Когда собственников несколько – это уже проблема сама по себе. И при возрастании числа собственников в арифметической прогрессии, число проблем управления растет в геометрической, тем более, что каждый собственник считает себя «великим управленцем», а распределение полномочий собственников происходит по традиционной «исторической ориентации»: «Ты учился в финансовом вузе – вот и отвечай за финансы на нашей фирме».
Рассмотрим ряд стандартных случаев, когда команда собственников требует упорядочения.
Вариант А. В команде разные по мощности психотипы.
Начинается скрытая борьба за власть, и побеждает кто-либо из психотипов – Управителей. Постепенно все становится на свои места. Собственники же рангом пониже занимают адекватные позиции.
Вариант Б. По мощности психотипы равны и слабы.
Переход на позиции одного собственника. Возникают те же проблемы, как в случае, когда собственник не способен к управлению.
Вариант В. «Два медведя в одной берлоге» – два одноименных и мощных психотипа.
Такая ситуация долго не продержится, поскольку возникает мощная конкуренция, которая в конечном итоге приводит к разделу бизнеса, и каждый идет дальше своей дорогой.
Можно договориться вести совместное управление демократическим путем и совместно принимать участие в выработке всех управленческих решений. Но этот путь – «демократии без берегов» – уже не является бизнесом, а превращается в сплошную «говорильню» с бесконечными обсуждениями, спорами и, в результате, с коллективной безответственностью.
Другой стандартный путь – это разделение должностей, но это «еще не бизнес», так как собственно бизнес-решения подменяются организационными процедурами и перекладыванием ответственности друг на друга.
Нестандартное решение: построение управляющей команды из самих владельцев, что, кстати, и является предметом настоящего консалтинга. Эти задачи успешно решает типологический подход.
Особый случай представляет собой семейный или родственный бизнес. В том и другом случае основой бизнеса являются особые личностные связи.
В семейном бизнесе эту проблему можно решить, если семейная пара является с точки зрения типологии полностью взаимодополняющей, что встречается довольно часто (интертипные отношения дуальные или полудуальные). В этом случае требуется только четкое разделение компетенций.
В родственном же бизнесе ситуация несколько сложнее, поскольку это, как правило, бизнес со скрытой внутрисемейной предысторией, от которой никуда не деться – необходима семейная психотерапия (бизнес-психокоррекция).
Бизнес-карты» психотипов
«Бизнес-карты» – это комплект сжатых характеристик каждого психотипа, отражающих их основные личностно-деловые признаки и бизнес-ориентацию психотипов.
В таблицах приведены сильные и слабые стороны каждого типа личности, примеры профессиональной ориентации.
Работодателям следует обратить внимание на то, что нельзя требовать и ожидать от представителя того или иного психотипа. Эти данные приведены внизу таблицы.
Маршал (ESTP)
Бизнес – содержание «ядра личности» (ST)
«Хард-менеджер»
«Управитель»
Социальная значимость психотипа
(Sе-Ti) = силовая сенсорика (требовательность) в достижении результата
Сильные стороны
Слабые стороны
Ø Волевой, мобилизованный, энергичный лидер, на таких, как он, держится все дело
· Может вести себя резко, не принимать во внимание чувства других людей
Ø Хорошо видит, что должно быть сделано для того, чтобы достичь конечного результата
· Не признает ограничивающих правил, чувствует себя связанным по рукам и ногам
Ø Получает удовлетворение от процесса сложных и трудных переговоров, заключения договоров
· Может нарушать договорные сроки и графики работы
Ø Имеет критический склад ума, наблюдателен, хорошо запоминает ошибки других
· Часто проявляет нетерпимость к административным нормам и требованиям
Ø Быстро ориентируется в изменившихся обстоятельствах
· Неугодным людям может создать неблагоприятную обстановку
Профориентация
БИЗНЕС
q Владелец предприятия
q «Топ – менеджер»
ФИНАНСЫ
q Аудитор
q Банкир
q Инвестор
ПРОФЕССИИ, СВЯЗАННЫЕ
С РИСКОМ
q Пилот
q Следователь
q Пожарный
УЗКИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
q Бармен
q Профессиональный спортсмен, тренер
q Столяр
q Строитель
От него нельзя требовать: прогностических способностей, последовательности во всем.
Политик (ЕSFP)
Бизнес – содержание «ядра личности» (SF)
«Софт-менеджер»
«Управитель»
Социальная значимость психотипа
(Sе-Fi) = силовая сенсорика (принуждение к подчинению)
Сильные стороны
Слабые стороны
Ø Уверен в себе, смел и решителен в экстремальных ситуациях
· Проявляет агрессивность, если его свободу ограничивают
Ø Предпочитает активную и живую работу, хорошо приспосабливается к переменам, любит разнообразие
· Недооценивает планирование, не видит скрытых причин тех или иных действий
Ø Хорошо умеет общаться – лично и по телефону, обаятельный собеседник
· Не в состоянии работать в одиночестве, даже короткое время
Ø Предпочитает ближайшие конкретные цели, приносящие реальную пользу
· Не умеет хорошо распределять обязанности
Ø Стремится быть в курсе различных событий
· Не выполняет всех своих обещаний
Профориентация
БИЗНЕС
q Владелец предприятия
q «Топ-менеджер» (Оптовая торговля в нестабильных условиях)
СФЕРА УСЛУГ
q Распорядитель в ресторане
q Официант
q Агент туристического бюро
УЗКИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
q Артист: танцор, комик, шоумен
q Музыкант
q Импресарио, антрепренер
q Специалист по «PR»
От него нельзя требовать: глубоких аналитических способностей, последовательности в делах.
Мастер (ISTP)
Бизнес – содержание «ядра личности» (ST)
«Хард-менеджер»
«Руководитель малых групп»
Социальная значимость психотипа
(Si-Te) = навыки (сенсорика) создавать совершенные предметы
Сильные стороны
Слабые стороны
Ø Хорошо проявляет себя, имея дело с конкретными задачами и материальными продуктами
· Не всегда отличается коммуникабельностью
Ø Способен разбираться в запутанной ситуации, выявлять факты, которые кроме него никто не видит
· Обладает непредсказуемым характером, необязателен, зависим от настроения
Ø С удовольствием работает руками или с помощью инструментов
· По малейшему поводу он склонен сникать или падать духом, либо приходить в нервное возбуждение
Ø Обычно предпочитает работать в одиночестве или вместе с теми, кто вызывает у него чувство уважения
· Может проявить равнодушие к чувствам и нуждам других людей
Ø В опасной ситуации ведет себя подчеркнуто хладнокровно