Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для оценки искусного образа жизни




 

Вы можете определить, относится ли работа к искусному образу жизни, ответив на три взаимосвязанных вопроса.

Во‑ первых: является ли моё занятие в корне неправильным?

То есть причиняет ли оно вред по определению? Связано ли оно с производством, покупкой, продажей, распространением или использованием огнестрельного или иного оружия? Связано ли оно с опьяняющими веществами или ядами? Подразумевает ли оно причинение вреда живым существам или их убийство? Будда заметил, что занятия, связанные с оружием, ядами и убийством, определённо являются неправильным способом заработка.

К этой категории относятся многие занятия. Например, разработка и производство химического и биологического оружия, изготовление и продажа инсектицидов, разработка компьютерных систем наведения снарядов, а также получение прибыли от производства с эксплуататорскими условиями труда. Я бы добавил, что написание статей для жёлтой прессы, разрушающих репутацию публичных фигур, и работа на ток‑ шоу, транслирующих полные ненависти сюжеты, также относятся к «ядам», о которых Будда говорил как о неправильных способах заработка.

Нам также следует распространить указания Будды за пределы традиционной области их применения. Зарабатывать на жестоких видах спорта, таких как бокс, от участия в которых страдают люди, неправильно. Также неправильно владеть казино или другими игорными заведениями. Подобно алкоголю, азартные игры могут вызывать зависимость. Они мотивированы жадностью и часто приводят к преступлениям, причиняющим вред невинным людям. Можно также, не задумываясь, сказать, что любая криминальная деятельность, включая сделки на чёрном рынке и другие незаконные транзакции, мошенничество, вымогательство и преступления, совершаемые должностными лицами, является неправильным образом жизни.

Продажа наркотиков попадает в категорию работы с «ядами». Наркоторговцы известны тем, что для защиты своей территории, заключения сделки или бегства от правосудия, готовы идти на жестокие и безнравственные поступки. Более того, наркотики, безусловно, причиняют вред слабым и уязвимым людям, покупающим и использующим их. Потребители наркотиков идут на преступления, чтобы достать деньги. Страдают и ни в чём не повинные члены их семей: от домашнего насилия, нехватки средств к существованию и горя, когда их зависимый родственник попадает в тюрьму или другие неприятности.

Однако в силу сложности нашей экономической системы определить, что относится к неправильному образу жизни, иногда не так‑ то просто. Например, можно ли утверждать, что служба в армии всегда по определению неправильна? Не всегда. Если эта работа вынуждает человека использовать оружие, в том числе компьютеры для запуска ракет, вероятно, это неправильный способ заработка. Однако быть медицинским работником или поваром не обязательно неправильно. Сомневаюсь, что повар в столовой думает: «Я хочу накормить этих солдат, чтобы они могли идти и убивать! »

На ум приходят и многие другие занятия. Изготовление ядерных боеголовок явно попадает в список запрещённых Буддой занятий, но попадает ли туда работа на урановых рудниках и добыча урана для боеголовок? Является ли в корне неправильной работа в магазине, получающем существенную прибыль от продажи огнестрельного оружия? А как насчёт работы за минимальный оклад в киоске, продающем бургеры? Можно представить себе множество видов вреда, которые та или иная работа косвенным образом причиняет людям. Университетский профессор может чувствовать уколы совести в связи с фундаментальными научными исследованиями, результаты которых могут быть использованы военными. Работник сталелитейной промышленности может создавать заготовки для производства охотничьих ружей.

В подобных случаях следует спросить себя: «Имею ли я прямое отношение к ядам, оружию или убийству? Причиняю ли я намеренно вред другим или себе? » Как правило, чем больше дистанция между вашими профессиональными обязанностями и тем вредом, который может быть в результате причинён каким‑ то существам, тем менее вероятно, что эта работа попадает в категорию в корне неправильных занятий.

Во‑ вторых: приходится ли мне в связи с работой нарушать пять этических обетов?

Если ваше занятие прошло первый уровень проверки, ответьте на вопрос, заставляет ли оно вас нарушать какие‑ либо из пяти обетов искусного действия. Этические нормы определённого рабочего места могут превратить работу, которая в других условиях была бы приемлемой, в неправильный способ заработка. Например, в одной юридической фирме от адвокатов могут требовать соответствия высочайшим стандартам этического поведения. В другой адвокатской конторе их могут подталкивать к уничтожению улик, обману присяжных или выставлению клиентам завышенных счетов. Совершение таких аморальных действий на рабочем месте вызывает сильное волнение ума и препятствует духовному росту человека. Я помню одного адвоката, посещавшего Общество «Бхавана». Когда он пытался медитировать, то всякий раз начинал плакать и не мог остановиться. Меня всегда интересовало, не из‑ за того ли он так неспокоен, что совершил много неправильных поступков, чтобы выиграть дела в суде.

Бывает также, что во всех отношениях прекрасная работа становится неправильным способом заработка для человека, решающегося на безнравственное поведение. Например, один человек, принимающий экзамены на водительские права, может вести себя честно и не брать взяток. Другой же человек, выполняющий такую же работу, может быть насквозь коррумпированным. Коррумпированный работник зарабатывает на жизнь неправильно, но тот, кто не коррумпирован, может вести правильный образ жизни. Любую хорошую работу или профессию можно извратить. Я был знаком с одним доктором в Малайзии, выписывавшим работникам больничные листы, которые те могли показать своим работодателям; за каждый день больничного он просил около пяти долларов. Этот доктор настолько привык к этой практике, что сходу спрашивал любого входившего пациента: «Сколько дней? »

Есть одна известная история о Будде и его злобном двоюродном брате, могущественном монахе Девадатте, в которой говорится о двух людях одинаковой профессии, по‑ разному подходивших к ней с точки зрения искусного образа жизни.

 

Согласно фольклорной традиции, будущий Девадатта впервые затаил обиду на Будду в одной из прежних жизней, когда из‑ за честного способа ведения бизнеса Бодхисаттвой – будущим Буддой – беспринципный Девадатта понёс убытки.

В той жизни будущий Девадатта и Бодхисаттва были конкурирующими торговцами, путешествовавшими вместе и продававшими горшки и сковороды. Приходя в город, они делили улицы между собой, чтобы решить, кто первым отправится в тот или иной дом. После этого каждый шёл своим путём, выкрикивая: «Покупайте горшки! Покупайте сковороды! » В доме богатой в прошлом вдовы и её дочери, теперь живших в ужасной нищете, была золотая чаша, покрытая сажей. Женщины не знали её цены. Когда Девадатта постучался в их дверь, дочь попросила у матери разрешения обменять чашу на какой‑ нибудь пустяк. Алчный Девадатта быстро понял, что чаша стоит целое состояние, но решил обмануть бедную женщину. Он заявил, что чаша ничего не стоит, бросил её на пол и ушёл, намереваясь вернуться позже и предложить им за неё ничтожную цену.

Немного позже, когда к тому же дому пришёл Бодхисаттва, женщины после некоторого колебания спросили его, не обменяет ли он чашу на какой‑ нибудь пустяк. Честный Бодхисаттва открыл им настоящую цену чаши и сказал, что не сможет заплатить им даже малой доли этой цены. Женщины обрадовались и почувствовали большое уважение к Бодхисаттве вследствие его честности. Они попросили его просто дать им то, что он может. Тогда он отдал им все свои деньги, горшки и сковороды. Взяв золотую чашу, Бодхисаттва поспешил к переправе через реку, догадавшись, что задумал Девадатта.

Вскоре после ухода Бодхисаттвы Девадатта вернулся к дому женщин. Завидев его, мать бросилась к нему, крича, что он пытался их обмануть. Она сказала ему, что другой торговец был честен с ними и хорошо заплатил. Осознав потерю, Девадатта издал крик и словно обезумел. Он разорвал свою одежду, выбросил свои товары и погнался за Бодхисаттвой, крича, что тот украл его чашу. Добежав до реки, он увидел, что Бодхисаттва уже наполовину пересёк её на лодке, переправлявшей пассажиров. Он кричал ему остановиться, но Бодхисаттва спокойно велел лодочнику не обращать на него внимания и продолжил двигаться вперёд. Девадатта глядел на уменьшающуюся фигуру Бодхисаттвы с ненавистью и горем. Из его рта хлынула горячая кровь. Его сердце разорвалось, и он замертво рухнул на землю.

Так Девадатту уничтожила его собственная нечестность в делах. Бодхисаттва разбогател после продажи честно купленной чаши. Он посвятил свою жизнь благотворительности и благим делам. Когда он умер, его честность обеспечивала ему хорошие рождения, пока наконец он не достиг состояния Будды. Девадатта также переродился в соответствии со своими деяниями. Он продолжил соперничать с Буддой. В последней жизни Будды, после его просветления, Девадатта даже пытался убить Будду. Говорят, что земля разверзлась под ним, и он провалился в ад. (J 3)

 

Наконец, спросите себя: имеет ли моя работа такие аспекты, которые постоянно тревожат меня и не дают моему уму успокоиться?

Если ваше занятие прошло первые две проверки, вам следует проанализировать, какие ещё факторы могут препятствовать вашему духовному росту. Это бывает непросто. Поскольку не существует идеальных работ, каждый из нас должен решить для себя, какие проблемы кажутся ему непреодолимыми. Бесчестные коллеги? Грубые клиенты? Химические растворители, которые могут повредить вашим лёгким? Отходы производства, пагубно влияющие на окружающую среду? Косвенные связи с компаниями, заставляющими своих работников трудиться в ужасных условиях «потогонок»?

С моей точки зрения, чтобы решить, соответствует ли работа искусному образу жизни, следует оценить её влияние на ум. Представьте себе некую компанию, сбрасывающую в реку токсичные отходы, причиняя огромный вред обитающей там рыбе и другим живым существам. Об этом становится известно сотрудникам. Двое сотрудников хотят практиковать искусный образ жизни. Должны ли они уволиться из компании?

Один из сотрудников относится к произошедшему с отвращением. Он снова и снова воспроизводит в уме кадры новостных репортажей о случившемся. Он думает о неблагих качествах людей, принявших это решение, и мысленно обсуждает свой взгляд на историю с воображаемыми обвинителями. Другая сотрудница продолжает делать своё дело, испытывая сострадание ко всем вовлечённым в ситуацию, включая людей, ответственных за это решение. Она по‑ прежнему надеется, что официальные представители компании осознá ют пагубность таких действий и примут меры, чтобы подобное не повторилось в будущем. Эти мысли не тревожат её ум. Одни люди утверждают, что оба сотрудника должны уволиться, поскольку работают в аморальной компании. Другие могут сказать, что сотрудник, у которого возникли неблагие мысли, должен уволиться, поскольку эти рабочие условия негативно сказываются на его уме.

Мы должны использовать здравый смысл и понимание учений Будды, чтобы выяснить, что правильно. Этические принципы имеют значение. Мы не хотим принимать участие в неэтичных действиях или поддерживать их. Если мы говорим себе: «То, что я делаю, не имеет значения; кроме того, происходящее не влияет на меня лично», мы отгораживаемся от мира. Учения Будды о любящей доброте говорят нам, что мы должны заботиться не только о себе и ближайших родственниках, но и обо всех остальных членах нашей семьи, соседях и сообществе – обо всех вообще! Каждый из нас – просто маленькая клеточка, соединённая с миллиардами других клеточек в теле этого мира. Мы обязаны отстаивать то, что правильно. Однако очень важно понимать, что, делая это, мы должны быть осторожны, не оскорблять других и не бросаться обвинениями сгоряча. Любое действие, которое мы обдумываем, даже направленное на исправление ужасной несправедливости, должно основываться на чувствах любви и дружелюбия по отношению к противоположной стороне и всем существам вообще. Тогда мы действуем, принимая это во внимание и испытывая огромное сострадание.

Но вернёмся к вопросу о том, следует ли уволиться двум сотрудникам компании, загрязняющей окружающую среду. Нам не следует делать скоропалительных выводов. В зависимости от нашего отношения увольнение может быть правильным или неправильным поступком. Точно можно сказать лишь одно: всегда правильно делать то, что защищает и укрепляет здоровье нашего ума. Безразличие к причиняемому вреду – это нездорово. Но и расстраиваться, приходить в ярость или испытывать ненависть тоже нездорово. Даже если мы решим, что должны уйти с работы, дабы придерживаться искусного образа жизни, уходя в ярости, мы не помогаем себе на пути. Наш ум должен оставаться спокойным, любящим и внимательным. Мы должны всегда помнить, что наша высшая цель – полностью освободить ум от алчности, ненависти и заблуждений. Самое большее, что мы можем сделать для мира, это встречать любые жизненные обстоятельства в ясном, сострадательном и любящем состоянии ума. Находясь в состоянии спокойствия и равностности, мы действуем или отказываемся действовать сообразно тому, что будет наилучшим образом способствовать развитию любящей доброты и сострадания и отражать их.

Принимая это во внимание, лучшее, что могут сделать сотрудники компании, – это работать с собственным умом, чтобы обрести спокойствие. В таком ясном и умиротворённом состоянии ума, принимая во внимание личные и социальные факторы, они должны решить, будет ли продолжение работы в компании самым любящим и сострадательным выходом из данной ситуации. Они могут оценить серьёзность произошедшего, был ли этот инцидент единичным случаем или одним случаем из множества подобных случаев, каково их личное участие, а также смогут ли они продолжить выполнять эту работу без лишнего волнения. Чувствительный сотрудник, имеющий лишь отдалённую связь с управлением компанией, может расстроиться гораздо сильнее, чем толстокожий топ‑ менеджер. Если аморальные действия компании тревожат сотрудника, делая его беспокойным и не давая ему сосредоточиться, этот сотрудник должен непременно принять какие‑ то меры.

Увольнение – это один из вариантов, но есть и другие. Например, сотрудник может что‑ то предпринять внутри компании, чтобы остановить вредоносные действия, сообщить о действиях компании властям, помочь жертвам или писать обличительные статьи о том, как компании могут предотвратить подобные ошибки и вести бизнес более этично. Если сотрудник всё же решает уволиться, ему или ей не следует спешить – возможно, лучшим первым шагом будет поиск новой работы. На каждом этапе сотруднику следует спрашивать себя: «Что я могу сделать – с равностностью, любящей добротой, состраданием и заботой обо всех существах? Какие действия способствуют здоровью моего ума? »

Искусный образ жизни может оказаться под угрозой не только вследствие волнений ума, связанных с заботой об этике компании. Идеальная во всех отношениях ситуация может испортиться, если вас начнёт сексуально домогаться новый коллега. Вас могут перевести в отдел с раздражительным начальником и коллегами, которые выпивают во время обеденного перерыва или устраивают «закрытые вечеринки» с наркотиками после работы.

Если вы способны сохранить свой моральный облик в таких сложных условиях, то должны сами решить, тревожит ли такое поведение коллег ваш ум и препятствует ли оно вашему духовному развитию. Оценка того или иного занятия с точки зрения критериев искусного образа жизни всегда связана с конкретной ситуацией. Ситуация, загоняющая одного человека в ловушку нездоровых мыслей, может дать другому возможность для практики терпения и сострадания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...