Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка рабочего места для ремонта часов




 

Разборка, сборка и ремонт часов и часовых механизмов тре­буют от часовщика-механика большой внимательности, аккурат­ности и знания дела. Каждый часовщик-механик должен знать теоретические основы, устройство, конструктивные особенности часов и отдельных узлов деталей, уметь пользоваться оборудо­ванием, инструментом и материалами. Правильно разбирать, ре­монтировать и собирать часы.и уметь проверять отдельные детали, узлы и механизмы в целом. Помимо этого, он должен уметь регу­лировать и проверять ход часов.

Часовой мастер должен работать в чистом белом халате из гладкой (не ворсистой) материи, а волосы убирать под колпак или косынку. Рекомендуется периодически (несколько раз в день) мыть руки 0,2-0,3-процентным раствором формалина в теплой воде, чтобы избежать коррозии стальных деталей от потных и грязных рук.

Ремонт часов обычно начинают с разборки часового меха­низма. Разборку следует проводить в определенном порядке, поль­зуясь специльными подставками для каждого вида часового механизма. При разборке и сборке механизмов не следует приме­нять больших усилий во избежание поломки деталей. Разъемные соединения (т. е. резьбовые, фрикционные), соединения на квадрате, на штифтах, шпонках, шплинтах должны легко поддаваться разборке и сборке; если же они не разъединяются или не соеди­няются, то нужно установить причину этого явления и устранить ее. Неразъемные соединения разбирают только в случаях крайней необходимости. При разборке часов следует внимательно осмот­реть детали и определить необходимость ремонта или замены каждой из них.

Разобранные детали укладывают в специальную тару или на доску с гнездами, покрываемую стеклянным колпаком. Винты следует вывинчивать отвертками, размеры рабочей части которых соответствуют ширине и длине шлица винта. Лезвие отвертки должно быть хорошо заправлено и быть немного уже ширины шлица.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОРЯДОК В РАБОТЕ ПРИ РАЗБОРКЕ И СБОРКЕ ЧАСОВ

 

Очень важна последовательность в работе. Например, если мастер не освободил крючок вала барабана от замка пружины, то вынуть вал он Hes сможет. Выемку пружины из барабана нужно начинать с внутреннего витка, не допуская мгновенного выскакива­ния пружины. Чтобы разобрать барабан, нужно вставить отвертку в квадратное отверстие крышки барабана и, используя ее как рычаг, отделить крышку от барабана. Снимают мосты с платин пинцетом или отверткой. Лезвие отвертки вставляют в вырезы, имеющиеся внизу моста с боковой или задней стороны, и легким покачиванием отвертки отделяют мост.

Сборка часов требует не меньшей аккуратности и последова­тельности, чем разборка. Например, при сборке барабана нужно следить, чтобы крышка барабана была строго поставлена на прежнее место, так как в противном случае замок пружины, не попав в отверстие, может повредить крышку.

Качество ремонта того или иного узла проверяется в опреде­ленной последовательности. Например, зубчатая передача прове­ряется в таком порядке:

1) зубья колес трибов;

2) цапфы (погнутость, изношенность, риски);

3) часовые камни (целостность, плотность посадки);

4) биение колес по плоскости и диаметру;

5) глубина зацепления в колесной передаче и величина зазо­ров в зубьях.

Несоосность отверстий контролируется по параллельности колес к их опорным плоскостям. Нарушение этой параллельности может быть следствием неправильной запрессовки колеса на ось или триб. Поэтому причины того или иного дефекта нужно иссле­довать очень внимательно.

Особенно бережного обращения требует баланс с волоском. Поэтому даже при частичной разборке часового механизма рекомендуется снять узел баланс — волосок для исключения его слу­чайных повреждений. Детали часов рекомендуется брать не ру­ками, а пинцетом, во избежание появления на деталях коррозии. Особенно это относится к таким деталям, как волосок, который нельзя брать руками ни в коем случае.

При термообработке деталей часов надо учитывать, что имеете дело с весьма чувствительными деталями, которые можно испортить при неправильном режиме работы. Например, когда хотят переместить палеты в пазах анкерной вилки, то для раз­мягчения шеллака вилку подогревают. При недостаточном нагреве шеллак быстро остывает и твердеет, не дав возможности выпол­нить операцию перемещения палет. Перегрев также недопустим, так как шеллак потечет и выйдет из мест крепления, уменьшится прочность посадки палет и загрязнится сама анкерная вилка.

При проверке взаимодействия частей часового механизма нужно соблюдать исключительную осторожность и чистоту, чтобы не повредить и не загрязнить детали, например, в деталях спуска или баланса не испортить цапфы, камни, копье, волосок.

При установке мостов нужно следить за тем, чтобы не сломать цапфы и камни.

Современное часовое производство достигло большого совер­шенства в изготовлении деталей и узлов часов, поэтому в боль­шинстве случаев при ремонте часов сломанные или изношенные детали не ремонтируют, а заменяют новыми. Однако в связи с тем, что часовщикам-механикам приходится ремонтировать часы заграничного производства и часы устаревших конструкций, сня­тых с отечественного производства, для которых запасных деталей нет, необходимо знать способы восстановления изношенных и сло­манных деталей.

 

ГЛАВА IV

ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПОЛУФАБРИКАТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РЕМОНТЕ ЧАСОВ, И ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ

 

МЕТАЛЛЫ И ИХ СПЛАВЫ

 

Для правильного понимания технологии ремонта часов часов­щик-механик должен знать конструкционные материалы, приме­няемые в часовой промышленности. Металлы и их сплавы, при­меняемые для изготовления часов, должны обладать повышен­ными физико-механическими свойствами и особой стабильностью во времени. Кроме того, они должны удовлетворять заданным технологическим требованиям, хорошо обрабатываться резанием, давлением, принимать термообработку и т. п.

Платины, мосты и барабаны изготовляют из латуни ЛС59-2, т. е. сплава, содержащего: медь (57 — 60%), цинк (38 — 40%) свинец (1,5 — 2,5%).

Оптимальная обрабатываемость металла резанием требует, чтобы твердость латуни была достаточно высокой (160 — 170 еди­ниц по Бринеллю).

Колеса ангренажа изготовляют из латуни ЛС63-3 (63% меди, 3% свинца, 34% цинка). Для получения лучшей обрабаты­ваемости (образование сыпучей стружки, чистой поверхности зубьев после нарезки).иностранные фирмы применяют для колес латунь мунцевого сплава (около 60% меди) с присадкой 0,7 — 1,0% железа.

Крышки барабана изготовляют из полосовой нагартованной ла­туни мунцевого сплава для придания ей большей упругости.

Балансы часов изготовляют из латуни, нейзильбера и из берил-лиевой бронзы. Латунные балансы изготовляются из латуни марки ЛС63-3, нейзильберовые балансы — из нейзильбера марки МНЦС63-17-18-2 (медь, никель, цинк, свинец); бериллиевые балансы — из бериллиевой бронзы марки Бр. Б2,5 (2,26% берил­лия, 0,40% никеля, 0,42% теллура, остальное — медь).

Бериллиевую бронзу применяют главным образом для изготов­ления высокоточных карманных и наручных часов, где ставят ба­лансы большого диаметра с тонким ободом.

Высокая твердость исключает возможность нарушения формы баланса в процессе обработки, сборки и регулировки. Бериллие-вая бронза обладает малым коэффициентом линейного расшире­ния по сравнению с латунью и нейзильбером. Высокая стабиль­ность структуры бериллиевой бронзы не дает возможности ба­лансу деформироваться. Кроме того, балансы из бериллиевой бронзы обладают высокой антикоррозионной стойкостью.

Корпусы часов изготовляют из латуни.марки ЛС59-2, нейзиль­бера марки МНЦС63-17-18-2, мельхиора, «морокой» латуни (мор­ские хронометры), стали (будильники), пластмассы и т. п.

Часто корпусы карманных и наручных часов изготовляют из золота, состав которого определяется пробой, зависящей от коли­чества лигатуры (обычная красная медь), указываемой на крыш­ке или корпусном кольце. За рубежом распространены наручные и карманные часы, корпусы которых плакированы золотом. Для этих корпусов, изготовляемых холодной штамповкой, используется би­металл (латунь — золото), получаемый прокаткой. Толщина золо­того слоя бывает обычно равна 10 — 20 мк.

Латунные корпусы, изготовляемые методом горячей пластиче­ской деформации, а также на металлорежущих станках, покры­вают золотом гальваническим способом.

Корпусные крышки наручных часов, для предотвращения кор­розии от пота рук, изготовляют из нержавеющей стали. Напри­мер, из стали 1Х18Н9 с добавкой селена, что повышает обраба­тываемость ее по сравнению с обычной нержавеющей сталью в 2 — 2,5 раза.

Циферблаты изготовляют из различных материалов, в зависи­мости от типа часов. Карманные и наручные часы имеют цифер­блаты из томпака,.полутом пак а, мелкозернистой латуни одно­фазного сплава без специальных добавок свинца (латунь Л68). Такая латунь хорошо.покрывается серебром, эмалью и лаками. Циферблаты для будильников изготовляют из латуни, алюминия и картона. Циферблаты ходиков делают из декатированного железа.

Стрелки наручных, карманных часов и секундомеров изго­товляют из холоднокатаной стальной ленты с содержанием 0,5 — 0,6% углерода. Синёные стрелки подвергают закалке и отпуску. Стрелки, подвергающиеся гальваническим покрытиям — медне­нию, никелированию, хромированию или золочению, — специально обработки не проходят.

Трибы и винты изготовляют из автоматной стали, легирован­ной серой, из стали марки У7АВ, стали У10А и из свинцовистой стали (0,2% свинца).

Плоские стальные детали (рычаги, градусники, анкерные ко­леса, анкерные вилки, мосты ремонтуара и т. п.) изготовляют из высокоуглеродистой стали У10 или У12.

Такая сталь, будучи термообработанной, хорошо полируется и в полированном виде имеет высокую стойкость против коррозии. Оси балансов изготовляют из стали-серебрянки с высоким содер­жанием углерода (1 — 1,2%). Закалку осей баланса на твердость производят по Роквеллу: для васов с противоударным устрой­ством 61 — 63 единицы и для часов без противоударных устройств 59 — 60 единиц.

Заводные пружины изготовляют из углеродистой стали и спе­циальных нержавеющих немагнитных сталей, стальные пружины — из стали типа У12.

В последнее время наиболее распространен сплав для пружин «нивафлекс» следующего состава: 15,64% хрома, 52% кобальта, 19% никеля, 2% молибдена, 7% вольфрама, 2,5% ниобия, 0,16% алюминия, 1,7% титана.

Волоски изготовляют из различных сплавов в зависимости от типа часов и предъявляемых к часам требований: из бериллиевой бронзы (Бр. Б4), фосфористой бронзы (будильники и настольные часы), углеродистой стали (часы с биметаллическим балансом) и специальных сплавов типа элинвар, хроновар, изовал и нива-роке (часы с монометаллическим балансом). Марка отечествен­ного элинвара Н35ХМВ.

Сплав инвар применяют для изготовления штанги маятника. Он обладает небольшим коэффициентом линейного расширения под влиянием температуры. Обычно применяется инвар следую­щего состава: 36% никеля, 0,1% углерода, 0,4% марганца, 63,5% железа.

Для изготовления звукопружины (тонфедеров, гонгов) к часам с боем применяют следующие сплавы:

1) железо — 0,5%, медь — 62,6%, никель — 15,3%, цинк — 21,6% (крепость на разрыв 90 кг/мм2, относительное удлинение 2 -т- 5%);

2) железо — 0,5%, медь — 62,2%, никель — 15,1%, цинк — 22,2% (.крепость на разрыв 60 кг/мм2, относительное удлинение 7-10%).

Для изготовления штифтов применяют нагартоваиную латун­ную проволоку.

 

ДЕРЕВО

 

Для изготовления стержня маятника, корпусов настольных, на­стенных и напольных часов применяют дерево. Наиболее распро­страненные породы дерева, применяемые в часовом производстве: бук, граб, береза, сосна, ель, также декоративная фанера. Древе­сина, идущая в производство, должна быть здоровой и не иметь пороков, в то,м числе механических — коробление, косослой, тре­щины и щели.

 

ПЛАСТМАССЫ

 

Пластическими массами или пластиками называются матери­алы, которые в определенной стадии производства принимают под давлением любую форму, не подвергаясь разрушению.

Применяемые в настоящее время пластмассы представляют со­бой сложные композиции. Большинство пластмасс состоит из двух основных частей: связующего вещества (смолы, битум, эфиры цел­люлозы и другие) и наполнителя (кварцевая мука, древесная мука, хлопчатобумажные очесы, волокна и другие).

Наполнитель удешевляет пластмассу и в то же время улучшает ее механические и другие свойства.

По тому, как пластические массы воспринимают нагревание, их можно подразделить на две большие группы: термопластичные и термореактивные. Изменение свойств термопластичных масс при нагревании является процессом обратимым. Термопластичные массы, пока их нагревают, размягчаются, однако при охлажде­нии они снова затвердевают, приобретая присущую им механиче­скую прочность и свойства, которыми они обладали до нагревания. Термореактивные пластические массы при нагревании необратимо переходят в неплавкое и нерастворимое состояние. Различие свойств этих групп пластических масс объясняется особенностями строения высокомолекулярных веществ.

Из карболита, бакелита и органического стекла изготовляют корпуса настольных часов. Органическое стекло — пластмасса на основе полиметилметакрилата. Оно совершенно прозрачно, и по­этому его называют небьющимся стеклом, а иногда плексигласом. Органическое стекло широко применяется для изготовления часо­вых стекол к наручным, карманным и специальным часам. — Ней­лон, капролактам и другие — стали находить применение в зару­бежной часовой промышленности. Из них изготовляют корпусы карманных и наручных часов, платины, мосты и т. д.

 

ЧАСОВЫЕ КАМНИ

 

К материалу для часовых камней предъявляются следующие требования: твердость, высокое сопротивление изнашиваемости, антифрикционность и хорошая полируемость.

Наиболее распространенным минералом для изготовления ча­совых камней является рубин, реже применяют сапфир, агат, в некоторых часах — накладные камни из алмаза.

Рубин представляет собой одну из форм окиси алюминия А12О3, подкрашенной в период плавки окисью хрома. Смесь из 500 частей порошка окиси алюминия и 10 частей порошка окиси хрома в специальной печи при температуре 2000 4- 2050° С оплав­ляется в круглую бульку. После охлаждения бульку разрезают на пластинки на специальных камнерезных станках металлическими дисками, натравленными алмазным порошком. Из пластинок из­готовляют часовые камни. Часовые камни имеют следующую кон­структивную разновидность:

1) камни сквозные плоские с цилиндрическим отверстием (для цапф трибов и осей);

2) камни сквозные сферические (для цапф осей баланса);

3) камни накладные (подпятники для осей);

4) камни-палеты входа и выхода (для передачи движения анкерной вилке);

5) камни импульсные (эллипсы — для передачи импульсов ба­лансу).

Размеры часовых камней имеются в таблице ГОСТ 7137-54.

 

ЧАСОВЫЕ МАСЛА

 

Масла для смазки применяются костяные, растительные, мине­ральные и синтетические. Костяное масло приготовляют преиму­щественно из костного жира бычьих ног и дельфиньего жира, рас­тительное — из касторового, горчичного, оливкового, орехового и других масел, минеральное — из нефтяных продуктов и каменно­угольных смол. Каждое из перечисленных масел в отдельности обладает и положительными, и отрицательными свойствами. Ко­стяное масло быстро сохнет и окисляется, растительное — разла­гается, а минеральное — растекается и улетучивается.

Для смазки часовых механизмов обычно применяют специально приготовленные часовые масла, представляющие собой смесь ко­стяного и минерального масел с добавлением синтетических при­садок.

Часовые масла подбирают по их физико-химическим свойст­вам для различных условий работы механизма, а также в зависи­мости от величин давлений и скоростей трущихся элементов с уче­том материала смазываемых поверхностей.

Часовые масла должны быть стойки против окисления и загу-стевания и не портиться в течение трех лет. Цапфы баланса, па-леты и цапфы анкерной вилки смазывают маслом МБП-12. Опоры колесной передачи смазывают маслом МЗП-6, узел барабана — маслом МЦ-3, детали ремонтуара — маслом РС-1. Механизмы, работающие при низких температурах, смазывают маслом С-3 (табл. 1).

Таблица

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...