Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ключевые моменты внимательности к искусному действию




Ключевые моменты внимательности к искусному действию

 

● Любой, кто заинтересован в духовном развитии, должен соблюдать пять обетов: воздерживаться от убийства, воровства, лжи, неподобающего сексуального поведения и употребления наркотиков и алкоголя.

● Употребление мяса не подпадает под определение убийства.

● Убийство подразумевает намерение, знание, планирование и исполнение плана.

● Не убивая, мы можем действительно перестать причинять другим вред и практиковать любящую доброту.

● Воровство – это присвоение того, что не было дано, включая чужие идеи.

● Не воруя, мы можем развить уважение к потребностям других и практиковать сорадование.

● Обет об отказе от неподобающего сексуального поведения подразумевает отказ от изнасилования, манипулирования другими с целью заставить их заняться с вами сексом против их воли, а также секс с несовершеннолетними, животными, чужими супругами и теми, кто находится под защитой родителей или опекунов; кроме того, сюда входит отказ от измены в отношениях.

● Если мы избегаем неподобающего сексуального поведения, тревожащая нас похоть ослабевает.

● Сексуальные отношения с собственным супругом или партнёром не считаются неподобающим поведением.

● Нам следует избегать любого неподобающего использования органов чувств. Это поможет нам отбросить алчность, благодаря чему мы разовьём дух щедрости по отношению к другим.

● Зависимость от алкоголя и наркотиков может возникнуть быстро или развиваться постепенно как обусловленное поведение; она причиняет большой вред, поэтому лучше вообще не начинать.

● Воздерживаясь от опьяняющих веществ, мы сохраняем ясный ум и работаем над устранением заблуждений. Мы можем развить внимательность и научиться действовать, согласуясь с реальностью.

● Принятие личных обетов, таких как восемь практических обетов или восемь пожизненных обетов, может существенно помочь нам в развитии сосредоточения и продвинуться вперёд по пути, указанному Буддой.

● Внимательность может помочь нам победить соблазн, избежать ссор, а также с состраданием относиться как к чужим безнравственным поступкам, так и к нашим собственным.

 

 

Шаг 5

Искусный образ жизни

 

Один ученик как‑ то рассказал мне о прозорливой бизнесвумен, следующей буддийским этическим принципам. Решив инвестировать свободные средства, она увидела предложение о продаже сети магазинов, торговавших алкоголем. Она знала, что если купит их, то, вероятно, получит большую прибыль. Однако что‑ то останавливало её. Она проанализировала бизнес торговли алкоголем и осознала, что он может вредить некоторым покупателям. Напившись, они могут причинить вред себе или другим, могут допиться до алкоголизма или усиления зависимости. Чтобы избежать негативных последствий для своего духовного роста, она отказалась от сделки.

Эта небольшая история демонстрирует силу истины: то, как мы зарабатываем средства к существованию, не должно идти во вред нашему духовному развитию. Мы не можем создать исчерпывающий перечень профессий, соответствующих искусному образу жизни, однако Будда дал нам основополагающее указание: любая работа, не причиняющая вреда тому, кто её выполняет, и другим людям, может относиться к искусному образу жизни. Разумеется, если мы не просветлены, ни одна работа не будет идеальной. Единственный действительно идеальный способ заработка – это работа, выполняемая тем, кто достиг совершенства: тем, кто полностью устранил алчность, ненависть и заблуждение. Однако и те, кто ещё не достиг конца пути к совершенству, могут многое сделать для гармонизации своей профессиональной и духовной жизни.

Подобно большинству аспектов буддийской этики, искусный образ жизни имеет двухуровневое обоснование. Заниматься делом, причиняющим вред другим, неправильно, поскольку это нарушение этических принципов. В то же время это неправильно, поскольку причиняет вред нам самим. Поскольку мы ещё не достигли просветления, мы не можем полностью избежать волнений и страданий. На работе могут возникать ситуации, вызывающие у нас алчность и отвращение. Однако мы можем избегать занятий, препятствующих нашему духовному росту. Если наша работа заставляет нас слишком много волноваться, наш ум не может в достаточной мере успокоиться для медитации.

Рассмотрим очевидный пример. Допустим, есть человек, чья работа связана с убийством животных. Возможно, он тестирует новые лекарства на лабораторных мышах или зарабатывает на жизнь рыбной ловлей. Или же он профессиональный живодёр на скотобойне. Он каждый день видит страдания живых существ, которые сам же порождает. Он видит страх в их глазах и их попытки сбежать; он слышит, как они визжат и пищат от боли. Все эти образы преследуют его, когда он возвращается домой. Чтобы делать свою работу, он вынужден убеждать себя, что у животных нет чувств, что они не такие живые существа, как он сам. Глубоко в сердце он знает, что это не так, однако продолжает убивать, поскольку это его работа. Из‑ за этой внутренней борьбы во время медитации возникают тревожные мысли и образы. Он не может практиковать любящую доброту, не может даже расслабиться. Очевидно, что работу этого человека нельзя отнести к искусному образу жизни.

Легко понять, что определённые занятия, такие как убийство животных, всегда тревожат ум. Однако большинство из нас сталкиваются с такими примерами, которые гораздо сложнее оценить с точки зрения искусного образа жизни. Некоторые занятия могут быть приемлемыми в одних ситуациях и неприемлемыми в других – в зависимости от обстоятельств, например, когда начальник вынуждает подчинённых совершать аморальные поступки. Существует трёхэтапная проверка, позволяющая оценить ту или иную работу с точки зрения соответствия искусному образу жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...