Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обязательства. Доверие. Эмпатия. Мнение специалиста. Доминирование




Обязательства

Как и в любых других значимых отношениях между людьми, в психотерапевтических отношениях явно или неявно предполагается наличие договоренности вести себя определенным образом и следовать установленным правилам. Подобные взаимные обязательства можно менять и согласовывать, но тем не менее они определяют форму и структуру будущих отношений. Для консультанта существуют ограничения, определяемые профессиональной этикой — он не должен манипулировать, обманывать, потворствовать своим слабостям, но должен оказывать клиенту помощь и делать все возможное, чтобы стимулировать его личностный рост.

Консультант также побуждает клиента принять на себя ряд обязательств в рамках психотерапевтических отношений, хотя часто сделать это достаточно сложно. Служа образцом честности, он побуждает клиента действовать согласно установленным правилам: приходить вовремя, давать необходимые объяснения в случае отмены сессии и выплачивать установленный гонорар. Так же важно обязательство клиента сотрудничать с консультантом, работать над собой, вкладывать энергию в отношения и рисковать. Взаимная честность и справедливость — залог любых успешных отношений, будь то с адвокатом, механиком, супругом, другом или консультантом.

Доверие

Доверие в психотерапевтических отношениях определяет эффективность всей работы. Самая первая обязанность консультанта состоит в создании таких межличностных отношений между собой и клиентом, которые, вероятнее всего, повысили бы уровень доверия. Но само слово «доверие» очень многозначно. Некоторые аспекты доверительных отношений стоит повторить еще раз: уважение права клиента быть самим собой, благожелательный подход к клиенту как к уникальному человеку и искренность, которая предполагает честность и аутентичность.

Хотя может казаться очевидным, что для того, чтобы работа была эффективной, клиент должен доверять консультанту, тем не менее поддерживать это доверие не так просто. К сожалению, часто происходят достаточно серьезные нарушения этических норм, когда консультант, идя на поводу у собственных желаний, не оправдывает доверия клиента (Sell, Gottlieb, Schoenfeld, 1986).

Эмпатия

Эмпатия подразумевает способность консультанта по-настоящему понять клиента со своей уникальной точки зрения. Часто эмпатия включает в себя сообщение о чувствах


102 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ

Мнение специалиста

Чем дальше я работаю, тем больше я понимаю, что основная задача, стоящая перед консультантом на первой сессии, состоит в том, чтобы убедить клиента прийти во второй раз; если вы не можете этого сделать, вероятно, вы не сможете вообще никому помочь. Одна из самых больших ошибок, которые делают новички, — они забывают об этой важной задаче.

Если вы слишком сильно сосредоточитесь на своих вопросах, заполнении анкет и постановке диагноза, то забудете о том, что вы должны очаровать клиента и убедить его, что то, что вы можете ему дать, стоит того, чтобы он пришел еще раз, что у вас есть грандиозные планы работы и никто другой, кроме вас, не сможет их реализовать. Вот почему так важно установить отношения с клиентом на первой сессии. Я знаю, что это звучит странно, но если вы не «зацепите» клиента, то все ваши наилучшие намерения и великолепные техники будут бесполезны.

и мыслях, возникающих в ответ на высказывания клиента, тем самым демонстрируется активное понимание проблем клиента. Иган (Egan, 1998) выделяет два уровня эмпатии. Первый уровень эмпатии предполагает адекватное реагирование консультанта на высказывания клиента. На этом уровне эмпатического реагирования консультант сообщает то, что он понял о мыслях, чувствах и поведении клиента. Второй, более глубокий уровень эмпатии основывается на первом уровне, но в данном случае большее внимание уделяется тому, чтобы консультант при помощи обратной связи способствовал более глубинному исследованию проблемы. Основу эффективных психотерапевтических отношений составляет сбалансированное использование обоих уровней.

Конфиденциальность

Самая главная и уникальная особенность психотерапевтических отношений (в отличие от личных или неформальных) — это конфиденциальность, обеспечивающая неразглашение полученной информации. Так же как в случае с адвокатом, священником или врачом, консультант должен гарантировать, что он сохранит в тайне все полученные от клиента сведения, поскольку открытость и доверие в консультировании зависят от этого обещания. Именно знание о том, что профессиональные и этические нормы оберегают его права, дает клиенту возможность более свободно доверить консультанту свои личные секреты.

Доминирование

Межличностное влияние — это такой параметр в консультировании, который позволяет использовать компетентность, силу и привлекательность как средство для развития самосознания и стимуляции продуктивных изменений. Лазарус (Lazarus, 1981) полагает, что самая важная задача на первой сессии — это вселить надежду, помочь клиенту поверить в силу консультирования и компетентность консультанта как специалиста, который умеет оказывать влияние. Один теоретик далее создал целую психотерапевтическую систему, основанную главным образом на эффекте плацебо в консультировании. Эта система помогает структурировать ожидания клиента таким об-


Глава 4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ □ 103

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...