Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мнение специалиста. Во втором случае консультанты помогают отдельным клиентам разобраться в беспокоящих их на данный момент конфликтных отношениях с начальниками




Мнение специалиста

Одно из лучших следствий того, что я прошла обучение консультированию, — это то, каким образом изменились все мои отношения с другими людьми. Я стала не только более сензитивной, но и более требовательной к дружеским отношениям. Разговаривая целыми днями с людьми об их самых личных секретах, я заметила, что со мной произошли два изменения: первое, я не хочу слышать о проблемах после того, как я пришла с работы домой, и второе, когда я разговариваю с друзьями, мои стандарты близости стали намного выше. Я не знаю, есть ли смысл во всем этом, поскольку мне кажется, что эти два высказывания противоречат друг другу. Я думаю, что сейчас я честно предупреждаю вас о том, что когда вы будете заниматься консультированием, поверхностные отношения вас больше не будут удовлетворять.

отвращает стагнацию, способствует развитию диалога и, в конце концов, сближает людей.

Обычно консультанты используют свои знания для решения конфликтов двумя способами. В первом случае консультант берет на себя роль эксперта, посредника или семейного консультанта, приглашает обе стороны на встречу, исследует динамику их взаимодействий и проводит вмешательства для выработки у них более конструктивных реакций друг на друга.

Во втором случае консультанты помогают отдельным клиентам разобраться в беспокоящих их на данный момент конфликтных отношениях с начальниками, супругами, друзьями, родителями, детьми, соседями, братьями, сестрами или коллегами; это также могут быть давно прервавшиеся отношения из прошлого. И в том и в другом случае консультант придерживается подхода, который практически соответствует общему подходу к консультированию. Этот метод решения конфликтов без перекладывания ответственности на других лиц состоит из нескольких последовательных стадий (Kottler, 1994а).

1. Определите, что является пусковым механизмом всего конфликта. Часто это случаи, когда 1) кто-то поставил под сомнение компетентность клиента; 2) клиент безуспешно пытается добиться чьего-то одобрения; 3) клиент опасается близости с кем-то; 4) кто-то не хочет или не может удовлетворить ожидания клиента; 5) клиент сталкивается с кем-то, кто напоминает ему о нерешенных конфликтах в прошлом. В этом случае работа консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту понять, что именно побуждает его реагировать столь неэффективным образом.

2. Исследуйте истоки конфликта. Сложности в настоящем могут быть результатом использования сценариев поведения из прошлого. С кем ассоциируется у клиента этот человек? Какие глубинные проблемы клиента были затронуты? Консультанты должны учитывать, что проблемы могут быть связаны: 1) с борьбой за власть и контроль; 2) с нереализованной потребностью в принятии; 3) с неспособностью разобраться в ситуации.

3. Усильте негативные переживания. По иронии, часто бывает, что чем хуже чувствует себя человек, тем более он мотивирован на конструктивный риск, которого он обычно избегает. Вот почему обычно консультирование предполагает определенный


100 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ

Мнение специалиста

В основном я занимаюсь семейным и брачным консультированием. Я вкладываю много энергии в то, чтобы помочь людям действительно выслушать друг друга, искренне выразить свои чувства, осознать свои потребности, обучиться искусству договариваться, научиться продуктивно управлять своим гневом, уважать права другого человека на личное пространство и уединение. И когда я добираюсь до дома, я чувствую себя истощенным. На работе я выматываюсь так сильно, что дома редко практикую с детьми и женой то, чему я обучаю своих клиентов. Не поймите меня неправильно: нам хорошо всем вместе. Но правда заключается в том, что часто возникают несоответствия между тем, что я говорю, и тем, что я реально делаю в своей жизни.

уровень дискомфорта, когда клиенты вынуждены обращаться к тем сторонам своей личности, которые кажутся им неприятными и пугающими.

4. Примите ответственность на себя без обвинения других. Клиенты вступают в конфронтацию с оправданиями собственного бездействия. Каким образом клиент отрицает наличие проблемы? Какие отговорки он придумывает? Кто или что является для клиента козлом отпущения? Каких неудач боится клиент?

5. Измените способы реагирования. Клиенты подготавливаются к решительным действиям, используя отношения как своего рода рычаг для увеличения степени доверия, проверки новых идей и навыков, и берут на себя обязательства рисковать.

6. Поэкспериментируйте с альтернативными вариантами. Отношения обеспечивают безопасное пространство, чтобы клиенты могли испытать новые стратегии и практиковать новые формы мышления, чувств и поведения.

Независимо от того, используете ли вы этот метод, чтобы помочь клиенту проработать его конфликтные отношения, или вы выступаете в качестве посредника между двумя противостоящими сторонами, или прорабатываете сложные и тупиковые моменты в отношениях со своими клиентами, при этом психотерапевтические отношения всегда будут обладать рядом особенностей, которые, как было показано в результате исследований, имеют наибольшее практическое значение.

Особенности психотерапевтических отношений, имеющие практическое значение

Обычно клиент приходит на консультирование с целой историей об испорченных отношениях. Недопонимание и конфликты в отношениях с родственниками, друзьями или коллегами заставили его обратиться за помощью к консультанту. Страх клиента перед новыми, напряженными отношениями, который присутствует даже несмотря на чувство одиночества, будет преодолен лишь в рамках немного странных, искусственных границ психотерапевтических отношений.

Как уже говорилась ранее, в большинстве профессиональных отношений изначально заложено неравенство: практически вся власть находится в руках у того, кто выступает в роли эксперта. Поэтому клиент, вступая в психотерапевтические отношения,


Глава 4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ □ 101

изначально находится в невыгодном положении, — он обеспокоен, взволнован, напряжен и смущен. Не успеет клиент привыкнуть к обстановке, как сессия уже начинается, обычно с вопроса: «Чем я могу вам помочь? ». Учитывая все сложности, возникающие на первой сессии, большинство практиков соглашаются, основываясь на данных исследований, теории и собственном опыте, что для создания благоприятного климата для изменения психотерапевтические отношения должны включать в себя ряд параметров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...