Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии.




Практический курс дисциплины ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

Тема 1. Место и роль этнопсихологии в системе научного знания

1. Определение этнопсихологии как науки. Этнопсихология как междисциплинарная отрасль знания, связь с другими науками.

2. Предмет, методы и задачи этнической психологии, её структура.

3. Понятие этноса и уровни его характеристик: этнообразующие факторы, этнические признаки, этническое самосознание.

4. Основные направления этнопсихологических исследований. Использование результатов этнопсихологических исследований для решения практических задач.

Тема 2. История возникновения и становления этнопсихологии

1. История развития этнической психологии. Основные этапы: зарождение этнопсихологических идей в истории и философии, выделение описательной этнопсихологии в самостоятельную область знания, оформление современной этнической психологии (идеи М.Лацаруса и Г.Штейнталя, В.Вундта, Г.Лебона, А.А.Потебни, Г.Г.Шпета).

2. Культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л.С.Выготского.

3. Современное состояние и развитие этнической психологии в России, основные направления этнопсихологических исследований

Тема 3. Методологические основы этнопсихологических исследований

1. Основные методологические идеи XX века и их влияние на развитие этно-психологической мысли.

2. Особенности методологических подходов к структурированию этнопсихологических знаний и построению исследовательских программ.

3. Методы этнопсихологических исследований и их основные принципы.

4. Универсальные и спе­цифические методы, соотношение количественных и качественных методов в этнической психологии.

Тема 4.Этнопсихологические проблемы исследования личности

1. Научная школа «Культура и личность» (М.Мид, Р.Бенедикт, К.Клакхон, Р.Линтон).

2. Концепции «базовой» и «модальной» личности. Понятие о «национальном характере», исследования по национальному характеру (Р.Бенедикт, Э.Фромм, Э. Эриксон, Д.Горер, К. Клакхон, К.Касьянова).

3. Сравнительно-культурный подход в социальной психологии. Локус контроля. “etic” и “emic” подходы в кросс-культурном исследовании.

4. Исследование универсальных и культурно-специфических черт личности.

5. Национальный характер и ментальность.

Тема 5. Этнокультурная вариативность социализации

1. Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия.

2. А. Кардинер и этнография детства.

3. Сравнительно - культурное изучение социализации: архивные, полевые и экспериментальные исследования.

4. Леви - Брюль о ментальности первобытного и современного человека. Пралогическое мышление первобытных народов.

5. М. Мид и эмпирические исследования мира детства в разных культурах. Инициация - важный институт социализации.

6. Социальная идентичность. Гендерная идентичность, этническая идентичность.

Тема 6. Культурная вариативность регуляторов социального поведения

1. Регулятивная функция культуры.

2. Традиции. Ценности. Нравственные нормы. Обычаи.

3. Индивидуализм - коллективизм.

4. Самоутверждение - конформность. Конформность как регулятор поведения индивида в группе.

5. Вина и стыд как механизм социального контроля.

Тема 7. Универсальные и культурные аспекты общения

1. Социальная дистанция в этнопсихологии. Этноцентризм.

2. Особенности вербальной и невербальной коммуникации.

3. Культурный контекст общения. Язык и национальная идентичность. Экспрессивное поведение и культура.

4. Культурно-обусловленные стили вербальной коммуникации.

5. Культура и невербальное общение. Проксемика в контексте культуры. Тактильное взаимодействие.

6. Коммуникативная компетентность и способы ее повышения в межкультурном общении. Межгрупповое (межэтническое) общение.

7. Понятие о межэтнической напряженности и ее психологические показатели.

8. Кросс-культурные исследования ингруппового фаворитизма.

Тема 8. Межэтническое взаимодействие и формирование этнической идентичности

1. Межэтническое взаимодействие как фактор формирования этнической идентичности.

2. Закономерности формирования и развития этнической идентичности.

3. Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия.

4. Этноцентризм, стереотипизация, этностереотипы. Каузальная атрибуция социальных явлений.

Тема 9. Этническая напряженность и этнические конфликты

1. Этническая напряженность и этнические конфликты. Понятие об этническом конфликте.

2. Стереотипы и предубеждения в межэтнических конфликтах.

3. Психологические модели урегулирования межэтнических конфликтов: модель контакта, информационная модель, достижение общей идентичности.

4. Межэтническая толерантность, её формирование.

Тема 10. Социально-психологические проблемы миграции

1. Основные психологические проблемы миграционных процессов.

2. Виды миграции.

Тема 11. Межкультурная адаптация

1. Проблемы межкультурной адаптации. Понятия «адаптация», «аккультурация», «приспособление», «культурный шок», «маргинальность».

2. Этапы межкультурной адаптации.

Тема 12. Социально-психологическое сопровождение детей из семей мигрантов в условиях адаптации к образовательной среде

1. Важность прикладных этнопсихологических исследований и теоретических знаний в образовательной практике.

2. Основные направления деятельности психолога в образовании в контексте этнической психологии: формирование в школе атмосферы толерантности и профилактика ксенофобии и экстремизма; повышение межкультурной компетентности всех участников образовательного процесса; консультирование педагогов по вопросам формирования этнической толерантности, оптимизации образовательной среды для социокультурной адаптации детей-мигрантов; формирование интеграционно-посреднической стратегии адаптации детей из семей мигрантов.

Тема 13. Социально-психологические технологии повышения межкультурной толерантности.

- Тренинг этнической толерантности для школьников.

- Атрибутивный тренинг.

- «Культурный ассимилятор» или техника повышения межкультурной сензитивности.

 

Образовательные технологии

В процессе чтения лекций по разделам 2,3 рекомендуется приводить примеры из практики и использовать их для наглядности и в качестве материала, иллюстрирующего проявления социально-психологических феноменов в практике.

Информационные и интерактивные технологии (кейс-метод, мини-дискуссии в группах, заданные) уместны при обсуждении проблемных и неоднозначных вопросов, требующих выработки решения в ситуации неопределенности и аргументированного изложения своих взглядов, профессиональной позиции.

При рассмотрении темы «Прикладное значение этнической психологии в сфере образования» рекомендуется иллюстрировать при помощи анализа конкретных методик.

В целом предполагается использование следующих технологий:

- компьютерные стимуляции в виде мультимедийных лекций и видеоситуаций;

- деловые и ролевые игры на семинарах;

- анализ ситуаций, представленных в отрывках литературных источников;

- анализ конкретных ситуаций в образовательной практике;

- мини-тренинги по подразделу «социально-психологические технологии адаптации детей из семей мигрантов к образовательной среде»,«этническая напряженность и этнические конфликты».

 

Тестовые задания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...