Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русалии. Месяц и звезды




Лада

 

1. В начале девятнадцатого века, Мокошь понималась этнографами «хозяйственной» богиней. В результате, она оказывалась вне того, что принято называть религиозным чувством, поэтому ее признание не вызывало никакой борьбы внутри ученого мира.

В отличии от Мокоши, богиня Лада всегда понималась богиней чувств, семьи и брака, богиней высокой человеческой духовности. Именно это и привело к борьбе этнографических школ, когда в науке встал вопрос о признании Лады великой богиней. Сегодня легко видеть, что за этой «научной» борьбой стояла воля церкви и стереотипы христианского сознания, суть которых в том, что не может быть у русских язычников высокодуховной богини. Поэтому христианские исследователи Е. В. Аничков (1913 г. ) и Н. М. Гальковский (1914 г. ) в своих исследованиях заявили, что таких богинь, как Лада и Леля в русском пантеоне никогда не существовало. А упоминание их в народных песнях возникло из церковного припева «аллилуйя».

Такое стремление свести любое проявление народной духовности к еретически истолкованному христианству – оказывается типичным. Мы обращаем на это внимание потому, что и сегодня в обществе эта точка зрения все еще находит поддержку. Еще и в наше время можно услыхвть, что никакой духовности, помимо христианской, у нашего народа не было, нет, и быть не может. И народная культура – это не духовность. Такая позиция требует просто игнорировать факты, если они ей противоречат в каждом конкретном случае. Никак не укладываются в эту позицию слова из русской весенней песни: «Благослови, мати, ой мати, Лада, мати, весну закликати! » Или слова из хорватской песни: «Красивый Иван рвет розы тебе, Ладо, святое божество». Или слова из сербской песни: «Молимся, Лада, молимся вышнему богу. Ой, Лада, ой! Да подует, Лада, да подует тихий ветер. Ой, Лада, ой!.. ». В Литве Ладу почитают великой богиней. Имя Лады известно на всей территории Восточной Европы. Все это было известно и Гальковскому и Аничкову. Но эти ученые упорно ставили церковное аллилуйя выше духовной культуры всего славянского мира. И это делалось вполне серьезно.

Этот ученый шабаш был устроен после того, как в 1889 году появился капитальный труд А. С. Фаминцына «Божества древних славян», где в пользу богини Лады приведены неоспоримые аргументы. Среди аргументов в защиту великой богини есть христианское же поучение, сделанное в Киеве, в 1674 году. В нем упоминается великая богиня брака и благополучия матерь Лелева и Полелева – Ладо. Упоминается о собирающихся в честь нее «игралищных сонмищах», которые на 1 мая воспевали богиню: Ладо! Ладо! (см. статью Б. А. Рыбакова «Рождение богов и богинь»).

Остановим внимание на упоминание игралищных сонмищ, иначе говоря, на собрания народа, славящего Ладу в семнадцатом веке! Эти сонмища есть аналог наших современных общин. Нам абсолютно ясно, что сонмища не могут собираться на праздники без сознательной организаторской деятельности ведунов.

2. В дошедших до нас текстах, Род упоминается вместе с Роженицами. Если Род дает правила – как жить, то Роженицы – богини, дающие жизнь. Имя Роженицы не поддается прямому истолкованию и оказывается многозначным. В их число, безусловно, попадают малые боги и духи, помогающие рожать и охраняющие детей. К роженицам должны относиться и великие богини Мокошь и Лада. Идол Лады у южных славян стоял во главе двух меньших идолов богов Лели и Ящера (Яши) – детей Лады. При этом среди детей Лады божество Полель упомянуто лишь единственный раз в указанном нами поучении.

Ящер – божество подводного, подземного мира. Божество непривлекательное и опасное. Ему приносили жертвы в озерах среди болот, дабы обойтись в грядущей беде малой потерей. Можно ли его считать сыном Лады?

Если понять роль Лады в мироздании, то оказывается можно. Древнему человеку Ящер мог представляться не только в образе крокодила, но и огромной рыбой, в пасть которой время ведет толпу народа – царей и простолюдинов.

Лада отдаленно несет черты Мары как своей предшественницы, и возможно, матери. Ящер очевидно, проявляет в себе черты бабки, как и должно по законам генетики. И в этом нет ничего удивительного. Ведь, если боги и люди могут иметь друг от друга потомство – значит между ними существует генетическое единство, и генетические законы в мире богов должны быть те же.

Леля – богиня весны, невест и нежных чувств. Она дух Весны в самом ее начале. Молоденькой красивой девицей раннюю весной ходит она по проталинам и будит землю ото сна. Где Леля ступит, там зеленеет трава, распускаются листья. Она – глава русалий.

В конце апреля, на следующий день после весенних дедов, перед русальной неделей с высоких мест и крыш домов, подняв вверх ладони, протяжно, издали зовут женщины Весну, богинь Лелю и Ладу. Два предшествующих зова весны, до и во время масленицы, обращены к Ладе. В день зова Лели с песнями и заговорами водят девицы хоровод вокруг зеленой березки. Леля (она же Лель), пожалуй, единственное божество, которое нежно, ранимо и встречает нас доверчивой улыбкой. Самых красивых девушек на Белой Руси называют Леляю.

Ладою зовут хорошую женщину, женщину, умеющую быть нежной, но и сильной. Ей, зрелой богине, принадлежит вторая половина весны и лето. У Лады спрашивают разрешение на закликание Весны: Благослови Ладо‑ Мати Весну закликати! Саму Ладу еще на масленицу зовут рукоплесканиями и песнями с припевом " Ладо! Ладо! " Ладе жертвуют хотящие жениться. С Ладой брак добрый и любовный.

3. Как и все женские божества, Лада знаток магии. Известно множество, очевидно данных ею, любовных заклинаний. К Ладе обращались и при возвышенной любви, и в похоти. Потому со временем как бы выделилась ее вторая ипостась гулящей бабы, иногда изгоняемой родом‑ племенем за развращение мужиков. Эту бабу находили в лесу, и по прошествии веков, она стала духом – персонажем, к которому обращались со словами открытой страсти. (В античной традиции мы так же находим две ипостаси одной богини: Венеру небесную и Венеру портовую. )

В одном известном заговоре она названа толстой бабой – бесовой угодницей, сидящей в ракитовом кусте и способной распалить сердце девушки. В другом заговоре мы находим описание храма богини любви, что этнографически важно: " В чистом поле стоит вертеп, в том вертепе сидит матерая жена на золотом стуле между троих дверей" (Майков № 11).

В этот короткий, но образный текст заложен не только образ храма, но и символика жизни: люди приходят издали своего детства к богине, сидящей на развилке пути. Она видит их и повелевает: кому куда идти в своей жизни далее.

В храме обращаются к этой матерой жене по любовным вопросам. Временами просят ее сделать так, чтобы дева " Бога бы не боялась, людей бы не стыдилась, во уста бы целовала, руками обнимала, блуд сотворила. "

При всем этом надо понимать, что заговоры такого рода с неизбежностью несут и отпечаток христианской традиции, которая не только опустила понимание любви до уровня блуда, но и стерла должные знания, традиционную культуру половых отношений. При этом образ Лады как богини плотской любви оказался неизбежно вульгаризирован и поставлен вне родовых отношений. В результате сегодня наши жены в постели ничего не умеют. Эта часть знаний Лады ушла от нас.

4. Лада не только любовь, но и лад, гармония жизни, а значит, и ее красота. Над созданием красоты и гармонии надо трудиться. Они не даются сами собой, а требуют постоянной борьбы, (естественного отбора). Утверждение личного счастья редко удается без жертв. Также происходит и во всей Природе. Кроме своей верхней ступени – гибели одного индивида ради успешной жизни другого, творимый волею Лады, отбор содержит бесчисленное множество ступеней, на которых человек и все живые существа в достижении лада должны трудиться, бороться и жертвовать. Эта борьба и эти жертвы приносятся Ладе. Счастливый обязан уважать волю богини. Хорошая приспособленность племени к условиям жизни, и вследствие этого отказ его членов от внутреннего напряжения, соперничества и попыток превзойти друг друга, ведет племя к вырождению и гибели. Такое племя уменьшается числено, и в конце концов погибает от нашествия врагов. Такое племя обречено, потому что хотя и состоит из очень удобных друг для друга людей, не чтит и не жертвует Ладе, не участвует во внутренней борьбе за продление рода. Пассивное существование не есть лад.

Конечная цель и задача Лады – жизнеспособное соединение любящих. Лада мирит богов и призывает их к согласию. Она решает исходы любовных поединков среди людей и животных. У зверей Гон происходит по воле Лады. Творимая Ладой любовь и жизнь не всегда может состояться без страданий и смерти. Сама Лада в этом неповинна. Это следует из самого существования добра и зла, белых и черных богов и вечно обновляющейся жизни.

5. Здесь уместно дать посвященный Ладе фрагмент романа А. Кондратьева " На берегах Ярыни".

" Велика власть богини богов и людей, вечно юной лицом и телом, любящей песни, шепот страсти и поцелуи, волшебным золотым ожерельем украшенной Лады.

Вслед за Весной незримо слетает она с лазурных небес и поступью бессмертных богинь идет по цветущей земле.

Непреложна воля ее. Люди и звери, гады и рыбы, птицы и насекомые, деревья и травы, даже всякая нежить и нечисть испытывает чары богини с загадочно властной улыбкой, богини, которой самой хорошо известен и пыл исступленной любви, и горькие, в прозрачный янтарь некогда обратившиеся слезы отчаяния.

Даже сыны и внуки Сварога безропотно приемлют посланную Ладою страсть, заставляющую их бороться между собою, наносить друг другу увечья, страдать и изменять вид свой, обращаясь в зверей, птиц и смертных людей.

Сами боги, почувствовав вдруг ее приговор, покорно позволяют себя похищать, и отдаются не только великим богам, но и жалкому в сравнении с ними человечьему племени. Без сопротивления, хотя иногда и со слезами, переходят они из пылких объятий потомков Солнца на брачное ложе многоголовых адских богов.

Ощущая близость ее сильнее бьются сердца у живых, больнее ноет душа у тех, кто не имеет больше сердца".

 

 

Русалии

 

1. Роман Кондратьева посвящен русалкам. Представление о них как о женщинах с рыбьими хвостами, либо как об утопленницах неверно. Такое представление сложилось в девятнадцатом веке благодаря поэтам. Ранее таких водяных духов женского рода называли водяницами. Обычно они – жены водяных, умеют хорошо петь, но у них тяжелый нрав, и встречаются они поодиночке, их относительно мало.

Русалии могут обитать в воздухе и под водой, принимать образы птиц, рыб, лягушек. Общее между русалиями и водяницами то, что утопленницы могут становиться и теми и другими. Дух человеческий после смерти сохраняет тот же характер, что имел при жизни.

Древнейшие русалии, коих числом тридцать, происходят от первобытных береговых духов, так и звавшихся – берегинями. В древности, расселение славян по будущей Руси происходило вдоль рек, люди не решались далеко углубляться в толщу лесов. Приходя на новые пустынные земли, они находили не только прибрежные заторы от упавших в воду деревьев, но и чистые луга с сочной травой.

Современный аналитический разум истолковал бы появление таких лугов ежегодными ледоходами и весенними разливами рек. Но древний разум мыслил иначе. Люди клали большие силы на раскорчевывание земель под пахоту. И если они вдруг находили подготовленную Природой к земледелию и выпасу скота землю, то понимали, что у этой земли непременно должен быть хозяин.

Травами испокон веков ведали женщины. И потому, придя на новое удобное место, славяне, прежде всего, утверждали культ изначальной хозяйки луга – берегини, которая ведала рекой и прибрежными лугами. Почитались и более младшие духи‑ русалии – хранители каждого отдельного луга и лесной растительности. Культ русалий потому и был повсеместным, поскольку все славяне, так или иначе, делили с русалиями землю, на которой проживали.

Сестры – русалии давали человеку пропитание: дары лесные и плоды земледелия, рыбу и зверя, предупреждали об опасностях, указывали, где лучше построить жилище. И ныне русский человек на своей земле находится под их незримой охраной, так же получает помощь, но не всегда догадывается об этом.

2. Позднее число русалий стало несчетно велико. Они выполняют волю Мокоши и являются добрыми духами.

В мае, на русальную неделю, после праздника их царицы Лели, с вечера до рассвета лесом овладевают русалии. В эту первую ночь своей недели они прилетают на землю птицами, на тихих лесных озерах и у стоячих талых вод в бледном весеннем свете выметываются девицами, и остаются на земле до осени. Видимы людям, играют и пляшут они только первую неделю. То, что все лето русалок не видно, оставляет неясным точное время их ухода в небо. В разных местах Руси это время различно. Возвращающиеся на небо русалии печальны, и в августе – сентябре восприимчивые люди чувствуют это их разлитое в Природе настроение. В зимнее время колдунья Мокошь варит русалок в котле, откуда они выходят юными красавицами. Так сохраняется их вечная молодость.

В русальную неделю можно видеть, что русалии – молодые существа женского пола, голые и без покрова на голове. Лишь изредка бывают на них белые светлые рубахи и венки. Тела у русалий белые как снег, лица светлые, волосы красновато‑ серые, длинными локонами распадаются по плечам. С первого взгляда между ними нельзя найти различия. Легкие как пух, они перебегают от дерева к дереву, сооружают качели, качаются на ветвях и чистыми нежными голосами зовут подруг: " Кума! Кума! Приходи! " Они водят хороводы, поют, хохочут. Девок и молодых женщин не любят, и если увидят такую вечером в лесу, нападают на нее, срывают одежду и ветками гонят прочь из леса. Мужчину с хохотом окружают, снимают и рвут одежды, пока совершенно не разденут. Потом сзади хватают за подмышки, щекотанием приводят в хохот и щекочут до тех пор, пока он не падает в обморок. Тогда его, осыпая поцелуями, берут на руки, и невидимками приносят в дом и кладут на постель. Русалки не защекочут, если на одежде спереди и сзади закреплено острое железо – иголки, булавки, или если на грудь и спину надето по кресту. В этом случае русалки будут заигрывать так, чтобы сбить оберег – чтобы иголка сама выпала или крест съехал в сторону.

3. Русалии не просто играют в свое удовольствие, хотя игра и доставляет им радость. В это время, ими формируется дух – жизненное начало, которое мягко разливается по земле и впитывается ею. Это жизненное начало приводит к прорастанию семян, появлению зеленых стеблей трав и листьев. По окончании этого дела, царица русалий – Лель собирает их, трубя в рог. Без ее согласия русалки не могут бросить свою работу и заняться бездельем, например, защекотать или напугать человека.

На четвертый день русальной недели молодежь идет в лес встречать русалок, водит хороводы в честь Лели, вешает на деревьях венки и рубашки для русалок. По случаю русалий устраивались обильные трапезы со свининой, говядиной, курами, яйцами. При этом в лесу, на перекрестках дорог, у воды русалиям оставляли угощения – мед, хлеб. На русальной неделе русалки бывают не только в лесу, но и в деревнях. Там они пугают людей, ловят детей и щекочут.

В конце русальной недели, творческая работа русалий заканчивается, и их пребывание на земле становится исключительно праздным. Тогда собирается народ и с криком – гони русалок, со звоном в косы и щелканьем кнутов бросаются на русалок, которые бегут в поле и соседние деревни, где их тоже гонят. В иных местах русалок провожают честно – с песней и обливанием друг друга водой, с хороводом вокруг высокой девицы в рубашке и в венке. Проводы русалок происходят ночью при свете луны или костров. При этом часть деревенских девок переодевается русалками. Они, как и русалки, в этот последний день всячески шкодничают, так что русалки принимают их за своих. Из деревни в дальние леса гонят со звоном или выпроваживают с песней именно этих девок, но вместе с ними выходят и настоящие русалки. Важной задачей девок‑ русалок является их возвращение в деревню, к себе домой. Этого никто не должен заметить, иначе их обязаны выгнать снова. Стоит махнуть рукой на такое прилюдное возвращение, так и действительные русалки вернутся и начнут играть – хулиганить с новой силой.

4. Русалии своенравные, но доброжелательные духи. Они приносят счастье, от них зависит судьба урожая. Русалки – опекают новорожденных детей, оставленных на краю поля, когда женщины уходят работать. И если русалок гонят, то потому только, что великим Родом отведено всему свое время.

У южных славян в русальную неделю русалий специально приглашали на поля для хорошего урожая. Это делали подготовленные бригады или дружины русальцев. На полях и горах вместе с русалиями русальцы совершали танцы с кружением и подскакиванием до конвульсий. Легкие русалии могут легко и долго танцевать. И человек становится им желанным партнером, если способен делать тоже самое. Русальцы имели свое одеяние и свои ритуалы. Они ходили с посохами или деревянными жезлами, в которых были заключены желанные самовилам травы, (подобные жезлы имели в античности менады Диониса). Стать русальцем было не легко, для этого мало было быть своим и верить в русалий. Нужно было быть еще чистым, красивым, порядочным человеком, не иметь физических дефектов, уметь петь и танцевать с утра до вечера и уважать лидера дружины.

Русалки или русалии чисто славянские духи. В западной традиции им отчасти соответствуют эльфы, но эльфы в нашу эпоху бесстрастны и мелки, и более приближены к миру насекомых, чем людей.

От берегинь и русалий передается красота и жизненная сила. Потому русские женщины, особенно язычницы, прекрасны. По этой причине женщины носили изображения русалий в образе птиц с женскими головками на серьгах и колтах.

Иногда русалии обращаются в равной красоты женщин, при этом их магическое знание сохраняется. В сказке, Иван Царевич, наблюдая из‑ за дерева купание девиц, что прилетели лебедками и голубицами – созерцает игрище русалий. Его встреча с невестой – волшебницей, красотой ненаглядной – выбор жены из мира духов и обращение ее в человека – есть высокое откровение русского язычества.

 

 

Месяц и звезды

 

1. Первые древнейшие божества всех народов – это Солнце, Луна или Месяц и звезды. Среди звезд особый интерес и внимание вызывают планеты, которые становятся людям добрыми заступниками.

Четыре тысячи лет назад, у ассирийцев, в древнем Вавилоне, Солнце и звезды являли воплощение восьми великих благих богов. Позднее эту же идею мы находим у народов античности. Древняя религия Вавилона странным образом похожа на славянское язычество, и во многом ее копирует вся религиозная культура Европы и Передней Азии. Так известный образ жителя пекла – черта с рогами, копытами и хвостом был известен в Вавилоне так же хорошо, как и нам сегодня. Нет сомнения в том, что древний Вавилон воспроизводил те религиозные языческие представления, которые одновременно принадлежали многим народам, и их ареал выходил далеко за пределы междуречья Тигра и Евфрата.

Индивидуально вавилонским явлением было развитие астрологии и увязывание жизни земной с характером расположения звезд. Ими понималось, что за голубой твердью располагается небесное царство, в котором текут те же реки, и происходят события, которые чуть позже произойдут на земле. И звезды дают об этом знать. Земная жизнь пассивно повторяет то, что активно творится волею богов на Небе. И знающий может эту волю прочитать.

2. По славянским представлениям, небесный мир так же подобен миру земному, но не повторяет его в деталях и судьбах отдельных людей. Небесные боги – созидатели предопределяют далеко не все. В нашем мире активно действуют и боги разрушители, и боги погибели. Человек сам обладает свободой воли и должной активностью, которая признается богами. Поэтому мы не можем добыть полноту знания о будущем только лишь с неба, из рисунка звезд. И если у нас звезды временами и отражают земную жизнь, но не определяют ее. Поэтому наши волхвы никогда не уделяли серьезного внимания астрологии.

О том, что русские люди поклонялись месяцу и звездам известно из многих поучений против язычества. К сожалению, из них не ясно – как же им поклонялись? Кое‑ что об этом мы можем узнать из гадательных и астрологических книг, бытовавших на Руси в пятнадцатом – семнадцатом веках. Из сказок нам известны фрагменты мифов, связанные с ночными светилами. Это богатый, но сильно раздробленный материал. Общая его идея в том, что в звездном небе русские люди видели не абстрактный источник информации, а образ духовной сущности.

На Руси мы находим зачатки астрологии в " Изборнике Святослава" за 1073 год. Но развитой астрологической школы у нас не было, ибо мудрствовать перед святыней всегда казалось неуместным. За движением звезд и планет, конечно, следили и по ним узнавали время, с ними связывали приметы. Но со звездами так сухо и абстрактно не работали, как это делается в современной астрологии. В характере астрологии не усматривается славянского волхования.

3. В звездах видели глаза духов, следящих и ведущих жизнь людей на земле. В Месяце видели божество, пастуха звезд, пастуха душ – рогатого Велеса, ведущего счет времени и помогающего в вещах практических. Например, к нему обращались: " Князь молодой, рог золотой, был ли ты на том свете? – Был. Видал ли ты мертвых? – Видал. Болят ли у них зубы? – Нет, не болят. Дай Бог, чтобы и у меня никогда не болели. "

Месяцу поклонялись и люди ночного промысла и ночного образа жизни, в частности рыбаки, оборотни и разбойники. За фазами месяца смотрели волхвы, колдуны, землепашцы. Известно, что созидательное заклинание и рост посаженого зерна лучше всего происходит во время растущей луны. Молодой месяц благоприятен для полевых работ. Сеют и собирают травы, когда месяц наливается. Новолуние – наоборот, плохое время для сбора трав и посадок. Месяц подобно ребенку должен окрепнуть, чтобы дать нужную силу. Травы, собранные на ущербе месяца, вредят. Новый дом закладывают перед полнолунием, и так далее.

Когда же месяц на ущербе – лучше всего удаются разрушительное колдовство, а в огороде в это время лучше бороться с вредителями. Хирурги и математики заметили, что проводить операции и математические расчеты лучше всего при первой или последней четверти Месяца. Тогда логическая половина мозга преобладает над чувственной. Предаваться любви и творить художественные произведения, наоборот, лучше в новолуние или полнолуние.

Есть люди, которые в полнолуние испытывают повышенное возбужденное состояние. Как правило, это легко возбудимые, в чем‑ то странные люди. Забавлять читателя страстями про волкодлаков не будем. Формально они оказываются крайними в ряду людей, на которых действует луна. Отметим, что есть и немало людей, на которых лунные фазы никак не действуют. Все это известные в наше время истины.

4. Сохранилось много народных песен и устных сказаний, о том, что Месяц – муж жены Солнца или наоборот, что Солнце – муж Луны, которая оказывается женой. Звезды и планеты – их дети. Среди их детей есть так же доброжелательные светлые духи – солнечные девы. Они приносят людям вдохновение, силы для добрых и высоких деяний, приносят научную истину и свет религиозного откровения, приходят как весеннее тепло и как открытие совершенной женской прелести.

Будучи женат, Месяц увлекся утренней звездой Денницей – Венерой, и в наказание Перун разрубил его пополам. Известна эта легенда и в Литовском язычестве. Так или иначе, Месяц и Солнце понимаются как муж и жена. Одновременно, как первобожества, они оказываются братом и сестрой, а брак их инцестом, который отражен во всей купальской песенной традиции. По этим песням Луна – Марья звала Солнце (Даждьбога) – Ивана в поле, чтобы скрыться во ржи и предаться любовным наслаждениям. Так что Солнце и Месяц сходятся на Купалу, и пребывают в согласии до первых морозов, а потом расходятся и не знают друг друга. Этот миф означает, что на Купалу особенно благоприятна ситуация, когда Месяц находится рядом с Солнцем. В этом браке Месяц и Солнце несут еще и характер богов Дня и Ночи.

5. Обращение к вопросу о месте звезд в язычестве может привести к неожиданным выводам. В русские астрологических трактатах звездочетцы говорили о планетах как о роженицах. Не ясно, были ли это действительно богини Роженицы, или они были роженицами в силу того, что под ними, так или иначе, рождался каждый человек? По этому поводу В. В. Титов, в своей книге " Ложные и отреченные книги славянской и русской старины" отмечает: " славянский термин «роженицы» означает не каких – то славянских языческих богинь, как полагают до настоящего времени многие исследователи русского фольклора – а всего на всего семь астрологических планет. Следовательно, термин " поклонение роженицам" означает занятие астрологией. "

Нам надо дать ответ на такое резкое замечание казалось бы специалиста. В действительности, Титов показывает лишь себя специалистом по отреченным книгам эпохи Ивана Грозного. Эти книги вовсе не содержали никаких системных знаний славянского язычества. В то время язычество оставалось лишь в народных устах, и никому не приходило в голову его записать. Его и не могли записать, поскольку оно был духовным знанием, для записи которого не было должной литературной культуры. Не было литературного языка, способного вместить язычество. И это факт чрезвычайной значимости. Это одна из причин, затрудняющих борьбу с язычеством во все времена. Язычество передавалось из поколения в поколение бессознательно – через стереотип национального поведения. Все отреченные книги содержат не тонкости языческой веры, а лишь кондовые методы гадания и логически однозначные рецепты магических действий. Никакой духовности в них не заложено.

За то, что Русь не знала писаной религии, говорит и то, что авторы берестяных грамот не делали в текстах никаких религиозных построений. Обществу была чужда идея записи веры, подобно тому, как до Галилея никто не подымал подзорной трубы к звездам.

Замечание Титова оказывается результатом одностороннего взгляда на вопрос. В той же книге Титова находим, что в отреченных книгах планеты имели имена: Арис, Ермес, Зевс, Солнце, Афродит, Крон, Екати, она же есть Луна. Римские и греческие имена планет говорят, что астрологический трактат занесен к нам из Италии или Греции. Русских личных имен планет у нас не сохранилось.

Мы уже видели, что Солнце и Луна не были для русского человека только светилами, почему‑ то вещающими о его земной судьбе. Что же касается планет, то мы видим, что они несут имена богов и богинь. Правда, не русских, но это не суть важно. Важно, что это божественные имена. А если так, то те, кто передавал это астрологическое знание, усматривал за планетами волеизъявление полноценных божеств, которые имели свои изваяния и храмы. Эти божества для своих народов являют нечто большее, чем подвижные звезды. Через звезды боги говорят с людьми. И красота планет обусловлена совершенством богов.

Для нас, слова " поклонение роженицам", конечно несут в себе астрологическую нагрузку. Он означает, что к богам и богиням можно обращаться через планеты и звезды. За это открытие спасибо Титову. Но сами Роженицы не ограничиваются лишь звездами. Наоборот, если в античности люди дали планетам имена своих высших богов и богинь, то должно и нам под Роженицами понимать наших высших богов, отраженных на небе через светила или созвездия.

6. Итак, звезды связанны с богинями – Роженицами. По древним представлениям, когда рождается человек, на небе зажигается звездочка. Это глаз духа – хранителя, его дальнего предка. Когда он умирает – звездочка падает. Нельзя пальцем указывать на звезды, чтобы не навредить человеку.

Каждый род имел свои родовые, родные звезды, созвездия к которым обращались в случае бедствий. Через звезды льется свет верхнего мира, что лежит за темной голубой твердью. Охраняет звезды их пастух Месяц, ибо если сбить с неба звезды, то на земле начнется мор.

Созвездия Большой и Малой Медведиц издревле понимались как Лось и Лосиха. И Лось естественно имел рога. Эти рога на Севере у русских и среди народа коми принято укреплять вместо конька на крыше дома. Мы уже говорили, что Стожары – Волосожары, Волосыни – понимались как группа женщин, жен Велеса и естественно, они должны пониматься как роженицы. Было в деревнях гадание. Как вышла дева с порога, глянула на небо – куда повела ее дорога млечного пути, туда ей и ехать замуж предстоит.

На 20 февраля был запрет – не смотреть на звезды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...