Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Государство и право Древней Греции




После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов, городов-государств. На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа.

Полисный этап принято подразделять на три периода:

- гомеровский период - XI - IX вв. до н. э.;

- архаический период - VIII - VI вв. до н. э.;

- классический период - V - IV вв. до н. э.

Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта.

Период XI–IX вв. называется «Гомеровским», так как главным источником информации о нем являются поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея".

В это время население было объединено в довольно примитивные сельские общины, занимавшие небольшую территорию и почти изолированные от соседских общин. Политическим и экономическим центром общины было поселение, называемое городом. Основная масса населения города - земледельцы, скотоводы, весьма немногочисленные ремесленники и торговцы.

Архаический период (VIII - VI вв. до н. э.) ознаменован созданием Афинского государства, которое, в свою очередь, связано с именем Тезея.

Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в результате проведения царем Тезеем синойкизма - объединения обособленных родовых общин в единый народ. (но родоплеменное деление сохранялось)

Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие обособленные социальные группы:

- эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей.

- геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники;

- демиурги - ремесленники.

Вместе с геоморами они составляли демос.

Значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах (им запрещалось владеть землей на территории Аттики и иметь собственные дома, кроме того, они выплачивали особый налог).

В 594 году до н.э. поэт и политический деятель Солон произвел важные реформы:

- была отменена долговая кабала;

- аннулированы все поземельные долги;

- убраны закладные камни с полей;

- граждане, ставшие рабами за долги, получили свободу, а проданные за границу были выкуплены за счет государства.

Рабами могли быть теперь только пленные, захваченные в войнах или купленные на рабовладельческих рынках.

Афины пережили острый политический кризис, после которого установилась тирания. Лишь через 90 лет после Солона, в 509 году до н.э. демократы во главе с Клисфеном нанесли решающий удар по родовому строю. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

Вместо родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение.

Аттику разделили на 10 территориальных «племен» («фил»). Фила состояла из 3-х частей - триттий.

Страна была поделена также на более мелкие единицы - демы, которых было около 100. Территориальное разделение сокрушило господство родовой аристократии.

Изгнание из страны, обычно сроком на 10 лет, - «остракизм», был также введен реформой Клисфена. В 462 году до н.э. был принят закон о лишении ареопага всех политических функций.

Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

В классический период Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла.

Государство в Спарте

Другим полисом, оказавшим большое влияние на историю Древней Греции, была Спарта.

Но если в Афинах эти закономерности привели практически к почти полному отмиранию родоплеменных отношений, то в Спарте процесс возникновения государства отличался существенными особенностями и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации.

Главная особенность исторического развития Спарты - вмешательство насильственного фактора извне в становление классового общества. Миграция племен на Балканском полуострове, начавшаяся в XII в. до н.э., сопровождалась военными столкновениями между ними. Объединение завоевателей пришлых дорийских племен с местными ахейскими в долине Лакеонии привело к образованию спартанской общины и позволило ей в VIII - VII вв. до н.э. расширить пределы своих владений, поработить население завоеванной соседней области - Мессении и поставить в зависимость население, жившее на периферии завоеванной территории.

Государственный строй. Спарта была примером господства рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) не играло значительной роли в политической жизни страны. Созывалось оно от случая к случаю по решению должностных лиц. В собрании участвовали спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. При чрезвычайных обстоятельствах созывались внеочередные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.

Во главе государства стояли два (как результат объединения дорийских и ахейских племен) царя (архагеты), которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть.

Однако фактическое руководство государством принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям.

Общественный строй. Основные черты: 1) пережитки первобытно-общинного строя и военная организация общества. Заботой о сохранении солидарности среди небольшой части полноправных граждан Спарты, господствовавших над огромной массой порабощенного населения, объясняется 2) стремление предотвратить резкую имущественную дифференциацию среди «равных», как называли себя спартиаты.

Эту цель преследовали приписываемые Ликургу законы против роскоши, запрещение спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро.

Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывающими землю государственными рабами - илотами. Первоначально эти наделы были одинаковы, но позднее возникло имущественное неравенство спартиатов. Несмотря на это, спартиаты именовались «равными». Из числа равных исключались граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд гипомейенов - «опустившихся».

Периеки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты - занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц - гармостов.

Илоты - представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством.

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н. э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Это было крупной победой демоса, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии и приводило к частым злоупотреблениям, а запись действующих норм права позволила ограничить произвол в толковании юридических правил.

Драконт включил взаконы ряд существенных положений, которые отражали новую социально-экономическую ситуацию. Например, отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства. Законы оформляли права частной собственности, устанавливая при этом суровое наказание за посягательство на частную собственность.

В начале VI в. до н. э. большая законодательная работа в Афинах была проведена Солоном. В V-IV вв. до н. э. законы становятся главным источником права.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...