Мнение специалиста. Направленность консультанта как на лечение, так и на развитие клиентов. 2) предвидение, планирование и адекватное реагирование на проблемы, связанные с переходными периодами в их жизни;
Мнение специалиста В моей работе мне больше всего нравится то, что на протяжении одного рабочего дня я занимаюсь самыми разными делами. Сегодня утром я проводил группу, потом работал с двумя другими коллегами над проектом для получения гранта. Мы пытаемся найти денежные средства, которые позволят расширить сферу наших интересов, а не просто весь день просиживать на рабочем месте. У меня была другие дела до того, как ко мне стали приходить клиенты, — шесть, семь, восемь клиентов за день. Сумасшедший город, скажу я вам. Чем дальше я работаю, тем больше вещей я могу делать, и тем больше работа меня стимулирует. Но я был не готов к подобной работе. Моя подготовка консультанта была преимущественно основана на обучении проведению индивидуальных сессий с клиентами, мотивированными на работу и готовыми к сотрудничеству. Чего бы только я не сделал сейчас ради такого клиента! Дело также в том, что в основном я занимаюсь не индивидуальным консультированием, а групповым и семейным. Но я думаю, что подготовка, которую я прошел, заложила хорошую основу для моего дальнейшего самостоятельного обучения. 2) предвидение, планирование и адекватное реагирование на проблемы, связанные с переходными периодами в их жизни; 3) интегрированное конгруэнтное поведение, а также выражение чувств и мыслей; 4) адекватное реагирование на стресс и уменьшение его негативного влияния; 5) развитие навыков эффективного межличностного общения так, чтобы отношения с друзьями, семьей и коллегами обрели конструктивный потенциал; 6) оценивание сильных и слабых сторон своей личности, что способствует развитию самосознания; 7) осознание целостности жизни и интегрирование эффективных жизненных принципов в психологический, физический и социальный контексты;
8) развитие большей свободы выбора, навыков принятия конструктивных решений; 9) обретение независимости от консультирования в как можно более сжатые сроки. Направленность консультанта как на лечение, так и на развитие клиентов Консультантов обучают, и они сами заинтересованы в том, чтобы помогать людям предупреждать возможные трудности и проблемы, развивать навыки адаптации к жизни, конструктивно реагировать на возникающие проблемы и работать на пути психологического роста и достижения личностного совершенства. Консультанты выбирают и высоко ценят свою профессию, поскольку они ориентированы на развитие жизненных навыков и способности решать проблемы и принимать решения, в отличие от ориентации лишь на диагностику, оценивание и лечение. Хотя консультанты могут использовать и используют для психотерапевтических Целей теории личностного развития, психопатологии и нарушений в эмоциональной сфере, они стремятся работать скорее над предупреждением проблем, пока они не переросли во что-то более серьезное. Консультанты причисляют сами себя к хорошо 64 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ Мнение специалиста У меня одинаковые цели по отношению почти ко всем детям, которые ко мне приходят. Конечно, каждый приходит по своим причинам. Иногда у детей появляются проблемы с поддержанием дружеских отношений в классе, или проблемы с родителями, или, может быть, они просто находятся в подавленном состоянии. Независимо от того, почему они приходят, я полагаю, им всем нужна хорошая проверка на реальность. Я пытаюсь донести до детей некоторые вещи, например то, что жалобы и хныканье ничего не изменят, одиночество засасывает, причинять неприятности другим — это забавно, но влечет за собой определенные последствия. Конечно, я не говорю это всем детям, это зависит от того, с какими проблемами они приходят. Просто я думаю, что каждый из них должен усвоить несколько важных уроков. Я думаю, что этим занимаются все консультанты, независимо от того, признают они это или нет.
подготовленным экспертам, работающим с клиентами, которые не обязательно имеют тяжелую симптоматику. Но также есть консультанты, работающие в рамках системы охраны психического здоровья, которые занимаются и лечением. Главное преимущество консультантов-практиков, в отличие от социальных работников, психологов и психиатров, состоит в том, что они могут помогать людям, на которых не стоит клеймо «больные». Не нужно быть «психически больным», чтобы обратиться за помощью к профессиональному консультанту, в то время как для того, чтобы обратиться к другим специалистам для назначения лечения, страховые компании требуют подтвержденный медицинский диагноз наличия психического заболевания или серьезного психического расстройства. Роль консультанта состоит не в том, чтобы обучать, а в том, чтобы стимулировать естественный рост и развитие потенциала, присущего каждому человеку (Ivey, 1991). По мере того как человек развивается, у него появляются способности инициировать, расширять и поддерживать психологический рост. На самом деле многие рассматривают эту способность как основную особенность развития взрослого человека (Neugar-ten, 1968; Newman, Newman, 1999; Schlossberg, 1984; Shelly, 1995). Кристаллизация противоречивого конфликта клиента или ощущения дискомфорта — это инструменты, часто используемые консультантами в работе. Клиент может избавиться от беспокойства, продвигаясь к более зрелой стадии развития, которая даст ему возможность решить конфликт и уменьшить испытываемое беспокойство. Консультанты опираются на труды ученых, занимавшихся теориями развития, пытаясь стимулировать клиентов к развитию. Эта работа связана с решением имеющихся у клиентов проблем и может включать в себя психосексуальное развитие (Freud, 1924), когнитивное развитие (Piaget, 1926), психосоциальное развитие (Erikson, 1950), профессиональное развитие (Super, 1957), нравственное развитие (Kohleberg, 1969), развитие эго (Loevinger, 1976), развитие культуральной идентичности (Sue, Ivey, Peder-son, 1996) или тендерное развитие (Basow, 1992).
В этой работе можно выделить следующие ключевые моменты: 1) развитие человека состоит из прохождения серии стадий, ведущих к увеличению сложности поведения; Глава 3. УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ПРОВОДИТСЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 65 2) эти стадии инвариантны и последовательны; 3) они генетически предопределены, но зависят от особенностей культуры и окружения; 4) стадии чередуются периодами стабильного равновесия и нестабильной неустойчивости; 5) рост можно стимулировать, поощряя человека восстанавливать равновесие на более высокой стадии развития; 6) различия в развитии обусловлены особенностями тендерной и культуральной идентичности; 7) в зрелости развитие становится скорее циклическим, чем линейным, по мере того как люди сталкиваются с переходными и кризисными периодами в своей жизни. Во время проведения консультирования у практика, использующего модель развития, может появиться ряд идей, например: Этому юноше 14 лет. Похоже, что в отношении физического развития с ним все в порядке, но, очевидно, он значительно отстает в эмоциональном и социальном развитии. Интересно, когда именно это отставание стало заметным? Я должен не забыть выяснить это позже. Я отмечаю, что мое одобрение особенно важно для него. Надеюсь, что это послужит своего рода рычагом, при помощи которого я смогу сделать так, чтобы он нес большую ответственность за свое несоответствующее поведение. Если я могу стимулировать его к тому, чтобы он здесь, со мной, предпринимал какие-то рискованные действия, может быть, я смогу убедить его делать то же самое с родителями и учителями. Например, он, по-видимому, может превосходно контролировать свое чувство гнева, если он сначала представит, как он потом будет разочарован; удивительно, как это его затягивает. Интересно, что я могу еще сделать для того, чтобы он и дальше продвигался в этом направлении? Работа консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту рассмотреть имеющуюся проблему в контексте развития так, чтобы были определены цели и инициирован необходимый рост. Используя на практике теорию развития, консультант стремится стимулировать клиента к прохождению ряда последовательных стадий для достижения зрелости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|