Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория Роберта Хоппока. Мнение специалиста




Теория Роберта Хоппока

Хоппок (Норроск, 1976) сводил функцию работы к удовлетворению личностных потребностей, но его теория приобрела широкую популярность, в частности благодаря попытке интегрировать идеи из разных теорий. Профессиональное развитие начинается с момента первого осознания того, что работа помогает удовлетворять потребности, и продолжается по мере того, как человек обретает способность предвидеть, какая конкретная профессия больше подходит ему. Когда личность осознает, что и другие профессии тоже могут удовлетворить его потребности, тогда выбор профессии меняется.

Степень удовлетворенности работой можно определить, оценив разницу между тем, что человек хочет от работы (в эмоциональном, финансовом и других планах), и тем, чего он в действительности достиг.

Хоппок описывает свою теорию в десяти базовых постулатах:

1. У всех есть свои потребности: основные физиологические и высшие психологические, такие как самооценка, признание и самоактуализация. Люди различаются по паттернам структуры своих потребностей и по индивидуальным реакциям на те потребности, которые влияют на выбор профессии.

2. Людей притягивают те специальности, которые будут удовлетворять их потребности. Человек, тяготеющий к власти и стремящийся занять высокое положение, будет вынужден искать профессию, которая сможет осуществить эти запросы. Немногими движет одна потребность; у большинства есть множество потребностей, которые слаженно взаимодействуют и влияют на выбор профессии.

3. Человек не обязательно четко осознает потребности, влияющие на его выбор. Те, кто понимает себя и склонны к озарениям, могут понять, какие силы оказывают на них влияние, остальные же просто испытывают удовольствие или удовлетворение от работы в конкретных областях деятельности.

4. На основе жизненного опыта можно выделить основные профессиональные предпочтения, что поможет определить будущий выбор профессии. Первый контакт с профессиональной деятельностью осуществляется и теоретически, и практически, что одновременно удовлетворяет потребность и в профессиональном опыте, и в профессиональной информации, особенно в процессе обучения.

5. При наличии широкого выбора профессий человек должен уметь принимать решения, основанные на самосознании и богатой информационной основе. Экспериментирование с профессиями путем проб и ошибок не оправдывает себя. Не следует допускать освоения и изучения сразу нескольких профессий.

6. Понимание себя — это основа, на которой осуществляется выбор профессии, поэтому оно является основной целью профконсультирования.

7. Понимание себя — это только часть процесса выбора профессии; нужно тдкже иметь точную и исчерпывающую информацию о доступных профессиях. Нельзя выбрать профессию, не зная о ее существовании. Точная информация разрушает стереотипы и развеивает мифы о деятельности, связанной с определенными видами профессий.

8. Когда работа соответствует потребностям человека, он чувствует удовлетворение от работы. Деньги — не единственная потребность, удовлетворяемая работой; ДРУ"


Глава 11. ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 299

Мнение специалиста

Я знаю, что большинству студентов не очень нравятся курсы профессионального обучения. Мне удалось избежать этого, потому что я начал практиковать до того, как прослушал какие-либо теоретические курсы. Вообще я занялся этим «профессионально» совершенно случайно, помогая другим консультантам и занимаясь консультациями самостоятельно. Мне это понравилось, потому что никакой нудный университетский профессор, которому бы лучше преподавать что-нибудь другое, еще не успел надоесть мне своими лекциями. Я хочу сказать, что лучше бы им заняться чем-нибудь другим, а не преподаванием. Я самостоятельно вывел то, что важно в профконсульти-ровании, и позже нашел подтверждение этому во многих теориях, которые я все-таки начал изучать. Также, обучаясь всему в «полевых условиях», я видел, что действительно творится в реальном мире, а не то, что пишут в книгах. На собственном опыте могу утверждать, что между тем, что делают консультанты на практике, и тем, что пишут в книгах, существует огромная пропасть.

гие, высшие потребности также являются решающими для удовлетворения, как и потребность в безопасности. Чтобы работать эффективно и быть настроенным на качественное выполнение работы, нужна позитивная установка. Работники промышленности являются хорошим тому примером: хотя им могут и хорошо платить, у большинства остаются неудовлетворенными высшие потребности; и результатом является низкое качество работы, появление рассеянности и начинаются систематические невыходы на работу.

9. Некоторые смогут откладывать удовлетворение своих нужд, если они воспринимают свою профессиональную деятельность как возможность удовлетворения своих потребностей в будущем. Возможность продвижения и профессиональная мобильность немаловажны, если человек твердо решил достичь максимальной степени удовлетворенности.

10. Если баланс между потребностями и их удовлетворением не устраивает работника, тогда он сменит профессию, если другая профессия поможет ему более полно удовлетворить свои потребности.

С точки зрения теории Хоппока, роль консультанта заключается в следующем: 1) развивать осознание клиентом своих интересов и потребностей, включая прояснение ценностей; 2) способствовать достижению инсайта, который придаст жизни индивидуальный смысл; 3) предоставить полную и точную информацию о профессии; 4) помочь соотнести сильные и слабые стороны клиента с теми профессиями, которые обеспечат максимальное удовлетворение его потребностей. Теория Хоппока содержит массу указаний для консультантов:

• Консультант должен всегда помнить, что потребности клиента отличаются от потребностей консультанта.

• Консультант должен действовать в рамках потребностей клиента.

• Консультант должен предоставлять клиенту все возможности для осознания и выражения собственных потребностей.

• Консультант должен быть внимательным и помнить о потребностях клиента.

• Консультант должен помочь клиенту собрать необходимую информацию о профессии, которая может соответствовать требованиям клиента.


300 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...