Тема 2. Государство и право стран Древнего Востока
Древний мир - эпоха в истории человечества, доминирующей линией развития которой было утверждение рабовладельческого способа производства, возникновение первых классовых обществ и государств. Понятие «Древний Восток» традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки в соответствующий исторический период. Важнейшим аспектом изучения истории этих государств является проблема взаимодействия природы и общества в условиях относительно низкого уровня развития производительных сил и соответственно высокой степени зависимости человека от окружающей среды. Древний Египет Возникновение государства В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Для Древнего Египта характерен централизованный бюрократический аппарат, во главе которого стоял первый помощник фараона - «джати». «Джати» имел большие полномочия: распоряжался государственным имуществом, казной, системой водоснабжения, контролировал деятельность административных органов и судопроизводства и т.п. Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения. Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о составлении кодификаций, однако ни одна из них не дошла до настоящего времени.
В Древнем Египте было достаточно высоко развито законодательство. Многие народы переняли опыт древних египтян. Так, отдельные статьи законов Хаммурапи имели своим источником древнеегипетское право. В Древней Греции идея отмены долговой кабалы была введена из древнеегипетского законодательства. Древнеегипетское право повлияло на создание права Древнего Рима. Древний Шумер и Вавилон. В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и государственном строе этих небольших городов-государств долго сохранялись черты родоплеменной организации. Государственный строй Вавилона во время правления Хаммурапи. Это восточная деспотия. Вся полнота власти находилась в руках царя. Центр управления - царский двор. По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов. Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. В праве Вавилона выделялись две группы свободных. Первая - авИлумы («человек», «сын человека»), вторая - мушкенумы, лица более низкого социального статуса («падающие ниц», т.е. бившие челом, обращающиеся к царю с просьбой о принятии на службу). Зависимость мушкенумов, видимо, и определялась, тем, что они не были потомками "своих" и не имели корней в общине. Мушкенум был царским служилым человеком низшей категории. Высшие царские служащие относились к авилумам, так как наряду с большими служебными наделами они владели общинной землей. Различия между этими социальными группами особенно ярко проявились в нормах права, касающихся охраны жизни, здоровья, чести их самих и членов их семей.
Общая характеристика. Правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Законы Хаммурапи появились в Древнем Вавилоне в XVIII веке до н. э. Состоят из преамбулы, текста и заключения, всего 282 статьи, но сохранились лишь 247. Норма права формулировалась из судебного решения по конкретному делу. (рассказать про прецедентное право) Например, «Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить». Такую формулировку принято называть «казуальной». Причины, породившие возникновение законов: создание единого законодательства для всего государства, укрепление государственной власти, забота об армии, а также необходимость снять социальное напряжение в обществе. Например, долговая кабала ограничивалась 3 годами и установлены проценты по договору найма. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов. Источники законов Хаммурапи. Источниками законов Хаммурапи являются обычай, судебная практика, религия, законы, которые существовали ранее в Месопотамии в отдельных городах-государствах. Хаммурапи часто сам принимал решения по конкретным делам, которые затем были изложены в нормах закона. Если попытаться систематизировать нормы этого закона, то можно изложить их в следующем порядке. Ст. 1-5 - имеют отношение к процессу, ст. 6-126 - это имущественные отношения и ответственность за имущественные преступления, ст. 127-195 - семейно-брачные отношения, наследственные отношения, правовой статус должностных лиц, ст. 196-214 - меры по защите личности, ст. 215- 282 - нормы, регулирующие договор найма и другие правоотношения. Древняя Индия. Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти и падением роли институтов племенного управления. Основой государства считался царь. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Совет царских сановников - паришад существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада, действовал тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел члены обоих советов могли вместе собираться.
Общественный строй Древней Индии Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны: • брахманы - члены жреческих родов; • кшатрии - военная аристократия; • вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники; • шудры - низшая варна, неравноправные члены общества. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой – сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было. Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIIIи IX (всего в законах 12 глав). Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновос (кастовое) устройство. Составление М. з. индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей Ману.
Древний Китай История Древнего Китая делится на четыре периода. Первый - Шан (Инь) — продолжался с XVIII в. до н.э. до XII в. до н.э. Второй период — Чжоу — с XII в. до н.э. до 221 г. до н.э. Третий период - Царство Цинь —с 221 г. до н.э. до 207 г. до н.э. Четвертый период - Царство Хань — с 206 г. до н.э. до 220 г, н.э. Каждый период связан с правлением определенной династии. Характерная особенность образования государства в Китае состоит в том, что переход от первобытно-общинного строя к классовому обществу сопровождался покорением одного народа другим. (Племени Ся племенем Шан).
Общественный строй. Иньское общество и государство делилось на господствующий класс (светская аристократия, жреческая знать, аристократия подчиненных племен), свободные общинники и рабы. Рабами владели частные лица и государство. Царь являлся верховным собственником земли. Государственный строй. Государственный строй Древнего Китая на раннем этапе развития сохранял пережитки военной демократии, а затем вся полнота власти сосредоточилась в руках царя, который был самым крупным рабовладельцем. Должностные лица в государстве делились на высших гражданских чиновников, военных чиновников, советников и прорицателей. Основные черты права Древнего Китая. В X в. до н. э. было разработано уложение о наказаниях, где различались умышленные и неосторожные преступления, говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|