Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Домашнее задание. Мнение специалиста




Домашнее задание

Проведите интервью с несколькими «здоровыми» семьями. Исследуйте их семейную динамику, коалиции, отношения между поколениями, способ принятия решений и другие факторы, важные для здорового функционирования семьи. Обратите внимание на силу семьи и ее членов и на другие проблемные области.

Рекомендуемая литература

Brock, G. W. & Barnard, С. Р. (1999). Procedures in Marriage and Family Therapy. Boston: Allyn and Bacon.

Family Therapy Networker. Washington, DC: Family Therapy Network.

Fenell, D. L., &. Weinhold, В. K. (1997). Counseling families. Denver: Love.

Gladding, S. T. (1995). Family therapy: History, theory, and practice. Englewood Cliffs, NJ: Merrill.

Goldenberg, I., & Goldenberg, H. (1999). Family therapy: An overview (5th ed. ). Pacific

Grove, CA: Brooks/Cole.

Huber, C, & Baruth, L. (1994). Ethical, legal, and professional issues in the practice of

marriage and family therapy. New York: Macmillan.

McGoldrick, M. (1997). You can go home again: Reconnecting with your family. New York:

W. W. Norton.

Rosen, R. C, & Leiblum, S. R. (1995). Case studies in sex therapy. New York: Guilford Press.

Young, M„ & Long, L. (1998). Counseling and therapy for couples. Pacific Grove, CA: Brooks/ Cole.


глава

Профконсультирование

Исторически сложилось так, что карьерный рост был и до сих пор остается основной сферой консультирования. По особенностям самого процесса и технических приемов профконсультировання видно, что именно профессия консультанта находит здесь разнообразное применение. Однако с недавних пор наблюдается постепенное, но ощутимое смещение акцента с чисто профессиональных вопросов на личностный/эмоциональный (Dorn, 1986) и системный аспекты профессионального развития (Patton and McMahon, 1999). Множество исследований в области профконсультировання посвящены актуальным проблемам как профессионального, так и личностного характера, таким как проблема трудоголиков (Seybold, Salomone, 1994) или восстановление женщин на рабочем месте (Padula, 1994). К тому же, если раньше усилия консультанта были направлены прежде всего на то, чтобы помочь людям найти работу, то теперь больше внимания уделяется помощи в приспособлении к работе (Hershenson, 1996).

Среди различных причин такой перемены, заслуживающих внимательного изучения, особо выделяются те, которые относятся к новшествам в данной области. Одна из причин (Whitley, 1980) — сложность трансакций, которые являются неотъемлемой частью профконсультировання. Многие консультанты предпочитают сосредоточивать внимание на развитии индивидуальности в процессе общения с другими людьми, так как этим процессом легче всего управлять. Еще одной причиной кажущегося смещения акцентов в профконсультировании является точка зрения, что предпочтения и выбор профессии по сути являются отражением самой личности. Таким образом, становятся актуальными не только вопросы, касающиеся профессии, но и личностные/ эмоциональные проблемы.

Другой причиной таких перемен в профконсультировании являются ограничения большинства теорий и практических приемов в данной области. Теории выбора профессии замыкаются на микрокосме человеческого опыта; они являются устаревшими и отражают тот период развития американской культуры, когда обучение человека только одной постоянной профессии являлось нормальным, рабочие требовались в основном на мануфактурах и в промышленности, а женщины и различные Меньшинства подвергались дискриминации. Сейчас все меняется, поэтому теоретики и практики пытаются адаптировать существующие теории и разработать новые, учитывая


288 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Мнение специалиста

Я думаю, что если бы нас предупредили о том, какое влияние окажет переподготовка и обучение на наши семьи, друзей, экономическое положение, сколько волнений это повлечет за собой, многие из нас ни за что не стали бы продолжать обучение. Вообще-то здесь нет ничего страшного. Всего лишь пройти пару курсов обучения консультированию. И это займет только несколько вечеров в неделю — ничего страшного.

Но основная трудность заключается не во времени и не в деньгах. Когда ты начинаешь заниматься этим, ты не просто обучаешься, но меняются твои взгляды и ценности. Мы столько всего учим об обучении и развитии. Все это, конечно, очень интересно. Проблема в том, что иногда про людей просто забывают.

Я прихожу домой, весь взбудораженный тем, что мы учили. Я работаю над тем, чтобы быть более открытым, чаще выражать свои чувства. Но если моя семья погрязла в рутине, то это может вбить клин в наши отношения. Но еще хуже, как я слышал от своих одноклассников, если остальные члены семьи угрожают тем, что тоже займутся обучением и переподготовкой. И у меня такое происходит. Любая смена профессии создает больше проблем, чем решает.

культурные различия населения (Zunker, 1998) и различия полов (Fitsgerald, Bets, 1994; Lucas, 1997).

Несмотря на очевидные изменения в данной области, среди консультантов бытует мнение, что «настоящее» консультирование сосредоточено на личностной/эмоциональной сфере, а сфера занятости/карьеры — «бедная родственница», требующая меньше умений и являющаяся более рутинной. Эта точка зрения не просто неправильна, но и опасна. Как вы увидите в этой главе, ваша самооценка и ваши потребности имеют прямую связь с профессиональной активностью. Чтобы хоть немного быть удовлетворенным собой, вы должны эффективно планировать жизнь и карьеру. Те люди, которые сталкиваются с проблемами, касающимися профессиональной деятельности (недостаток предложений, их избыток, неудовлетворенность профессией), страдают и от жизненной неустроенности — стрессов, проблем во взаимоотношениях с другими людьми и низкой самооценки. Возможно, когда-то вы пережили это (или переживаете сейчас) на собственном опыте. Тот факт, что вы сами только обучаетесь консультированию, может быть хорошим примером того, каково находиться на пути смены карьеры. Таким образом, вам могут быть знакомы чувства неуверенности, тревожности и страха, связанные с этими переменами.

Функции работы

«Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной — кто ты такой? » С первых дней в школе мы сталкиваемся с этим вечным вопросом — вопросом, который до сих пор не дает нам покоя (и всегда не будет давать): «Кем ты будешь, когда вырастешь? »-Словно мы должны вырасти, чтобы стать кем-то, — или словно мы хотим стать кем-то, кем не являемся, — или просто мы должны вырасти. Но даже Питер Пэн проиграл эту игру.


Глава 11. ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 289

Работа — это предположительно то, к чему мы готовимся, получая соответствующее образование, и что учимся делать. Давным-давно люди занимались лишь охотой и собирательством с целью добыть достаточно еды. Теперь же у нас есть разные специальности. Каждый — я действительно имею в виду каждого — вовлечен в какую-то целенаправленную деятельность, дающую определенные результаты. Некоторые получают финансовое вознаграждение за свою деятельность — они продают свое время и талант. Другие работают ради каких-то целей или получения иной формы компенсации путем разделения труда. Но все мы трудимся. Даже дети работают — они осваивают новые навыки и знания. Иногда они трудятся в песочницах и на игровых площадках, но мы не всегда осознаем, что эти маленькие люди работают над задачами, соответствующими их возрасту. Они работают над своим телом, проверяют свой ум, познают, что значит сотрудничество, соперничество и тысячи других вещей, которые пригодятся им, когда они «вырастут» и получат «настоящую» работу.

Работа — это больше, чем просто источник дохода. Большинству людей работа нужна для самоопределения, самосознания и чувства полезности. Работа является мерилом статуса, основным объектом приложения усилий и времени. Она является площадкой для испытания знаний и умений, накопленных человеком на протяжении всей жизни. Она также может стать источником приобретения новых друзей.

Люди, которые удовлетворены своей работой, чаще всего удовлетворены и своей жизнью в целом. Одинокие, депрессивные, тревожные, проблемные люди — те, кто нуждается в помощи консультанта, — чаще всего не удовлетворены своей работой, будь они домохозяйки, студенты или сотрудники корпораций. Профессиональная фрустрация или стресс, неудовлетворенность решениями или профессиональным ростом являются основными источниками проблем для многих людей и, следовательно, значительной частью работы консультанта.

Если мысленно вернуться к тем временам, когда вы не были заняты важной работой, когда вам не хватало того, чтобы вас оценили и приободрили, когда ваша работа фрустрировала или нагоняла скуку, то вы поймете, каким образом неудовлетворенность такого рода влияет на другие аспекты жизни. Вы также знаете, каким пустым и бессмысленным кажется будущее, как вы одиноки в этой борьбе и как сложно выбрать для себя новое направление. Если бы тогда рядом был консультант, который мог бы вам помочь определиться с желаниями и целями, предложить поддержку и подбодрить вас, составить план, необходимый для достижения определенных изменений, все было бы совсем иначе.

Роль консультирования

Если работа — это то, что вы делаете, а игра — то, что вы хотите делать, то основной целью консультирования является научить людей не работать ни одного дня в их жизни. Некоторые способны изменить свое отношение к работе, что помогает им наслаждаться ею, быть в хорошем настроении и чувствовать удовлетворение. Когда звенит будильник, они просыпаются со страстным желанием начать рабочий день. В то же время другие, работающие в тех же условиях, чувствуют страх, утомление и отвращение к тому, что они делают, чтобы заработать на жизнь. Возьмем случай братьев


290 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Пикенс, описанный Теркелем (Terkel, 1972) в его книге «Работа». Оба занимались разноской газет. Оба вставали в одно и то же время и делали одно и то же. Однако заметьте, насколько различается их отношение к их работе и как оно влияет на них. Один играет, а другой работает.

Клифф:               Для меня процесс разноски газет всегда был забавой. Иногда ты

забрасываешь ее на крышу. Но я, правда, никогда так не делал. Ты швыряешь газету, не останавливая велосипеда, и она приземляется где-нибудь в кустах. Она ударяется о стену и — шлеп! Это очень весело, мне нравится смотреть, как она шлепается.

Терри:                 Я вообще не понимаю, откуда люди придумали всю эту чушь

про парня, который собирался стать президентом и стал им благодаря тому, что разносил газеты. Это якобы научило его распоряжаться деньгами и все такое. Знаете, чему он научился? Он научился ненавидеть людей на своей работе. И печатников. И собак (Terkel, 1972, р. 161).

Столь разное отношение к одной и той же работе показывает, что каждый по-своему относится к своей работе. Одни полностью удовлетворены, другие выгорают. Консультанты проводят много времени, помогая людям — детям или взрослым — по-другому относиться к работе. Отношение важно в каждом виде деятельности, особенно в том, который может стать повседневной работой. Конечной целью практически каждого человека, а следовательно, и каждого консультанта, который помогает человеку, является достижение состояния, когда человек просыпается, полный энергии и возбуждения, энтузиазма и в предвкушении событий, которые ждут его впереди.

Консультанты во многом помогают людям, которым трудно определиться с карьерой. Проблемы развития, например профессиональная незрелость, разрешаются путем исследования интересов клиента, его профессиональных альтернатив и применением стратегии принятия решений. Ситуационные проблемы типа стресса на работе решаются в условиях поддержки, отношений, настроенных на решение проблемы и нахождение альтернативных выходов. Такие хронические проблемы, как психологические дисфункции, требуют длительного консультирования, которое позволяет достичь более глубоких изменений личности. В каждом случае консультанты стремятся развить более позитивное отношение и достичь следующих объективных изменений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...