Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Домашнее задание. Мнение специалиста




Домашнее задание

«Горячий стул» — это упражнение, в котором участники соглашаются отвечать как можно более честно на любые задаваемые вопросы. Оно используется как для создания близости в группах, так и для того, чтобы консультанты могли тренироваться


112 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ

задавать хорошие вопросы, позволяющие собирать ценную информацию и содействующие инсайту. Возьмите за основу вопросы, которые вы сформулировали во время работы над этой главой, и используйте их для развития более глубоких отношений. Проделайте это упражнение со своими друзьями или родственниками.

Запишите несколько понравившихся вам вопросов, которые вы хотели бы запомнить, чтобы потом их использовать в будущем.

Рекомендуемая литература

Вгаштег, L. М., & MacDonald, G. (1999). The helping relationship. Boston: Allyn & Bacon.

Derlega, V. J., Hendrick, S. S., Winstead, B. A., & Berg, J. H. (1991). Psychotherapy as a personal relationship. New York: Guilford Press.

Egan, G. (1998). The skilled helper: A systematic approach to effective helping (6th ed. ). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Hutchins, D. E., & Vaught, С. C. (1997). Helping relationships and strategies (3rd ed. ). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Kahn, M. (1997). Between therapist and client: The new relationship (rev. ed. ). New York: W. H. Freeman.

Kottler, J. A. (1994). Beyond blame: А пето way of resolving conflicts in relationships. San Francisco: Jossey-Bass.

Long, V. (1996). Communication skills in helping relationships. Pacific Grove, С A: Brooks/ Cole.

Rogers, С R. (1980). A way of being. Boston: Houghton Mifflin.

Rosenthal, H. (1998). Before you see your first client. Holmes Beach, FL: Learning.

Welch, I. D. (1998). The path of psychotherapy. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.


2 Часть

Подходы к консультированию


5 глава

Подходы, ориентированные на инсайт

Введение в построение теории

Еще до Сократа, когда философы настойчиво спрашивали своих учеников о смысле жизни, теория была настоящим бедствием и проблемой для студентов. Конечно, эти исторические прецеденты вряд ли утешат современного студента, пытающегося понять разницу между теоретическими системами, которые являются неотъемлемой частью профессии консультанта. Студент часто задает себе вопрос: «И зачем мне эта теория? Я хочу быть консультантом, а не философом».

Но и в самом консультировании царит неразбериха, как можно судить по разнообразию мнений о структуре психотерапевтических отношений. Тогда как подходы, ориентированные на инсайт, фокусируются на достижении подлинного человеческого контакта ввиду присущих ему целительных свойств, подходы, ориентированные на действие, используют отношения только как средство достижения цели. И даже внутри какого-либо конкретного учения существует множество расхождений по поводу стиля, формы и содержания. Например, Карл Роджерс утверждал, что по-настоящему важна лишь подлинность контакта между людьми, и потому его теория инсайта поощряет естественность, искренность и человечность в отношениях. С другой стороны, теория инсайта Зигмунда Фрейда говорит о том, что отношения должны быть как можно более формальными и анонимными, чтобы клиент мог прорабатывать сопротивления и переносы.

Следовательно, теория является программой действий. Выбор консультантом вмешательств, реакций, анализа и интерпретаций логически вытекает из теоретической модели, описывающей, какие бывают люди, что для них хорошо и какие условия должны оказывать на них желаемое влияние (Geis, 1973). Для некоторых студентов может быть открытием то, что в действительности у консультантов есть достаточно четкие и хорошо разработанные теории относительно метафизики (что движет миром),


Глава 5. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИНСАЙТ Q 115

Мнение специалиста

Ничто не приводит меня в большее расстройство и замешательство, чем борьба со всеми этими теориями, которыми буквально сыпались на меня все эти годы. Сначала я был клиент-центриро-ванным консультантом, потому что ими были все, кто учился вместе со мной. Мы считали это наилучшим. Затем меня перевели к новому супервизору, который был настоящим профессионалом в гештальт-терапии; он даже отрастил бороду, чтобы быть похожим на Фрица Перлза. Я достаточно быстро усваиваю новый материал, так что вскоре я обучился и гештальт-терепии — и довольно неплохо.

Короче говоря, я освоил с полдюжины всяких других теорий, и все они мне нравились — адле-рианство, терапия реальностью, эриксонианство, остальные я даже и не помню. И теперь я нахожусь в таком состоянии, что все эти теоретические причуды больше не волнуют меня. Я смог взять лучшее из каждой изученной мной теории и соединить их с моими представлениями о том, что происходит с клиентами. В итоге у меня сформировалось четкое мнение о том, что нужно делать с клиентами, — и так должно быть у каждого мало-мальски уважающего себя специалиста.

этики (как люди должны поступать), логики (причинно-следственные отношения), онтологии (значение человеческого бытия) и эпистемологии (как люди познают мир) (Kottler, 1994b). Именно на эти теории опирается консультант, решая, что делать с конкретным клиентом в конкретный момент.

Ценность теорий заключается также в том, что они организуют знания и информацию в легко воспроизводимой форме. Теории — ни больше ни меньше чем модели, обеспечивающие последовательность действий; они дают возможность людям, практикующим в той или иной области — будь то архитектура, медицина или консультирование, — повторно использовать те стратегии, которые срабатывали ранее при таких же обстоятельствах (Argyris, 1974). Конечно же, у теорий есть и другие полезные функции, например упрощение мира и выработка правил для объяснения, предсказания и направления поведения.

Хотя теории и являются ценными моделями помогающих действий, они отнюдь не являются абсолютной и непоколебимой истиной, высеченной в камне. В действительности Коттон (Cottone, 1992) выдвинул положение о том, что так как консультирование и подобные ему профессии не связаны с такими же научными идеалами, которые, скажем, содержатся в теории относительности, нам следует освободить себя от парадигм, описывающих более широкую картину того, чем мы занимаемся. Например, вместо того чтобы рассматривать отдельно взятые теории, как представлено в этой и следующей главах, он предпочитает разделить весь наш багаж знаний на четыре объемные категории, которые содержат в себе какое-то количество подгрупп общих элементов. Ведь все равно, когда мы говорим о теориях и парадигмах, мы имеем дело с концептуальным знанием, направляющим наше поведение.

При изучении разных подходов в консультировании нужно помнить, что каждый из них — это отдельная попытка объяснить психотерапевтический процесс, со своими ценностями, акцентами, слабыми и сильными сторонами. Решая, какие идеи более уместны для вас, следует помнить определение хороших теорий, давно уже выдвинутое Берксом и Стеффайером (Burks & Steffire, 1979): хорошие теории описаны четко и


116 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

ясно, объяснены предельно просто, всеобъемлющи, применимы в реальной жизни и позволяют делать новые открытия и нарабатывать новые знания.

Создавая теорию, мы тем самым создаем основу для определения (1) прогноза клиента, (2) возможных последствий тех или иных вмешательств, (3) связей между пережитым (и не пережитым) жизненным опытом клиента и (4) эффекта нашего психотерапевтического воздействия. Но поскольку ничто нельзя предсказать с полной уверенностью, мы используем теорию для достижения хоть какой-то степени точности. Теории — это рабочие гипотезы, и они будут меняться и пересматриваться при появлении новой информации о мире, о наших клиентах и о нас самих. Мы не можем точно и тщательно описать то, что мы видим: мы пропускаем наши переживания через призму весьма неточных образов и языка, в результате чего получаем лишь приблизительные представления о том, что, на наш взгляд, мы воспринимаем. Теория, по сути, является лишь нашими представлениями о том, что такое реальность (Burks and Steffire, 1979).

Грегори Бейтсон (Bateson, 1979) описывает проблему построения теории в науке, указывая на основные логические просчеты в организации наших знаний:

1. Наука не может ничего доказать, и не только потому, что предсказание несовершенно, а наши методы сбора данных имеют свои недостатки, но также потому, что доказательство существует лишь в сфере абстрактного.

2. В человеческом восприятии весь опыт субъективен и потому имеет индивидуальную окраску и находится под влиянием бессознательных мотивов. Можно быть уверенным, что воспринятое нами будет слегка искажено и пропущено через призму личности, сформированной на основе уникальной генетической структуры и культурного опыта.

3. Объяснения являются результатом описаний, а эти описания могут существовать в различных вариантах. Классификацию вещей обусловливает удобство, и независимо от того, какая модель используется, часть информации будет утрачена или искажена.

4. Чтобы теория (и ее предсказательная сила) была совершенной, ей придется иметь дело со стопроцентно контролируемыми факторами. Но не говоря уже о причудливости и импульсивности мира людей, даже физические законы капризны и непостоянны.

5. Теории строятся на информации. А информация может быть получена не только в результате неточного описания и произвольной классификации, но и с помощью неверных методов измерения. Например, исследователи в области консультирования десятилетиями спорят о том, можно ли продемонстрировать, что психотерапевтические вмешательства действительно исцеляют людей, потому что мы не можем сойтись на каком-либо определении самого исцеления и уж тем более найти способ измерения его степени.

Приблизительность истины и реальности

Начинающему студенту-консультанту следует рассматривать каждую теоретическую систему, представленную в этой и последующих главах, в упомянутом выше человеческом контексте. Каждая теория — это лишь подобие истины, лишь попытка челове-


Глава 5. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИНСАЙТ  □ Ц7

ка или группы людей объяснить явления, которые трудно понять и практически невозможно точно охарактеризовать. Эти теории, как и другие теории, созданные людьми, являются лишь гипотезами, далекими от совершенства, они подвержены искажениям, ограничениям и предрассудкам.

Поэтому мы рекомендуем на начальном этапе изучения основных теорий в данной области не вдаваться в мелочи, а вместо этого сосредоточить внимание на основном. Две данные главы предназначены для того, чтобы ознакомить вас с основными терминами и теоретической лексикой профессии консультанта. Это послужит отличным. началом для дальнейшего обучения, где понадобится уже практическое применение концепций в работе с клиентами.

И еще один момент, о котором не следует забывать. Помните, что все теории консультирования придуманы, в основном, белыми людьми среднего возраста, принадлежащими к среднему или высшему классу, и они отражают представления и предубеждения данной группы. Однако следует отметить еще и тот факт, что, несмотря на расу, положение и возраст, их вклад в данной области поистине велик. Их концепции содержат в себе потрясающую силу, которая делает каждую теорию применимой для гораздо более широкого слоя населения.

При конструктивистском подходе к консультированию любая теория может быть приспособлена к отражению личностных ценностей, особенностей культуры, пола, языка и восприятия каждого клиента (Anderson, 1990; Efran, Lukens and Lukens, 1990; Gergen, 1991). Вместо того чтобы гадать, что же может значить то или иное переживание клиента, мы помогаем ему самому догадаться об этом, основываясь на своих собственных особенностях культуры и восприятия.

Таким же образом феминистский подход в теории консультирования, вроде того, что описали Берстоу, Эннс и Кук (Burstow 1992; Enns 1993; Cook 1993), побуждает психотерапевтов корректировать свои теории таким образом, чтобы учитывать и ценности, отличающиеся от установленных доминирующим мужским полом. Это значит, что любая рассматриваемая теория должна считаться с разницей полов точно так же, как и с разнообразием и сложностью человеческого опыта. И это также относится к влиянию, оказанному рядом людей на развитие самых популярных теорий, несмотря на то, что они не являлись представителями доминирующих культур.

И наконец, теории все чаще проходят проверку в поликультурном контексте, когда психотерапевты должны приспосабливать свои методы для работы с абсолютно различной клиентурой (Corey, 2000). Более того, очень важно относиться критически к присущим каждой теории предубеждениям, особенно если они отражают личные точки зрения своих создателей (Hayes, 1996).

Вы наверняка пожелаете прочитать последующие разделы, воспринимая информацию открыто и критично. Имейте в виду, что каждая теория имеет свою ценность, достоинства, некоторую практическую применимость и интересные идеи, которые только помогут вам понять процесс консультирования. Но также не забывайте, что каждое направление имеет свои ограничения — по поводу некоторых клиентов, некоторых психотерапевтов, некоторых установок и в некоторых ситуациях.

Различие между теориями инсайта (описанными в данной главе) и теориями действия (глава 6) вовсе не является самоочевидным, хотя оно и достаточно удобно для


118 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

разграничения подходов в консультировании. Точно так же мы не в праве утверждать, что какая-либо теория применяется в своем «чистом», первозданном виде. Психотерапевты, предпочитающие инсайт-ориентированные направления типа психоанализа или экзистенциальной психотерапии, отнюдь не чураются использовать приемы бихевиоризма, чтобы помочь клиентам претворить инсайт в активное действие. И наоборот, даже истые приверженцы когнитивной или бихевиоральной психотерапии иногда помогают клиенту осознать источник их страданий. И естественно, что любой способ действий, насколько бы он ни был конкретным, сопровождается некоторой степенью самопознания (Westerman, 1989).

У теорий, собранных в данной главе, есть один общий принцип: все они связаны с самосознанием, пониманием себя и самораскрытием, что и обеспечивает истинный личностный рост. Независимо от того, происходит ли постепенное прояснение чувств или внезапный взрыв осознания, используется ли открытое сочувствие или глубинная интерпретация, сосредоточиваемся ли мы на прошлом, настоящем или будущем, теории, представленные в этой главе, ориентированы на самораскрытие. Их объединяет вера в то, что инсайт по поводу чьей-либо проблемы вместе с пониманием смысла, последствий и перспектив, обязательно предшествует появлению сколько-нибудь реального и стойкого изменения.

Клиент-центрированное консультирование

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...