Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция естественного права как исходное звено философского осмысления правовой действительности




В XX веке философская мысль находилась под непосредственным воздействием противоречивого и даже драматичного существования человеческой цивилизации.век оказался эпохой социальных катастроф, антигуманных политических режимов, многочисленных локальных и даже мировых воин, эпохой разрушения природной среды и кризиса гуманистических ценностей.

С другой стороны, XX век - это век научно-технической революции, расцвета знаний и образованности, диалога культур, время высоких надежд и ожиданий грядущего нового социального устройства. Иными словами, XX столетие - это эпоха конфликтов разумного и неразумного в деятельности человека, их очевидного и крупномасштабного противостояния.

В XX веке развитие философских исследований о правах и свободах приобретает широкий размах. Преемственность с прежними учениями заметно дополняется новыми идеями и подходами, разработкой целого ряда новых концепций. В философско-правовых учениях все отчетливее проявляется ценностная значимость естественного права.

В целом социально-политические реалии XX века, а именно революции, мировые войны, раскол мира на два враждебных лагеря, взлет и крах тоталитаризма, борьба человечества за выживание, поиски всеобщего мира и мирового правопорядка, формирование мирового сообщества, признающего права и свободы человека в качестве высших ценностей, императивов и критериев современной цивилизации продемонстрировали как хрупкость человеческих достижений в области правовой культуры, так и неодолимую силу идей правового равенства, свободы и справедливости.

Характерная для XX века идеологическая и практическая радикализация противоположностей: «право - неправо», «свобода - произвол», «человек - власть», «личность - коллектив», «индивид - государство» и т.д. существенно содействовала актуализации идей, целей и ценностей юридического типа правопонимания, возрождению естественного права, формированию и развитию философско-правовых концепций либерально-демократического характера.

В XX веке, как и раньше, идеи прав и свобод человека продолжали развиваться в значительной степени усилиями философов и юристов. Философия права утверждается и признается в качестве самостоятельной науки. При этом, центр тяжести в философско-правовых исследованиях постоянно балансирует между сферой юридической науки и философской. В связи с чем, авторы соответствующих философско-правовых концепций порой расходятся между собой в понимании предмета, целей и задач философии права, в своих методологических подходах, в трактовках права и закона, в осознании значимости естественно-правовых идей и т.д.

Достаточно интересным представляется подход к разрешению обозначенных вопросов французского профессора права Г.А. Шварц-Либерман фон Валендорфа, который видит основное назначение философии права в ценностном подходе к позитивному праву, поскольку «философия, по сути своей, и есть установление иерархии ценностей по отношению к окружающему миру». Без такой философско-правовой оценки позитивных норм, подчеркивает он, есть опасность стать их рабами. При этом он справедливо замечает, что тот, кто отказывается от философского обоснования юридического порядка, на деле блуждает в потемках правовой дисгармонии. Само право характеризуется Валендорфом как логика ценностей, а законы как довольно хрупкий результат более или менее ясного соглашения между членами данного общества. В рамках нравственно-ценностного правопонимания Валендорф говорит о взаимном дополнении друг другом права и морали. Подлинный правопорядок, полагает ученый, основывается не на силе, а на разуме и сознательности.

В подобном контексте освещает основные проблемы философии права профессор Венского университета Г. Луф., который определяет право как справедливый нормативный порядок совместной жизни людей. Он в частности отмечает: «…Право не может иметь любое произвольное содержание, оно связано определенными высшими нравственными основоположениями справедливости. Было бы просто невозможно имеющиеся правовые проблемы решить лишь с помощью позитивного права. Как раз для того, чтобы осмысленно применять позитивное право, надо все снова и снова учитывать из соображения справедливости. Юрист не может уклоняться от такого рода проблем справедливости».

По мнению Г. Луфа, в целом задача права - сделать возможной свободу. Право как порядок совместной жизни людей имеет своей целью гарантировать гуманные условия для жизни и выживания людей. Эта нравственная цель права, полагает ученый, необходимым образом предшествует всем иным установлениям. Это означает, заключает он, что необходимо поставить право и его институты под требование справедливости.

Профессор Гамбургского университета С. Смид в своей концепции философии права исходит из гипотезы, согласно которой «право осуществляет функцию обеспечения равенства при разрешении конфликтов и прежде всего поэтому оно в состоянии выполнить свою миротворческую задачу». В рамках такого подхода он трактует право как власть отдельного человека и как общий порядок свободы. История права, отмечает он, пронизана линией развития от привилегий к правовому равенству. Правовое различение равенства и неравенства, по Смиду, образует мотор дальнейшего развития права. Само же развитие права - это совершенствование равенства.

Ряд исследователей, развивая идею приоритетности нравственного и справедливого начала в праве, трактуют философию права как науку о естественном праве. Таким образом, испанский ученый П. Бельда считает, что наука о естественном праве как философская дисциплина занимается вопросом о всеобщем порядке Вселенной и теми обязательствами, которые природа накладывает на человека.     Задача состоит в том, чтобы поведение человека в обществе привести в соответствие с требованиями его природы. Естественное право Бельда трактует как основу позитивного права, необходимость которого обусловлена абстрактностью естественного права и отсутствием в нем санкций, а также потребностями борьбы против произвола и обеспечения юридической безопасности.

Следовательно, концепция естественного права является звеном философского осмысления правовой действительности.       

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...