Четвёртый уровень. Внимательность к искусному сосредоточению
Четвёртый уровень
Как и в предыдущих случаях, вы многократно достигаете третьего уровня сосредоточения и наконец теряете интерес к счастью. Когда счастье улетучивается, ваша внимательность становится ещё чище благодаря присутствию равностности, чувству совершенного эмоционального баланса, в котором отсутствует что‑ либо болезненное или приятное. Внимательность и равностность начинают казаться вам более умиротворёнными состояниями, чем счастье. Полностью отпустив счастье, вы достигаете четвёртого уровня сосредоточения, на котором внимательность очищается силой равностности. Вы вспоминаете, что на третьем уровне также присутствовала равностность, однако вы ещё не отпустили счастье, и поэтому она не была достаточно сильной, чтобы очистить внимательность. На четвёртом уровне сосредоточения ум совершенно умиротворён, тих и стабилен. Поскольку все негативные состояния ума подавлены, ум становится невозмутимым. Ментальная чистота и ясность, пронизывающие ваше тело, подобны нежно и заботливо обёрнутой вокруг вас мягкой и чистой белой ткани. Эта ткань настолько чистая и нежная, что вы едва ощущаете её, однако она защищает вас от насекомых, жары, ветра и холода. Подобным образом, когда ум чист и ясен, ничто не может вывести его из равновесия и склонить к цеплянию или отвращению. Он остаётся равностным. Даже если тело ощущает укусы насекомых, холод или жар, это не влияет на ум. Если кто‑ нибудь потянет вас за рукав и заговорит с вами, ум проигнорирует это вторжение, оставаясь сосредоточенным и невозмутимым. На этом этапе ваше сосредоточение становится по‑ настоящему сильным. Ум становится собранным, чистым, ярким, свободным от препятствий и стабильным. Он гибок, но невозмутим, а обретённые им сила и острота направлены на его важнейшую задачу. Когда вы концентрируете этот сосредоточенный ум на объекте, вы видите объект так, как есть. Иными словами, совершенно сосредоточенный ум способен проникнуть в истинную природу реальности.
* * *
Эти четыре стадии полного сосредоточения настолько приятны, что вам может захотеться окунуться в них просто для собственного удовольствия, не направляя ум к прозрению. Однако если вы просто будете упиваться блаженством и не станете исследовать различные способы применения сосредоточения, то ограничите силу сосредоточения. В этом нет ничего плохого, и ваше сосредоточение по‑ прежнему будет благим. Однако не направить сосредоточение на достижение важной цели всё равно что получить в подарок самую быструю и чистокровную скаковую лошадь и использовать её лишь для спокойных и приятных прогулок по округе. Полное сосредоточение – слишком ценный инструмент, чтобы не использовать его. Если, достигнув сосредоточения, вы примените внимательность для исследования реальности, сосредоточение может помочь вам достичь освобождения.
Внимательность к искусному сосредоточению
Существуют три правильных подхода к сидячей медитации. Первый заключается в том, чтобы начать сессию с усилий, направленных на достижение полного сосредоточения. Когда полное сосредоточение достигнуто, вы используете его в практике прозрения. Таким образом, вы используете сосредоточение для исследования непостоянства, страдания и отсутствия «я» в форме, чувствах, восприятиях, ментальных формациях и сознании. Второй подход состоит в том, чтобы начать сессию с медитации прозрения. Если вы начинаете с медитации прозрения, какой бы объект ни привлёк ваше внимание, вы наблюдаете его до самого его исчезновения, замечая его непостоянство, а также отсутствие в нём удовлетворения и собственного «я». Затем вы расслабляетесь и возвращаетесь к своему исходному объекту концентрации, например, к дыханию. Каждый раз, когда вы возвращаетесь к дыханию, ваше сосредоточение становится глубже. Если возникает какое‑ то препятствие, вы преодолеваете его, что опять же углубляет ваше сосредоточение. По мере того как ваш ум‑ обезьянка постепенно успокаивается, вы утрачиваете интерес к объектам, которые обычно привлекают ваше внимание. Эти объекты постепенно исчезают из осознанности. В конце концов возникает знак сосредоточения, затем изначальное и устойчивое приложение мысли, и наконец достигается полное сосредоточение – так, как было описано ранее. Вы продолжаете практику прозрения в этом состоянии полного сосредоточения, наблюдая непостоянство, страдание и отсутствие «я» в форме, чувствах, восприятиях, ментальных формациях и сознании.
Третий подход заключается в том, чтобы начать либо с медитации прозрения, либо с усилия, направленного на достижение сосредоточения, а затем переключаться между этими двумя подходами. Предположим, вы начинаете с концентрации на дыхании и игнорируете остальные объекты в попытке достичь сосредоточения. Если сосредоточение не достигнуто, возникает разочарование, и вы используете практику прозрения, чтобы наблюдать, как изменяется чувство разочарования. Когда разочарование отступает, вы замечаете другие препятствия, которые могли возникнуть. Как только ум стабилизируется, вы возвращаетесь к глубокой концентрации, игнорируя возникающие объекты и вновь направляя усилия на достижение полного сосредоточения. Таким образом, при третьем подходе сосредоточение и внимательность работают сообща, постепенно углубляя сосредоточение и делая прозрение всё более острым. Наконец, в один прекрасный день, когда видение прозрения станет почти цельным, а сосредоточение – практически полным, они объединятся. Таким образом, с чего бы вы ни начали свою сессию медитации, при правильном использовании внимательность и сосредоточение в конце концов соединяются и работают сообща. Если вы садитесь медитировать и обнаруживаете, что все препятствия легко преодолеваются, а ум спокоен, лучше начать с сосредоточения. С другой стороны, если ум мечется и не в состоянии сразу успокоиться, вам не следует пытаться развивать полное сосредоточение – лучше начать сессию с медитации прозрения. Вы также можете чередовать сосредоточение и прозрение. Ваше решение о том, с чего начинать: с сосредоточения или прозрения – зависит от первоначальной устойчивости ума.
Вне зависимости от того, какой подход вы выберете, чтобы начать, когда полное сосредоточение объединится с мощной внимательностью, вы используете их, чтобы отбросить первые три вида оков. Вы видите отсутствие собственного «я», и поэтому больше не верите, что «я» постоянно и неизменно. Вы видите бессмысленность обрядов и ритуалов. Вы видите Четыре благородные истины яснее, чем когда бы то ни было, и у вас не остаётся никаких сомнений в том, что путь Будды ведёт к пробуждению. Избавившись от этих оков, вы достигаете первой стадии просветления. Использование сосредоточенного ума чем‑ то похоже на использование лазерного луча для прожигания твёрдых материалов. Чтобы правильным образом сфокусировать луч, вы должны использовать свои глаза. Если ваш взгляд блуждает по комнате, вы не сможете сфокусировать луч надлежащим образом и прожжёте что‑ нибудь не то или вообще ничего не прожжёте. Разумеется, если в самом начале вы вообще не включите лазер, то не сможете ничего прожечь, даже если будете сидеть рядом с этим прибором и смотреть на него целый день! В этой аналогии глаза подобны вашей мудрости или прозрению. Лазерный луч подобен сосредоточенному уму. Мудрость и сосредоточение работают сообща. Без прозрения луч сосредоточения расфокусируется или может быть направлен не на тот объект. Без луча сосредоточения глаза прозрения могут видеть объект, но при этом не в состоянии прожечь его. Что же мы хотим сжечь? Наши омрачения. Наш неблагой ум. Мы должны увидеть его посредством мудрости и сжечь посредством сосредоточенного ума.
Итак, на каком же объекте вам следует сосредоточиться, когда достигнуто правильное сосредоточение? Сфокусируйте благой однонаправленный ум на постоянных изменениях составных частей вашего тела и ума: физической формы, чувств, восприятий, мыслей и сознания. Направляйте внимание на непостоянство этих частей, их неспособность принести удовлетворение и отсутствие у них собственного «я». Направляя внимание на любую из этих частей, вы увидите, что она постоянно меняется. Вы увидите связь между непостоянством и страданием, вызванным вашим цеплянием за непостоянные приятные переживания. Вы увидите, что то, что страдает и подвержено изменениям, не имеет собственного «я». Обнаружение непостоянства, отсутствия удовлетворения и отсутствия собственного «я» в вашей собственной форме, чувствах, восприятиях, ментальных формациях и сознании – основная задача медитации прозрения. Когда эта задача будет выполнена, вы освободитесь от цепляния за совокупности, составляющие тело и ум. Когда не останется ничего, за что можно было бы цепляться, вы освободитесь. Когда практикующие медитацию развивают достаточное сосредоточение, направляемое внимательностью, они обретают способность возвращаться к ментальным образам событий, времени, мыслей и прежнего поведения, чтобы установить связь между непрерывным потоком настоящего и событиями, мыслями и действиями в прошлом. Эта связь – алчность и неведение. Они видят своими глазами связь между непостоянством, алчностью в отношении непостоянных вещей и страданием. Проницательная мудрость медитирующего также обнаруживает все негативности во всех изменениях и то, как они возникают. Мудрость осознаёт, что все негативности возникают из цепляния. Она осознаёт, что этому цеплянию можно положить конец и что путь к прекращению этого цепляния лежит через прекращение собственной алчности. Благодаря этому знанию медитирующий на личном непосредственном опыте постигает, что всё непостоянно, что цепляние за что‑ либо непостоянное вызывает неудовлетворённость, а также что ничто существующее не обладает неизменной сущностью. Обретение этого трёхкомпонентного знания – врата к просветлению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|