Нужно носить слуховой аппарат
Стр 1 из 6Следующая ⇒ От авторов В данной книге представлен опыт работы по методике формирования и развития речевого слуха и речевого общения в обучении детей с нарушением слуха. Подход к воспитанию и обучению глухих и слабослышащих детей, отраженный в данной методике, имеет принципиальное отличие от традиционного подхода к обучению детей этой категории. В основу книги положены результаты исследования, проводившегося одним из авторов на протяжении 17 лет в НИИ дефектологии АПН СССР. В течение последних 9 лет эти исследования были проделаны с коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В результате ими был охвачен широкий круг лиц с нарушениями слуха — от младенцев до молодых людей 20—22 лет. Теоретическое исследование все эти годы осуществляется параллельно с разработкой практических материалов — программ и методических рекомендаций к ним для применения в специальных дошкольных учреждениях и группах, а также в семье. Данная методика используется в дошкольных детских домах, специальных яслях-садах и детских садах с недельным и ежедневным пребыванием детей, в экспериментальных группах при массовых детских садах. Кроме того, она применяется в специальных классах при массовых школах, где занимаются глухие и слабослышащие дети, получившие дошкольную подготовку по данной методике. В ходе сравнительного исследования слухо-речевого развития дошкольников с нормальным и. нарушенным слухом установлено, что при использовании указанной методики слухо-речевое развитие детей с нарушениями слуха становится растянутой во времени моделью речевого развития детей с нормальным слухом. Поэтому рекомендации по организации общения и формированию речи и речевого слуха у глухих и слабослышащих дошкольников оказываются полезными в обучении слышащих детей в детских садах и в семье.
Стабильность результатов, получаемых в разных условиях обучения детей с нарушенным слухом, высокий уровень их социальной реабилитации доказывают практическую эффективность методики формирования и развития речевого слуха и речевого общения, ее научную обоснованность. ,.- Книга содержит пять глав. Глава I написана Е. А. Ивановой, главы II и III — Е. Г. Самсоновой, глава IV — Е. Г. Самсоновой и Э. И. Леонгард, главы V и VI — Э. И. Леонгард. Глава I С ЧЕГО НАЧИНАТЬ РАЗГОВОР Б этой главе речь пойдет о детях с нарушениями слуха, которые воспитываются и обучаются на протяжении всего дошкольного периода дома. Практика такого обучения по методике формирования и развития речевого слуха и речевого общения существует уже более 20-ти лет. Более тысячи детей, обученных под нашим руководством своими родителями, успешно учились в массовой школе, некоторые уже закончили ее и поступили в различные техникумы и институты. Как же проводится эта работа? В настоящее время она ведется в рамках педагогической консультации для детей с нарушениями слуха при НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. За 20 лет работы определились две основные формы консультативной помощи родителям: очная и заочная. Что такое заочная форма обучения родителей? Из самых разных мест нашей страны мы получаем множество писем с просьбой выслать методические материалы для начала самостоятельной работы с ребенком. Высылая методику, мы всегда просим прислать нам через некоторое время подробные отчеты по каждому из заданий, чтобы следить за тем, как продвигается ребенок по программе. Обработка этих отчетов, ответы на вопросы родителей и составляют заочную форму консультации.
Спустя год (в настоящее время "больше) с момента начала работы мы вызываем родителей с ребенком на очную консультацию. Желательно, чтобы каждый ребенок, находящийся под нашим наблюдением, бывал на консультации не реже одного раза в год. Помимо встреч с детьми, в очную форму консультации входят также и первоначальные встречи и беседы с родителями. Родители обращаются к нам по разным причинам. Многие не хотят, чтобы их дети «разговаривали руками». Но основная масса родителей просто не хотят отрывать ребенка от семьи. И их можно понять: отдавать в детский дом ребенка, имеющего любящих родителей,— противоестественно. Есть еще большая группа родителей (и их число растет}, которые не могут отдать ребенка в дошкольное учреждение,— это родители физически ослабленных или больных детей. Единственной формой воспитания и обучения таких детей оказывается форма семейного воспитания. Разговор с родителями всегда непрост. Ведь за помощью обращаются люди, которые пережили большое несчасть.е и которым предстоит еще немало трудностей из-за болезни ребенка. Но в конечном счете судьба ребенка зависит только от них. Невозможно окончательно привыкнуть к чужому горю, если просто наблюдать за тем, как год от года разрастается пропасть в развитии слышащего и глухого ребенка. Но в наших силах научить родителей заниматься со своими глухими детьми так, чтобы с годами эта пропасть исчезла, чтобы дети жили в семье. Мы видим, как уже после нескольких месяцев занятий обреченность и тоска сходят с лиц родителей, они убеждаются в том, что могут сами помочь своему ребенку и труд их приносит отдачу. Мы видим, как ребенок, не умевший в начале обучения произнести ни звука, через несколько лет рассказывает придуманную им сказку. Наша цель — воспитать полноценного человека без всяких скидок на глухоту. Но до ее достижения еще очень далеко тем мамам и папам, которые приходят на первую беседу с нами. Они в начале пути. Вернее, на распутье, поскольку дальнейший ход обучения своего ребенка им предстоит выбрать самим. Выбор пути Существуют два пути воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей. В дошкольном возрасте, начиная с 2-х, а как правило, с 3-х лет, ребенка можно отдать в специализированное учреждение в зависимости от степени нарушения слуха. Специализированные детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные отделения при специальных школах делятся на две группы— для глухих и для слабослышащих детей. Это —первый путь, он же часто и единственный, так как родителям неизвестно, что воспитывать и учить ребенка можно дома. Обучение ребенка дома родителями по нашей методике —это второй путь. Конечно, в этом случае они возлагают на себя огромную ответственность.
Часто родители просят посоветовать: отдать ли им ребенка в специальный детский сад, или самим заниматься с ним дома? В таких случаях мы не даем категорического ответа. Выбор должны сделать сами родители, по совершенно сознательно, безо всякого давления с чьей бы то ни было стороны. Мы всегда советуем встретиться с детьми подготовительной к школе группы того сада, куда определяют ребенка, и посмотреть, как дети общаются друг с другом, с незнакомыми взрослыми и родителями. Одновременно с этим мы даем адреса детей, которые воспитываются или воспитывались дома, советуем поговорить с их родителями, выяснить, в какую школу идут дети, каково состояние их слуха, посещает ли ребенок массовый детский сад, сколько труда и сил положили родители на обучение ребенка и т. п. вопросы. И только после этого сделать свой выбор!
Нужно носить слуховой аппарат И вот выбор сделан. Прекрасно, если это произошло, когда ребенку нет еще года, когда рано было замечено снижение слуха, если родители не захотели ждать 3-летнего возраста, чтобы начать обучение (как часто рекомендуют врачи). Но в любом случае: и когда ребенку нет еще года, и когда ему больше 3-х, начинать надо с приучения его к слуховому апг парату. Слуховой аппарат ребенку надо носить постоянно, снимая его только на время сна. Но приучать малыша к этому надо постепенно. Дело в том, что мать или тот человек, который будет с ним заниматься, не смогут постоянно ходить за ним, согнувшись, и говорить ему на ухо. А при удалении говорящего до ребенка будет доходить искаженная звуковая информация. Такой же искаженной будет и собственная речь слабослышащего ребенка (у глухого ее не будет вообще). Недостаточным для многих слабослышащих, не говоря уже о глухих, будет и постоянное ношение слуховых аппаратов заушного типа. При использовании карманного аппарата, у которого микрофон находится на груди ребенка, ребенок может лучше и отчетливей слышать свою собственную речь и корректировать ее. Правильно подобранный слуховой аппарат и* правильно установленный режим его работы есть необходимые условия для успешного начала работы с ребенком. Очень часто все родительские надежды связаны с приобретением импортного слухового аппарата. Бывает так, что до тех пор, пока импортного аппарата нет, отечественный вообще не используется. Это большая ошибка. Многие наши воспитанники постоянно пользуются только отечественными слуховыми аппаратами типа K-WC, К-ПС и др. Некоторые дети позже переходят к постоянному ношению заушных слуховых аппаратов. Срок такого перехода связан не с возрастом ребенка, а с формированием его речи, ее произносительной стороны.
Конечно, для младенца значительно удобнее иметь не коробочку на груди, которая мешает двигаться, а два заушных слуховых аппарата. К сожалению, у нас в стране пока не производятся высококачественные заушины ни для слабослышащих, ни тем более для глухих малышей. Но и при наличии импортных заушин часть времени дети должны проводить с карманными слуховыми аппаратами, особенно во время занятий, чтобы обеспечивалась обратная слухо-речевая связь и они слышали свою речь более отчетливо. Очень часто родители и сурдопедагоги жалуются, что аппарат шумит, свистит и т. п. Нередко это происходит из-за простого неумения работать с аппаратом. Конечно, встречаются и неисправные аппараты. Но бывает так, что свист и шум возникают из-за отсутствия индивидуальных вкладышей или из-за того, что индивидуальные вкладыши плохо прилегают к ушкам ребенка. Родителям необходимо знать, что без индивидуальных вкладышей обойтись невозможно. Типовые вкладыши карманных аппаратов, как правило, не плотно держатся в ушках ребенка, выпадают при движениях. Часто свист и шум возникают при неправильной настройке аппарата (при повышенной его громкости). Прежде чем надеть аппарат на ребенка, его необходимо проверить на себе. Усиление звуков не должно быть чрезмерным, вызывающим неприятные ощущения. Случается, что дети с плачем срывают аппараты, а затем категорически отказываются их носить. Бывает, что вначале какое-то время дети носят аппарат, но потом решительно от него отказываются. Бывает, что носят, но жалуются на головную боль, усталость, становятся раздражительными, нервными. Причина всего этого одна — слишком большое усиление громкости. В первом.случае излишняя громкость сразу же причиняет острую боль, на которую ребенок реагирует мгновенно, во втором — эта боль накапливается постепенно, доходит до критической точки и приводит к отказу от аппарата, а в третьем хотя отказа нет, но изменившееся поведение ребенка, его нервозность указывают на недопустимость выбранного усиления.
Помимо внешнего регулятора громкости (колесика с делениями) (1, 2...), существует и внутренняя регулировка громкости, находящаяся под боковой сдвижной панелью отечественных аппаратов и на боковой или нижней стороне импортных. Очень важен для правильной настройки аппарата и регулятор, который есть на аппаратах всех типов, с нанесенными на него латинскими буквами L, N, Н. Это — регулятор частот (регулятор тембра), или, другими словами, регулятор диапазона. Если стрелка этого регулятора стоит на букве L—аппарат воспроизводит преимущественно частоты низкого диапазона, Н — преимущественно высокие частоты, а если N —частоты всего диапазона аппарата, без избирательности. Обычно маленькие глухие и некоторые слабослышащие дети «начинают» свою жизнь с аппаратом, настроенным на диапазон низких частот. Высокие звуки им пока недоступны, и нет смысла их усиливать. В результате упорной и систематической работы по развитию речевого слуха дети позднее начинают воспринимать звуки все более высоких частот, и регулятор тембра переводится в положение N или Н. Но вот аппарат приобретен и настроен. «Слышит ли в нем ребенок?»— вот вопрос, который всегда задают родители, так как часто по реакциям ребенка понять это невозможно. Глухим, а также слабослышащим детям, имеющим значительное снижение слуха, требуется, продолжительное (до года) ношение слухового аппарата и систематические слуховые занятия до тех пор, пока окружающие не убедятся, что с аппаратом ребенок слышит лучше. Это особенно касается совсем маленьких детей, у которых еще не выработан условный рефлекс на какой бы то ни было звук. Только после того как рефлекс этот появился (ускорить его появление помогают специальные занятия), можно с большей точностью установить оптимальный для ребенка режим работы слухового аппарата. Это сделает врач с помощью аудиометрического исследования— выявления реакций ребенка на тоны аудиометра. Существуют два основных вида аудиометрии: объективная и субъективная. Объективная аудиометрия позволяет установить сам факт снижения слуха. Но ребенок при этом пассивен, как правило, он и не ощущает наличия звука — на приход сигнала реагирует мозг. Объективная аудиометрия незаменима для. детей младенческого возраста (когда у них не может быть выработан условный рефлекс), а также для детей с нарушенным интеллектом (в том случае, если рефлекс не вырабатывается). Более ценные сведения можно получить, когда ребенок в момент исследования активен, т. е. когда он сознательно сигнализирует об ощущении им звучания сигнала. Это происходит при субъективной аудиометрии, которая проводится по схеме: стимул — реакция. Стимулом здесь являются звуковые сигналы аудиометра, а реакцией — ответные действия ребенка (нажимание кнопок и т. п.). Однако и эта аудиограмма не дает достаточно полной информации о слухе ребенка, т. к. восприятие чистых тонов (проверка слуха происходит на тональных аудиометрах) сильно отличается от восприятия звуков голоса. На консультации всегда проводится педагогическая проверка слуха ребенка, так как существующие в стране методы аудиомет-рического исследования не дают полной картины состояния речевого слуха ребенка. Педагогическая проверка слуха состоит в выявлении реакции ребенка на различные речевые сигналы (а не на неречевые сигналы— чистые тоны аудиометра)—звуки, слоги, слова—-и в нахождении максимального расстояния от источника звука до ушной раковины ребенка, на котором он ощущает звучание и каким-то образом дает нам об этом знать: кидает шарик в коробку, нанизывает кольцо на пирамидку и т. д. Такой вид проверки возможен лишь в том случае, если у ребенка выработан условный рефлекс, т. е. он понимает, что в ответ на услышанное надо сделать то, что предлагает ему взрослый. Выработка условного рефлекса у маленьких детей требует большого терпения и изобретательности- со стороны родителей. Если эту работу делать постоянно на каком-то одном предмете, например пирамидке, то она успевает сильно надоесть ребенку еще до того, как он поймет, чего от него добиваются. Между тем самые незначительные, на взгляд взрослого, изменения внешних обстоятельств проводимой работы для ребенка кажутся принципиально новыми, и они позволяют все время поддерживать его интерес к этому виду работы. Так, если в начале работы ребенок на звуковой сигнал кидал шарики в коробку, стоящую на столе, то в следующий раз он будет скатывать шарики в коробку, стоящую на полу. Выработке рефлекса на звуковые сигналы предшествует выработка рефлекса на более яркие раздражители—вибрационные (вибрация сиденья или спинки стула, на котором сидит ребенок) или тактильные (прикосновение к телу, ощущение воздушной струи и т. п.). Звуковые сигналы бывают различными: это и звуки музыкальных инструментов (барабан, дудка, пианино), и звуки голоса раз- личной интенсивности (повышенной громкости, разговорной громкости, шепот). Фиксируя речевые сигналы, звучание которых ощущает, ребенок, расстояние, на котором это ощущение возникает, а также силу голоса, необходимую для появления ответной реакции, мы получаем более достоверную информацию о речевом слухе, "нежели та, которая содержится в его тональной аудиограмме. Мы пояснили, какую роль играет выработка условного рефлекса для определения степени потери слуха ребенка. Но не следует забывать, что занятия, направленные на выработку у ребенка условного рефлекса на звуковой раздражитель, имеют огромное значение еще и потому, что это —первые шаги ребенка на пути к «вслушиванию». Даже со слуховым аппаратом маленький глухой ребенок производит впечатление ничего не слышащего, потому что он не умеет реагировать на звуки. Они не вычленяются для него в том звуковом потоке, который он слышит благодаря аппарату. Вот почему недопустимо просто надеть аппарат на ребенка. Без специальных занятий он может оказаться бесполезным. Начинаем заниматься Раннее начало занятий — безусловно, залог успеха. Ребенок не приобрел еще никаких специфических форм общения, не почувствовал своей неполноценности. Детн старше 3-х лет, как правило, уже понимают, что чем-то отличаются от остальных людей, имеют опыт затрудненного общения с окружающими, но привыкли к тому, что родители понимают все их жесты, взгляды, кивки, поэтому общение с незнакомыми, которые не сразу понимают их, затруднено. Они стесняются носить аппарат, так как он надевался эпизодически (или вообще отсутствовал) и, по сути дела, был им не нужен. Не наученные слушать с аппаратом, они относятся к нему просто как к неудобному предмету. Такие дети часто избалованы, так как родители к ним относятся как к больным, жалеют, стараются выполнить любое желание. Родители нередко сами пытаются заниматься с ними, но занятия эти бессистемны и строятся по школьному типу — за столом. Детям такие занятия быстро надоедают, они сопротивляются им. Тогда занятия прекращаются. Преодолеть подобный отрицательный педагогический опыт, непросто, но возможно. Этого с успехом добиваются все те родители, которые еще до встречи с нами чувствовали, что в занятиях с ребенком им не хватало четкой системы.. Они видели сами изъяны своего поведения, понимали, что отсюда идут все изъяны в поведении ребенка. Надо ли заставлять ребенка заниматься! Очень часто мы слышим такой вопрос: «Как заставить ребенка заниматься?» И отвечаем всегда одно и то же: «Заставлять нельзя на в коем случае». Надо сделать
так, чтобы ребенку было интересно с родителями. Интересно находиться около них не только в тот момент, когда они с ним играют, но и тогда, когда родители заняты какой-либо другой деятельностью, обычной в повседневной жизни. Вот мама убирает в комнате — рядом с ней обязательно должен быть и ребенок. Ведь только тогда он и сумеет по-настоящему разглядеть свой столик, когда достанет из-под него все бумажки, когда пролезет под ним и наткнется на ножку, когда сам положит на него кубики. Вот папа мастерит что-то по дому. Это опять ценнейшее время для ребенка, для познавания им окружающего мира. Из нескольких дощечек получается полочка, на которую можно поставить маленькую машинку —большая скатывается. Догадается ли ребенок выбрать дощечку пошире?.Что же это, как не занятие по развитию мышления? А не догадается, тогда сегодня папа сам выберет нужную большую дощечку и руками ребенка поставит машинку, а ребенок почувствует, как прочно она встала. Не сомневайтесь—со временем он сам научится выходить из подобных положений. Летом вы ставите на землю таз с водой, и ребенок на звуковые сигналы кидает в него камешки. Что же это, как не занятие по развитию слухового восприятия? Даже самые непоседливые дети, которые (по словам родителей) упорно отказываются выполнять что-либо по их просьбе, никогда не откажутся от такого времяпрепровождения. Только не забывайте, что сегодня вы бросаете в таз песок, завтра — камешки, послезавтра — ракушки, а к концу недели в тазу получается настоящий пруд, где будет плавать лодочка, купаться кукла и т. д. К этим занятиям привлекается и необходимый по нашей программе словарь. Вы называете предметы и действия, которые совершаете. Если вы учите ребенка читать, то именно в таких ситуациях и появляются первые таблички. Такая форма организации занятий одинаково подходит и для тех детей, которые никогда ранее не занимались с родителями, и для тех, которые уже считают, что занятия — это достаточно неприятная и скучная вещь. Хорошо, когда к занятиям привлекаются другие дети. Тогда в большинстве случаев вообще отпадает проблема отказа ребенка от того вида деятельности, который наметили родители. Самая сложная и самая главная задача родителей — найти верный тон занятий, правильную манеру поведения с ребенком. Мама должна быть прежде всего мамой, а не учительницей (хотя с ребенком и надо постоянно заниматься). Достичь этого можно лишь в том случае, если занятия будут естественным образом вплетаться в жизнь. Мы всегда призываем родителей к тому, чтобы они как можно меньше времени проводили с детьми за столом. Надо, чтобы каждый вечер при составлении плана работы на следующий день по нашим заданиям любое упражнение представляло собой игровую или бытовую ситуацию. \ I К^д ребенок настолько мал, что не умеет еще сидеть за столом, йногие ошибочно полагают, что настоящих занятий с ним быть не может. Это ие так! Младенческий возраст — самый благодатный для начала занятий. Занятия не ставят целью выработку каких-либо навыков и умений, специфичных именно для детей с нарушенным слухом. Главная их особенность заключается в постоянном ношении слухового аппарата и специальном развитии слуха. Все остальное, чего мы добиваемся от наших детей, является нормальным для слышащих. То есть заниматься с совсем маленьким глухим ребенком в семье — это значит жить с ним точно такой же жизнью, какой живут все родители со своими детьми, но продумывая каждый свой шаг, каждое свое слово, ловя каждый новый звук ребенка! Родители, занимающиеся с детьми, не оставят без внимания ни один указательный жест ребенка, а возьмут его на руки, поднесут к предмету, его заинтересовавшему, и, если это возможно, дадут его как следует осмотреть, обнюхать, ощупать. Они будут жадно ловить и поддерживать любое познавательное движение своего малыша. Как можно раньше откажутся они от манежа, где ребенок лишен возможности активно познавать мир. Они, опережая других, будут приучать малыша к самостоятельности, постараются ослабить его зависимость от других. И при всем этом они будут счастливы при появлении каждого нового умения ребенка, всегда будут радостно настроены. У них никогда не будет приступов раздражения, если у ребенка что-то не получается. Все это невероятно трудно. Но к трудностям родители должны быть готовы. Ведь чтобы преодолеть страшный барьер глухоты, необходим долгий и кропотливый родительский труд. При этом, однако, не всем и не всегда понятно, как разрешать возможные затруднения. «Горький» опыт воспитания Трудности в занятиях родители иногда пытаются преодолеть криками, угрозами, наказаниями. Это не просто бесполезно, но и вредно! Такое воспитание может привести к одному из двух результатов — ребенок или смирится и сделается вялым, трусливым, безынициативным, или будет выражать свой протест между занятиями, станет неуправляемым, озлобленным и мстительным. Особенно внимательны и терпеливы должны быть родители тех детей, которые до начала домашних занятий успели уже год-два побывать в специальных интернатах. Ранее кратковременное пребывание дома всегда было для них отдыхом, их баловали в эти дни, старались чем-то порадовать и довольно редко занимались с ними. Теперь дома всё: и занятия, и жизнь, и развлечения. Осложняется положение и тем, что этих детей в течение долгого времени нельзя отдавать в массовые дошкольные учреждения, хотя они и привыкли к детскому обществу. Дело в том, что с детьми ■м
у них общение было слишком специфичным, а общения со слышащими сверстниками не было вовсе. Этих детей нельзя ругать за то, что они постоянно пытаются объясниться «на руках», не хотят вступать в контакты со слышащими. Период адаптации к новой жизни может быть у них достаточно продолжительным. Поэтому недопустимо любое форсирование обучения, даже если родителей угнетает мысль, что много времени пропало даром. Детей, которые никогда не были в специальных детскиих учреждениях, мы рекомендуем в зависимости от обстоятельств сразу же или через некоторое время отдавать в массовые детские сады. Иногда эти рекомендации встречают непонимание со стороны родителей, которые считают, что время, проведенное ребенком в детском саду, потеряно для него. Ведь основные занятия проводятся дома. Кроме того, родителей тревожит, что ребенок не будет понимать воспитателей, не сможет выполнять их требования и, наконец, не сможет свободно вести себя со слышащими" детьми, которые будут его обижать, сломают аппарат и т. д. На основании достаточно большого опыта мы с уверенностью заявляем, что в большинстве случаев наши дети прекрасно себя чувствуют в массовых детских садах. Если родители в первый же день пребывания их ребенка в детском саду дадут каждому из детей подержать слуховой аппарат, на следующий день дети не будут обращать на него внимание. Он перестанет их интересовать так же, как очки своего товарища. Сам ребенок, если не поймет чего-либо со слов воспитателя, будет выполнять задание, подражая другим детям. Но главное — ребенок получит доступ в необходимую для него среду говорящих сверстников. Постепенно он приобретет опыт общения с ними и вынужден будет понимать каждого, кто обратится к нему. Со временем он будет стараться сделать свои обращения также понятными каждому. Нем раньше научится этому ребенок, чем раньше он почувствует себя «своим» в мире слышащих, тем легче и увереннее будет его дальнейшее вхождение в этот мир. Вот, пожалуй, и все основные вопросы, которые обычно обсуждаются с родителями, решившими воспитывать и учить ребенка дома. После беседы родители получают задания для самостоятельных занятий. Для следующей встречи мы приглашаем родителей с детьми. Таким образом, часто первая встреча с ребенком происходит, когда он уже сделал первые шаги в обучении по нашей программе, а родители знают, что именно у них не получается. Бывает, конечно, что за несколько месяцев занятий в развитии ребенка происходят такие сдвиги, что родители, бесконечно уверовав в этот метод, прислушиваются к каждой рекомендации. Но чаще всего заметных сдвигов еще нет и приходится тратять немало сил, объясняя, что, например, нас не так волнует отсутствие слов, как отсутствие самостоятельности у ребенка. Мама хочет услышать от нас, как научить сына звать ее мамой, а мы вместо этого учим ее, как сделать движения мальчика более плавными и менее зажатыми. Маму больше волнует отсутствие речи, а нас — отсутствие того, что необходимо для ее возникновения. Пока мы еще разными глазами смотрим на ребенка, и взаимное непонимание естественно. Настоящая совместная работа с родителями, которая является залогом успешного обучения ребенка, лишь начинается. Постепенно, втянувшись в работу, мы лучше начинаем понимать друг друга, а главное, ребенка. - Б большинстве случаев на первой встрече ребенок ведет себя совсем не так, как дома. Если обычно он медлительный, то здесь движения его могут стать резкими, непоседа вдруг оказывается тихоней и способен долго просидеть за столом. Особенно расстраиваются родители тогда, когда те задания, которые легко выполнялись дома, почему-то вызывают на консультации затруднения. А ребенок нередко не может выполнить знакомое задание только потому, что оно предстает перед ним в слегка измененном виде. Все это вполне закономерно. Мы не расцениваем нашу встречу как экзамен, для нас гораздо важнее видеть, как ведет себя ребенок в незнакомой обстановке, как он общается с незнакомыми людьми, какова манера общения с ним родителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|