Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права человека в правовом государстве




История становления философских идей правового государства насчитывает тысячелетия. Она включает те прогрессивные представления о цивилизованном государстве, несовместимом с единоличным произволом и насилием, которые начали формироваться еще в античном мире, в древних государствах-полисах, достигших в тот период высоких ступеней политического и культурного развития на власть, либо выступал в качестве бесправного лица, несущего бремя обязанностей.

Философские идеи о правах человека и гражданина органично включались в политические и философские концепции представителей античности. Уже прогрессивная философско-правовая мысль древних демократий выдвигала идею равноправия.

Политическое и философско-правовое мышление нового времени, отвергнув теократические традиции, вело свой отсчет от индивида, от его требований, которые должны были привести к установлению такого государственного порядка, который мог бы удовлетворить эти требования.

Идея свободы индивида, выдвинутая просветителями, была развита в философских работах Канта и связывалась с правовым равенством людей, их свободным общением. Знаменитое утверждение Канта: «Право - это совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».

Эта свобода, по И. Канту, независима от внешних обстоятельств, она естественное прирожденное право человека. «Прирожденное право только одно-единственное: свобода - право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду». Идея свободы как прирожденного естественного права человека и права в целом как результата добровольного согласия на ограничение собственного произвола определяет понимание государства как объединения множества людей, подчиненного общим правовым законом.

В философском учении Канта прослеживается мысль о связи естественного права человека на свободу и господства в государстве правовых законов. Кантовская идея свободной автономной личности несла в себе мощную гуманистическую направленность. Не случайно она получила высокую оценку Гегеля: «Выставление того принципа, что свобода есть последний стержень, вокруг которого вращается человек, высочайшая вершина, которой ни на что не приходится глядеть снизу вверх, так что человек не признает никакого авторитета, и ничто, в чем не уважается его свобода, его не обязывает, - выставление этого принципа представляет большой шаг вперед».

Философская идея свободной воли человека в ее связи с правом как воплощением этой свободы, была развита Гегелем. «Право касается свободы, - писал он, - самого ценного и самого достойного в человеке, и он сам должен знать право, поскольку оно для него обязательно». Поэтому каждая ступень развития свободы обладает своим особым правом, так как она есть наличное бытие свободы в одном из ее индивидуальном проявлений.. 

Философский вопрос о границах государственной власти оказался наиболее важным для представлений буржуазного индивидуализма, исходившего из «негативного» понимания свободы. В отличие от прежних теорий государственной власти буржуазный индивидуализм идет не от государства к человеку, а от индивида к государству. Такой подход означал разрыв с феодальным религиозным мировоззрением, человек с его интересами был заслонен божественными ценностями.     Поэтому понятие правового государства, «господства права на ранних этапах буржуазного развития означало прежде всего ограничение его вмешательства в экономику и обеспечение личной свободы индивида в распоряжении собственностью.

Односторонность философско-правовых концепций индивидуализма о государстве, существующего якобы только для осуществления охранительных функций, критиковал Б. Чичерин: «Нет сомнения, что излишняя регламентация со стороны государства и вмешательство его во все дела могут действовать вредно».

Цель общественной жизни состоит в соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании в пользу другого». При этом Б. Чичерин ссылается на пример Англии, где нелюбовь к вмешательству государства возведена была в догмат. «А между тем, в последние пятьдесят лет, под влиянием настоятельной практической необходимости, государство постоянно расширяло свое ведомство». Также и «Северная Америка не может служить ни нормою, ни доказательством в пользу индивидуалистической теории».

В конце XIX - начале XX в. правовое государство обретает те черты, свойства и характеристики, без которых цивилизованное общество не может существовать; гуманизм; демократичность, нравственность, ограничение его всевластия.

Европейская цивилизация, основанная на христианской религии, оставляла больше свободы выбора индивиду, носила зачатки персоноцентризма.

Идея свободы и относительной индивидуализации человека в христианской религии заложила основы персоноцентристского учения. Однако подлинный духовный смысл христианства в значительной мере был заслонен внешними ритуалами, и религия утрачивала эти ростки персоноцентризма. Тем не менее, христианство в своей подлинной сущности обращается к свободной воле человека, открывало ему пути к совершенствованию, сознанию значимости своего выбора.

Особенности христианской религии подготовили общественное сознание к восприятию идеи свободы, ответственности за свои действия. Однако теологическое мировоззрение сковывало инициативу человека, церковь, по сути дела, сливалась с государством.

Поэтому церковные догмы утверждали незыблемость монархической власти, феодального сословного деления. Буржуазные революции произвели коренную ломку сложившихся государственных устоев, формируя «юридическое мировоззрение» буржуазии, где «место догмы, божественного права заняло право человека, а место церкви - государство».

Таким образом, совершился определенный исторический парадокс. Раннее христианство, выдвинув идею равенства всех перед Богом, догматизировав и ритуализировав религию, тем самым омертвив ее содержание отрицанием индивидуальности человека. Поэтому идея прав и свобод человека шла в разрезе с теологическим мировоззрением и утверждением принципов равенства, братства и справедливости.

Можно предположить, что этот феномен способствовал отделения церкви от государства. Однако ростки персоноцентристского начала в христианстве явились большим вкладом в развитие всей европейской цивилизации, создав уникальные явления этой цивилизации - права человека и само правовое государство. Разумеется, было бы неправильно отдавать христианству ведущую роль в формировании развития прав и свобод человека. Ведь при всей значимости религии цивилизацию определяют и культура, и психология, и образ жизни народа и право. Европейская цивилизация покоится на учениях Античности, Возрождения, Реформации, и это наследие неповторимо по своей ценности для утверждения свободы личности, ее индивидуальности, для исторического прогресса в целом.

Эти ценности с переменным успехом распространяются и на некоторые страны Латинской Америки. Во второй половине XX в. осуществляется постепенная адаптация к ценностям европейской цивилизации традиционных восточных обществ.

Исследуя взаимоотношения Российского общества и индивида, А. Оболонский следующим образом формулирует свою позицию: «В основных ветвях российской народности господство системоцентристской этики на протяжении абсолютного большинства столетий ее исторического существования было практически безраздельно. Но причиной этому, конечно, была отнюдь не гармония между этими двумя уровнями социального бытия, не отсутствие противоречий между индивидом и социальным целым, а совершенно однозначный, само собой разумеющийся вектор разрешения противоречий между ними - в пользу целого».

Таким образом, институт прав и свобод человека, является важнейшим элементом при формировании правового государства. Ученые и исследователи доказали необходимость соблюдения и защиты прав и свобод человека для гармоничного развития гражданского общества и правового государства, что в настоящее время является тенденцией развития большинства государств.


Заключение

Истинная свобода, истинное равноправие осуществимы лишь в правовом демократическом государстве, отличительной чертой которого является верховенство законов.

Выполнение законов свидетельствует прежде всего о том, в какой степени реализуются общегражданские права, установленные в интересах всех и каждого. Объем таких прав в различных государствах, конечно, неодинаков, и зависит от уровня политической культуры государства. Однако каковы бы ни были эти права, они установлены как общее благо.

Всю историю прав человека можно рассматривать как путь постепенного признания всеми народами достоинства и ценности человеческой личности. Каждая отдельная личность - это продукт социализации, единый по существу субъект деятельности и носитель определенных культурных ценностей. Рассматривая человека в структуре философских категорий «общее-особенное-единичное», можно представить его как человечество в целом и общечеловеческое в каждом конкретном представителе нашего рода; либо как определенную общность людей и проявления этой общности в конкретных людях; или же как отдельного человека в конкретной единственности своего реального существования.

В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы следует рассматривать с точки зрения цивилизационного подхода. Формация определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде всего для европейской цивилизации.

Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер. В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности.

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

Эта трехуровневая структура, по мнению исследователей, представляет собой одну из важнейших универсалий бытия и самосознания человека. Каждый из этих уровней существует как объективная реальность. Генетическая, экологическая, культурная общность человечества в разной степени отражается разными историческими эпохами; по-разному она осознается различными представителями одних и тех же эпох.

 


Библиографический список

1. О защите прав человека и основных свобод: конвенция (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 4.11.1950 г.), ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 г. №1559-1 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 1991 г. №16. Ст. 384.

.   Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Рос. Газета. 1993. 25 дек.

.   Аксенова Д.А. Основы государства и права: учебное пособие. М.: ТК Велби, 2005. 40 с.

.   Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. М.: Статут, 2009. 760 с.

.   Васильев А.В., Догайло, Е.Ю. Теория государства и права в схемах и определениях: учеб. пособие. М.:РАГС, 2005. 178 с.

.   Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов. 5-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008. 608 с.: табл.

.   Головистикова А.Н. Теория государства и права в схемах и таблицах: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2007. 256 с.

.   Жинкин С.А. Теория государства и права: конспект лекций. 8-е изд. Ростов н /Д.: Феникс, 2008. 218 с.

.   Иванов А.А. Теория государства и права: учеб. для вузов. 2 е изд., перераб. и доп. М.:Юнити, 2009.351 с.

.   Кабышев О.А. Юридические конфликты современности. М.: Приор, 2008. 94 с.

.   Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учебное пособие. М.: Инфра-м, 2010. 326 с.

.   Клепицкая Т.А. Теория государства и права: учеб. пособие. М.: ПРИОР, 2006.92 с.

.   Комаров С.А. Теория государства и права: учеб.-метод. комплекс. М.: Норма, 2004. 448 с.

.   Королев Ю.А., Иванова Н.А. Новое в законодательстве о браке и семье. М.: Юрид. лит., 2009. 134 с.

.   Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб.-метод. пособие. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. 300 с.

.   Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов вузов. 2 е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. 240 с.

.   Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. 2 - е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 640 с.

.   Оксамытный В.В. Теория государства и права: учебник для студентов высших учеб. заведений. М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004.563 с.

.   Пчелинцева Л.М. Юриспруденция в России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. 688 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...