Внимательность к искусной речи
Искусная речь не та практика, которую выполняют на подушке для медитации. Она возникает в диалоге, а не в тишине. Однако во время формальной медитации вы можете подумать о своих речевых привычках и попытаться преобразовать возникающие мысли в искусные мысли, то есть такие, которые мотивированы щедростью, любящей добротой и состраданием. Вы можете проанализировать свои действия в прошлом, спросив себя: «Правильно ли я говорил вчера? Говорил ли я лишь мягкие, добрые, осмысленные и правдивые слова? » Если вы обнаружите в своей речи какие‑ то недостатки, можете дать себе обещание улучшить свою внимательность к искусной речи. Самое важное обещание, которое вы можете себе дать: думать, прежде чем говорить. Есть такое выражение: «Следи за своим языком». Однако гораздо важнее следить за своим умом. Язык не болтается сам по себе. Им управляет ум. Прежде чем открыть рот, проверьте свой ум и выясните, добродетельна ли ваша мотивация. Если ваша речь мотивирована алчностью, ненавистью или заблуждением, позже вы обязательно пожалеете о сказанном. Кроме того, примите твёрдое решение не говорить ничего, что может обидеть других. Этот обет обязательно поможет вам научиться как следует думать, прежде чем говорить. Если вы говорите внимательно, ваша речь всегда правдива, мягка и добра. Внимательность не позволит вам применять вербальные кинжалы, способные ранить людей до глубины души. Если у вас возникает намерение сказать что‑ то вредоносное, тут же прибегните к внимательности и искусному усилию, чтобы не позволить этим мыслям развиться. Обет не ранить других словом особенно важен, когда вы говорите с людьми, на которых обижены, или обсуждаете ситуацию, вызывающую в вас сильные эмоции. Будьте осторожны! Используйте лишь мягкие, тщательно подобранные слова. Осторожная, выверенная речь способна привнести в ситуацию спокойствие и гармонию, а также направить разговор в продуктивное, полезное и дружелюбное русло.
Если кто‑ то обращается к вам с раздражающими разговорами, например с придирками или сплетнями о ваших друзьях, и вы замечаете, что расстроились, просто прекратите участвовать в этом разговоре. Скажите про себя: «Я не должен поддаваться необдуманным реакциям. Я не должен скатываться в такое же невнимательное состояние, что и этот человек. Этот разговор никуда не ведёт. Моё решение: участвовать лишь в осмысленных разговорах». В большинстве случаев, если вы умолкаете, другой человек также прекращает раздражающие разговоры. Вы можете использовать возникшую паузу, чтобы придать беседе более позитивное направление. Вообще‑ то, на вас, как на последователе Будды, лежит ответственность вернуть разговор в правильное русло, как только вы заметите, что он пошёл не туда. Очень легко увлечься эмоциональным разговором и поднять крик. Громкая перепалка делает несчастными всех, кто при ней присутствует. Используя внимательность, вспомните, как ужасно вы себя ощущаете, когда ваши эмоции выходят из‑ под контроля. Напомните себе, что могут пройти часы или даже дни, прежде чем вы успокоитесь и сможете снова говорить с этим человеком. Многие добрые чувства между вами исчезнут – возможно, навсегда. Однако, несмотря на все свои усилия, время от времени вы будете выходить из себя. Если кто‑ то вас провоцирует, осыпая словами‑ кинжалами, вы можете полностью запутаться и сбиться с толку. В такой ситуации легко возникает гнев. Когда вы видите, как в вас нарастает заблуждение, скажите своему оппоненту: «Подожди‑ ка минутку! » – возможно, так вы выиграете время, чтобы очистить свой ум. Но что делать, если ваш оппонент говорит: «Нет, это ты подожди минутку! » Что тогда?
В ситуациях, когда разговор выходит из‑ под контроля, ваша задача – быстро вернуть внимательность и использовать искусное усилие, чтобы преодолеть гнев. Даже если гнев заставляет ваше сердце биться быстрее, вас прошибает пот, а руки трясутся, внимательность к решению всегда избегать грубой речи может вам помочь удержать себя в руках. Просто не позволяйте гневу указывать вам, что вы должны говорить. Сосредоточьтесь на дыхании, чтобы восстановить внимательность, и подождите, пока гнев не стихнет. Если вы успокоитесь, это даст как вам, так и вашему оппоненту шанс открыть своё сердце в гораздо более дружественном ключе. Ощутив теплоту в своём сердце, вы яснее увидите другого человека и, возможно, поймёте, что вас обоих так расстроило. Вы также можете увидеть, в какое сильное замешательство вас приводит гневное состояние ума. Когда чувства уважения и заботы ещё немного усилятся, вы сможете использовать этот момент, чтобы начать новые отношения, в которых будет больше любви, а также усилить ощущение товарищества. Это то, к чему всегда следует стремиться. Если вы видите, что, дисциплинировав свои ум и речь, вы сделали ситуацию более гармоничной, поздравьте себя! Скажите себе: «Это как раз то, чего я хотел. Я хочу всегда вести себя таким образом, чтобы происходили такие прекрасные вещи». Возвращайтесь к этой мысли снова и снова. Позвольте мне рассказать вам историю о том времени, как мне самому пришлось использовать внимательность для практики искусной речи. Возможно, в моём опыте вы найдёте подсказки о том, как применять внимательность в ситуациях вашей собственной жизни: на работе, дома и в личных отношениях. Много лет назад, когда на меня была возложена ответственность управлять одним храмом, группа людей созвала собрание спонсоров храма. Эти люди были против одной задачи, которую я хотел решить, и им нужно было место, где они могли бы высказать своё негодование. Возможно, одним из пунктов их повестки также был подрыв моей репутации. Некоторые из этих людей испытывали сильные эмоции в отношении обсуждавшихся вопросов. Они родились в буддийских семьях, но медитация их совершенно не интересовала. Вообще‑ то, они считали медитацию полным безумием. Поэтому они не понимали моих задач. Я ожидал, что эта встреча будет для меня непростой, но произошедшее оказалось даже хуже, чем можно было себе представить.
На встрече было около сорока участников, включая многих моих родственников, близких друзей и других сторонников моей программы. Ещё до официального открытия собрания и представления участников один очень простой человек поднялся и начал говорить. Он был необразован и неискусен и явно имел тенденцию к грубой речи. Он почти ничего не говорил о вопросах, касавшихся храма, зато ему было что сказать обо мне. Используя уничижительные, вульгарные термины, он обвинил меня в том, что я годами ничего не делал для храма, что из‑ за меня храм может лишиться поддержки и т. д. Пока он говорил, из его рта постоянно сыпались неприемлемые, унизительные и обидные слова, и так продолжалось около двадцати минут. Во время этой шокирующей словесной атаки я работал со своим умом. Я подыскивал разумные доводы, чтобы не позволить гневу захватить мой ум. Я видел, что этого человека что‑ то сильно тревожит, и думал про себя: «Я знаю, что по своей натуре это мирный человек. Раньше у нас были хорошие отношения. Вероятно, кто‑ то другой, имеющий сильную заинтересованность в этих делах, отравил его ум». Пока человек говорил, я осознал, что у меня было множество возможностей для духовного и культурного развития, которых не было у него. Я вспомнил, что его образование сводилось к начальной школе, он мало что умел и практически не интересовался духовной практикой. Так я пытался развить сострадание к нему, а также благодарность за то, что моё обучение вряд ли когда‑ нибудь позволит мне действовать или говорить подобным образом. Я также размышлял о контексте происходящего. Я подумал, что, если начну ему возражать, мои сторонники меня поддержат, и встреча может перерасти в отвратительную склоку. Я видел, как у присутствующих расширились глаза, как они хмурились, глядя на этого человека, и ёрзали на стульях. Я чувствовал, что мои родственники были под особенно сильным впечатлением. Я старший в своей семье – я брат, дядя, двоюродный дед и двоюродный прадед, и все родственники знают меня как доброго монаха. Естественно, мои родственники меня уважают и стремятся защитить. Я знал, что, если покажусь им обиженным или расстроенным словами этого человека, они рассердятся и испытают другие вредные состояния ума. Они могут даже начать драку. Итак, я сказал себе: «Сейчас я должен практиковать внимательность, терпение и понимание, чтобы на собрании снова воцарился мир».
Я установил внимательность, сосредоточившись на дыхании. Когда вам бросают вызов, очень важно остановиться и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, прежде чем отвечать – подышать пару минут или сделать тридцать вдохов и тридцать выдохов. Такая пауза даст вам время расслабиться и очистить свой ум, благодаря чему вы сможете говорить рациональные вещи и не «взорвётесь». Наконец показалось, что человек полностью высказался и замолчал. Все были в напряжении. Все смотрели на меня. Тогда я сказал спокойным голосом: «Этот джентльмен был моим другом. Он всегда поддерживал храм и сделал много хорошего и полезного. Кроме того, ему известно, что я сделал для храма за эти годы. Однако, похоже, что сегодня он по какой‑ то причине расстроен, разочарован и, кажется, вышел из себя. В связи с этим мне бы хотелось благословить его и всех присутствующих». Я попросил всех сложить руки в молитвенном положении и почтить Будду, трижды повторив: «Выражаю почтение Блаженному, Благородному, Полностью просветлённому». Именно так мы всегда начинали формальные церемонии. Традиция имела такой вес, что после этого никто не мог бы начать ссору или выразить негативное мнение. Это было бы неуважением к Будде. После этого я попросил присутствующих принять пять обетов, что возвысило их ум и напомнило им об указаниях Будды в отношении подобающего, никому не вредящего поведения. Наконец, я прочёл длинную молитву‑ благословение, а когда закончил, сказал: «Можете идти домой. Собрание окончено». Итак, всё действительно закончилось. В течение нескольких лет этот человек был ко мне холоден, однако позже у меня появилась возможность оказать ему услугу, когда он столкнулся с серьёзными трудностями. С тех пор и по сей день он расположен ко мне и всегда выражает исключительно благодарность и уважение. Внимательность – это ключ, который помог мне справиться со сложной ситуацией. Эта техника может сработать и в вашем случае. Иногда люди говорят, что всё происходит настолько быстро, что «даже с внимательностью» они не способны контролировать свои слова и поступки. Но утверждение, что это происходит «даже с внимательностью», не имеет смысла. Возможно, их внимательность была слаба либо пала под натиском алчности, ненависти или заблуждения. Внимательность по определению позволяет нам управлять тем, что мы думаем, как действуем и что говорим. Невозможно внимательно кричать на другого, внимательно злоупотреблять спиртным или внимательно предаваться прелюбодеянию. Если вы действительно внимательны, вы просто не сможете этого сделать!
Наши привычки очень сильны, и поэтому, когда мы открываем рот, кажется, что нас просто прорывает. Мы можем не осознавать, сколько энергии теряем, когда говорим. Благодаря внимательной осознанности мы устраняем эти утечки, и энергия накапливается. Мы можем использовать накопленную энергию для развития прозрения в природу наших привычек. Используя энергию как топливо, мы можем во время медитации побеседовать с собой и разобраться в своих действиях, углубляя тренировку ума. Однако если мы выпускаем скопившуюся энергию без внимательности, часто происходит взрыв: бах! – словно из бутылки вылетает пробка. Чаще всего я это наблюдаю в конце ретритов. Ещё несколько мгновений назад группа безмолвных людей сидела неподвижно или тихо и медленно ходила. И вдруг благородное молчание ретрита заканчивается, и поднимается рёв и щебет разговоров. Неудержимый поток речи льётся час или два, пока наконец вся накопленная энергия не растрачивается. Чем длиннее был ретрит, тем беспечнее и легкомысленней становятся люди, если не предпримут усилий, чтобы быть крайне внимательными к своей речи. Единственное противоядие от неправильной речи – большая доза внимательности, и не только во время ретрита и в сложных или затруднительных ситуациях, но и на протяжении всей жизни. Внимательность к искусной речи поможет вам стать счастливее. Уж поверьте мне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|