Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские первоистоки идей прав и свобод человека




Введение

право философский свобода

Актуальность работы заключается в том, что в ней показано, что проблема свободы занимает ключевое положение в философском осмыслении как сущностной природы человека - стремления к максимальному, свободному самовыражению, так и правовой действительности, предназначение которой - обеспечение условий практической реализации свободы в обществе.

В свою очередь философы, размышляя о стремлении к свободе как природной сущности человека, видели в праве один из возможных способов реализовать многовековую мечту человечества о гармоничном и справедливом общественном устройстве. Величайшим достижением явилось осознание того, что право как явление не ограничивается нормативно-правовыми актами. Это привело к принципиально значимым рассуждениям о справедливых законах и несправедливых.

Объектом работы являются общественные отношения, отражающие совокупность естественных правомочий, выработанных в ходе развития человеческой деятельности общества и государства.

Предмет - развитие института прав человека в философско-правовом аспекте.

Цель работы заключается в исследовании философских аспектов проблемы прав и свобод человека.

Поставленная цель и выделенные вопросы разрешаются посредством решения следующих задач:

выявить философские первоистоки идей прав и свобод человека от зарождения идеи равной меры свободы до развития концепции естественных прав человека;

рассмотреть развитие теории естественного права и договорного устройства государства в XVII-XIX веках;

определить значение концепции естественного права для философского осмысления правовой действительности мыслителями XX века;

проанализировать институт прав человека в правовом государстве.

В работе были использованы такие общенаучные методы, как: метод аналитического преобразования информации, теоретическая интерпретация нормативных источников и литературы по теме исследования, анализ и синтез полученной информации, обобщения, а также метод системного подхода.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, изучавших юридические конфликты: В.Ф. Абдуловой, О.В. Арабаджиевой, Н.Д. Гомонова, П.А. Астахова, В.Е. Василенка, Г.А. Жигачева, С.И. Кузиной, В.Ю. Куликова, Е.В. Попаденко, М.А. Романенко и др.

Положения, выносимые на защиту:

. Установленно, что дискуссия о правах человека, начавшись в античности как философская, впоследствии приобретает все более политизированный характер и через осмысление проблемы в категориях социальной философии становится сугубо правовой.

. Выявлено, что на определенной стадии общественно-государственного развития - в индустриальную эпоху - возникла необходимость юридического оформления прав человека.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и список литературы.

 


Идеи прав и свобод человека в истории философской мысли

Философские первоистоки идей прав и свобод человека

Философия права связана с поиском оптимальных социальных параметров взаимоотношения власти и человека, которые всегда являлись стержневыми, определяющими в государствах любой формации. На ранних этапах развития государственности в зависимости от социально-классовой принадлежности человек либо получал определенные права, дающие возможность воздействия на власть, либо выступал в качестве бесправного лица, несущего бремя обязанностей.     Неравенство правовых и обязательственных позиций индивида было свидетельством ограниченности свободы, отсутствия демократии и в конечном итоге правовой неразвитости государственности, низкого уровня правовой культуры общества. Установление формального правового равенства и единства адресата нормы права явилось важнейшим историческим прорывом к свободе, новому этапу развития государственности - правовому государству.

История становления философских идей правового государства насчитывает тысячелетия. Она включает те прогрессивные представления о цивилизованном государстве, несовместимом с единоличным произволом и насилием, которые начали формироваться еще в античном мире, в древних государствах-полисах, достигших в тот период высоких ступеней политического и культурного развития.

В философском исследовании феномена правового государства российский философ-правовед В.С. Нерсесянц отмечает: «В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя». Характерно, что развитие философских идей и доктрин правового государства неотделимо от становления представлений о правах и свободах человека, которые в конечном счете и явились тем центральным звеном, вокруг которого развивались и выстраивались философско-юридические принципы и нормы правового государства.

По мнению древнегреческого философа Аристотеля, человек только в государстве, под управлением правды и закона, становится в истинном смысле человеком. Поэтому человек по природе своей есть «животное политическое». Однако уже в этот период «личность начала предъявлять свои права, и это повело к разложению органического взгляда на государство, а вместе и к падению основанного на нем политического быта».

Кроме того, институт гражданства в древнем мире имел градации - граждане по рождению и лица, получившие гражданство. В древнем мире институт гражданства носил замкнутый, классово ограниченный характер. Однако уже в своем первичном юридическом содержании гражданина как носителя определенных прав и свобод было большим достижением духовной культуры человечества на его пути познания свободы.

Философские идеи о правах человека и гражданина органично включались в политические и философские концепции представителей античности. Уже прогрессивная философско-правовая мысль древних демократий выдвигала идею равноправия. В этой связи интересно высказывание древнегреческого мыслителя-философа Демосфена в речи «Против Лептина»: «Закон устраняет все противоречащее ему, чтобы относительно каждого среди существующих имелся один закон, чтобы закон не приводил в смущение рядовых граждан и чтобы они не оказывались в невыгодном положении сравнительно с тем, кто знает все законы. Закон должен быть таким, чтобы давать одно и то же ясное и полное знание о том, что является правом».

При всех прогрессивных чертах древнегреческого полиса, следует отметить, что в древних полисах с гражданством были связаны прежде всего политические права: свобода, право на решение государственных дел, участие в правосудии и т.д. При этом такими правами наделялись лишь те, кто не занимался физическим трудом. Физический труд считался постыдной обязанностью, выполнение которой исключало человека из сферы гражданства и равенства. При всей замкнутости и ограниченности гражданства древних полисов такой институт мог быть порожден лишь высоким уровнем культуры, выступая в то же время как средство функционирования этой культуры, ее дальнейшего развития и обогащения.

Следовательно, в феодальном правовом документе - Великой хартии вольностей 1215 г., в ст. 39, которую многие исследователи называют «перлом» истории Англии, записано: «Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным образом обездолен, и мы не пойдем на него, и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны». Нельзя не оценить юридическую прогрессивность самой идеи, заключенной в этой статье, которая ставила известные преграды феодальному произволу и развивала идею равенства, хотя и в ограниченной классово-сословной интерпретации.

Политические реалии новой жизни заставляли искать все новые правовые формы взаимоотношений индивида и власти, на необходимость противопоставить произволу властей принципы свободы и справедливости. Основные притязания индивида к новой государственной власти состояли в следующем: государственная власть должна руководствоваться не произволом, а законом, охранять права и благосостояние всех членов общества; в новом государственном порядке должна осуществляться неотъемлемо принадлежащая человеку свобода. Из последнего постулата вытекает учение о естественных, неотчуждаемых правах человека, которые стоят выше государственной власти и призваны стать ее ограничителем, удерживать ее от произвола и насилия. Для них также характерна неотделимость прав человека от принципов построения правового государства - господство закона, свобода и справедливость.

Смысл теории общественного договора, выдвинутой в эпоху буржуазных революций, предполагает естественные права человека на заключение такого договора. «Всякое мирное образование государства, - писал Д. Локк, - имело в своей основе согласие народа».

Идея свободы индивида, выдвинутая раннебуржуазными философами просветителями, была развита в философских работах Канта и связывалась с правовым равенством людей, их свободным общением. Знаменитое утверждение И. Канта - «Право - это совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».

Негативное отношение к своеволию и эгоизму индивида, ориентирующегося только на свои личные интересы, выражены Гегелем резко и недвусмысленно: «Когда мы слышим, что свобода состоит вообще в возможности делать все, что хотят, то мы можем признать такое представление полным отсутствием культуры мысли, в этом представлении нет еще ни малейшего даже намека понимания того, что есть в себе и для себя свободная воля, право, нравственность и т.п.». Философское учение Гегеля о государстве как «шествии Бога в мире» в значительной мере противостояло сформировавшимся в период буржуазных революций индивидуалистическим доктринам, которые призваны были «умалить», ограничить роль государства. В основе этих доктрин также были идеи свободы личности, естественных, неотчуждаемых прав человека. Ее основоположники - А. Смит, Д. Рикардо, Д. Локк, О. Конт, роль государства сводили к необходимости охраны свободы и прав человека от чьих бы то ни было посягательств.

Односторонность философско-правовых концепций индивидуализма о государстве, существующего якобы только для осуществления охранительных функций, критиковал Б. Чичерин: «Нет сомнения, что излишняя регламентация со стороны государства и вмешательство его во все дела могут действовать вредно». Гумбольдт прав, утверждая, что этим подрывается самодеятельность, и тем самым умаляются материальные и нравственные силы народа, который привыкает во всем обращаться к правительству, вместо того чтобы полагаться на самого себя. Но это доказывает только необходимость рядом с деятельностью государства предоставить возможность и широкий простор личной свободе. Цель общественной жизни состоит в соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании в пользу другого».

Таким образом, идеи прав и свобод человека получили своё рассмотрение в истории философской мысли.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...