Друиды. Одинизм и Старшая Эдда
Друиды
1. Для нас представляют интерес язычество Запада по нескольким причинам. С одной стороны, мы связаны с Западом родством через индоевропейскую культуру. Все мы в разной степени наследники древних ариев. С другой, славяне имели достаточно тесные контакты с кельтами, готами и даками в течение многих веков. Эти контакты никогда не были мирными, и это позволяет считать, что конфликт между славянами и народами Западной Европы лежит на уровне архетипа, на уровне генетически заложенных форм мышления. Славянская характеристика людей Запада как циничных и сухих – известна тысячелетие. Тысячелетний конфликт Запада и Востока Европы имеет проекцию на сегодняшний день, и проявляется через массу явлений, анализ которых выходит за рамки нашей книги. Отметим только один аспект, отражающий важность понимания язычества Запада. В России развилось движение последователей Толкиена, автора великолепных фантастических книг, построенных фактически на основе друидизма. Положительные герои Толкиена поддерживают и несут " свет Запада". Они повергают злые силы, которые оказываются расположенными на юговостоке фантастического мира, которым была Земля. Силы зла объединены в некую колоссальную империю безжизненного демона Саурона. Невольно проецируя мир Толкиена на Европу, становится совершенно ясным – где же окопалось зло? Оказывается на Балканах, на территории, бывшей в середине первого тысячелетия сердцем славянского мира. При этом у Толкиена, несущие великодушие и добро рыцари Запада, кроме всего прочего, громят неких темных и порочных бородачей с востока, не умеющих просить пощады. Среди молодежных движений России, опирающихся на древнюю культуру, существенный вес имеют группы, использующие язычество Западной Европы, в которое мы включаем Одинизм и учение друидов. Контакт с такими группами, показал, что их выбор вполне сознателен, они уютно чувствуют себя в роли рыцарей, викингов, эльфов или западных менестрелей, при этом хорошо знакомы со славянским язычеством, но не практикуют его.
Естественен вопрос: отчего на русской земле, среди русских, процветают западные языческие культы? Эти культы близки к славянским. Их носители очень часто обладают бесспорными достоинствами. Но они все же не хотят мыслить себя славянами. Представляется, что ответ в следующем. Во‑ первых, западная мифология несет романтический образ война в доспехах, и образ прекрасной дамы, которые по‑ своему отстаивают свои позитивные идеалы. Это жители городов или замков, в любом случае жители урбанизированной среды, приближенной к тем, кто копирует их в наше время. На их фоне русские Аленушки и Никиты‑ Кожемяки выглядят деревенщинами. То, что историческая Аленушка мылась в бане, а западная " прекрасная дама" имела рахитичное тело и отбивала духами его вонючий запах – сегодня значения не имеет. Тут в основе выбора лежит вбитое нам культурное превосходство города над деревней. Во‑ вторых, что более важно, посвящая себя русскому язычеству, молодой человек берет на себя груз ответственности за свой народ и свою землю, свою историю. Это тяжелый груз. Для молодежи, которая хочет жить и создавать семьи в атмосфере западного романтизма, этот груз ответственности за наследие предков иногда кажется лишним грузом. Поэтому, они не только предаются скандинавскому, кельтскому или эддическому язычеству, но и отделяют себя от своего народа интересами группы. Многим из них нет никакого дела до судьбы своего народа, страны, земли предков. Они совершенно аполитичны. Для них более важен духовный союз с единомышленниками и те лесные лужайки, где они устраивают свои игры или моления богам.
2. Приведем пример одного, возможно наиболее развитого и формализованного учения, выросшего на развалинах " Дома дракона" – союза нескольких молодежных языческих общин западной ориентации. В свою очередь, " Дом дракона" вырос из «Эгладора» – большой тусовки толкиенистов в Москве, происходившей в Нескучном саду, по четвергам, в 1995–1998 годах. Автор приведенного ниже фрагмента текста А. Баркан. Создавая этот текст, он опирался на коллективное творчество " Дома дракона". Текст создавался с информационной целью и официально не публиковался. " Ард‑ гален викка есть нео‑ языческое религиозно‑ этическая система, основанная в первую очередь на кельтских (ирландских) религиозных представлениях, с добавлением идей скандинавов, славян, и в некоторых случаях, отдельных воззрений самых разных религиозных систем, апробированных человечеством. В основе религиозной части лежит идея поклонения силам Природы, персонифицированным в Вечных Хранителях и духах четырех стихий. Ард‑ гален викка является магической религией, т. е. признает существование магии и использует магические приемы, организованные в школу магии в религиозной практике. При этом магия определяется как некое искусство, полученное, как и остальные искусства от учителей – высших сил, но никак не связанное с их силами в дальнейшем. Маг совершает действия, пользуясь, в первую очередь, собственной силой, а не достигает результата путем вымаливания его у высших сил. Ард‑ гален викка практически не делает различия между магом и жрецом… Викка выделяет ряд праздников, отмечающих смену сезонов Природы и особые моменты движения солнца… Год начинается праздником Самхэйн, отмечающим ноябрьское полнолуние первое, после выпадения снега. За ним следует период " тяжелых дней", предшествовавших началу Йоля – дней предшествующих зимнему солнцестоянию. В февральское полнолуние справляются Зимние пляски – праздник, посвященный мастерам и мастерству, а так же Дому и Хозяйке дома, (из текста не ясно – кто это? ). В день весеннего равноденствия празднуется Праздник Возрождения, посвященный началу пробуждения Природы. Кульминации этот процесс достигает к майскому полнолунию – началу лета и соответственно летней серии праздников.
Лето начинается с праздника Бельтайн, справляемого в майское полнолуние. Затем следует период " дней сосредоточения", заканчивающихся праздником Начала странствий. С этого периода обычно начинаются выезды на заготовки припасов и в походы. В день летнего солнцестояния празднуется день Купалы – праздник очищения. В августовское полнолуние отмечается День зверя – дань силам хаоса, бывшим первоосновой нашего мира. После этого дня начинается период сбора урожая. В середине этого времени, в осеннее равноденствие празднуется День урожая. На этом самом веселом и шумном празднике года заканчивается круг годовых праздников…" Дале в тексте описываются ритуалы праздников, исполнители которых называются друидами. Что можно сказать про этот текст? Он хотя и имеет заявку на формулу природной религии, но оказывается не самостоятельным. Так, он содержит праздник урожая, но не содержит весенних аграрных праздников, полагающих, что надо возделать землю, засеять ее, и зерна должны прорасти. Выходит, ард‑ гален маги хотят жать не сея. Что означает выезд на заготовки припасов в самое голодное время, в начале лета? Для викингов это означало начало морских экспедиций. Насколько известно, " Дом дракона" не практиковал ушкуйничество, а грибы и ягоды в это время еще не растут. Для охоты тоже вроде бы не сезон. Так что время выезда на заготовки не соответствует Природе и образу сельской жизни. Наконец, предложенная система как‑ то не предполагает, что есть старики и дети, есть семьи, есть ответственность перед своим родом‑ племенем за свои дела. Система молчаливо полагает, что есть собрание мечтателей, каждый из которых вышел из своего дома, оставив суету жизни для романтического время провождения, которое в документе представлено так: " … В реальную полночь все собираются на поляне вокруг специального, заранее сложенного костра. Друиды приходят на минуту раньше и специальным обрядом очищают место и освящают костер. После этого с чтением «Эанар» зажигается костер. Друид Тараэгнола благословляет рог с вином, читая над ним " Гимн Тараэгнолу". После этого друид сплескивает в огонь и пускает рог посолонь в круговую…" И так все праздники. Это может быть красиво, но за этим не оказывается проекции на бытовую реальность. Едва ли такая вера может быть слита с деяниями всей остальной жизни.
3. Нам было необходимо сделать это социологическое отступление для правильного отношения к вопросу. Теперь, собственно, обратимся к историческим друидам. Мы знаем о друидах из античных и христианских хроник. Друиды – мудрейшие, были кельтскими жрецами, волхвами, учителями молодежи, судьями и вообще носителями знания и памяти. Выполняли обряды жертвоприношений и гаданий. Выбирались они из знатных родов. Период ученичества составлял около двадцати лет. Их знания передавались устно и являлись тайной, которая не выдавалась, вероятно, под страхом отречения от богов. Такое отречение означало, что человек становится вне закона. Он не мог вступать в какие либо предусмотренные законом общественные отношения, и мог быть убит без каких либо последствий. Связь религии и всей остальной жизни кельтского общества времен господства друидов была чрезвычайно сильна. Друидами могли быть мужчины и женщины. В равной степени они хорошо владели оружием. Они проявили активное сопротивление сперва римской, а потом и христианской экспансии. В течение столетий, друиды были основной силой, противостоящей именно духовной экспансии в кельтский мир римской и христианской культур. Они тайно существовали все средние века, и существуют ныне. Такая живучесть и сила друидов означает, что они имели совершенную организацию с давно установившимися традициями, среди которых была традиция духовной и физической самозащиты. Друиды имели серьезную школу развития психических и творческих способностей, что нередко граничило с риском для жизни. Прошедший такую школу друид был бесстрашен и неизмеримо превосходил по интеллекту и навыкам соотечественников. Он мог не тратить жизнь на семейные хлопоты и добычу пропитания. Для этого нужно было иметь источник дохода. Возможно, его составляла десятина богатств кельтских вождей. Известно, что в свое время они были освобождены от налогов. Во времена Юлия Цезаря высшей властью в организации друидов обладала Карнаутская ассамблея друидов Галии, проходившая в глубине дубового леса. Ею управлял совет, нечто вроде круглого стола. Выбирался и глава всех друидов, но его власть не превосходила власти совета. Ассамблея была главным судебным органом, главным законодательным институтом и религиозным собранием. Все эти функции ассамблеи надо рассматривать как увязанные в единое целое мировоззрением и характером деятельности друидов.
В частности, там же производились гадания об исходе важнейших событий. К ученым и просвещенным, одетым в белое друидам приводили уголовника, обреченного стать жертвой богам. Кто‑ то из окружения друидов ударял его большим ножом в спину, так, чтобы нанести смертельную рану. По тому, как он корчился и умирал, друиды судили об исходе задуманного предприятия. Друидизм был неумолим в своих требованиях и проявлениях воли. 4. В третьей главе мы говорили о необходимости существования касты древних ведических жрецов, поддерживавших на огромной территории много столетий ведическую культуру и знание. В данном случае, мы с неизбежностью должны заключить, что организация друидов была если не прямым продолжением, то наследником касты ведических жрецов, у которых они фактически унаследовали традицию самозащиты. Коренное кельтское население состояло из независимых племен с общими традициями, но различными стереотипами поведения. Всех их в равной степени развращало золото и роскошь Рима. Плюс к этому, противостоять слаженности действий римских легионов они не могли. В результате, друиды не смогли удержать эти племена в рамках своей изначальной культуры. Это обстоятельство привело к сильному развитию среди друидов колдовства, так что все последующие европейские маги наследуют искусство друидов. По этой причине праздники друидов совпадают с нынешними праздниками ведьм. Это праздники такие: Зимнее и летнее солнцестояния. Осенние и весенние равноденствия. Ночь на 1 ноября – Новый год по календарю друидов, начало зимы или день мертвых – Самхейн. Ночь на 1 мая – Белтейн или Вальпургиева ночь – начало лета. Плюс еще два праздника 1 августа и 2 февраля, разбивающих годовой цикл на восемь равных частей. Друиды делили год на летнее и зимнее время. На все праздники зажигались костры. 5. Попытаемся реконструировать некоторые фрагменты мировоззрения и учения друидов. Друиды передавали свое учение устно, и оно было тайным. Участь всех подлинно тайных, не записанных знаний всегда трагична. Основной элемент философско‑ религиозного учения друидов состоял в том, что мироздание не двоично, (день‑ ночь, сухо‑ мокро), а троично. И сам Бог ‑ творец мира так же троичен. Троичность мира заставляла искать нестандартное видение третьего решения там, где профаны видели лишь один из двух исходов, (например: я его или он меня). Надо понимать, что эта идея лежала в основе суда друидов, который регулировал отношения между племенами, и носил характер арбитражного. Вот несколько примеров суждений друидов о троичности мира, взятых из книги " Тайны друидов" Н. Н. Бельского. " Есть три первичных единства: единый Бог, единая Истина и одна точка Свободы". Точка Свободы – это точка равновесия действующих сил. Искусство друидов заключалось в том, чтобы во всяком деле найти эту точку. Тогда всякое дело сдвинется посредством небольшого усилия. Аналогом этому служат огромные камни, качающиеся от малых усилий, которые много на севере Европы. " Бог необходимо троичен. Он составляет большую часть Жизни, большую часть Знания, большую часть Могущества. В этом величие Бога. Есть три первопричины живых существ: божественная Любовь в согласии с высшим Разумом; божественная Мудрость, знающая все средства, и божественное Могущество в согласии с высшей Волей, Любовью и Мудростью". Плюс много других изречений тройственной мудрости. Идея троичности во все века сохранялась у мистиков и эзотериков. Ее позднее отражение можно найти, например, в книге П. Д. Успенского " Новая модель вселенной", где он описывает свои мистические эксперименты. В них ему открылась истина: " В мире, где я оказался, очень важную роль играло число три. Вся вселенная являлась мне в виде «триады», составляющей некий трилистник… В мыслительном процессе было не только «да» и «нет», но и что‑ то еще. Решение всех проблем приходило от третьего неизвестного элемента, без этого элемента прийти к правильному решению было бы невозможно". Как видно, это повторение друидизма. Так же известны современные эзотерические представления, о том, что мир не двухполюсный, (право‑ лево, положительный заряд – отрицательный заряд), а трехполюсный. Но трехполюсность мира сегодня недоступна науке, потому идею трехполюсности не растолковать грамотеям с академическим образованием. Очевидно и эти " духовные открытия" восходят к идеям друидов. 6. Цитаты троичной мудрости мало что дают нашему пониманию и чувству. Попробуем реконструировать ключевую идею друидов о родстве человеческой души и дерева, а так же идею круговорота душ. Жизнь человеческой души имеет три фазы. Первая – фаза принуждения, когда душа человека подобна семечку, путь которого от дерева к земле определяется иными силами, а само семечко пассивно. Оно может годы лежать без влаги и почвы, и не давать всходов. Эта фаза называлась пребыванием в бездне Анвафен, пребыванием в круге пустоты, круге образования твари из смерти. Вторая фаза называлась кругом Абред, кругом принуждения, где человек не может рассчитывать на полное исполнение его воли и должен смириться с этим. Это когда семечко проросло и появилось дерево, ежегодно роняющее листву и оживающее вновь. Такое сравнение себя с деревом носило многоплановый характер. Оно открывало возможность того, что друиды выбирали себе деревья, роднились с ними. После их смерти, эти деревья представляли их дух, так что ежегодное собрание друидов, происходило не просто среди священных дубов, а еще и среди душ предков, которые зримо, в образе деревьев присутствовали на собрании. По характеру и дате рождения, человек оказывался родственным с конкретной породой деревьев. Из этого вытекало отношение человека к лесу. На этой идее строится известный гороскоп друидов. Лиственное дерево с ежегодно появляющейся и опадающей листвой – аналог многих жизней человека на земле. Подобно листве, человек проживает жизнь и умирает – уходит в мир блаженных, что расположен на неких островах к западу от кельтского мира. Там человек отдает долги, что не отдал в земной жизни, хотя и не расплачивается муками за преступления и пороки. При очередном рождении после смерти человек опять попадает в земной мир – в круг Абред. В круге Абред не смотря на принуждение, человеку дается возможность сравнивать, ибо он пребывает в нем с уравновешенным добром и злом. В Абреде боги дают круг воплощений души для того, чтобы через эти воплощения были познаны сострадание, любовь и сотворчество с могуществом Бога. Через перевоплощения развивается духовная сила. В этом круге надо понять цену и смысл жизни. Понять, что всякое одухотворенное существо рождено смертью. Поэтому надо прийти в равновесие со смертью: не бояться ее. Бедствия Абреда – это необходимость, отсутствие памяти предыдущих воплощений, смерть. По прошествии ряда перевоплощений, душа указанным образом созревает, восходит на должный уровень познания и праведности, и прекращает перевоплощения, поскольку переходит на божественный уровень. После этого, душа продолжает жить на небесах. Она попадает в круг блаженства Гвинфид. Это есть третья фаза. Ее аналогом является то, что родственное душе земное дерево погибает ‑ уходит с Земли. В круге Гвинфид восстанавливается память обо всех перевоплощениях. Там человек может всесторонне реализовать свое Знание, свою Волю и свою Власть, которые он обязан был постичь и развить в Абреде, в условиях свободного выбора своей участи. Для реализации этой своей воли, человек получает возможность прожить еще раз свои предыдущие жизни по выбору. Так, что достигшие круга блаженства могут путешествовать во времени. В частности, таковым был средневековый мудрец Мерлин, замаскированный фольклорной традицией под Николая Мирликийского. По одной ранней средневекой новелле, однажды люди нашли его плачущим, и спросили: – О чем ты плачешь, Мерлин? – Очень далеко, за тысячи миль от нас, сегодня, будет взят нечестивцами прекрасный город. Он будет разграблен и разрушен. – И что, никакая сила не сможет этому помешать? – Нет, никакая, потому и плачу. Судя по новелле, возможности человека, вернувшегося из Гвинфида, ограничены, хотя его способность видеть и чувствовать через расстояние и время поражает нас. Тот, кто не развил в Абреде стремления к знанию, привязанности к добру, а был привязан ко злу – тот в Гвинфид не попадал: свой рай друиды сделали под себя. Это рай для интеллектуала, эстета, художника и ученого, каковыми и были они сами. Такова основная этико‑ религиозная идея друидизма. 7. Судьба друидов оказалась многоплановой. После подрыва их власти Римской империей и христианизации кельтского мира, часть друидов осталась в вечной оппозиции к христианству и обратилась к черной магии. Другая же часть перешла в христианство и организовала раннюю христианскую церковь Западной Европы по образцу ордена друидов, а монастыри заполнила своим знанием и магией. Отметим, что римляне ничего не знали про руны – этот тайный магический алфавит друидов. Все рунические памятники принадлежат средневековью. Значит, поздняя античность если и знала руны, то не придавала им большого значения. Гадание на рунах получило развитие в средние века! Друидический цветочный гороскоп содержит цветы: орхидею и лотос. Они стали известны лишь после плавания в Америку и Индию! Из этих простых примеров однозначно следует, что друидизм жил и развивался на фоне христианизации Западной Европы. Из " Речей Сигрдривы", что в " Старшей Эдде", мы узнаем, что есть руны победы – на рукояти меча. Руны пива, что на роге, они избавляют от обмана. Повивальные руны – на запястье для помощи в родах. Руны прибоя – на корме и носу корабля, чтобы невредимым вернулся. Целебные руны – режь на стволе, что ветви клонит к востоку. Руны речи – их сплетают на тинге. Начертанные руны сами собой, без участия человека, оказывают воздействие на течение событий. Две руны, поставленные рядом, несут смысл отличный от того, какой они же несут по отдельности. Поэтому, магическое содержание рунических текстов бесконечно. Основным рунам соответствуют планеты, что приводит к идее рунического гороскопа. При гадании на рунах, выясняют не ответ на конкретный вопрос, а выясняют " настроение событий", атмосферу возможностей, которые предоставляет ситуация. Гадатель режет руны сам, и сам прописывает их собственной кровью, как в свое время кровью Одина были окрашены первые руны или были окрашены те ветви Мирового дерева, которые упали на землю и сложили графический рисунок, из которого были прочтены руны. Руны имеют свои звуки. Их звучание есть аналог восточных мантр. Сегодня это звуковой язык, который объединяет современных язычников Западной Европы, которые могут не знать языка друг друга, но быстро находят единство, если затягивают у костра: US‑ AS‑ IS‑ ES‑ OS – звуки успеха, или OG‑ EG‑ IG‑ AG – звуки экстаза. Иногда бывают и более мелодичные вещи, движущиеся кругом «поют»: O‑ oo, A‑ aa, U‑ uu, I‑ ii. В частности, последний протяжный звук означает равновесие жизни и смерти. Долгое повторение таких звуков вводит в состояние подобное опьянению. Вероятно, состояние оказывается качественно иным, если смысл этих мантр человеком хорошо усвоен и пережит. Надо отметить, что независимо от звуков рун, в общине 'Родолюбие' практикуется гудение, в результате которого происходит очистка сознания от душевного сора, и понимание воли богов становится доступнее. Практика гудения существует независимо от рун. Это общемировое явление. В частности, индусы тянут звук 'Ом'. 8. Мы перечислили достаточно примеров того, что друидизм продолжал жить и после принятия христианства. Правда, сейчас он утратил свою мощь, но в раннем средневековье имел место обратный процесс – друидизм, слегка прикрытый христианством, процветал. Из этого следует один парадоксальный вывод. Если академические ученые толкуют нам о единстве бюрократии западной и восточной христианских церквей, то надо иметь в виду, что западная церковь к северу от Альп, впитав в себя суть института друидов, принципиально отличалась от церкви православной во все времена, даже еще до официального их разделения. Именно друиды определили характер Ирландской церкви, которая в отличие от Римской, была много более лояльна к языческому наследию Северной Европы. Посредством монахов этой церкви – потомков христианизованных друидов, возникла рукописная традиция саг. В частности, то ли магом, то ли монахом Сэмундом Сигфусоном в 1130 году была записана и сохранена Старшая Эдда. 9. После привнесения христианства, в Ирландии продолжали официально существовать филиды и барды – певцы и сказители, формально отделившиеся от друидов. Некогда одной только песней они могли убить или воскресить человека, согнуть оружие, оправдать виновного. Такова была сила их слова. С веками она была утрачена. В семнадцатом веке общими усилиями и с мистической помощью умерших бардов, они восстановили комплекс своих древних саг, получивших общее название " Похищение быка из Куальнге". С нашей современной и посторонней точки зрения, это скучное произведение, не содержащее никаких важных сведений. Надо отметить, что эти саги хранились среди ирландских крестьян, и это говорит за то, что поздние барды и друиды были близки своему народу. Сегодня кельты перемешались среди народов, живущих к северу от Альп. Условно к кельтам относятся французы, англичане, ирландцы и скандинавы. Современные друиды считают себя наследниками жрецов Атлантиды, и считают себя их перевоплощениями. Друиды объединены в единый орден Бардов Оватов и Друидов, прием в который, якобы, начинается с вопросов: Ты кто? – Кельт. Чего ты хочешь? – Света Запада… Ритуал происходит в ночь на 21 июня, у костра, с обнаженным мечем, со вскидыванием правой руки. В свое время он был заимствован у друидов фашистами. Так же у костра играются свадьбы, и проводится некое крещение огнем младенцев. Хоронят друиды своих покойников через сожжение на кострах. До недавнего времени им разрешалось хоронить урны с прахом в пределах Стоухенджа – древнего храма и обсерватории друидов, доставшейся им в наследство от предшествующей цивилизации. Современные друиды имеют свои просветительские программы и духовные наработки, воссоздают и совершенствуют свое учение. Его основа: любовь к естественному миру, гармония с деревьями, травами, камнями. Цель – сохранение жизни на Земле. Современный друидизм должен рассматриваться как одна из природных религий. Вместе с этим друидизм продолжает свою тайную жизнь в недрах христианства. Так 5 августа 2002 года в прессу просочилась информация о том, что главным архидруидом Англии теперь назначен архиепископ кентебрийский. До этого, верховным друидом, оказывается, была английская королева. И хотя в той же прессе делаются смягчающие поправки, что друид, это просто человек, много сделавший для Англии – это заявление не более чем фиговый лист. Новоявленный архидруид в культовом одеянии приносил клятву, как полагается по друидическому ритуалу. Как видим, духовный институт, издревле охраняющий Англию, ее народ и территорию, сохраняется.
Одинизм и Старшая Эдда
1. До творения мира была бездна Гинунгагап. К северу от нее был мир холода, к югу мир жары. Из взаимодействия холода и жара родился великан Имир, другие инеистые великаны и корова Аудумле, молоком которой великаны кормились. Корова лизала соленый камень. От работы ее языка у камня появились волосы, затем голова и лицо, и так возник родитель Бури. От него родился Бор, от Бора и великанши Бестлы родились Один, Вили и Ве. Эти трое были первыми богами асами – небесными богами. Само собой разумеется, что Один и его братья не были продолжателями застойной мировой гармонии. Для начала они убили Имира, и это связалось с массой новых превращений, через которые образовалась наша планета и мир, в котором нам, людям, суждено жить и творить свою историю. Океан – кровь Имира, тело – Земля. Из черепа сделали небосвод, его закрепили задрав четыре края земли, так, что земная поверхность не выпуклая, а вогнутая. Искры из жаркой бездны – звезды на небе. Соль – солнце и Мани – месяц – есть сестра и брат из первых людей. Их образы то сливаются с солнцем и месяцем, то они оказываются их возницами. Создавая людей далее, Один дал им жизнь и душу, Вили – разум и движение, Ве – облик, речь, слух, зрение. Мир людей называется Митгард. Он отделен стеной от иного мира, где живут великаны. Эту стену построил один из великанов, и асы убили его, потому, что он просил за работу слишком много. Сами асы живут высоко в небе, в городе Асгарде. Землю и Небо удерживает в устойчивом равновесии мировое дерево – ясень Иггдрасиль. У его корней берет начало источник знания и мудрости Мимира, за глоток воды из которого Один отдал глаз. Корни мирового дерева поливают Норны – девы, имена которых переводятся как: Судьба, Становление, Долг. Помимо этих Норн, есть и личные норны у всех людей. Под землей живут подземные боги – ваны в стране Ванахейме. Асы дрались с ванами, но потом помирились. Из ванов боги Ньерд, Фреер, Фрея – стали асами. От асов к ванам жить ушли Мимир и Хенир. Мир, построенный Одином и другими богами на изначальном разрушении и кровопролитии должен в конце концов кончиться. Наступит день Рагнаради, когда восстанут побежденные до срока асами силы, и в борьбе с ними погибнут боги Асгарда и герои вальгалы. Тор прикончит молотом мирового змея, но и сам умрет от его яда. Огромный волк проглотит Одина. Локки и Хеймдаль убьют друг друга. Хеймдаль – сын Одина, охранитель Асгарда, слышит как растет трава. Через пятьсот лет после эпохи викингов он будет одним из коллег барона Менхаузена. Вообще, надо думать, что боги викингов, после исторического Рагнаради, коротали свою жизнь в образах сказочных персонажей Западной Европы. После дня Рагнаради или Рагнарека на земле наступит новый мир с добрым и уравновешенным богом Бальдером, и малое число уцелевших людей продолжат человеческую историю в новой эпохе Митгарда. В Асгард же придут сыновья Одина и Тора и принесут с собой Мельнир. 2. Эта известная ныне мифологическая картина по крупицам и деталям была реконструирована в основном по тексту " Старшей Эдды". Нельзя сказать, что это была единственная религиозная концепцией древних скандинавов, но по стечению обстоятельств именно она сохранилась наиболее детально. Тем не менее, в первом и непредвзятом впечатлении от " Старшей Эдды", внимание читателя привлекает не эта цельная мифологическая картина, а множество деталей разорванного мифологического знания, нравственные поучения и полу бытовые – полу философские сцены отношений богов, которые довольно конкретны и легкодоступны неискушенному слушателю. Самой серьезной в мифологическом плане оказывается первая глава Старшей Эдды, называемая " Пророчества Вельвы". Сама она происходит из сраженных и ушедших в небытие великанов. Она говорит о том, что было и что будет. А как мы знаем, не будет ничего хорошего, и если что‑ то хорошее сегодня есть, то ему надо радоваться как последней радости. Вельва говорит: " Тягость в мире, великий блуд. Век мечей и секир. Треснут шиты. Век бурь и волков. До гибели мира щадить человек человека не будет". Но наступит время, когда этот мотив западной цивилизации прервется мировой катастрофой, когда привязь не выдержит и вырвется пес Гарм – привратник Хели, и весь Запад пожрет огромный волк. Земля потонет и снова встанет из моря. После этого наступит время покоя. " Заколосятся хлеба без посева, зло станет благом, Бальдр вернется…" Появятся новые люди от двух уцелевших родителей. Гибель бога добра Бальдера от руки божества злодейства Локки наложила отпечаток зла на всю эпоху правления в мире асов во главе с Одином. Получается, что мир станет лучше и чище, когда теперешние боги умрут, но с ними умрут и люди этой эпохи. Это означает, что требовать от эпохи Одина чего‑ то большего, чем она может дать – нельзя. Мир надо принимать таким, какой он сегодня есть. Лучше он едва ли будет. 3. Каким должен быть и каким есть мир Одина, говорит он сам в образе Высокого. Высокий называет себя отцом всех людей, называет себя и по имени – Одином. Но легко видеть, что сами его «речи» сложены из нескольких различных текстов, в которых Высокий то обращается к конкретному человеку, то говорит как бы на воздух, и при этом демонстрирует нам различные нравственные системы. Эти системы опираются на жизненный опыт Одина, который оказывается опытом вполне человеческим: ему приходилось переживать страхи одинокого путника. Не одного ли корня слова Один и одинокий? Есть в его речах и элементы мифологии. Вот самый известный фрагмент, в котором говорится об обнаружении рун. Во все эпохи этот фрагмент претерпевал разного рода интерпретации и витиеватые дополнения, поэтому приведем его целиком. " Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых. Никто не кормил, никто не питал меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная их поднял – и с дерева рухнул". Вот и все. И появился этот текст в раннем средневековье. А фантазии на тему о том, сколько этих рун обнаружил Один, как их правильно писать и как они оказались под деревом – это все выдумки рунистов – надо же что‑ то им писать в книгах про руны. Говорит Один и про то, что знает он заклятья сильные, не знают их даже конунгов жены (! ). Так, например, " Если замечу, что ведьмы взлетели, сделаю так, что не вернуть им душ своих старых, обличий оставленных. " Такая возможность Одина заставляет во‑ первых задуматься: как понимали душу древние скандинавы? Во‑ вторых, становится ясно, что Один изначально ведьм не любил, и отмечал, что он в колдовстве даже жен конунгов выше! Нашел с кем ровняться. Эти слова означают, что у жен конунгов была своя сфера магической деятельности. Ее называли сейдом. Сейд был связан с экстазом, с выбросом психической энергии, для постороннего наблюдателя безобразным и буйным поведением, в результате которого совершалось волшебство. Сейд не предполагал посторонних зрителей, особенно христиан, и по этому должен был осуждаться. Созерцающий сейд, видел такие же откровения женщины, как если бы созерцал ее голой. Физиологически, сейд есть возбуждение сознания, требующееся вследствие бездеятельной полярной ночи и однообразия домашнего быта. Этим он сближается с дионисийскими мистериями. По результатам, сейд есть разновидность шаманской практики. В любом случае, он обязан был иметь свой комплекс религиозных представлений. Такая ситуация совершенно однозначно говорит за то, что помимо религии Одина, у скандинавов существовал мощный пласт матрической религии, с которой одинизм вел идеологическую войну. Но при этом его жрицами оказывались женщины из знати – жены конунгов. Насколько известно, их верховной богиней была Фриг, которая забирала к себе в небесное царство тех, в основном женщин, которые ей поклонялись. Там предавались вечной любви. Это загробное царство существовало независимо от вальгалы Одина, где собирались лишь воины, ели своего кабана и вечно дрались друг с другом. Валькирии при этом их не ублажали. Если у одинистов священное дерево – ясень, то у последователей Фриг мировое дерево – береза. Они научились выкапывать березу из земли и сажать ее корнями вверх. При правильной посадке на корнях появляются листья, а бывшие ветви становятся корнями. Сегодня такие перевернутые березы украшают сады мирных потомков викингов, (автор видел фотографию такой березы). Однако вернемся к нашей теме. Еще одно интересное утверждение Одина: " Водою младенца могу освятить – не коснутся мечи его". Как тут не вспомнить про Ахилла, возможна ли связь между верой Балтийского и Адриатического морей? Приведем ряд фрагментов из " Речей Высокого" нравоучительного характера. " Рано встает тот, кто хочет отнять жизнь и добро… Рано встает тот, кто без подмоги к труду приступает. " Во втором случае Один говорит про обыденный человеческий труд и этим сравнением как бы приравнивает войну к обыденной деятельности. В обоих случаях человек обогащается, и на этом основании труд викинга у себя дома и в условиях грабительского похода как бы одно и тоже. Такова психология учения Одина. " Сытым и чистым на тинг собирайся, хоть в бедной одежде; сапог и штанов стыдиться не надо, а так же коня, коль он неказист… Двое смерть одному, голове враг – язык; под каждым плащом рука наготове… Коня купи тощего, меч заржавелый… Красно говори и подарки готовь, чтоб жен соблазнять; дев красоту неустанно хваля, будь уверен в успехе… День хвали вечером, жен на костре, меч – после битвы, дев после свадьбы, лед – если выдержит, пиво – коль выпито. " Иначе говоря, помни, что нет правды в мире яви. 4. Один учит относиться с подозрением к тому, кто вас принял гостем. Самому же надо гостя принимать хорошо, выслушивать его до конца. Один хвалит мудрость житейскую. От пива мало
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|