 2013 года. Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.05.2012 №871-р утвержден Межведомственный план мероприятий по подготовке и проведению XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года, которым предусмотрено распределение уровней ответственности по 21 направлению деятельности. В целях обеспечения оперативного рассмотрения и решения вопросов, возникающих в ходе подготовки к XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 года в г. Казани, Кабинетом Министров Республики Татарстан принято распоряжение от 28.06.2012 №1079-р, в соответствии с которым утверждены составы рабочих групп по 15 функциональным направлениям подготовки к Универсиаде-2013: по подготовке и взаимодействию федеральных, региональных и муниципальных органов власти и протокольного обеспечения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани; по подготовке волонтеров; по подготовке системы медицинского сопровождения; по обеспечению размещения клиентских групп; по подготовке системы управления спортивной программой и обеспечения контроля за ходом Игр; по подготовке транспортного обеспечения и логистики; по обеспечению комплексной безопасности в период проведения Универсиады; по обеспечению питания; по подготовке образа Игр и оформления города в единой стилистике; по обеспечению взаимодействия средств массовой информации; по подготовке инфраструктуры к проведению XXVII Всемирной летней Универсиады; по вопросам финансового обеспечения и использования государственного имущества для проведения Универсиады; по подготовке Деревни Универсиады; по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия в период подготовки и проведения Универсиады 2013 года в г. Казани; по подготовке культурной программы XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани. Были организованы регулярные заседания вышеуказанных групп, велась целенаправленная подготовка к Играм по соответствующим направлениям. Подготовка к XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 года в г. Казани осуществлялась в соответствии с Мастер-планом, утвержденным Международной федерацией студенческого спорта (FISU), а также Планом основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани. Во исполнение контрактных обязательств Российской Федерации по обеспечению свободного въезда участников Игр 2013 года на территорию России 30 марта 2012 года подписан Указ Президента Российской Федерации «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с проведением XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани». Согласно Указу предусматривался свободной въезд и выезд из России участников Универсиады в период с 25 июня по 25 июля при предъявлении персонального аккредитационного удостоверения и действующего документа, удостоверяющего личность. Был разработан порядок прохождения участниками государственной границы Российской Федерации. По мере получения индивидуальных анкет участника и их проверки в установленном порядке ФГУП «Гознак» изготавливал персональные аккредитационные удостоверения для въезда и выезда из России, которые направлялись в офисы национальных студенческих федераций или национальных олимпийских комитетов международной экспресс-почтой. Форма аккредитационного удостоверения утверждена приказом Минспорта России от 24 октября 2012 №327 «Об утверждении формы аккредитационного удостоверения, предоставляющего право безвизового въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с проведением XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани, и его описании» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 г. №26275). Бланки аккредитационных удостоверений имеют защиту категории «В» и содержат машиночитаемую строку (зону). Были внесены поправки в №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», которые позволяли освободить от уплаты страховых взносов волонтеров XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани. Соответствующие изменения внесены в Закон Республики Татарстан «О налоге на имущество» в части освобождения с 1 января 2012 года от уплаты налогов автономных некоммерческих организаций - организаторов XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани (Закон Республики Татарстан от 1 августа 2011 г. №57-ЗРТ «О внесении изменений в статьи 3 и 5 закона Республики Татарстан «О налоге на имущество организаций»»). В целях софинансирования строительства объектов для проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. №1134 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии автономной некоммерческой организации «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|