Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние психологии. Мнение специалиста. Эра профконсультирования




Влияние психологии

В то время как Фрейд закладывал основы психиатрического консультирования, оно претерпевало значительное влияние со стороны другой зарождающейся дисциплины — психологии. Так же как в случае с первыми психиатрами и консультантами, все первые психологи были философами. Начиная с Рене Декарта (1596-1650), который


40 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ

Мнение специалиста

Хорошо! Достаточно, так достаточно. Это как раз все, что я могу выучить по истории. А что делать со всеми этими именами и датами? Предполагается, что я смогу запомнить весь этот материал? И все это будет в проверочных работах?

Дайте мне передохнуть. Я пытаюсь структурировать материал, запомнить, кто жив, а кто умер, понять, кто действительно внес важный вклад в развитие консультирования. Конечно, я осознаю, что знать историю необходимо, но у всего есть границы.

Я уже понял, что консультирование развивалось не совсем обычно, что его корни можно найти в самых разных дисциплинах. Также я понял, что то, что мы делаем, похоже на работу врачей. И философов. Все имена, о которых вы говорите, мне знакомы, но я никогда бы не подумал, что они имеют какое-то отношение к консультированию.

одним из первых стал изучать разум отдельно от души и тела, и продолжая английскими философами-эмпирицистами, такими как Джон Локк (1632-1704), Джордж Беркли (1685-1753), Дэвид Юм (1711-1776) и Джон Стюарт Милль (1806-1873), анализировавшими человеческий опыт в терминах его основных составляющих, философия стимулировала развитие психологии.

Любой психолог знает, что психология родилась в 1879 году, когда Вильгельм Вундт (1832-1920) основал первую экспериментальную лабораторию. Однако первым, кто получил право называться «профессором психологии», был Уильям Джемс (1842-1910). Идеи Джемса повлияли на развитие консультирования как самостоятельной дисциплины. Он ввел такие понятия, как «свободная воля», «сознательность» и «адаптивное функционирование», и полагал, что эмоции и действия, так же как мышление и разум, являются важной составляющей человеческого существования.

Конечно, с развитием психологии связываются и многие другие имена, например Стенли Холл, который первым получил докторскую степень по психологии и смог связать психологию с педагогикой. Конечно, и бихевиористы, во главе с Джоном Уот-соном и Б. Ф. Скиннером, внесли важный вклад в понимание человеческого поведения, проводя экспериментальное изучение подкрепления.

Экспериментальные психологи Макс Вертгеймер и Вольфганг Келер использовали другие подходы. Исследуя то, как обезьяны решают задачи, они сделали вывод, что обучение не всегда происходит планомерно и постепенно; иногда важную роль играют инсайты, и тогда у человека складывается целостная картина, а как известно, целое не равно сумме его частей.

Эра профконсультирования

В начале двадцатого века появляется совершенно новая тенденция. Проводятся важные социальные реформы, становится общепризнанным тот факт, что можно влиять на социальные процессы и индивидуальное развитие, а также направлять их и управлять ими. Это стало особенно очевидно в том, что касается образования и профессиональной ориентации.


Глава 2. ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 41

Происходит бурное промышленное развитие; возникает необходимость в высококвалифицированных рабочих и, как следствие этого, создаются новые программы профессиональной ориентации. Хотя здесь можно привести несколько имен, но именно Фрэнк Парсонс считается основоположником профконсультирования. В своей книге «Выбор профессии» (Parsons, 1909) он описал трехкомпонентную модель, которую можно использовать в профконсультировании:

• анализ интересов, способностей и склонностей индивида;

• подбор доступных специальностей;

• использование логических рассуждений для определения наилучшей альтернативы.

Как полагал Парсонс, эта процедура помогает выбрать специальность соответственно имеющимся навыкам и способностям.

Парсонс с коллегами использовали новую технологию тестирования и интервьюирования, помогая бостонским молодым безработным определить свои интересы и способности и затем найти подходящую работу. Таким образом, профконсультирование стало престижным занятием, позволяющим консультантам специализироваться в определенном виде оказания помощи. В образовательных учреждениях это была своего рода ниша, занимаемая консультантами, которая, однако, не стала их основной специализацией. Последние шестьдесят лет консультантов рассматривали прежде всего как школьных специалистов, помогающих учащимся принимать решения относительно их будущей профессии.

Кроме развития школьного профконсультирования консультирование как профессия находилось под влиянием и других факторов, которые включают в себя (Gladding, 1997; Nugent, 1994; Woody, Hansen, Rossberg, 1989):

1) создание стандартизованных тестов во время Первой мировой войны как инструмента для измерения способностей и даже личностных черт;

2) создание после Второй мировой войны организации, занимающейся делами ветеранов, оказание им помощи в реабилитации;

3) издание закона о защите национального образования, стимулирующего развитие науки, после того как Советский Союз запустил спутник, демонстрируя этим свое превосходство в освоении космоса;

4) развитие профессиональной реабилитации для помощи тем, кто утратил работоспособность;

5) создание первых консультационных служб при студенческих городках;

6) развитие системы охраны психического здоровья;

7) создание Американской ассоциации профконсультирования как первой профессиональной организации для консультантов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...