Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Английский спуск с заостренным зубом; II — зуб на импульсной плоскости палеты; III — швейцарский спуск с широкой импульсной плоскостью зуба




Палеты. Палеты, изготовленные из искусственного камня, вставлены в прорези анкерной вилки и для закрепления залиты шеллаком.

Рис. 20. Палеты:

1 — правая палета — входная; 2 — левая палета — выходная

Правая палета (входная) имеет скошенную плоскость импульса в наружную сторо­ну, левая палета (выходная) — во внутреннюю (рис. 20). При этом выходная палета имеет больший скос, чем входная. Угол охвата анкерной вилки составляет около 3,5 зубьев ходового колеса. Зуб ходового колеса, падая на плоскость покоя палеты, притягивает вилку к ограничи­тельному штифту и удержи­вает ее около него. Если анкерную вилку отклонить немного пин­цетом от штифта, но так, чтобы зуб колеса оставался на плоскости покоя палеты, то, отпустив вилку, увидим, что она мгновенно возвратится в первоначальное положение, т. е. прижмется к огра­ничительному штифту. Этсь явление называется притяжкой. При-тяжка в анкерном спуске нужна для того, чтобы обеспечить зазор между копьем и предохранительным роликом двойного ролика. При отсутствии притяжки копье будет касаться предохранитель­ного ролика, создавая трение и влияя этим на точность хода часов.

Рис. 21. Потерянный путь: 1 — навходной палете; 2 — на выходной палете

Явление притяжки возникает потому, что плоскость покоя па­леты расположена под углом к направлению силы, с которой ос­трие зуба давит на палеты. Если провести прямую линию через ось вилки и точку, в которой острие зуба колеса соприкасается с плоскостью покоя палеты, и,из этой точки восстановить перпен­дикуляр к этой прямой линии, то угол между перпендикуляром и плоскостью покоя палеты будет называться углом притяжки.

Зуб ходового колеса прилегает к плоскости покоя палеты по­очередно — сначала к входной, затем к выходной палетам.

Когда зуб ходового колеса соскочит с входной палеты и впе­реди идущий зуб упрется в плоскость покоя выходной палеты, то вилка в этот момент не подойдет еще вплотную к ограничитель­ному штифту. Путь, который анкерной вилке остается пройти к ог­раничительному штифту, называется потерянным путем (рис. 21).

Этот путь вилка пройдет и будет притянута к ограничительному штифту в следующих случаях: а) если зуб ходового колеса давит на плоскость покоя палеты под влиянием силы заведенной пру­жины; б) если палета стоит под определенным углом, дающим возможность зубу ходового колеса притянуть анкерную вилку к ограничительному штифту.

 


Рис. 22. Освобождение палеты из-под зуба ходового колеса и угол подъема:

1 — момент удара эллипса о рожок вилки; 2 — удар противоположного рожка по эллипсу

Рис. 23. Дополнительная дуга


Остановка на покое. После прохождения анкерной вилкой поте­рянного пути в момент притягивания вилки к ограничительному штифту баланс свободно пробегает свой путь (отсюда и назва­ние — свободный анкерный ход). Пока баланс проходит дополни­тельную дугу и возвращается обратно, весь механизм часов непо­движен, в том числе стоит и ходовое колесо, упираясь зубом в пло­скость покоя палеты.

Схема действия анкерного хода. Действие свободного анкерного хода можно разделить на четыре последовательных момента (рис. 22):

1) баланс возвращается назад, и эллипс ударяется о рожок ан­керной вилки, начиная освобождать палету из-под зуба ходового колеса;

2) зуб ходового колеса, сойдя с плоскости покоя, переходит на импульсную плоскость палеты и давит на нее, вследствие чего дру­гой рожок вилки ударяется об эллипс (при начале импульса) — начинается дуга подъема баланса; баланс опять получил большую скорость для движения и компенсировал частичную потерю ско­рости во время первого удара эллипса о рожок вилки;

3) впереди идущий зуб ходового колеса падает на покой вы­ходной палеты; баланс проходит дополнительную дугу (рис. 23), т. е. происходит потеря связи баланса с анкерной вилкой — начало свободного колебания баланса.

Рис. 24. Последовательные углы отклонения баланса от положения равновесия

 

Одновременно анкерная вилка, пройдя потерянный путь, при­тягивается к ограничительному штифту и около него удерживает­ся. В это время весь механизм часов на­ходится без движения и только баланс, неся на себе двойной ролик с эллипсом и спираль, находится в движении, про­бегая вокруг своей оси 270° от положе­ния равновесия баланса. Путь баланса показан на рис. 24.

Положение равновесия баланса — это момент, когда анкерная вилка стоит точ­но посередине между ограничительными штифтами и зубья ходового колеса со­вершенно не давят на палеты анкерной вилки, так как в это время волосок на­ходится в ненатянутом состоянии (часы не заведены).

Потерянный путь существует в часо­вых механизмах для компенсации сле­дующих погрешностей: ходовое колесо выполнено неточно, например оно бьет, так как посажено на триб эксцентрично, его зубья имеют погрешность или загу­стело масло на импульсной плоскости зубьев колеса или палеты; зуб ходового колеса может задержаться на палете, и часы остановятся.

Однако при наличии потерянного пути вилка после падения зуба не сразу упирается в ограничительный штифт, а проходит некоторый так называемый потерянный путь. Угол потерянного пути равен от 1/3 до 1/4 полного угла покоя на палете.

Угол покоя. Когда вилка прижата к ограничительному штифту, эллипс, входя в паз вилки, поворачивает ее. В свою очередь вилка, поворачиваясь, освобождает палету из-под зуба, давая возможность ходовому колесу, совершив отход назад, встать зубом на на­чало плоскости импульса палеты. Угол, на который поворачивает­ся в это время вилка от ограничительного штифта до того поло­жения, когда зуб встанет в начало плоскости импульса палеты, называется полным углом покоя, или углом освобождения.

Полный угол покоя равен углу покоя плюс угол потерянного пути. Например, если угол покоя равен 1°30', а угол потерянного пути — 0030', то полный угол покоя будет равен 2°.

Угол импульса. Когда ан­керная вилка прошла угол освобождения, т. е. острие зуба ходового колеса сопри­коснулось с началом плос­кости импульса палеты, ко­лесо, получив возможность вращения, начинает пово­рачивать вилку, сообщая ей импульс.

Угол, на который повора­чивается анкерная вилка, начиная с положения, когда острие зуба колеса сопри­коснулось с началом плос­кости импульса, и до того момента, пока пятка зуба не покинет эту плоскость, — называется углом импульса. Сумму угла покоя и угла импульса называют углом подъема анкерной вилки. Таким образом, весь узел анкерной вилки служит свя­зующим звеном между узлом баланса-и анкерным колесом (рис.25). Зазор между ограничительными штифтами, копьем и предо­хранительным роликом с обеих сторон должен быть совершенно одинаковым. Необходимо, чтобы зазор между предохранительным роликом и копьем был бы меньше, чем зазор между эллипсом и рожком вилки. Это нужно для беспрепятственного прохода эллипса в паз рожков вилки.

Зазор между эллипсом и рожком должен быть больше поте­рянного пути.

Ходовое колесо. Для передачи движения анкерной вилке слу­жит ходовое колесо. Оно состоит из втулки, спиц, обода и зубьев и закреплено на оси, изготовленной вместе с трибом из одного прутка. Зубья колеса имеют своеобразную форму (рис. 26). Ра­бочая часть зуба состоит из четырех элементов: вершины (острие) зуба, пятки зуба, плоскости импульса и плоскости покоя.


Рис. 25. Комплекс узлов хода и регулятора, собранных полностью (вид сверху)

Рис. 26. Зуб ходового ко­леса:

1 — острие зуба; 2 — пятка зу­ба; 3 — плоскость покоя; 4 — плоскость импульса; 5 — фаска


 

Ходовое колесо обычно изготовляют из латуни. Для часов улуч­шенного качества эти колеса изготовляют из стали и бериллиевой бронзы. Стальное колесо подвергают термической обработке — за­калке и отпуску. Рабочие поверхности колеса тщательно шлифуют. Верхнюю плоскость колеса полируют, а нижнюю шлифуют.

Рис. 27. Последовательные периоды работы анкерного хода

Находясь во взаимодействии с налетами, зубья ходового колеса касаются плоскости покоя палет своими вершинами и пятками. Когда зуб соприкасается вначале с плоскостью импульса палет, он упирается в нее также вершиной зуба, когда зуб проходит по плоскости импульса палет, он касается ее пяткой зуба, но в конце, перед выходом зуба из-под палеты, острие палеты скользит по плоскости импульса зуба. Падая на плоскость импульса, зуб ходо­вого колеса ляжет не в самом начале угла импульса палет, а не­сколько впереди.

Ось ходового колеса своими цапфами входит в отверстия пла­тины и моста. На оси нарезан триб, который имеет шесть, иногда восемь зубьев.

Отход назад. В начале движения анкерной вилки и ее отрыва от ограничительного штифта до того момента, когда зуб попадет на импульсную плоскость, палета отодвигает ходовое колесо не­сколько назад от направления своего вращения, давая этим самым возможность палете освободиться от притяжки зубом ходового колеса.

Вершина зуба ходового колеса под действием заводной пру­жины падает на плоскость импульса палеты, отбрасывая анкерную вилку, которая своим рожком догоняет эллипс и, ударяя по нему, сообщает импульс балансу. Вилка же, благодаря притяжке, плотно прижмется к ограничительному штифту.

Таким образом во время работы хода происходит мгновенный обмен скоростями между балансом и анкерной вилкой. На рис. 27 показаны последовательные периоды работы анкерного хода.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...