Шкала оценки навыков построения отношений
Шкала оценки навыков построения отношений (5) Всегда; (4) Почти всегда; (3) Иногда; (2) Редко; (1) Никогда Самосознание ________ Я нахожусь в контакте со своими чувствами . ________ Наедине с самим собой я чувствую себя комфортно . ________ Я осознаю свои страхи, тревоги и нерешенные конфликты Самораскрытие ________ Я искренне и понятно выражаю свои чувства ________ В общении я точен и выразителен ________ Я открыто делюсь своими мыслями и чувствами Активное слушание ________ Я умею сосредоточиваться на том, что говорят другие, и могу воспроизвести основной смысл их сообщений ________ Когда я слушаю, я демонстрирую внимание и заинтересованность ________ Я способен игнорировать внутренние и внешние стимулы, отвлекающие мое внимание Реагирование ________ Другие люди воспринимают меня как надежного человека, с которым можно поговорить ________ Я умею показывать свое понимание услышанного ________ Я понимаю мысли и чувства, стоящие за поведением других людей Инициирование . ________. Я способен увлечь другого человека ________ Я могу заставить раскрыться другого человека ________ Я могу плавно и естественно оживить беседу Установки Я не осуждаю и принимаю других людей, даже если их ценностные ориентации и мнения отличаются от моих собственных Я отношусь благожелательно и уважительно к другим людям Я умею заботиться и сострадать Способность справляться с конфликтами ________ Я умею вступать в конфронтацию с другими людьми, не вынуждая их при этом занимать оборонительную позицию _______ Я беру на себя ответственность за роль, которую я играю в создании конфликтов ________ Я умею разряжать взрывоопасные ситуации
196 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ На основании полученных результатов, так же как и консультаций с вашими преподавателями и коллегами, что бы вы могли сказать о своих сильных и слабых сторонах? Составьте план работы по развитию своих слабых сторон. Домашнее задание Соберитесь в группы по два-три человека. Пусть каждый возьмет на себя роль страстного приверженца одной из теорий, представленных в данной главе. После этого, устройте обсуждение собственных позиций, защищая их на основании имеющегося опыта. Рекомендуемая литература Corey, G. (2000). Theories of counseling and psychotherapy (6th ed. ). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Cormier, W. H., & Cormier, L. S. (1998). Interviewing strategies for helpers (4th ed. ). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Corsini, R. J., & Wedding, D. (1995). Current psychotherqpies (5th ed. ). Itasca, IL: F. E. Peacock. Egan, G. (1997). The skilled helper (6th ed. ). Pacific Grove, С A: Brooks/Cole. Evans, D. R., Hearn, M. T, Uhlemann, M. R., & Ivey, A. E. (1998). Essential intewiewing: A programmed approach to effective communication (5th ed. ). Pacific Grove, CA: Brooks/ Cole. Hackney, H. L., & Cormier, L. S. (1996). The professional counselor: A process guide to helping (3rd ed. ). Boston: Allyn & Bacon. Heaton, J. (1998). Building basic therapeutic skills. San Francisco: Jossey-Bass. Kottler, J. A. (1991). The compleat therapist. San Francisco: Jossey-Bass. глава Оценка, тестирование и процесс диагностики В соавторстве с Перри Л. Коллинзом Среди консультантов, независимо от того, придерживаются ли они в работе инсайт-ориентированных подходов, подходов, ориентированных на действия, или своих собственных моделей, вопрос о процессе оценки не вызывает разногласий. Оценка может происходить в форме проведения ряда тестовых методик и процедур или в форме беседы о том, что происходит (и что произошло) в жизни клиента. Как вы можете полагать, что поможете человеку, не имея даже четкого представления о том, что с ним происходит? Оценка, тестирование и последующий процесс диагностики помогут как клиенту, так и консультанту начать действовать организованно. Представьте себе, например, что к вам обратилась молодая женщина с жалобами на депрессию, и она хотела бы, чтобы вы помогли ей вновь обрести спокойствие. Но перед тем как кинуться ей помогать, вы должны задать себе несколько вопросов.
• Что она имеет в виду под «депрессией»? Для одного человека это может быть угнетенность, отнимающая все силы; а для другого — всего лишь плохое настроение. • Что еще происходит в ее жизни? В каком контексте развивается ее проблема? Были ли предпосылки текущего эпизода? Если да, то какое влияние оказывают такие факторы, как семейное положение, стадии развития, социальная адаптация? • Что она имеет в виду под словами «вновь обрести спокойствие»? Каким было ее состояние до появления у нее этой проблемы? Каково ее обычное состояние? • Каковы ее ожидания относительно того, что вы можете для нее сделать? Что нужно сделать для того, чтобы работа была успешной? • Что обычно помогало ей, когда она оказывалась в аналогичной ситуации? Какие вмешательства в прошлом были более успешными, а какие — менее? Это самый простой набор вопросов, которые могли бы прийти вам в голову, когда вы впервые слушали рассказ этой клиентки о своих сложностях. Кроме того, Кляйнке (Kleinke, 1994) предлагает вам выяснить также следующие вопросы: почему клиентка обратилась за помощью именно сейчас; как эта проблема влияет на другие сферы ее 198 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|