Конгруэнтность, позитивное отношение и эмпатия
Конгруэнтность, позитивное отношение и эмпатия В отличие от структурированной формы отношений, описанной выше, Карл Роджерс определил другую форму отношений с людьми, основанную на заботе, тепле, искренности, уважении и аутентичности. Такие отношения — это взаимное вовлечение, обмен чувствами в открытой, принимающей атмосфере; консультант берет на себя ответственность не только за создание этой плодотворной среды, но и за коммуникацию со своими собственными установками и чувствами в рамках сессии. У Роджерса было свое видение идеальных отношений в консультировании: «Я хотел бы, чтобы мои чувства в отношениях с ним (клиентом) были как можно более ясными и понятными и представляли бы для него реальность, к которой он может возвращаться снова и снова» (Rogers, 1961, р. 67). Роджерс (Rogers, 1951) сопроводил свои ранние теоретические рассуждения рядом исследовательских работ в 1950-1960-х годах, в которых он пытался представить эмпирические доказательства своих идей. Результаты этих исследований показали, что существует несколько основных характеристик помогающих отношений (Rogers, 1957). 1. Конгруэнтность. Роджерс полагал, что конгруэнтность — самая важная составляющая помогающих отношений, и настаивал на том, чтобы консультанты работали над развитием большей конгруэнтности между тем, что они чувствуют внутри себя И тем, что они сообщают вовне. 2. Позитивное отношение. Это значит, что консультант не должен осуждать или оценивать действия или сообщения клиента; любое поведение рассматривается как нейтральное, и считается, что любой человек изначально достоин уважения. 3. Эмпатия. Эмпатией называется процесс, когда консультант пытается, встав на позицию клиента, понять его мысли и чувства, стоящие за поведением. То есть эмпатия — это способность посмотреть на происходящее глазами клиента и понять, что он чувствует.
Психотерапевтический альянс Третья форма отношений — это не лишенная смысла обучающая модель взаимоотношений в рамках когнитивного/поведенческого консультирования или других краткосрочных форм работы. Практик заключает с клиентом своего рода деловой контракт, в котором оговариваются определенные цели работы и разрабатывается план действий по их достижению. В данных обстоятельствах отношения между клиентом и психотерапевтом напоминают отношения учителя и ученика. Главная цель подобного контракта — обеспечить готовность клиента работать согласно разработанному плану. Глава 4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ □ 93 Мнение специалиста Я занимаюсь, что называется, краткосрочной психотерапией, но я всегда испытывал некоторый дискомфорт в отношении немного бесчувственных и иногда манипулятивных аспектов психотерапии, направленной на решение проблем. Я гуманист старой закалки, поэтому, когда я стал заниматься этой работой, в которой у меня совсем нет времени, чтобы как следует узнать клиента, перед тем как предпринять какие-то вмешательства, я попытался сохранить теплоту и гуманность в отношениях с клиентами, которых я вижу всего лишь раз или два. Мои супервизоры говорили мне, что, возможно, такие отношения имеют большее значение для меня самого, чем для моих клиентов, и может быть, на самом деле так оно и есть; я этого не отрицаю. Однако я все еще продолжаю думать, что люди более охотно выполняют домашние задания, если они чувствуют определенные обязательства в рамках наших отношений. И я не думаю, что вы должны выбирать между тем, чтобы быть психотерапевтом, ориентированным на отношения или психотерапевтом, ориентированным на решение проблем. Я действительно полагаю, что вы можете сочетать и то и другое.
Очевидно, что клиенты будут более охотно работать над достижением поставленных целей, если они будут чувствовать определенные обязательства. Некоторые специалисты по краткосрочной психотерапии (Ecker, Hulley, 1996; Quick, 1996) предприняли попытки найти компромисс, считая, что доверие и эмпатия являются значимыми, но в том случае, если они появляются достаточно быстро и оказываются достаточно эффективными. Как и в случае с любым другим аспектом оказания помощи, многое зависит от того, что клиент хочет получить и что ему необходимо для того, чтобы, чувствуя себя в безопасности, быть абсолютно открытым. Недавно были проведены исследования, направленные на изучение консультационных отношений немного с других позиций. Например, Стронг и Клейборн (Strong, Claiborn, 1982) доказали, что такие факторы межличностного влияния, как опытность, привлекательность и надежность психотерапевта в глазах клиента влияют на способность консультанта поддерживать изменения в своих клиентах. Отношения рассматриваются как средство для установления такой позиции консультанта, при помощи которой он может оказывать влияние на своего клиента. В рамках другой парадигмы, которая становится все более популярной, конструктивисты (Anderson, Goolishian, 1992; Epston, White, Murray, 1992; Gergen, Kaye, 1992) определили помогающие отношения в терминах языка и системы убеждений, с которыми клиент приходит к консультанту. Все социальные взаимодействия, включая и те, которые происходят в процессе консультирования, выстраиваются самими участниками на основании интерпретации собственного опыта. Эти внутренние формулировки изменяются при помощи реальных диалогов, цель которых — помочь клиентам изменить способы интерпретации реальности. Такая форма отношений часто выливается в очень активное сотрудничество, в котором консультант и клиент знакомят друг друга со своими взглядами на мир. Феминистская теория также сделала свой вклад в изучение психотерапевтических отношений, выделив тендерные различия, влияющие на эти отношения. Проводя исследование особенностей работы выдающихся психотерапевтов-женщин, Невелс и 94 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|