Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Домашнее задание. Мнение специалиста




Домашнее задание

Напишите список мест, где бы вы хотели работать. Составьте план посещения каждого из этих мест. Не отступайте, если эта задача сначала покажется вам слишком сложной. Попытайтесь подружиться с теми, кто там работает, чтобы у вас уже были знакомые, когда придет время проходить практику и устраиваться на работу. Затем кратко опишите, что нового вы узнали.

Рекомендуемая литература

Collison, В., & Garfield, N. J. (1996). Careers in counseling and human services (2nd ed. ). Muncie, IN: Accelerated Development.

Cladding, S. T. (1997). Community and agency counseling. Columbus, OH: Merrill.

Hazier, R. (1997). Helping in the hallways: Advanced strategies for enhancing school relationships. Thousand Oaks, CA: Corwin Press.

Muro, J. J., & Kottman, T. (1995). Guidance and counseling in the elementary and middle schools: A practical approach. Dubuque, I A: Brown & Benchmark.

Roessler, R., & Rubin, S. E. (1998). Case management and rehabilitation counseling: Procedures and techniques (3rd ed. ). Pro Ed.


Глава 3. УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ПРОВОДИТСЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 85

Schmidt, J. J. (1999). Counseling in schools. Boston: Allyn & Bacon.

Schmolling, P., Youkeles, M., & Burger, W. R. (1997). Human Services in Contemporary

America (4th ed. ). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Stone, H: W. (1994). Brief pastoral counseling. Augsburg Fortress.

Weikel, W. J., & Palmo, A. J. (Eds. ). (1996). Foundations ofmental health counseling {2nd

ed. ). Springfield, IL: Charles С Thomas.


4 глава

Психотерапевтические отношения

Отношения, которые складываются у вас с клиентами, — это важный фактор, влияющий на эффективность консультирования независимо от того, где оно проходит — в школе, больнице, учреждении или частной практике. Если между двумя людьми нет достаточного доверия и близости, то достичь можно лишь очень немногого. Чувство безопасности является единственным организующим принципом консультирования, и клиенты постоянно оценивают поступающие сигналы об опасности как в рамках отношений с консультантом, так и в рамках любых других отношений.

Составьте в уме список всех людей, отношения с которыми вы считаете важными в своей жизни. Включите туда друзей, не забудьте о родителях, братьях, сестрах и Других родственниках. Отношения с учителями, коллегами или одноклассниками также могут быть значимыми для вас. Что же объединяет все эти отношения, которые вы считаете наиболее важными для себя? Как вы считаете, какие характеристики являются наиболее значимыми в ваших прошлых, настоящих и будущих отношениях с другими людьми?

Важные отношения, почти в любом контексте, за исключением конкуренции, имеют несколько желательных составляющих, одна из которых — доверие. Из других составляющих можно назвать взаимное уважение, открытость, принятие и честность. Как в личных отношениях, так и в уникальном контакте между консультантом и клиентом, есть ряд общих моментов. Мы хотим, чтобы во всех отношениях, независимо от того, являются они помогающими или нет, присутствовала близость и энергия. И я мог бы сказать, что то, чем мы наполняем наши отношения, напрямую связано с тем, насколько богата наша собственная жизнь. Я мог бы сказать, что вышесказанное относится и к помогающим отношениям. Но я этого не скажу.

Особенности консультационных отношений

Консультирование проходит, главным образом, в контексте особого вида отношений, которые, с одной стороны, похожи на любые другие удачно складывающиеся отноше-


Глава 4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ □ 87

ния, а с другой — отличны от них. В этой главе вы сможете узнать об основных аспектах психотерапевтических отношений, о том, как они развиваются, и каким образом некоторые основные вмешательства и навыки эффективного построения отношений могут быть использованы в сессиях.

Если сравнивать личные и помогающие отношения, то их основным различием будет изначально заданное неравенство в последних. Хотя психотерапевтические отношения похожи на другие виды близких отношений, Джоссельсон (Josselson, 1992) напоминает нам о ряде существенных различий.

Начиная с первой встречи, очевидно, что клиент — это человек, нуждающийся в помощи, а консультант — это специалист, имеющий талант и навыки в ее оказании. Следовательно, отношения включают в себя своего рода контракт, в котором обе стороны соглашаются придерживаться установленных правил: клиент — приходить вовремя и стараться быть как можно более открытым; консультант — быть надежным, защищать благополучие клиента и делать все возможное, чтобы помочь ему достичь желаемых целей, уложившись при этом в оптимальные сроки. Таким образом, доминирование, присутствующее в отношениях между консультантом и клиентом, воплощено в структуре, в которой клиент несет, в первую очередь, ответственность за содержание отношений, в то время как на консультанте лежит в большей степени ответственность за направленность и структуру этих отношений. Хотя консультанты стремятся демонстрировать полную искренность и уважение к клиентам, тем не менее распределение сил и статусов остается неравнозначным. Кроме того, эти отношения развиваются на территории консультанта, где на стенах висят дипломы и сертификаты. Несмотря на то, что создается теплая профессиональная атмосфера, тем не менее консультант садится на более удобный стул, а если они начинают говорить одновременно, то консультант продолжает говорить дальше, а клиент умолкает.

Многие практики (Rogers, 1957; Boy, Pine, 1990; Egan, 1998) пытались минимизировать этот параметр в отношениях, полагая, что необходимым условием изменения является равенство. Феминистский (Burstow, 1992; Cook, 1993; Gilbert, Scher, 1999; Sullivan, 1998) и нарративный (Monk, Winslade, Crocket, Epston, 1997; White, Epston, 1990) подходы также строятся на отношениях, особенно подходящих для работы с людьми, подавляемыми доминирующей культурой. В отличие от них есть также практики (Haley, 1984, 1989; Erikson, 1950; Minuchin, 1974; Strong, Claiborn, 1982), которые придерживаются мнения, что консультант должен сознательно и последовательно придерживаться более доминирующей позиции с тем, чтобы иметь большее влияние на клиента. Другими словами, некоторые консультанты считают, что неравноправные отношения мешают изменениям, в то время как другие, наоборот, стремятся использовать свое положение.

Независимо от того, как понимают практики свою власть, почти все они соглашаются с тем, что границы играют особо важную роль при построении психотерапевтических отношений. Эти границы нужны не только для того, чтобы обеспечить надежную и предсказуемую среду для клиентов, но и чтобы обезопасить их от самих консультантов, которые также стремятся удовлетворить свои потребности.

Отличие психотерапевтических отношений от любых других состоит также в наличии относительно специфических целей и строгих временных ограничений: отношения существуют для поиска решений, и сессия заканчивается, как только минутная


88 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ

Мнение специалиста

Очень многие люди, приходя ко мне, воспроизводят прежние модели поведения. Они обижают себя и других. Они всегда проверяют границы того, как далеко они могут зайти. Даже взрослые люди иногда ведут себя как дети, пытаясь манипулировать другими, но на самом деле им нравится, когда кто-то говорит им «Все. Хватит». Я думаю, что одна из самых важных вещей, которые я делаю как консультант, состоит в том, что я создаю с клиентами такие отношения, в которых они узнают модели поведения, каждый раз ими воспроизводимые. Мне не нравится кого-либо ограничивать, но это следует делать ради блага самих клиентов.

стрелка часов достигает заранее оговоренной цифры. Таким образом, кроме многих характеристик, общих для любых успешных отношений между людьми, психотерапевтические отношения имеют ряд отличительных особенностей. Основываясь на обзоре эмпирической, теоретической и клинической литературы не только по консультированию, но и по психологии, социальной работе, медицине и целительству в рамках других культур, Коттлер, Секстон и Вистон (Kottler, Sexton, Whiston, 1994) делают следующие выводы.

1. Независимо от предпочитаемой теоретической направленности, от того, какие используются техники, психотерапевтические отношения — это всегда связь между клиентом и психотерапевтом, основа для дальнейшей работы.

2. Отношения имеют определенную цель — они заканчиваются, как только это становится возможным с психотерапевтической точки зрения.

3. Подразумевается, что один человек (консультант) лучше контролирует ситуацию, имеет больший опыт и несет большую ответственность за то, чтобы консультирование шло гладко и приносило пользу, в то время как другой (клиент) является более важным.

4. Отношения — это часть процесса межличностного влияния, в ходе которого консультант стремится стимулировать изменения в клиенте, используя свои навыки, способности, так же как и силы, возникающие в результате взаимодействия двух личностей.

5. Психотерапевтические отношения существуют в культуральном контексте. Вероятно, они окажутся более эффективными, если будут построены на уважении ценностей, ожиданий и потребностей клиентов, с учетом их культурных особенностей, включая национальный, социально-экономический, религиозный, тендерный и другие факторы.

6. Взаимодействия строятся таким образом, чтобы время использовалось наиболее целесообразно. Бессмысленная и пустая болтовня, которая является частью личных отношений, неприемлема в консультировании, где время считается ценным товаром.

7. Консультант может работать с различными вариантами поведения, мыслями, установками и действиями, но чаще всего его внимание сосредоточено на выражении и исследовании чувств, которые редко обнаруживаются вне психотерапевтического контекста.


Глава 4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ □ 89

8. Хотя такие «ключевые условия» по Роджерсу (Rogers, 1969), как аутентичность, искренность, свобода, принятие, доверие, уважение и эмпатическое понимание, часто являются составляющими отношений, их одних может быть недостаточно для продуцирования стойкого изменения.

9. Для большей эффективности своих взаимоотношений консультанту и клиенту необходимо прийти к согласию в вопросах о причинах и этиологии предъявляемых проблем и о том, что должно быть сделано, чтобы их разрешить. Самые эффективные отношения характеризуются согласием относительно целей и используемых методов, открытой коммуникацией и взаимодействием, направленным на сотрудничество.

10. Отношения содержат в себе множество аспектов. Большинство факторов, описанных различными теоретиками, играют важную роль в процессе консультирования. Таким образом, отношения, с одной стороны, — это аутентичные взаимодействия, а с другой — «проецируемые» переживания, содержание которых и клиент, и психотерапевт искажают в силу собственных нерешенных проблем.

11. Отношения динамичны и со временем претерпевают изменения. То, что является наиболее подходящим на начальных стадиях консультирования (аутентичное вовлечение), на последующих стадиях теряет свое первоначальное значение, поскольку паттерн взаимодействия, необходимый для решения психотерапевтических задач, уже сформировался. Подобным образом, при окончании консультирования возврат к более равноправным отношениям окажется, вероятно, более полезным, чем использование отношений, которые несомненно являются наиболее эффективными на других стадиях.

Все эти выводы говорят о том, что консультант должен использовать сведения, полученные при изучении наиболее эффективных стратегий, накладывая их на собственный опыт и оценивая, какой именно вид отношений будет оптимальным для достижения желаемых целей в работе с каждым конкретным клиентом. Некоторым клиентам, переживающим кризис в жизни, необходимы очень поддерживающие отношения, в которых они могут выразить пугающие их чувства, не боясь при этом осуждения или критики. Другим людям нужны более обостренные отношения, чтобы они смогли перевести полученное знание в конкретные действия. Таким образом, отношения можно «подстраивать» под каждого клиента, в зависимости от того, на чем будет делаться акцент:

• структурированности или гибкости;

• чувствах или мыслях;

• теплоте или объективной беспристрастности;

• спонтанных открытиях или планировании;

• постоянстве или новизне;

• исследовании или решении проблем;

• содержании или процессе.

Хотя психотерапевтические отношения строятся с учетом индивидуальных особенностей каждого клиента, в зависимости от целей работы и желаемых результатов все же существует определенная последовательность стадий, общая практически для всех подходов. Гринспен и Вайдер (Greenspan, Wieder, 1984) использовали модель развития, чтобы описать этот прогнозируемый с точки зрения последовательного


90 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...